ТИПЫ и ВИДЫ НАУЧЕНИЯ в зависимости от того, каков их нервный механизм — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

ТИПЫ и ВИДЫ НАУЧЕНИЯ в зависимости от того, каков их нервный механизм

2017-07-09 227
ТИПЫ и ВИДЫ НАУЧЕНИЯ в зависимости от того, каков их нервный механизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Таблииа J


Выработка

РЕАКТИВНЫХ ФОРМ поведения


Выработка

 
поведения КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ


Мозг пассивно воспринимает внешние воздей- ствия и это приводит:

1) к изменению существующих связей:

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — усиление реакции


Образуется, когда индивид активно осуществ- ляет какие-то действия (случайные) и в зави- симости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается;


1. Происходит оценка ситуации, использует- ся прошлый

 
2. Анализ имеющихся возможностей

 
Выделяют формы:


после многократного повторения раздражи-


ЗАКОН ЭФФЕКТА — связь между стимулом ЛАТЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ на основе вы-


теля;

ПРИВЫКАНИЕ — ослабление

ТОРНЫХ реакций;

2) к формированию новых нервных путей ус- ловных рефлексов (УР).

Условные рефлексы образуются, если безус- ловный стимул (БС) связывается с индиффе- рентным стимулом (ИС) и ИС начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию:


и реакцией укрепляется при положительном

 
Реак ц ия А Реакция В

[Подкрепление

ТРИ разновидности:

1) научение методом ПРОБ И ОШИБОК:


работки когнитивных карт;

• освоение сложных двигательных СЕНСО- МОТОРНЫХ НАВЫКОВ на основе КОГ- НИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ;

научение путем ИНСАЙТА (озарения); научение путем РАССУЖДЕНИЙ; научение ПЕРЦЕПТИВНОЕ;

• научение КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ.


 
• БР-(УР)

+ ИС


— совершает попытки действий: если случай- Базируются на работе высших психических

ное действие приводит к желательным по- функций: памяти, мышления, восприятия. Все

следствиям, вероятность его повторения воз- сигналы от окружающей среды обрабатывают-


Возможны:


растает;


ся мозгом, формируются КОГНИТИВНЫЕ


УГАСАНИЕ — постепенное прекращение по- — отказывается от неэффективных действий, КАРТЫ в мозгу, отражающие значение раз-


веденческой реакции, если за ней не следует


находит решение;


личных стимулов, существующих между ними


безусловный стимул или подкрепление;

 
ДИФФЕРЕНЦИРОВКА — заторможиваются те реакции, не сопровождаются БС

или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ — реакцию вызывает лю-


2) научение путем ФОРМИРОВАНИЯ РЕАК- связей, с помощью которых организм опреде- ЦИИ — поэтапное формирование нужно- ляет, какие реакции будут наиболее адекват- го поведения, подкрепляя каждое действие, ны в какой-то новой ситуации приближающееся к желаемому результату;

3) научение путем НАБЛЮДЕНИЯ И ПОД- РАЖАНИЯ МОДЕЛИ:


бой стимул, сходный с условным, реакция воз- а) подражание — воспроизведение действий


никает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило подкрепление


модели, не всегда понимая их значение;

б) ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — усвоение и понимание последствий действий


 

 


 

о

 
 
 
 
 
КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ


Окончание табл. 1


 

ЛАТЕНТНОЕ ОБУЧЕ- НИЕ на основе вы-ра- карт Выработка двигатель- ных СЕНСОМОТОР- НЫХ НАВЫКОВ на основе КОГНИТИВ- НЫХ СТРАТЕГИЙ Научение путем ИН- озарения (решение приходит спонтанно) Научение путем СУЖДЕНИЙ ПЕРЦЕПТИВНОЕ научение КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ научение
Когнитивные карты отражают значения стимулов и существу- ющие между ними свя- зи Выделяют стадии: - — выработка ТИВНЫХ СТРАТЕ- ГИЙ — строгой по- следовательности действий, движе- ний, их программи- рование в зависимо- сти от желаемого ре- зультата; - АССОЦИАТИВНАЯ стадия — постепен- ное улучшение коор- динации и интегра- ции различных эле- ментов навыков; -АВТОНОМНАЯ ста- дия — навык стано- вится автоматиче- ским, без ошибок Определенная мация, имеющаяся в памяти, как бы объе- диняется и использу- ется в новой ситуации + синтез с той инфор- мацией, которой рас- полагает индивид при решении проблемы. Решение проблемы происходит внезапно, без проб и ошибок, без логических рассужде- ний На основе мыслитель- ных процессов ана- лиза, синтеза, сравне- ния, логических суждений находится решение Изменение восприятия какого-либо объекта в резуль-тате предше- ствующих восприятий этого же объекта. Выдвигает гипотезы: к какой категории можно отнести вос- принимаемое с наи- большей вероятнос- тью Формирование ПО- НЯТИЙ на основе АБ- СТРАГИРОВАНИЯ — поиск черт сходства между двумя объек- тами ОБОБЩЕНИЯ — под- ведение под понятие новых предметов, име- ющих общее свойство с предметами, послу- жившими для выра- ботки данного поня- тия

 
Викарное научение, подражание возможны в 2—3 года. Когнитивные способы научения возможны с 5 лет. Научение путем инсайта возможно с 1,5—2 лет. Критический период для освоения родного языка — с до

3лет.

Критический период для обучения иностранным языкам —

от 3 до 5—6 лет.

 
 
 
Научение путем рассуждения эффективно с 12 лет, только тогда человек подходит к проблемам абстрактно, проверяя гипо- тезы и

Сензитивный период для формирования профессионального мышления — 20—25 лет.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.