Ислам как фактор, объединивший арабов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Ислам как фактор, объединивший арабов

2017-06-29 506
Ислам как фактор, объединивший арабов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раз­дроб­лен­ность и раз­де­лен­ность всех тер­ри­то­рий, по­сто­ян­ные кон­флик­ты друг с дру­гом при­ве­ли к тому, что очень мно­гие люди в Ара­вии в это время осо­зна­ли необ­хо­ди­мость объ­еди­не­ния. Такое объ­еди­не­ние было воз­мож­ным на ре­ли­ги­оз­ной почве. С 570 по 632 год в го­ро­де Мекка жил че­ло­век, ко­то­рый по­лу­чил имя Му­хам­мед (Рис. 1). Имен­но его на­зы­ва­ют ос­но­во­по­лож­ни­ком не толь­ко араб­ской ре­ли­гии, но и араб­ской ци­ви­ли­за­ции. Таким об­ра­зом, Му­хам­мед стал ос­но­во­по­лож­ни­ком новой ре­ли­гии – ис­ла­ма. Имен­но ислам в на­ча­ле VII века раз­ра­бо­тал новую ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­скую док­три­ну, опи­рав­шу­ю­ся как на до­ис­лам­ские уче­ния и тра­ди­ции араб­ских пле­мен, так и на хри­сти­ан­ские и иудей­ские тра­ди­ции. Можно про­сле­дить вза­и­мо­связь ис­ла­ма и хри­сти­ан­ства: на­при­мер, ис­лам­ские тек­сты упо­ми­на­ют биб­лей­ских про­ро­ков под ара­би­зи­ро­ван­ны­ми име­на­ми, счи­тая их пред­ше­ствен­ни­ка­ми ис­ла­ма.

Рис. 1. Кар­ти­на Н.К. Ре­ри­ха «Про­рок Ма­го­мет» (Ис­точ­ник)

Имен­но такое син­кре­ти­че­ское по­ни­ма­ние ре­ли­гии стало за­ло­гом успе­ха ис­ла­ма на тер­ри­то­рии за­пад­ной Ара­вии, а затем и всего бу­ду­ще­го араб­ско­го мира. Од­на­ко борь­ба между Му­хам­ме­дом и его ви­де­ни­ем ре­ли­гии и теми лю­дь­ми, ко­то­рые на­се­ля­ли в это время Ара­вию, не могла про­хо­дить мир­ным об­ра­зом. Му­хам­ме­ду даже при­ш­лось в 622 году бе­жать из сво­е­го род­но­го го­ро­да Мекки. Имен­но эта дата – 622 год – яв­ля­ет­ся мо­мен­том, с ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся от­счет ис­то­рии ис­лам­ской ци­ви­ли­за­ции и ис­лам­ской куль­ту­ры. Этот год также на­зы­ва­ет­ся «хи­дж­ра», то есть «бег­ство», он стал точ­кой от­сче­та в ис­лам­ском ле­то­ис­чис­ле­нии. Да­ти­ру­ют­ся со­бы­тия в ис­лам­ском мире до се­го­дняш­не­го дня не по годам от рож­де­ства Хри­сто­ва, а по годам хи­дж­ры.

Из Мекки Му­хам­мед со сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми пе­ре­ехал в город Ясриб. Этот город стал на­зы­вать­ся Ме­ди­на («город про­ро­ка»). Мек­кан­цы по­ня­ли, что сто­рон­ни­ки Му­хам­ме­да, ко­то­рые сте­ка­ют­ся в Ме­ди­ну, вполне могли бы сте­кать­ся и в Мекку. В 630 году Му­хам­мед был при­гла­шен об­рат­но. Он вер­нул­ся в свой род­ной город, но на­сто­ял на том, чтобы имен­но ислам был при­знан офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей не толь­ко в Мекке, но и на тех тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рые этот город рас­про­стра­нял свое вли­я­ние. Имен­но в 630 году, когда Му­хам­мед воз­вра­ща­ет­ся в Мекку, на­чи­на­ет­ся от­счет су­ще­ство­ва­ния об­ще­го араб­ско­го го­су­дар­ства. Это го­су­дар­ство имело форму има­ма­та (в одних руках со­че­та­лась свет­ская и ре­ли­ги­оз­ная власть). Има­мат – это форма ис­лам­ской тео­кра­тии. После смер­ти Му­хам­ме­да в 632 году к вла­сти при­хо­дят его на­след­ни­ки или за­ме­сти­те­ли – ха­ли­фы. Пер­вые че­ты­ре ха­ли­фа, так на­зы­ва­е­мые пра­вед­ные ха­ли­фы, пра­ви­ли в то время, когда араб­ский мир очень быст­ро рас­ши­ря­ет свои гра­ни­цы. Ха­ли­фы Абу Бакр, Оман Осман и Али, пра­вив­шие до 661 года, внес­ли огром­ный вклад в рас­про­стра­не­ние ре­ли­гии ис­ла­ма на тер­ри­то­рии не толь­ко Азии и Се­вер­ной Аф­ри­ки, но и на при­ле­га­ю­щие тер­ри­то­рии Ев­ро­пы. Ислам ока­зал­ся очень по­пу­ляр­ной ре­ли­ги­ей бла­го­да­ря тому, что ис­лам­ское го­су­дар­ство очень быст­ро на­би­ра­ло силу (Рис. 2).

Рис. 2. Пер­вые ха­ли­фы – Омар и Абу Бакр (Ис­точ­ник)

Росту по­пу­ляр­но­сти ис­ла­ма не по­ме­ша­ла даже граж­дан­ская война, ко­то­рая на­ча­лась в ха­ли­фа­те в 650-е годы. Два по­след­них пра­вед­ных ха­ли­фа (Осман и Али) были убиты во время меж­до­усо­биц в 656 и 661 годах. Все это не по­ме­ша­ло рас­ши­рять тер­ри­то­рию Араб­ско­го го­су­дар­ства. Под ру­ко­вод­ство Мекки и ха­ли­фов пе­ре­ш­ла вся тер­ри­то­рия Ара­вии, а затем были за­во­е­ва­ны новые земли.

За­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды ара­бов вVIIвеке:

v 640 год – за­во­е­ва­ние Па­ле­сти­ны и Сирии,

v 642 год – за­вер­ше­ние по­ко­ре­ния Егип­та,

v 649 год – за­во­е­ва­ние Кар­фа­ге­на,

v 651 год – рас­про­стра­не­ние вла­сти на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Тер­ри­то­рии Араб­ско­го ха­ли­фа­та (Ис­точ­ник)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.