Начало раскола христианской церкви и падение Западной Римской империи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Начало раскола христианской церкви и падение Западной Римской империи

2017-06-29 882
Начало раскола христианской церкви и падение Западной Римской империи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В это время в Рим­ской церк­ви на­чи­на­ет­ся рас­кол. Хри­сти­ан­ству при­хо­ди­лось еще с I века н. э. со­пер­ни­чать с дру­ги­ми ре­ли­ги­я­ми. Но те­перь в самом хри­сти­ан­стве по­яв­ля­ют­ся раз­ные на­прав­ле­ния. Имен­но в этом ин­те­ре­сы хри­сти­ан­ской церк­ви порой рас­хо­ди­лись с ин­те­ре­са­ми Рим­ско­го го­су­дар­ства. Если хри­сти­ан­ство вос­при­ни­ма­лось как мо­мент объ­еди­ня­ю­щий, то в это время в самом ре­ли­ги­оз­ном уче­нии воз­ни­ка­ют раз­ные на­прав­ле­ния и секты.

Апо­фе­о­зом сталIVВсе­лен­ский собор, ко­то­рый про­хо­дил в 451 году. На этом со­бо­ре Во­сточ­ная часть хри­сти­ан­ской церк­ви от­кры­то вы­ра­зи­ла несо­гла­сие с идей пре­вос­ход­ства папы рим­ско­го, и имен­но на этом со­бо­ре в се­ре­динеVвека был за­ло­жен фун­да­мент кри­зи­са, ко­то­рый в итоге при­ве­дет к раз­де­ле­нию хри­сти­ан­ства на ка­то­ли­цизм и пра­во­сла­вие.

Го­раз­до важ­нее и опас­нее, чем хри­сти­ан­ский рас­кол, было дру­гое со­бы­тие в рим­ской ис­то­рии, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся в по­след­ние годы IV века нашей эры. В 375 (по неко­то­рым вер­си­ям в 378 году) на­чи­на­ет­ся про­цесс, из­вест­ный как Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов (рис. 8). На тер­ри­то­рию Рим­ско­го го­су­дар­ства при­хо­дят самые раз­ные вар­вар­ские пле­ме­на. Неко­то­рые пе­ре­се­ля­лись даже не с тер­ри­то­рии Ев­ро­пы, а из Азии, таким об­ра­зом, про­де­лы­вая огром­ный путь. Эти за­во­е­ва­те­ли ока­зы­ва­ли на Рим­скую им­пе­рию нега­тив­ное вли­я­ние.

Рис. 8. Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов (Ис­точ­ник)

По­че­му Рим­ское го­су­дар­ство не смог­ло от­бить­ся от этих вар­вар­ских пле­мен? Рим на­хо­дил­ся в со­сто­я­ние столь глу­бо­ко­го кри­зи­са, что его армия уже не могла ока­зы­вать ре­аль­но­го вли­я­ния на внеш­не­по­ли­ти­че­ские про­цес­сы. Так, в пер­вые годы V века н. э. Рим пе­ре­жи­ва­ет мно­го­чис­лен­ные на­ше­ствия готов. Ве­ст­го­ты под ру­ко­вод­ством Ала­ри­ха (рис. 9) по­пы­та­лись взять город в 408 году, но тогда уда­лось от­ку­пить­ся. А в 410 году Ала­рих вер­нул­ся, и Рим был раз­граб­лен. После того как Рим был раз­граб­лен пле­ме­на­ми ве­ст­го­тов, дру­гие пле­ме­на по­ня­ли, что этот город яв­ля­ет­ся для них за­кон­ной до­бы­чей.

Рис. 9. Ко­роль ве­ст­го­тов Ала­рих (Ис­точ­ник)

Нель­зя ска­зать, что Рим не со­про­тив­лял­ся. В 451 году про­изо­шла битва на Ка­та­ла­ун­ских полях, в ко­то­рой рим­ляне раз­гро­ми­ли пле­ме­на гун­нов, наи­бо­лее опас­но­го сво­е­го про­тив­ни­ка. Гунны были вы­нуж­де­ны от­ка­зать­ся от идеи экс­пан­сии на тер­ри­то­рию рим­ско­го го­су­дар­ства и осели на гра­ни­цах Рима. В 455 году одно из гер­ман­ских пле­мен – ван­да­лы – раз­гра­би­ло Рим (рис. 10). От­сю­да тер­мин ван­да­лизм – уни­что­же­ние куль­тур­ных цен­но­стей.

Рис. 10. На­ше­ствие ван­да­лов на Рим (Ис­точ­ник)

После этого и дру­гих столк­но­ве­ний Рима с гер­ман­ца­ми рас­пад За­пад­ной части Рим­ско­го го­су­дар­ства был пред­опре­де­лен. Офи­ци­аль­но это про­изо­шло в 476 году н. э. Тогда по­след­ний рим­ский им­пе­ра­тор Ромул Ав­гу­стул был низ­ло­жен Одо­акром из пле­ме­ни ски­ров. Одо­актр понял, что сверг­нуть 16-лет­не­го юношу очень легко. Он по­ни­мал, что ему од­но­му не спра­вить­ся с управ­ле­ни­ем столь об­шир­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми, по­это­му знаки им­пе­ра­тор­ской вла­сти были ото­сла­ны Одо­акром в Кон­стан­ти­но­поль, что и поз­во­ли­ло потом Ви­зан­тии пре­тен­до­вать на зва­ние пре­ем­ни­цы Рим­ской им­пе­рии. Сам Одо­акр со­хра­нил за собой власть лишь на тер­ри­то­рии Ита­лии. Этой датой за­кан­чи­ва­ет­ся ис­то­рия Древ­не­го мира и на­чи­на­ет­ся ис­то­рия Сред­них веков.

 

Модуль 3.Средние века.

Урок1. «Византийская цивилизация»

Ви­зан­тия сыг­ра­ла огром­ную роль в ис­то­рии сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пы и осо­бен­но сред­не­ве­ко­вой Руси. В 988 году Ки­ев­ская Русь кре­сти­лась имен­но по ви­зан­тий­ско­му об­раз­цу.

Период расцвета Византии

Само по­ня­тие «Ви­зан­тия» яв­ля­ет­ся услов­ным. Оно по­яви­лось после того, как само Ви­зан­тий­ское го­су­дар­ство ис­чез­ло с лица Земли. Это по­ня­тие было раз­ра­бо­та­но уче­ны­ми вме­сто тер­ми­на Рим­ская им­пе­рия. Сами ви­зан­тий­цы на­зы­ва­ли свое го­су­дар­ство Римом, Во­сточ­ной Рим­ской им­пе­ри­ей. Себя они на­зы­ва­ли ро­ме­я­ми, т. е. рим­ля­на­ми. Кон­стан­ти­но­поль (сто­ли­цу Ви­зан­тии) счи­та­ли вто­рым Римом – куль­тур­ным пре­ем­ни­ком и на­след­ни­ком За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии. В VII веке офи­ци­аль­ным язы­ком Ви­зан­тии стал гре­че­ский, а не ла­тынь, но пра­ви­те­ли Ви­зан­тии все­гда счи­та­ли себя по­том­ка­ми рим­ских им­пе­ра­то­ров.

Пе­ри­од сво­е­го рас­цве­та Ви­зан­тия пе­ре­жи­ва­ет в самом на­ча­ле – это время прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­наI (527–565 гг.) (рис. 1). Ему при­над­ле­жат мно­го­чис­лен­ные за­слу­ги в ис­то­рии Ви­зан­тии, на­при­мер, бла­го­да­ря за­во­е­ва­тель­ным по­хо­дам, осу­ществ­ляв­шим­ся в эпоху его прав­ле­ния, ви­зан­тий­цам уда­лось нена­дол­го за­во­е­вать Ита­лию и вклю­чить Рим в со­став своей дер­жа­вы (рис. 2). Од­на­ко эти тер­ри­то­рии быст­ро были по­те­ря­ны. Араб­ские за­во­е­ва­ния, ко­то­рые на­ча­лись в VII веке, свели тер­ри­то­рию Ви­зан­тии к ми­ни­му­му. Вся ис­то­рия Ви­зан­тий­ско­го го­су­дар­ства – это ис­то­рия по­сте­пен­но­го со­кра­ще­ния тер­ри­то­рий, ко­то­рая на­хо­ди­лась под кон­тро­лем ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров.

Важ­ный мо­мент в ис­то­рии Ви­зан­тии вре­мен Юс­ти­ни­а­на за­клю­чал­ся в том, что им был со­здан свод граж­дан­ско­го права (рис. 3). Это на­сто­я­щий свод за­ко­нов, ко­то­рый дей­ство­вал в Ви­зан­тии и в со­сед­них го­су­дар­ствах на про­тя­же­нии мно­гих веков.

Рис. 1. Им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан I (Ис­точ­ник)

Рис. 2. Ви­зан­тий­ская им­пе­рия в пе­ри­од прав­ле­ния Юс­ти­ни­а­на (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Свод граж­дан­ско­го права Юс­ти­ни­а­на (Ис­точ­ник)

Свод граж­дан­ско­го права Юс­ти­ни­а­на со­сто­ял из несколь­ких ча­стей:

· «Ин­сти­ту­ции» (ин­струк­ция о том, как поль­зо­вать­ся этим сво­дом).

· «Ко­декс» (за­ко­ны им­пе­ра­то­ров, пра­вив­ших в Риме и в Ви­зан­тии во II–VI вв., т. е. пред­ше­ствен­ни­ков Юс­ти­ни­а­на).

· «Ди­ге­сты» (вы­держ­ки из со­чи­не­ний рим­ских юри­стов).

· «Но­вел­лы» (за­ко­ны, со­став­лен­ные самим Юс­ти­ни­а­ном).

Смысл этого свода за­ко­нов Юс­ти­ни­а­на за­клю­чал­ся в том, что он пред­опре­де­лил ха­рак­те­ри­сти­ки су­ще­ство­ва­ния го­су­дар­ства в Ви­зан­тии, а также в за­пад­ных ев­ро­пей­ских стра­нах и в Рос­сии. Имен­но в этом своде граж­дан­ско­го права было за­креп­ле­но по­ло­же­ние о вер­хов­ной и неогра­ни­чен­ной вла­сти им­пе­ра­то­ра. Ко­неч­но же, речь шла не об аб­со­лют­ной мо­нар­хии, но об очень силь­ной им­пе­ра­тор­ской вла­сти и воз­мож­но­сти им­пе­ра­то­ра вме­ши­вать­ся в любые со­ци­аль­ные, эко­но­ми­че­ские и по­ли­ти­че­ские про­цес­сы на тер­ри­то­рии под­власт­но­го ему го­су­дар­ства. В этом своде за­ко­нов был за­креп­лен мо­мент, свя­зы­ва­ю­щий им­пе­ра­тор­скую власть и пра­во­слав­ную цер­ковь. Сли­я­ние церк­ви и го­су­дар­ства в целом стало ха­рак­тер­ной чер­той ев­ро­пей­ско­го Сред­не­ве­ко­вья имен­но под вли­я­ни­ем тех тек­стов, ко­то­рые были со­зда­ны ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром в се­ре­дине VI века.

В самом на­ча­ле эпохи прав­ле­ния Юс­ти­ни­а­на про­изо­шло вос­ста­ние Ника, когда со­ци­аль­ные низы под­ня­ли бунт в Кон­стан­ти­но­по­ле в 532 году. Про­хо­ди­ли вос­ста­ния и на окра­и­нах им­пе­рии Юс­ти­ни­а­на. В VI–VII веках с се­ве­ра гра­ни­цы Ви­зан­тии на­чи­на­ют тре­во­жить сла­вяне. Наи­бо­лее се­рьез­ная угро­за при­ш­ла в 637 году, когда на южных ру­бе­жах Ви­зан­тии по­яви­лись арабы. Они за счи­тан­ные годы от­ня­ли у Ви­зан­тии огром­ные тер­ри­то­рии в во­сточ­ном сре­ди­зем­но­мо­рье и в се­вер­ной Аф­ри­ке. Ви­зан­тий­ская им­пе­рия на­чи­ная с этого мо­мен­та стала огра­ни­чи­вать­ся тер­ри­то­ри­ей Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и по­лу­ост­ро­ва Малая Азия.

В 610–641 гг., когда арабы по­яв­ля­ют­ся на ви­зан­тий­ских гра­ни­цах, в го­су­дар­стве пра­вил им­пе­ра­тор Ирак­лий (рис. 4). Такое имя обу­слов­ле­но тем, что он имел ар­мян­ское про­ис­хож­де­ние. Имен­но он пе­ре­вел всю до­ку­мен­та­цию в Ви­зан­тии на гре­че­ский язык. Де­ло­про­из­вод­ство стало ве­стись не на ла­ты­ни, как рань­ше, а на гре­че­ском языке, по­нят­ном для боль­шин­ства жи­те­лей Ви­зан­тии. Им­пе­ра­тор­ский титул он сме­нил на гре­че­ский по сво­е­му про­ис­хож­де­нию титул ба­си­левс. Имен­но так мы на­зы­ва­ем ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров, ко­то­рые пра­ви­ли на­чи­ная с VI века и до по­след­них годов су­ще­ство­ва­ния Ви­зан­тии.

Рис. 4. Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий (Ис­точ­ник)

Культурное влияние Византии

По­ли­ти­че­ское вли­я­ние ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров по­сте­пен­но со­кра­ща­лось, а уве­ли­чи­ва­лось вли­я­ние куль­тур­ное. Имен­но из рук Ви­зан­тии хри­сти­ан­ство в IX–X вв. по­лу­ча­ют Бол­га­рия, Сер­бия и Ки­ев­ская Русь. Такое куль­тур­ное вли­я­ние поз­во­ля­ло за­клю­чать Ви­зан­тии вы­год­ные эко­но­ми­че­ские со­гла­ше­ния.

Вме­сте с ре­ли­ги­ей рас­про­стра­ня­лась и ви­зан­тий­ская куль­ту­ра – ар­хи­тек­ту­ра, жи­во­пись и про­чее. В рус­ской сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ре тип хра­мов, ис­кус­ство мо­за­и­ки и фрес­ки, жанры сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры при­шли к нам из Ви­зан­тии. На­при­мер, ле­то­пи­са­ние на Руси за­ро­ди­лось под воз­дей­стви­ем ви­зан­тий­ско­го.

Хри­сти­ан­ство сыг­ра­ло не толь­ко объ­еди­ни­тель­ную, но и раз­де­ли­тель­ную роль в ис­то­рии Ви­зан­тии. Имен­но здесь в VIII–IX вв. идет дви­же­ние ико­но­бор­че­ства ( ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ское дви­же­ние в Ви­зан­тии в VIII – на­ча­ле IX веков, на­прав­лен­ное про­тив по­чи­та­ния икон). Про­бле­мы в управ­ле­нии стра­ной со­про­вож­да­лись еще и ре­ли­ги­оз­ны­ми про­бле­ма­ми.

В 1054 году со­сто­ял­ся ве­ли­кий рас­кол, так на­зы­ва­е­мая схиз­ма, между пра­во­слав­ной и ка­то­ли­че­ской церк­вя­ми. Кон­стан­ти­но­поль­ские пат­ри­ар­хи не со­гла­ша­лись с по­ли­ти­кой рим­ских пап. Дог­мат о непо­гре­ши­мо­сти рим­ско­го папы не мог устра­и­вать во­сточ­ных иерар­хов еще в IV веке, не го­во­ря уже об XI.

Имен­но в 1054 году кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх и рим­ский папа пре­да­ли друг друга ана­фе­ме (про­кля­тие, из­гна­ние) и за­пре­ти­ли друг другу управ­лять цер­ко­вью. Вза­им­ные про­кля­тия были сняты толь­ко в 1960-е годы. По сей день хри­сти­ан­ство раз­де­ле­но на пра­во­сла­вие и ка­то­ли­цизм, а в XVI веке до­ба­вил­ся еще про­те­стан­тизм.

Ви­зан­тий­ская ис­то­рия бо­га­та не толь­ко со­бы­ти­я­ми куль­тур­ны­ми, но и со­бы­ти­я­ми по­ли­ти­че­ски­ми. Часто Рос­сию срав­ни­ва­ют с Ви­зан­ти­ей, го­во­ря о том, что в Рос­сии су­ще­ству­ют ви­зан­тий­ские по­ряд­ки. Го­во­ря об этом, имеют в виду по­сто­ян­ные за­го­во­ры, по­ли­ти­че­ские слож­но­сти, мо­мен­ты, свя­зан­ные с граж­дан­ски­ми вой­на­ми и меж­до­усо­би­ца­ми, ко­то­ры­ми ис­то­рия Ви­зан­тии была бо­га­та. Русь и Ви­зан­тию также срав­ни­ва­ют в со­от­вет­ствии с дес­по­ти­че­ским ха­рак­те­ром го­су­дар­ствен­ной вла­сти, с пре­вра­ще­ни­ем церк­ви в «слу­жан­ку ре­жи­ма». Ис­то­ри­ки объ­яс­ня­ют такое боль­шое ко­ли­че­ство меж­до­усо­биц боль­шим ко­ли­че­ством ди­на­стий, ко­то­рые пра­ви­ли в Ви­зан­тии, и борь­бой пред­ста­ви­те­лей этих ди­на­стий за власть. Каж­дый из них хотел как можно шире рас­про­стра­нить свое вли­я­ние в Ви­зан­тии, что при­во­ди­ло к двор­цо­вым пе­ре­во­ро­там. Од­на­ко такие двор­цо­вые пе­ре­во­ро­ты неред­ко под­ни­ма­лись не зна­тью, а про­сты­ми лю­дь­ми, ко­то­рые тре­бо­ва­ли про­ве­де­ния ка­ких-ли­бо ре­форм. На­при­мер, несколь­ко по­доб­ных пе­ре­во­ро­тов было про­ве­де­но под вли­я­ни­ем го­род­ских низов Кон­стан­ти­но­по­ля.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.