ствий, при том, что окончательное решение и ответственность за него должен принимать сам воспитуемый. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

ствий, при том, что окончательное решение и ответственность за него должен принимать сам воспитуемый.

2017-07-09 236
ствий, при том, что окончательное решение и ответственность за него должен принимать сам воспитуемый. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особен- ности студенческой группы, в которую входит человек, особен- ности других референтных групп. Как известно, поведение лю- дей в группе имеет свою специфику по сравнению с

 
альным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемо- сти, конформизма, подчинения власти, так и рост

 
тей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, фор- мирования и изменения межличностных (эмоциональных и де- ловых) взаимоотношений групповых ролей и выд-

вижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказыва- ют сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать за- кономерности групповых процессов, оказывать благотворное воз- действие на становление студенческого коллектива и уметь ис- пользовать влияние группы в воспитательных целях.

 
Такая особенность студенческой группы, как однородность воз- растного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психоло- гических особенностей, способствует сплочению Основ-

 
 
ной вид деятельности студенческой группы — учение, а факто- ры учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. формирования коллектива и возможные структуры студенческих групп представлены в схеме 10. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подверга- ются определенным управляющим воздействиям со стороны подателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как коллективные пере живания и настроения (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное на-

 

 
552 48 1


Схема 10

 

 
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА •-групп а структурируется развивается, динамична


 
Организационный этап:

(ведущая роль руководителя)

1 стади я


изменение места человека в может происходить неоднократно


ориентировка в ситуации, адаптация, притирка (общение по парам) - складываются межличностные отношения

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА

2 стадия — формирования групповых норм, становление группового самосознания

3 стадия - стадия конфликтов (столкновение между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей, столкновение группировок, возможны конфликты

с руководителем и официальным активом группы)

4 стадия - переходная от конфликтов к сбалансированности в отношениях между членами группы, стабилизация распределения ролей, лидерства)

5 стадия — экспериментирования - появляется сложившаяся группа - чувство «мы», постепенная интеграция групповых и индивидуальных целей, повышается роль учебной цели, но группа работает «рывками»:

6 стадия — опыт успешного решения проблем (преобладает деловая структура отношений) ЭТАП СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

7 стадия — эмоциональное сплочение - (личные взаимодействия становятся очень тесными, доброжелательные отношения, эмоциональное сопереживание)

8 стадия - актуализация - (деловое, эмоциональное и ценностное сплочение, близость мнений, ценностное единство, способность к самоуправлению, способность к эффективному разрешению проблем и расхождений)

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ подход к этапам ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ


 

Параметры:

— нравственная направленность группы (цели, мотивы, ценностные ориентации группы)

— организационное единство

 
— групповая подготовленность в опре- деленной деловой сфере психологическое единство группы (эмоциональные контакты, межлич- ностное познание, стрессоустойчивость группы в экстремальных ситуациях)


 

Этапы развития

— номинальная группа

- группа-ассоциация (контуры групповой структуры намечаются, появляются группы приятелей)

— группа-конгломерат (добровольное времен- ное объединение людей на основе сходства интересов или общности пространства)

- группа-кооперация (успешно действует ор- ганизационная структура группы, межличност- ные отношения носят деловой характер, высокий уровень групповой компетентности)


 

КОЛЛЕКТИВ

— открыт для взаимодействия с внешним миром, объединен целями совместной общественно полезной деятельности, переплетением


 

или КОРПОРАЦИЯ

- группа объединена только внутренними целями, групповым эгоизмом, стремится осуществить свои цели любым путем, за счет других


формально-деловых и неформальных

межличностных взаимоотношений между членами группы


групп, изолирована от более широкой социальной общности


Символическое сравнение:

«песчаная россыпь» — «мягкая глина» - «мерцающий маяк» - «алый парус» -

«горящий факел»


 
 
строение может стимулировать или угнетать деятельность лектива, приводя к конфликтам, может быть оптимистическое настроение, безразличное или неудовлетворенность), коллектив- ные мнения (сходство суждений, взглядов по вопросам коллек- тивной жизни, одобрение или тех или иных собы-

 
тий, поступков членов группы), явления подражания, внушае- мости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно отно- сятся к результатам своей деятельности и деятельности других показать свои способности, добиться успеха).

 
Важным условием развития учебной группы ка к коллектива является ее состав. Те, из кого состоит учебная группа, кто сто- ит во главе ее, в значительной мере определяет основные тенден- ции развития группы как коллектива. Особенно велико значе- ние состава учебной группы на I курсе, когда коллектив форми- руется в новых для первокурсников условиях. Социаль-

 
 
но-психологический климат в группе, мера влияния коллекти- ва на учебные успехи студентов определяются, прежде всего, такими факторами, ка к уровень школьной подготовки и обще- ственной активности. активность студентов выше в тех академических группах, состав которых неоднороден по школь- ной особенно в группах с преобладанием студентов,

 
отлично и хорошо успевающих в школе и активно занимавших- ся общественной работой, из числа которых сформирован актив группы (по данным Панасанко).

Критериями уровня развити я коллектив а в студенческих группах являются следующие:

 
 
социальна я направленность коллектива, выражающая его включенность в широкий социальный контекст. Плато-

нов отмечал, что группа только тогда становится коллекти- вом, когда ее цели вынесены за рамки более широкой соци- альной общности и когда цели группы подчиняются целям этой широкой социальной общности. Социальная направлен- ность студенческой группы может быть характеризована та- кими психологическими феноменами, ка к сознательное от- ношение к общественно полезным делам, активное участие в них, сознательное отношение к общественно-политическим ме- роприятиям, стремление совершенствовать политические зна- ния, оценка поступков членов группы с точки зрения обще- ственных норм;

 
 
целева я направленность (единство) — принятие членами группы ее Среди наиболее значимых ценностей груп-

 
пы, которые отвечают и интересам ее членов яв-

ляющихся в первую очередь субъектам учебной деятельнос-

 

 
483


ти, можно выделить отношение к учению, отношение к про- фессии, к участию в общественной жизни группы, к взаимо- отношениям в группе и к тенденциям своего собственного лич- ностного развития, которое осуществляется в условиях ака- демической группы;

 
делова я направленность, выражающая степень группового контроля индивидуальной деятельности и вклада каждого чле- на группы в достижение учебных целей группы, межличнос- тная направленность, раскрывающая межперсональные эмо- циональные отношения в группе;

— самоорганизация, самоуправление ка к способность группы самостоятельно организовывать совместную деятельность на достижение общегрупповых целей.

 
Важным фактором влияния коллектива на личность являет- ся она сама, а точнее, ее готовность (воспитанность, обученность) к восприятию воздействий коллектива. СБ. Каверин выделил три типа студентов с разной степенью готовности к коллектив- ным Первый тип — это студенты с безоговороч-

ным и полным принятием создаваемых в коллективе отноше- ний. Вторую группу образуют студенты, которые избиратель- но «принимают условия» коллектива в одном виде деятельности, например в учебной, и не принимают в других, например, в сфере труда, быта, общественной работе, где они остаются изо- лированными одиночками. В третью группу входят студенты, которые не принимают и не проявляют коллективной направ- ленности ни в одном виде деятельности.

 
механизмы формирования коллективных

норм, истоки которых лежат в групповом сознании, первона- чально функционирующем в виде коллективного общественно- го мнения, составляют совокупность внутригрупповых процес- сов коллективообразования. Процесс формирования коллектив- ного группового сознания составляет один из аспектов данной проблемы. Вначале оно существует как коллективное обществен- ное мнение, отражая общность взглядов, оценок и суждений по основным аспектам жизнедеятельности группы. По мере станов- ления коллектива процесс формирования группового сознания проходит несколько стадий: отсутствие общности взглядов; воз- никновение общности взглядов; процесс идентификации лич- ности с группой (принятие точки зрения группы); образование групповых ценностей, норм и традиций как регуляторов инди- видуального и группового поведения, процессов коллективооб-

Процессы коллективообразования особенно динамично проте- кают в условиях временных студенческих объединений за рам-

 


ками учебного процесса, например, в спортивных студенческих командах, строительных отрядах, лагерях, сельскохозяйствен- ных и других отрядах. Работа в них является мощным факто- ром формирования коллектива, сказываясь на характере позна- вательной учебной деятельности.

 
В учении студент выступает не только как субъект по- знавательной деятельности, но и как субъект общения, т. е. как коммуникативный по своей природе процесс. Он является средством психического, социального и профессионального раз- вития

 
С помощью специально разработанной методики Брат- ченко удалось эмпирически выделить шесть смысловых устано- вок личности на общение: диалогическую, авторитарную, ма- нипулятивную, альтерцентрическую, конформистскую и индиф- ферентную.

 
Диалогическая направленность — ориентация на равноправ- ное общение, на сотрудничество, на совместное творчество, взаи- мопонимание и Авторитарная направлен-

 
ность — проявление эгоцентризма в общении, стремление быть понятным другим при полном игнорировании проблем другого. Манипулятивная направленность — рафинированная, утончен- ная форма эгоцентризма с ориентацией на саморазвитие, соб- ственную выгоду за счет интересов партнера, стремление понять партнера по общению с тем, чтобы использовать его в личных целях, нежелание быть понятным и раскрытым. рическая направленность — ориентация на добровольный от- каз от равноправия в пользу партнера, стремление понять друго- го при отсутствии желания быть понятым этим другим. Кон- формистская направленность — ориентация на более сильного партнера, отсутствие стремлений и установок к творческому развитию. Индифферентная направленность — отсутствие вы- раженной ориентации в сфере общения, безразличие

 
к проблемам другого и к своему общению, установка на сугубо деловые отношения с

 
Совместная деятельность и общение являютс я решающи- ми факторами развити я самосознания студентов тому, что студенты становятся субъектами взаимного межлич- ностного отношений и взаимодействий.

Психологические особенности студенческого коллектива оп- ределяется следующими подструктурами:

 
 
организационная включающая в себя офици- альные взаимоотношения;

 
подструктура межколлективных связей — наличие контак- тов с другими коллективами с целью обмена опытом;


 

 

Коллективная групповая учебная работа возможна,


Схема11


общая познавательная задача решается общими усилиями студенческой группы;

каждая микрогруппа получает задание, являющееся составной частью

общегрупповой задачи;

каждая микрогруппа в зависимости от количества членов и уровня их под- готовки получает задания определенной степени трудности. С зада- нием должны ознакомиться все члены группы, каждый приступает к реше- нию и должен сообщить свой результат: если результат совпал с резуль- татами остальных, группа переходит к решению следующей задачи, если не совпал, группа приступает к обсуждению;

 
во работы групп преподаватель ходит по аудитории, следит за работой групп: удалось ли группе найти самый рациональный путь реше- ния, не остались ли какие ошибки неисправленными, в случае затрудне- ний педагог включается в работу группы;

 
для предметов физико-математического цикла групповую работу це- лесообразно использовать для материала, а для гума-

нитарного цикла групповую работу можно использовать при изложении нового материала, носящего проблемный характер;

 
при групповой работе усиливаются активность, интерес и уровень полу- чаемых знаний, и развивается делового общения, взаимо- действия с людьми при решении разнообразных проблем;

 
 
 
49 % учебного полезно отводить на групповую работу; оптимальная микрогруппы — 3—5 человек. С возрас- танием численности группы ее продуктивность снижается;

 
по физико-математическим предметам целесообразно создавать микро- группы е примерно одинаковым уровнем знаний и и давать

задания группе с учетом уроаня подготовки ее членов;

при комплектовании групп необходимо учитывать взаимоотношения сту- дентов: в одну группу не включать студентов, которые взаимно отвергают друг друга; студентов малопопулярных, неуважаемых направлять в такие группы, в которых отношение к ним было бы нейтральным;

нужно в каждой группе выделять «ответственного руководителя», кото- рый руководит работой группы, процессом обмена и обсуждения информа- ции. Выбор «руководителя» полезно предоставлять самой группе, возмож- но наличие «технического» и «эмоционального» лидера в микрогруппе; необходимо изучить и учитывать характер межличностных отношений между студентами для правильного комплектования групп;

 
при дифференцированной групповой работе каждому студенту даются индивидуальные задания с учетом способностей и знаний; каждой группе дается набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми дол- жны пользоваться студенты, порядок выполнения задания — какую часть задания выполняют индивидуально, какую — коллективно, перечень конт- рольных вопросов для самопроверки;

для организации рабочего места используют легкие столики, которые сдви- гаются так, чтобь! могли вместе работать 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.


 
— подструктура неофициальных взаимоотношений — информи- рованность членов коллектива друг о друге, взаимопонима- ние, взаимопомощь и взаимная требовательность, самодеятель- ность и инициатива, удовлетворенность всех членов коллек- лидерами и взаимоотношениями с преподавателями;

— подструктура эффективности коллективной деятельности —

 
умение включить всех членов коллектива в коллективную деятельность, быстро и правильно решения;

 
подструктура реальной морально-психологической позиции членов коллектива — защищенность и равноправие личности в коллективе, удовлетворенность каждого участника коллек- тивной жизнью и деятельностью, принятие самого коллекти- ва ка к референтной группы.

 
Студенческие коллективы и личности, их составляющие, тре- буют внимательного изучения и психолого-педагогического ру- ководства в течение всего периода обучения, а в особенности в периоды становления. На первых этапах обучения в образова- тельных заведениях профессионального образования изучают воз- растной и индивидуальный состав предшествующий

опыт общественной и производственной работы, устанавливают типичные трудности адаптации к первым месяцам пребывания в новой учебной, бытовой, социальной среде.

Основными методами изучения коллектива студенческой группы является беседа с коллективом или отдельными студен- тами с целью выявления мнений, настроений, отношений к со- бытиям; метод наблюдения за деятельностью студентов в раз- личных учебных, бытовых и межличностных ситуациях; рей- тинг (сбор и анализ экспертных оценок), анкетирование, метод социометрии.

К числу наиболее важных факторов формирования студен- ческого коллектива следует отнести:

— создание предпосылок для сплочения, согласованности инди- видуальных и коллективных целей путем разъяснения соци- альных Ценностей учения как подготовки к профессиональ- ному труду;

 
 
— многоплановость деятельности студенческого обес- печивающая членам студенческой группы включение в боль- шое количество ситуаций, направленных на разрешение раз- личных учебных, общественно-политических, научно-иссле- довательских, а также задач в сфере досуга и быта. В группах, обладающих многоплановой деятельностью, существуют боль- шие возможности для каждого члена группы найти достаточ- но «высокое» место в статусной структуре. Важное

среди разнообразных видов деятельности принадлежит тем,


которые ориентированы на будущую профессиональную дея- тельность и способствуют овладению профессиональным мас- терством (коллективное проигрывание возможных вариантов будущих профессиональных действий, участие в исследова- тельских проектах);

 
— руководящая деятельность куратора группы,

щего сплочение коллектива, предупреждающего внутригруп- повые конфликты, преодолевающего разобщенность и отчуж- денность в отношениях между студентами.

В целом формирование коллектива требует проведения сле- дующих мероприятий:

 
комплектование академических групп с учетом психологи- ческой совместимости;

— создание социально-ценностного единства путем разъяснения задач учебы, ее значения и будущих перспективах професси- ональной деятельности, стимулирование работы актива по спло- чению группы;

 
развитие сознательности, товарищества и дружбы в студен- ческом коллективе;

 
укрепление авторитета актива, повышение его статуса, пре- дупреждение и психологически оправданное разрешение кон- фликтов;

 
обеспечение заботы о студентах, учет их запросов, интересов, нужд, желаний.

Таким образом, проблема социально-психологических пред- посылок эффективности деятельности студенческого коллекти- ва является весьма многогранной и сложной. Она требует к себе пристального внимания ка к в периоды поступления студентов в образовательные учреждения профессионального образования, так и в процессе организации процесса обучения. Социально-психо- логические аспекты воспитания и обучения и их учет в постро- ении образовательного процесса обеспечивают решение задач, стоящих перед профессиональным образованием.

 

8.12. Педагогическое общение

 

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим как форме взаимодействия человека с другими людьми, вклю- чающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение — совокупность средств и мето- дов, обеспечивающих реализаци ю целей и задач воспитани я


 
 
обучения и характер взаимодействия педа- гога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показы-

вают, что значительная часть педагогических трудностей обус- ловлена не столько недостатками научной и методической под- готовки преподавателей, сколько деформацией сферы профес- сионально-педагогического

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуни- кативной культуры. Для установления положительных взаимо- отношений со студентами преподаватель должен проявлять доб- рожелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показы- вают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включае- мость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают соб- ственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.

 
 
У педагогов с центрацией выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно спо- собствует гуманизации отношений и

всего обучения в целом.

Процесс общения преподавателя со студентами может скла- дываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, сла- женность выполнения учебной деятельности, развитие способ- ности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчуж- денность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимо- действия связано с накоплением и правильным обобщением ин- формации друг о друге, зависит от уровня развития коммуни- кативных умений педагога, его способности к эмпатии и реф- лексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению

«раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему со-

 
беседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воз- действовать на него посредством убеждения, внушения, эмоци- онального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей об- взаимодействия (базовые знания представлены в схемах).

 


Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства препо- давателем учащихся:

— автократический (самовластный стиль руководства), ког- да преподаватель осуществляет единоличное управление кол- лективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгля- ды и критически е замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жест- кий контроль за их исполнением;

— авторитарный (властный) стиль руководства допускает воз- можность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими ус- тановками;

— демократический стиль предполагает внимание и учет препо- давателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

 
— игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподава- тель стремится как можно вмешиваться в жизнедея- тельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

— попустительский, конформный стиль проявляется в том слу- чае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

— непоследовательный, алогичны й стиль — преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоци- онального состояния осуществляет любой из названных сти- лей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативнос- ти системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

 
Известный психолог Кан-Калик выделял следующие сти- ли педагогического общения:

 
 
Общение на основе высоких профессиональных устано- вок педагога, его отношения к педагогической деятельности в О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по

пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении сти- мулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

 
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно пред- полагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной Однако при этом следует избегать Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

 


 
3. относится к самым распространенным

 
типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотно- шениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспи- тании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение Но это не означает,

что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение — негативная форма общения, ан- тигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

 
5. Общение-заигрывание — характерно препо-

давателей, стремящихся к. популярности. Такое общение обес- печивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочета- ние стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один

 

Из числа разработанных в последние годы за рубежом клас- сификаций стилей педагогического общения интересной пред- ставляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М.

Модель I — «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на заняти- ях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учеб- ном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся уси- ливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

 
Модель II — «Руководитель групповой дискуссии». Глав- ным в учебно-воспитательном процессе считает достижение со- гласия и установление сотрудничества между учащимися, от- водя себе роль посредника, для которого поиск демократичес- кого согласия важнее результата

 
Модель III — Учитель выступает ка к образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и преж- де всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

 
 
Модель IV —• Избегает всякой двусмысленно- сти, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ка к армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым при- казам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распро- странен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V — «Менеджер». Стиль, получивший распростра- нение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуж-

 

49 1


дению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качествен- ному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI — «Тренер». Атмосфера общения в классе прони- зана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важе


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.