Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-06-11 | 692 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Актуальное членение предложения имеет собственный формальный аппарат. Основными средствами выражения актуального членения являются порядок слов и интонация (а именно — место фразового ударения). Они действуют совместно. В кодифицированном литературном языке фразовое ударение автоматически относится на конец предложения, на последнюю синтагму. В соответствии с этим организуется и порядок слов в предложении: слова располагаются таким образом, чтобы фразовое ударение выделило рему, т. е. «тема — рема». Такой порядок слов свойствен экспрессивно и стилистически нейтральным высказываниям; В. Матезиус назвал его объективным: Долгая зимняя ночь / прошла незаметно (П.); В конце просеки / стремительно несло по земле густой жёлтый дым (Пауст.); Молния блистала / почти беспрерывно (Ч.); Людьми / овладела лень (М. Г.). В экспрессивно окрашенной речи и при некоторых особых стилистических заданиях, типичных для языка художественной литературы (например, при стилизации под устную разговорную речь или фольклорное повествование), порядок слов может быть обратным, а именно «рема — тема»; такой порядок слов В. Матезиус назвал субъективным: Думала / Аксинья (Ш.); Не долги / летние ночи (Т.); Великая вещь / свобода! (Ю. К.); Свежая струя / пробежала по моему лицу (Т.); Странное чувство никчемности и бесполезности жизни / постепенно охватывает меня (М. Г.); Грозно, гулко / шумело за стеной море (Ю. К.); Вот что / сказал Андрею человек с качким восточным акцентом (Фед.). Субъективный порядок слов обязательно сопровождается изменением места фразового ударения: оно перемещается в начало или в середину предложения. Таким образом, рема всегда отмечается фразовым ударением — автоматизированным (при объективном порядке: тема — рема) или неавтоматизированным (при субъективном порядке: рема — тема).
|
Тот или иной порядок слов и место фразового ударения, выражающие актуальное членение предложения, называют линейно-динамической структурой предложения. Линейно-динамическая структура представляет собой специфическое суперсегментное оформление, которое предложение получает, становясь высказыванием.
Сформулированное правило выражения актуального членения предложения линейно-дннамнческой структурой действует только в границах кодифицированного литературного языка и не распространяется на разговорную речь. В разговорной речи другие правила ритмической организации. Фразовое ударение там обычно помещается в начале предложения. В связи с этим для разговорной речи характерно расположение ремы в начале предложения: Очень чистое / было платье; Хлипкий / он очень; [— А хозяйка / где?] — На работу / ушла. Такое построение для разговорной речи стилистически нейтрально н соответствует объективному порядку слов в кодифицированном языке.
В границах кодифицированного литературного языка также есть сфера, в которой общее правило выражения актуального членения предложения порядком слов и местом фразового ударения не действует. Это стихотворная речь, где «стихотворный ритм в известной степени подчиняет себе синтаксис» '.
2. Дополнительным средством выражения актуального членения предложения являются частицы. Они отмечают тему или рему.
В невопросительных предложениях тему выделяет постпозитивная частица же, выполняющая функцию сопоставительного союза: [Она любила его спокойный ласковый тон в деревне.] В городе же / он постоянно казался беспокоен и настороже (Л. Т.); [Елизавета Киевна ещё веселее улыбнулась,] глаза же её / продолжали оставаться грустными и кроткими (А. Т.). В вопросительных предложениях местоименного типа час- стица же имеет усилительный характер и выделяет рему, роль которой играет вопросительное местоимение: Кто же этот замечательный человек? (П.).
|
Функция выделителя темы типична для разговорной постпозитивной частицы то: Не желаете говорить, а молчать-то / страшнее (А. Т.); Ну, деревню-то / Соу- стин знал (Мал.); Уроки-то / выучил? Тему могут выделять ограничительные препозитивные частицы только, лишь:...И только трубка / слабо попыхивала в полусвете (Г. Н.). Вместе с тем эти частицы могут быть и показателями ремы: И только вы с вашей энергией и находчивостью / сможете вывести армию (Сер.). То или иное их участие в актуальном членении предложения связано с характером смысловых отношений в контексте (сложносочиненном предложении или сочетании предложений).
Показателем ремы является отрицательная частица не, если она употреблена не при сказуемом [117]: Нет, не тебя / так пылко я люблю (Л.); ср.: Он послал письмо / не в Москву.— В Москву послал письмо / не он.— В Москву он послал / не письмо.
3. В русском языке существуют также специальные синтаксические конструкции, выражающие актуальное членение предложения. В них теми или иными средствами выделена тема. Укажем некоторые типы таких конструкций. Это прежде всего предложения, построенные по схеме «что касается + род. п. существительного + то + компоненты любой структурной схемы с возможными распространителями»: Что касается отъезда, то он будет отложен; Что касается остальных членов комиссии, то их предупредить не удалось; Что касается сенсаций и сюрпризов, то их была масса; Что касается детей, то уложите их спать пораньше. В этих предложениях первая часть, внешне похожая на придаточную, не является предикативной единицей и не имеет обязательно присущего всякой предикативной единице модально-временного плана. Словоформа касается в составе устойчивого словосочетания что касается не имеет глагольных свойств (ср. невозможность изменения этой формы во времени). Все сочетание что касается...то в современном языке представляет собой особое служебное слово, выполняющее выделительную функцию. Наряду с ним употребляется сочетание что до...то: Что до Кати, то она за два года вполне поняла своего мужа (А. Т.).
Таковы и построенные по более свободной схеме, допускающей более разнообразное варьирование, предложения, первая часть которых содержит компоненты структурной схемы с их распространителями (среди них — относительное местоимение), а вторая, вводимая частицей так, или так это, или это, содержит знаменательное слово, семантически соотнесенное с местоимением первой части: Кто был недоволен, так это Иван Иванович; Вот где я, наверное, не мог бы работать, так это в термичке; Когда меня будет можно застать дома, так это в понедельник; Чего здесь было много — это цветов; Вот за что пришлось заплатить в самом деле дорого, это за кружева.
|
В первой части таких предложений может быть употреблен союз если: Если он куда охотно ходил, так это в цирк; Если кто будет возражать, так разве что первокурсники. В этом случае в составе первой части может быть неопределенное местоимение, а вторая часть может вводиться частицей то: Лётчик в тот момент если что-нибудь и переживал, то одно лишь полное удовлетворение (Гал.); Тогда мы если и мечтали о чём- нибудь, то только о полётах в космос.
Выделение темы с помощью частиц или синтаксических конструкций придает предложению специфический семантический оттенок. Предложения с выделенной темой составляют особый коммуникативный тип. Их наличие — яркое свидетельство того, что коммуникативная организация предложения не исчерпывается его членением на тему и рему.
ТИПЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Одно и то же по грамматической форме и лексическому наполнению предложение может быть воплощено, в зависимости от своего коммуникативного задания, в нескольких высказываниях с разным актуальным членением. Например, высказывания Вчера он / получил посылку; Он получил посылку / вчера; Вчера посылку получил / он имеют разное актуальное членение; так как все они экспрессивно и стилистически нейтральны, то в них одинаковый порядок следования компонентов актуального членения: тема — рема. Отвечая разным коммуникативным заданиям, эти высказывания различаются заключенной в каждом из них актуальной информацией: в первом высказывании актуальная информация состоит в сообщении о событии в целом, в последующих двух — в сообщении о частных аспектах события (когда оно произошло, кто в нем участвовал).
|
Однако не следует думать, что актуальное членение предложения бесконечно в своем разнообразии. Для каждого типа предложений с определенной формальной организацией, лексическим наполнением и смысловой организацией существует ограниченное количество возможных коммуникативных заданий, и формы организации высказывания с определенным синтаксическим составом для разных коммуникативных заданий стандартизованы. Виды высказываний сводимы к определенным типам, выделяемым на основе характера их коммуникативных заданий и соответственно выражаемой в них актуальной информации.
Так как коммуникативные задания могут быть сведены к вопросам, то для классификации высказываний существенна классификация вопросов. Удачная классификация предложена Ш. Балли, который делит все вопросы на четыре типа:
1) полный диктальный вопрос (Что случилось?; В чём дело?) предполагает незнание спрашивающим события в целом и направлен ко всему содержанию ответного высказывания;
2) частичный диктальный вопрос (Кто вышел?) предполагает незнание частного аспекта события и направлен к части заключенной в ответном высказывании информации;
3) полный модальный вопрос (Павел здесь?) предполагает, что известно событие в целом, но неизвестно, соответствует ли оно действительности; вопрос выражает сомнение в реальности события и имеет целью установить правильность или неправильность имеющейся информации;
4) частичный модальный вопрос (В школу ли пошёл Павел?) выражает сомнение в частном аспекте события
В соответствии с этими типами вопросов П. Адамец [118]предложил различать четыре типа высказываний по характеру заключенной в них актуальной информации.
1. Общеинформативные высказывания передают вещественную информацию в целом, не выделяя одного какого-то ее аспекта. Актуальная информация совпадает с вещественной. Они менее других высказываний обусловлены контекстом, легче всего поддаются изоляции. Главной особенностью их организации является то, что сказуемое всегда входит в рему (одно или в комплексе с другими членами предложения): Хлопнула дверь; Юноша / остановил станок; В это время / раздался звонок на урок.
2. Актуальная информация, заключенная в ч а с т- ноинформативных высказываниях, представляет собой частный аспект вещественной информации. Сказуемое всегда входит в тему, поскольку предполагается, что событие в целом известно: Беда разразилась / в конце дня; Эти перемены изменили / его лицо, но не душу (Леон.).
3. Актуальная информация, заключенная в обще- верификативных высказываниях, представляет собой не новое сообщение, а «реакцию на мнение собеседника, верификацию или коррекцию этого мнения» [119].
|
Ремой таких высказываний является одно сказуемое, существенна его утвердительная или отрицательная форма: Игорь / не погиб; Дядя / всё-таки приедет; Но она спрашивать / не стала; [Я знаю:) город / будет (В. М.).
4. Частноверификативные высказывания устанавливают реальность не факта в целом, а какого- то одного его аспекта: Не одни злые люди / ночью гуляют (Ш.).
Частноверификативные высказывания имеют то же актуальное членение и (соответственно) тот же порядок слов и интонационное оформление, что и частноинфор- мативные, а общеверификативные — то же, что и общеинформативные, поэтому практически важно различение высказываний общего и частного характера.
Вместе с тем среди высказываний общего характера существенно различать расчлененные (состоящие из темы и ремы) и нерасчлененные. Эти высказывания различаются порядком слов. В нерасчлененных высказываниях, построенных по самой частотной схеме Г^Уг при условии их экспрессивной и стилистической нейтральности, обязателен порядок слов У^ 1 с фразовым ударением на конце (т. е. на N1); порядок же слов N 1Уг в них создает экспрессивно-стилистически окрашенный вариант с фразовым ударением на начале (т. е. на N1); ср.: — Почему на улице так много людей? — Кончился сеанс в кинотеатре.— Сеанс в кинотеатре кончился. В расчлененных же высказываниях общего характера имеет место обратная закономерность; ср.: — Когда кончается сеанс в кинотеатре? — Сеанс в кинотеатре / уже кончился.— Уже кончился / сеанс в кинотеатре.
Таким образом, есть основания выделять три типа высказываний, различающихся коммуникативным заданием (общего или частного характера) и актуальной расчлененностью ~ нерасчлененностью: 1) нерасчлененные высказывания общего типа; 2) расчлененные высказывания общего типа; 3) высказывания частного типа (они могут быть только расчлененными). Каждый из этих типов имеет нейтральный и экспрессивно-стилистически окрашенный варианты. Предложение того или иного грамматического строения и состава, становясь коммуникативной единицей, приобретает свойства высказывания одного из этих типов.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!