Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-11 | 462 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Формы существительных противопоставляются друг другу не только по числовым значениям. Например, такой ряд словоформ, как дом, дому, домом, доме, характеризуется общим лексическим значением и называет единичный предмет, однако в этом ряду нет двух одинаковых словоформ. Формальные различия между словоформами очевидны. Ояожнее ответить на вопрос о том, какие неформальные различия имеются между ними.
По-видимому, если словоформы взяты изолированно, нельзя увидеть между ними какое-либо смысловое различие. Однако абсолютно ясны сочетательные различия между рассматриваемыми словоформами. Причем эти различия проявляются как для «подчиненных», так и для «подчиняющих» словоформ. Например, сочетание хороший дом возможно, а «хороший дому» — невозможно, должно быть хорошему дому, но невозможно сочетание «хорошему домом» и т. д.; дом стоит возможно, а «дому стоит» — невозможно, идти к дому возможно, а «идти к домом» — невозможно и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что формы существительных обладают некоторой характеристикой, которая предопределяет возможность или невозможность соединения их с другими словоформами. Необходимы два уточнения. Во-первых, речь не идет о таких характеристиках, предопределяющих выбор связываемых словоформ, как род и одушевленность. Очевидно, что в рассматриваемом примере лексема дом (а следовательно, и все ее формы) принадлежит к мужскому роду и называет неодушевленный предмет. Однако не эти факторы обусловили выбор именно тех словоформ, которые могут быть связаны со словоформами дом, дому, домом и т. п. Во-вторых, когда речь идет о возможности или невозможности связи между словоформами, имеется в виду не лексическая, осмысленная связанность, а грамматическая правильность. В самом деле, железным летом — лексически невозможная связь, но грамматически она совершенно правильна, а холодному летом — грамматически невозможная связь, а лексически вполне обоснованная. Особенно важно разграничение грамматической и лексической правильности для обсуждаемой «связывающей» характеристики форм существительных.
|
ПАДЕЖ КАК ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Таким образом, можно утверждать, что у форм существительных, помимо категорий рода, одушевленности ~ неодушевленности и числа, существует еще одна характеристика, относящаяся к выбору связанных словоформ. Эту характеристику и называют падежом существительного. Лежащие в основе падежа свойства словоформ являются общими свойствами существительных, они формируют категорию падежа. Категория эта — словоизменительная, благодаря ей могут противопоставляться словоформы, лишенные каких бы то ни было неформальных — смысловых и «связывающих» — различий.
Не следует, однако, полагать, что падеж как грамматическая категория имеет только связывающую функцию. При рассмотрении категорий рода, одушевленности ~ неодушевленности и числа уже было показано, что при определенных условиях «связывающие» категории могут приобретать содержательную ценность, а содержательные в своей основе категории могут иметь чисто связывающую функцию. Достаточно напомнить для первого случая пример типа доктор пришёл — доктор пришла или ужасный соня — ужасная соня, а для второго — новые брюки или вижу большой дом — вижу большого слона.
Категории падежа содержательная ценность тоже отнюдь не чужда. Однако смысловая характеристика не заключена в самой словоформе, а возникает в результате взаимодействия формы существительного с «подчиняющей» ее словоформой. Действительно, между изолированными словоформами рука, руку, рукой нет смысловых различий, а есть только различие в синтагматических возможностях. Однако в словосочетаниях рука ударила, руку ударила, рукой ударила указанные различия между словоформами имеют содержательную ценность.
|
ЧИСЛО ПАДЕЖЕЙ
Сложность вопроса о числе падежей очень четко была сформулирована А. И. Соболевским: «Сколько падежей? Ответ на этот вопрос не только труден, но прямо невозможен. Если принять за основание звуковую форму имени... то мы должны будем сказать, что одни имена... имеют меньше падежей, чем другие... и что число падежей неопределенно. Если же принять за основание грамматическое значение... то мы должны будем насчитать большое количество падежей... Тогда, например, форма хлеба в разных предложениях (Я взял себе хлеба, Мясо лучше хлеба, Мягкость — свойство хлеба) будет представлять 3 падежа: райШуиз, аЫаИуиз и ро88е881уи8» '.
В самом деле, анализ форм существительных неизбежно приводит к мысли, что число падежей у них различно. Таких «падежей» может быть шесть: шкаф, шкафа, шкафу, шкафом, шкафе, шкафу; пять: дом, дома, дому, домом, доме; четыре: степь, степи, степью, степй; три: мышь, мыши, мышью или даже один: пальто, что равносильно отсутствию падежа как грамматической категории.
Хотя традиционное решение вопроса о числе падежей у существительных все-таки связано с анализом формы, этот анализ опирается не на каждое конкретное существительное, а на систему, включающую в себя все падежные формы всех существительных. Практически при определении того или иного падежа каждый многократно пользовался этим приемом. Например: Видели слона — какой падеж у словоформы слона? Форма может указывать и на родительный падеж, и на винительный; здесь — винительный. Почему? Потому что в данном контексте словоформа слона может быть заменена без потери грамматической правильности словоформами козу (кого, что). В родительном падеже (нет слона) та же словоформа не может, без потери грамматической правильности, замениться на козу (кого, что),— она должна быть заменена на козы (кого, чего).
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!