Экономически необоснованное различие в тарифах сетевых организаций — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Экономически необоснованное различие в тарифах сетевых организаций

2017-06-26 300
Экономически необоснованное различие в тарифах сетевых организаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На приведенной диаграмме видно, что удельные затраты КРЭК на 1 у.е. в 2015 г. превышают затраты Красноярскэнерго в 2 раза; удельные затраты КРЭК на 1 у.е. в 2014 г. превышают затраты Красноярскэнерго в 2,3 раза.

 

Удельные затраты Республиканской сетевой компании (Республика Коми) на 1 у.е. в 2014-2015 гг. превышают затраты МРСК Северо-Запада в 3 раза.

База для сравнений и сопоставлений должна быть обоснованной. В связи с этим необходимо ориентироваться, в том числе на исторический бенчмарк. Если одна компания работает эффективно, то в этих же условиях другая компания тоже может и должна работать эффективно. Соизмерение реальных условий поведения реальных участников рынка с учетом общеэкономических, региональных, природно-климатических, производственно-технологических и иных особенностей дает возможность рассчитывать на повышение эффективности деятельности регулируемых компаний.

В качестве примера эффективной перебалансировки тарифов следует привести практику на рынках телефонной связи, где с полной уверенностью можно сказать, что тарифы – движитель прогресса.

Основные этапы реформы на рынке телефонной связи:

Ú за 5 лет проведена перебалансировка тарифов по группам потребителей и по местной и дальней связи (в странах ОЭСР аналогичная работа была проведена за 8 – 10 лет);

Ú установление инвестиционно привлекательной платы за установку телефона в зависимости от стоимости этой услуги у альтернативных операторов;

Ú управление абонентами потреблением услуг связи путем принятия пакета тарифных планов, включая повременную оплату телефонного соединения;

Ú развитие конкуренции на рынке дальней связи;

Ú следствием проконкурентной тарифной политики стали рост объемов оказываемых услуг и инвестиций, повышение цифровизации сетей, вход на рынок новых участников и внедрение новых услуг.

 

 

 

 

 

Масштабная, многолетняя, последовательная, надлежащим образом организованная перебалансировка тарифов в электроэнергетике, теплоснабжении, газоснабжении, ЖКХ является одним из основных резервов повышения эффективности этих и некоторых других регулируемых секторов экономики.

Система тарифного регулирования должна предусматривать гарантии получения прибыли регулируемой организацией. Любой регулируемый вид деятельности является предпринимательской деятельностью, получение прибыли необходимо для дальнейшего развития организации, инвестиций, выплаты дивидендов и возмещения издержек. При этом прибыль должна быть приемлемой, не ниже и не выше, чем может быть в характерных для этого вида условиях экономической деятельности. Поэтому регулятор должен контролировать, чтобы прибыль не выходила за пределы эффективного функционирования и развития, чтобы обеспечить баланс интересов регулируемого хозяйствующего субъекта и потребителей его услуг.

В то же время в условиях меняющейся экономической ситуации, возможно, нецелесообразно устанавливать на законодательном уровне конкретных величин гарантируемой прибыли для регулируемых организаций. Так, условия договоров поставки мощности (ДПМ) в электроэнергетике поставили одних участников рынка – генераторов в заведомо более выгодные условия, чем всех остальных. Однако необходимо законодательно обеспечить уверенность оператора и/или инвестора в регулируемых сферах деятельности, о возможности (гарантировании) получения дохода на вложенный капитал в той мере, в какой он бы смог это сделать находясь в условиях справедливой конкурентной борьбы, то есть уверенность в том, что можно зарабатывать на оказании регулируемых услуг, а не пытаться заработать на сопутствующих сферах деятельности (на «раздутых» затратах стройки, на неэффективных закупках оборудования и т.п.).

В целях стимулирования регулируемых организаций к развитию тарифное регулирование само по себе должно быть стимулирующее, основанное на долгосрочном тарифном регулировании, которое побуждает регулируемых субъектов эффективно использовать текущие расходы и иные ресурсы. То, что компания сэкономила, она может далее расходовать в основной производственной деятельности и развитии бизнеса. Существовавший ранее подход ежегодного тарифного регулирования, согласно которому сэкономленные за счет эффективного расходования средства изымались и в дальнейшем периоде регулирования не учитывались, является дестимулирующим.

Долгосрочное тарифообразование должно иметь горизонт планирования пять-семь и более лет. Тарифы должны устанавливаться с учетом жизненного цикла развития инфраструктуры. Для возведения энергетического объекта, срок функционирования которого составляет 30-50 лет, требуется три-пять лет. Этому предшествуют 15-20 летние периоды прогнозирования и 5-10 летние периоды планирования. С ними увязана разработка инвестиционных программ, детализированных по инвестиционным проектам.

ОЭСР выделяет 6 стадий жизненного цикла инфраструктуры: оценка необходимости, принятие решений и ранжирование проектов, подготовка проектов, строительство, эксплуатация, вывод из эксплуатации. На ряде стадий в различных формах принимают участие регуляторы.

Тарифное регулирование также должно стимулировать регулируемые организации к использованию ресурсосберегающих технологий в производственных процессах.

Еще одним важным принципом новой, проконкурентной политики должен стать принцип «инвестиции в обмен на тариф».

Поскольку ранее субъекты естественных монополий регулировались по методу «затраты плюс»., на практике это приводило и приводит нередко в настоящее время к ситуациям, когда утвержденная инвестиционная программа исполнялась, но по итогам ее реализации новые мощности остаются невостребованными. Проблема заключается в неэффективно спланированной инвестиционной программе на стадии ее согласования и утверждения.

Необходимо изменить идеологию, регулируемые организации должны нести ответственность за разработанную ими и реализуемую инвестиционную программу. Задача регулятора – сделать так, чтобы методы тарифного регулирования позволяли компаниям эффективно и гибко развиваться, чтобы инвестпрограммы были обеспечены тарифными ресурсами, но не создавали избыточного давления на потребителей.

Принцип «инвестиции в обмен на тариф» позволяет привлекать инвестиции за счет оказываемых услуг, эффективно планировать, прогнозировать и гибко функционировать и развиваться с учетом жизненного (от зарождения проекта, проведения процедур отбора проектов, строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации) и производственного (по всем звеньям производственной цепочки) цикла инфраструктуры и учета реальных интересов всех заинтересованных лиц.

Одним из нетривиальных и успешных примеров применения этого принципа в России является произошедший в начале 2000-х гг. трехкратный рост платы за установку телефона (с 2 до 6 тыс. рублей) для предприятий Связьинвеста. Инвестиционно привлекательный тариф кроме прочего еще и отвечал балансу интересов операторов и абонентов. Анализ рынка позволил спрогнозировать реакцию альтернативных операторов, у которых произошло трехкратное снижение тарифа (с 25 до 8 тыс. рублей). Как следствие в течение 3-х лет «рассосалась» очередь на установку телефона (6 млн. человек), была решена проблема всех предыдущих лет. После исчезновения дефицита тарифы вновь вернулись к исходному уровню (около 2 тыс. рублей и ниже), причем не только у Связьинвеста, но и у альтернативных операторов.

В трубопроводном транспорте нефти долгое время широко применяется так называемый долгосрочный договорный тариф для расшивки «узких мест» на сети, затраты на которые в меняющихся экономических условиях не были учтены в рамках утвержденной инвестпрограммы. Стороны договариваются о надбавке к тарифу на транспортировку нефти по отдельным участкам, утверждают их в тарифном органе. В договоре сторон прописываются конкретные мероприятия и сроки их реализации. После исполнения договорных обязательств тариф возвращается к исходному значению.

Что касается технологического присоединения к сетям газоснабжения, то в целом по стране такое присоединение весьма дорогостоящая (от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей) и длительная (сроки присоединения до 2-х лет) процедура. Кардинально улучшается ситуация в рамках совместной работы, проводимой ФАС России, Тюменской областью и компанией «МежрегионГазСевер». Средства надбавки на газификацию используются не только для строительства газопроводов до ввода в населенные пункты (как в целом по стране), а также и для строительства внутрипоселковых газопроводов до ввода в дом. Если в других регионах зарабатывают «на стройке», то в Тюмени - на поставках газа вновь присоединенным потребителям. Плата за присоединение «нулевая» – следствие применения дешевых типовых проектов, конкурентного отбора поставщиков оборудования, субсидий малообеспеченным потребителям (расходы бюджета эффективны - окупаются в течение 2-х лет), применения ресурсного метода ценообразования на строительство (основанного на идеологии лучших практик – бенчмарков). Этот опыт зафиксирован в дорожной карте по конкуренции Тюменской области и тиражируется на другие регионы страны. Более того, этот опыт признан на заседании Госсовета одним из лучших примеров региональной инвестиционной политики.

При принятии тарифных решений должен использоваться широкий набор методов тарифного регулирования, которые можно при необходимости использовать в сочетании, чтобы установить оптимальный уровень тарифов (экономически обоснованных затрат; индексации; обеспечения доходности инвестированного капитала; сравнения аналогов; эталонных расходов, затрат).

Концептуальные и содержательные сложности затратного метода заключаются в том, что регулируемая организация из-за несимметричности информации всегда может доказать регулятору, что они обязательны. Хотя этот метод или индексный метод могут применяться, например, когда речь идет о новом строительстве.

Однако даже при использовании затратного метода, должна производиться оценка ситуации и тарифов на рынке регулируемых услуг, а также ситуации и цен на рынках, смежных с регулируемым, то есть затраты также должны соизмеряться по методу сопоставимых рынков.

Кроме того, при утверждении тарифов должна производиться оценка эффективности применения регулируемой организацией процедур закупок. При этом индикаторы цен могут формироваться на площадках, на которых проводятся торги. Такие индикаторы должны быть открытой, прозрачной, регулярно публикуемой информацией, а их использование позволит упростить процедуру установления тарифов.

В отдельных сферах механизмы формирования подобных индикаторов цен уже реализованы. Например, на рынке нефтепродуктов есть биржевые и внебиржевые котировки, которые публикуются ежедневно. По природному газу также ведутся биржевые торги. На бирже торгуются и планируется развернуть торговлю сжиженными углеводородными газами, минеральными маслами, лесом и строительными материалами, углем, цементом и др.

Одним из важных направлений проконкурентной тарифной политики является переход от жесткого к гибкому тарифному регулированию и дерегулирование проконкурентных сфер деятельности. Принятию любого тарифного решения обязательно должен предшествовать анализ рынка. Если условий для конкуренции нет, возможности гибко реагировать на ситуацию тоже нет, необходимо сохранять применение жесткого метода регулирования. Если на рынке существуют условия для конкуренции, то могут быть установлены гибкие параметры регулируемых тарифов (к примеру, возможность выбора того или иного тарифа или установления конечной цены в рамках «тарифного коридора» в зависимости от спроса на конкретную услугу, сезонности). Применением гибкого тарифного регулирования, как правило, создаются условия конкуренции на рынке. Поставщики должны оказывать услуги с учетом спроса, при этом и потребители, и пользователи - иметь возможность управлять спросом. Гибкое тарифное регулирование в свою очередь ведет к дерегулированию сферы деятельности.

Применение системы гибкого ценообразования должно осуществляться с учетом специфики соответствующих сфер деятельности. К примеру, на рынке связи исторически был установлен один тариф - ежемесячная плата за телефон. В конце 90-х – начале 2000-х гг. антимонопольные органы ввели три тарифных плана: ежемесячная, повременная и комбинированная оплата, что позволяло реагировать на спрос и управлять им.

Еще одним примером гибкой тарифной политики является тарифный коридор в грузовых перевозках. Если спрос повышен, тариф может подниматься к верхней планке диапазона, если наоборот – опускается к нижней границе. Представляется, что данный механизм требует дальнейшего совершенствования. Для этих целей полезен опыт применения гибких тарифов в сфере пассажирского железнодорожного транспорта.

В результате применения системы гибкого (в зависимости от сезонного спроса) ценообразования регулируемых плацкартных тарифов прирост пассажиропотока не потребовал роста провозных мощностей (новых вагонов). Этот инструмент применяется уже примерно 15 лет и обеспечивает свою эффективность. Следующим новым механизмом поддержки (удержания) пассажиропотока в регулируемом сегменте стали гибкие тарифные решения в отношении скидок по верхним и боковым полкам.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.