Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-11 | 1084 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
9* |
Существуют два четко противопоставленных класса основ — основы нечленимые, т. е. не делимые на морфы, содержащие один морф (дом, конь), и ч л е н и- м ы е на морфы, т. е. состоящие из двух и более морфов [бор-ец, нож-ик, по-раз-брос-а-(ть)]. Помимо двух резко разграниченных классов можно выделить большое число промежуточных, переходных случаев, т. е. можно говорить о разных степенях членимости основ
Многие авторы, рассматривая понятие членимости, говорят то о членимости слова, то о членимости основы, но, по существу, изучают, одну и ту же проблему, которую все же точнее назвать членимостью основы, так как слова типа вод(а), бел(ый), ид(у), содержащие одно- морфемную основу + морфему-флексию, обычно называют нечленимыми. Таким образом, слово с нечленимой основой называют нечленимым словом, слово с членимой основой — членимым словом, т. е. здесь принято то же словоупотребление, что и по отношению к словам с производными/иепроизводными основами, которые называют соответственно производными/непроизводными словами.
Большая или меньшая членимость основы зависит от ряда факторов. Ослабление степени членимости основы наблюдается тогда, когда одна из частей слова (корневая или аффиксальная) в каком-либо отношении дефектна. Рассмотрим эти случаи.
СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
Суффиксы и приставки отличаются от корней тем, что они не имеют в языке самостоятельного употребления (см. гл. 1). Они всегда находятся при корне слова, как бы «привязаны» к нему. Корни же употребляются и в соединении с деривационными аффиксами (дом-ик, пра-дед, лимон-н-ый), и без них (дом, дед, лимон). Однако существуют слова, корни которых живут в языке только в соединении с суффиксами и приставками, т. е. как бы в «связанном» виде. Основы таких слов называют связанными (термин Г. О. Винокура). Однако точнее в таких случаях было бы говорить о связанных корнях.
|
Связанные корни находим в словах свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; добавить, отбавить, прибавить, добавка, прибавка, прибавление; вонзить, пронзить. Связанные корни по ряду признаков отличаются от свободных корней (лишены способности употребляться вне связи с деривационными морфемами; обязательно должны повторяться в ряде слов). Они не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. гасПх — корень и гр. -о1с1 — подобный). Термин «радиксоид» введен А. А. Реформатским.
Разберем для примера слова с радиксоидом верг-/ верж-. Он встречается в ряде глаголов с приставками (ввергнуть, свергнуть, низвергнуть, отвергнуть) и в отглагольных существительных (низвержение, свержение, извержение). В современном языке радиксоид верг-/ верж- сам по себе непонятен. Его значение можно вывести только из состава тех слов, в которые он входит. В XVIII в. глагол вергнуть (со значением 'кинуть, бросить') еще мог употребляться свободно (без приставок) в торжественном книжном языке, однако в живой речи он был уже неупотребителен. В современном языке многие слова с радиксоидом верг- делятся на морфемы благодаря тому, что они составляют группу противопоставленных в смысловом отношении слов. Значение приставок в них выступает вполне отчетливо: ввергнуть в бездну (направление действия внутрь, ср.: ввести, входить, вдвинуть), отвергнуть предложение (направление действия от чего-нибудь, ср.: отбросить, откинуть), свергнуть царя, низвергнуть тирана (в обоих случаях направление действия вниз, ср.: сбросить царя, низринуться с горы), извержение вулкана, вулкан изверг лаву (направление действия изнутри чего-нибудь).
В индивидуальном поэтическом сознании радиксоид верг-/верж- может вычленяться из состава слова и в какой-то степени осмысляется. Так, В. В. Маяковский употребляет его как самостоятельное слово: Встаньте, ложью вершенные ниц...
|
Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол'-ация, изол'-атор; спекул-ировать, спекул'-ация, спеку л'-ант. В этих словах имеются связанные корни агит-, изол'-, спекул'- и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды соотношений — слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.
Отметим следующие особенности слов с радиксои- дами:
1. Численность слов с радиксоидами различна. Она зависит от характера значения слова, от принадлежности слова к той или иной части речи, а также от наличия в языке слов, соотносительных с данным по семантике и морфемному составу.
2. Чем активнее и сопоставимее ряд слов со связанным корнем, чем яснее в слове значение входящих в него словообразовательных аффиксов, чем деятельнее в языке эти аффиксы, тем отчетливее членимость слова. Особенно четко выделяются деривационные аффиксы п р о- тивоположных значений: обуть — разуть, одеть — раздеть, добавить — отбавить.
3. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений (слов с тем же радиксоидом и слов с тем же аффиксом), хорошо членятся: ассоциировать — ассоци-ация, изол-ировать — изол'-ация.
4. В словах со связанными корнями может происходить перенесение смыслового веса слова с корня на аффиксы, чаще всего приставки: поднять, отнять, разнять. Значение корня в таких словах неясно, оно утрачено языком и выводится из значения тех слов, в состав которых входит.
5. Лучше членятся слова со связанными корнями, имеющие конкретные значения. Слова с отвлеченными значениями легче утрачивают членимость, ср.: от-нять, раз-нять и понять ('постигнуть умом'), внять (он не внял моим мольбам).
УНИКАЛЬНЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
Уже говорилось о том, что повторяемость является обязательным свойством аффиксов. Между тем есть слова, в которых при обычных корневых морфемах имеются сегменты, не повторяющиеся в других словах: -'ос- в белёсый, -овь в любовь, -ель в гибель, -вор(а) в дет-вор(а), -альон в почтальон, -'арус в стеклярус и т. п. Что представляют собой такие единичные сегменты? Значимы ли они в составе слова?
|
Попытаемся ответить на эти вопросы.
Входя в ряд однокоренных слов дети — детский — детвора, белый — беленький — белизна — беловатый —- белёсый, любить — любовь — любимый, гибнуть — погибать — гибель, почта — почтовый — почтовик — почтальон, отрезки -вор-, -'ос-, -альон, -ов', -ел' и подобные с несомненностью вычленяются из состава слова, так как часть, предшествующая им, встречается с тем же значением в других словах '.
Чем же являются эти отрезки в составе слова? Они отличаются от корневых и аффиксальных морфем тем, что не служат строительным материалом для образования новых слов, а лишь входят в состав отдельных, нетипичных для современного языка по своей структуре слов (построенных по действовавшим ранее в языке закономерностям или заимствованных из других языков).
Слова с «обычными» корнями и аффиксами могут и воспроизводиться в речи как готовые единицы языка, ипроизводитьсяпо определенным моделям, т. е. строиться. Именно поэтому они принципиально отличаются от слов с единичными отрезками, которые входят в один ряд сопоставлений и не могут производиться (строиться) в речи. Такие слова, как любовь, белёсый, гибель, почтальон, почтамт, стеклярус и другие подобные, всегда воспроизводятся как готовые единицы.
Присмотримся внимательнее к семантике единичных отрезков. Очевидно, что прибавление такого уникального отрезка влияет на значение слова; так, почтаф почтальон, почта ф почтамт, белый Ф белёсый, стекло Ф стеклярус, поп ф попадья. Можно было бы сделать вывод, что подобные отрезки значимы, например -амт имеет значение 'главное учреждение из рода тех, которые названы производящей основой', -'арус — 'украшение из материала, названного производящей основой'. Проверим, так ли это.
Посмотрим, имеют ли отрезки -амт и -'арус значение вне состава тех слов, в которых они закреплены, т. е. будут ли они понятны носителям языка, если их «приставить» к каким-либо другим основам. Составим слова с этими отрезками, подбирая производящие основы того же семантико-грамматического разряда, что и основы, с которыми «спаяны» наращения: 1) аптек-амт, вокзал-амт, 2) желез'-арус, янтар'-арус (или по модели с наложением морфов: янтарус). Предполагаем, что аптек-амт должно значить 'главная аптека', желез'- арус — 'украшение из железа' и т. п. Опрос информантов показал, что наши слова непонятны 97 % отвечающих, т. е. единичные сегменты вне слов, в которых они закреплены, незначимы.
|
Единичные сегменты неоднородны по значению. Существуют сегменты, значения которых подобны значению деривационных аффиксов данного языка:
попадья [47] почтальон любовь |
поп почта любить |
желать |
аптекарь '■ аптекарша; киоск ' киоскёр;
желание.
Другая группа слов имеет сегменты, которым нельзя приписать значение, выраженное в данном языке с помощью деривационных аффиксов:
белый: белёсый стекло: стеклярус
Первая группа единичных сегментов уникальна лишь по форме, их значение (если оно им приписывается общественным или индивидуальным языковым сознанием) не является чем-то необычным, оно подобно значению ряда морфем данного языка. Вторая группа сегментов уникальна и по форме, и по значению. Их смысл неясен. Именно поэтому слова, включающие единичные сегменты первой группы, стоят ближе к «настоящим» производным словам и лучше членятся. Они тяготеют к словам с синонимичными аффиксами. Слова, включающие единичные сегменты второй группы, членятся хуже. Членение таких слов подобно членению фразеологических сочетаний.
Используя терминоэлемент -фикс (ср.: суффикс, префикс, аффикс, постфикс), назовем рассмотренные единичные сегменты унификсами, так как основное свойство таких единиц — уникальность, единичность.
черный серебро |
В чем отличие унификса от «обычных» корневых и аффиксальных морфем?
Унификсы единичны и не употребляются в свободном виде. Это отличает их и от корневых, и от аффиксальных морфем. Аффиксы тоже не употребляются в свободном виде, но они повторяемы в разных словах. Корни бывают единичными, но свобода употребления — их принципиальное свойство. Правда, радиксоиды всегда повторяются, иначе они не будут вычленяться как корни (ср.: с-верг-нуть, от-верг-нуть). Таким образом, унификсы — это особый вид единичных сегментов, выступающих лишь в связанном виде. Одна группа унификсов по значению подобна аффиксам, другая — фразеоло- гична.
Слова с унификсами не создаются, не строятся в речи. Для того, чтобы эти слова употребить, их надо знать. И этим свойством слова, включающие унификсы, близки фразеологическим сочетаниям. Однако и фразеологические сочетания, и слова с унификсами сами могут служить образцом для создания новых — индивидуальных — фразеологических сочетаний и новых слов. И в этом тоже заключается их сходство. Естественно, что, если новообразование становится общеупотребительным и порождает новые слова, унификс теряет свою уникальность — свойство, отличающее его от аффиксов,— и переходит в разряд аффиксов.
|
Между унификсами и суффиксами не всегда проходит четкая граница. Иногда их разделяет промежуточная зона — в тех случаях, когда имеются два или три слова с общим элементом, но лишь одно из них хорошо известно, т. е. принадлежит общелитературному языку. В такой промежуточной зоне еще совсем недавно находился отрезок -дром, превратившийся на наших глазах в полноправный аффикс, ср.: ракетодром, космодром, автодром, мотодром.
Мы рассмотрели постфиксальные унификсы. Воз- - можны и префиксальные унификсы, но они менее характерны для русского языка. Их можно видеть в словах ра-дуга (ср. дуга), кур-носый (ср. нос), бахвалиться (ср. хвалиться) (примеры Н. А. Янко-Триницкой). Среди таких унификсов также имеются уникальные и по форме, и по значению; уникальные только по форме.
Выше мы говорили о словах со связанными корнями, сочетающимися с рядом аффиксов. Существуют слова со связанными корнями, встречающимися в сочетании лишь с одним аффиксом (например, бужен-ин-а, ср. слова с тем же суффиксом: строганина, солонина). Такие слова имеют корни связанные и притом уникальные, так сказать «унирадиксоид ы». Очевидно, уни- радиксоиды так же отличаются от обычных (т. е. повторяющихся) радиксоидов, как унификсы от аффиксов.
§ 11. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЛЕНИМОСТЬ СЛОВА[48]
Так как в составе слова, кроме полноценных морфем, могут быть части ущербные, дефектные (связанные корни и уникальные аффиксы), то наличие таких частей
ослабляет членимость слова. В соответствии с этим среди членимых слов можно различать три класса: 1) слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы; 2) слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы; 3) слова, включающие связанные уникальные корни (унира- диксоиды) или унификсы.
Рассмотрим подробно эти три группы слов.
1. Слова первого класса членятся лучше всего, так как, имея свободные основы и повторяющиеся аффиксы, они входят в двойные ряды соотношений и членятся без остатка на основу и аффикс. Они обладают самой высокой степенью членимости:
смел(ый) — бодр(ьш)
смел-ость — бо др-ость
самолёт — стол
самолёт-ик — стол-ик
Такие ряды соотношений называют словообразовательным квадратом1. По терминологии Н. А. Янко-Триницкой, подобные слова обладают полной свободной членимостью.
2. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений, также образуют словообразовательный квадрат:
агитировать — транслировать
агитация — трансляция
агитировать — транслировать
агитатор транслятор
Однако такие слова членятся хуже, чем слова со свободными корнями. По терминологии Н. А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость.
3. Слова, включающие унификсы или унирадик- соиды, входят в один ряд соотношений — слов с той же
основой или слов с тем же аффиксом — и обладают остаточной членимостью, ибо одна из частей таких слов выделяется не по ее соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа. Место остаточного сегмента по отношению к «полноценному» морфу определяет его роль в слове. Если в слове есть свободный корень, его левый сосед подобен префиксу (ра-дуга), а правый — суффиксу (почт-альон). Если в слове есть «полноценный» суффикс, его левый «дефектный» сосед является радик- соидом (мал-ина). Если в слове имеется «полноценный» префикс, его правый сосед является радиксоидом (раз- у-ть).
Слова с остаточной членимостью образуют четыре степени членимости. Приведем примеры слов с остаточной членимостью, располагая их в порядке ослабления членимости:
1. поп-адья почт-альон
2. бел'-ос(ый) стекл'-арус
3. бужен-ина
поп почта бел(ый) стекло |
4. мал-ина = генераль-ша
= комбайн-ер =?
=?
ср. конь
генерал
комбайн?
?
кон-ина
смород-ина
кал-ина
Слова, имеющие остаточную членимость, не образуют словообразовательного квадрата.
Итак, членимость слов зависит от следующих факторов: 1) основа употребляется свободно или связанно; 2) аффикс повторяем или уникален; 3) аффикс по значению подобен или не подобен другим аффиксам данного языка; 4) связанный корень повторяем или уникален; 5) аффикс употребляется или не употребляется при свободных корнях.
Понятие производности
Значение трех рассмотренных классов слов не в одинаковой мере мотивируется значением их составных частей. В тех случаях, когда слово входит в двойной ряд сопоставлений — слов с той же основой и с тем же аффиксом, оно членится на «полноценные» морфемы. Значение такого слова мотивируется значением каждой из составляющих его частей. Слова, которые входят лишь в один сопоставительный ряд, не могут быть мотивированы значением всех составляющих их частей,
так как одна из этих частей «дефектна»: или их корень уникален, выступает лишь в связанном виде, или элемент, присоединенный к корню, является не деривационным аффиксом, а унификсом.
В тех случаях, когда прикорневая часть слова — унификс, которому нельзя приписать значения, синонимичного значению словообразовательных морфем данного языка, значение соответствующего слова не является ни полностью условным, ни полностью мотивированным. Оно содержит нечто от семантики основы, повторяющейся в других словах. Не зная слова белёсый, мы догадываемся, что оно как-то связано со словом белый; не зная слова детвора, догадываемся, что оно как-то связано со словом дети.
Значение слов, имеющих связанный уникальный корень и повторяющийся аффикс, тоже не мотивировано значением всех составляющих его частей. Если для нас ясно, какие признаки положены в основу названия видов мяса строганина, солонина, то мы не можем этого сказать о слове буженина или о названиях ягод малина, смородина и т. п., так как части мал'-, смород'-, бужен'- нам непонятны. Мы узнаем в этих словах лишь категориальное, классифицирующее значение суффиксов, относящее их к разряду однотипных слов.
Учитывая различия в форме и значении разных групп членимых основ, целесообразно разграничивать соответствующие основы и терминологически. В наиболее общем виде это разграничение можно сформулировать так: основы, входящие в два ряда соотношений, назовем членимыми и производными. Основы, входящие в один ряд соотношений, назовем членимы м и, но непроизводными. Отметим, что некоторые слова со связанными корнями, входящие в два ряда соотношений, не являются производными, так как ни одно не может быть признано производящим по отношению к другому. Этот вопрос подробнее рассматривается далее.
Таким образом, понятие членимости является более
' Ср. высказывание Н. Д. Арутюновой: «...такие существительные с единичными основами, как калина, малина, ежевика, говядина и др., не могут считаться прямыми и непосредственными знаками объекта. Эти слова также мотивированы в своем значении, так как суффикс указывает на класс предмета, подводит его под определенную категорию, включает в тот или иной разряд» (Арутюнова Н. Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке. С. 18).
общим и широким, чем понятие производности, т. е. каждая производная основа членима, но не каждая членимая производна.
Понятие производности является основным для словообразования, так как именно соотношение производных и производящих составляет суть механизма словообразования.
§ 13. ПРИЗНАКИ ПРОИЗВОДНЫХ основ
Перечислим признаки производных основ:
1. Слова с производными основами входят в двойной ряд соотношений: а) слов с той же основой и б) слов с тем же аффиксом — и, следовательно, членятся на основу и аффикс.
Это принципиально важное свойство слов с производными основами, так как такие слова могут строиться и служить моделью для построения и других слов; они могут и производиться, и воспроизводиться в речи. Именно поэтому они принципиально отличаются от слов, которые входят в один ряд соотношений и вычленяют не аффикс, а остаточный элемент, не встречающийся в других словах (унификс или унирадик- соид); такие слова не могут производиться в речи — они всегда воспроизводятся. Их нельзя построить, их надо знать.
2. При каждой производной основе должна быть производящая база[49]. Мы употребляем этот термин как более широкий вместо распространенного «производящая основа», так как в качестве производящих выступают не только основы (писа-тель), но и слова (город — при-город), словосочетания (зачётная книж- ка — зачётка, железная дорога — железнодорожник) и — реже — словоформы [им. п. ед. ч. алгебра — ал- гебра-ист, им. п. мн. ч. телят(а) — телят-ник, телятница, инфинитив: женить — женит'-б(а) (ср.: ко- с(ить)—кос'-б(а)]. Чаще всего, однако, в русском словообразовании в качестве производящей базы используются именно основы.
3. Среди всех однокоренных слов между производной и производящей имеются наименьшие формальные и (или) смысловые различия.
4. Производная основа всегда может быть истолкована посредством ссылки на производящую (критерий Винокура!).
Повторим, что отношения производности могут объединять слова со связанными корнями в тех случаях, когда такие слова входят в двойные ряды соотношений и одно из таких слов может рассматриваться в качестве производящего для семантики других, например агитировать — агит-аци\-(а), агитировать — агит-атор.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА
В соответствии с понятиями «производность» и «членимость» применяются два вида анализа слов — словообразовательный и морфемный.
Задача синхронного словообразовательного анализа той или иной основы — установить, является ли эта основа непроизводной или производной; в последнем случае следует выяснить, какая база является производящей по отношению к анализируемой основе и с помощью какого словообразовательного средства и каким способом она произведена.
Единица (основа, словоформа, словосочетание), непосредственно мотивирующая анализируемое слово и по смыслу, и по форме, и является производящей базой.
Чтобы найти производящую базу, надо соотнести анализируемое слово с двумя рядами единиц: 1) включающих ту же основу и 2) включающих то же (или — те же) словообразовательные средства. (Если слово входит лишь в один ряд соотношений, оно не является производным.) Словообразовательные средства, используемые при производстве слова, называют формантом. В качестве формантов в русском языке выступают суффиксы, приставки, нулевые суффиксы, приставки и суффиксы, используемые как единое словообразовательное средство — единый формант (например, со-...-ник в словах типа сотрапезник, без-...](е) в словах типа безденежье). Таким образом, в состав форманта может входить один или несколько словообразовательных аффиксов.
Разберем слово паровозный. Оно входит в такие ряды слов: 1) паровоз, паровоз-ик, паровоз-ищ-е... 2) вагон-н-ый, камен-н-ый, дорож-н-ьш... Из этого сопоставления мы можем сделать вывод, что прилагательное паровозный образовано с помощью суффикса -н- от сложного существительного паровоз. Такой ответ станет очевидным, если мы рассмотрим семантику и форму прилагательного паровозный:
1) оно значит 'относящийся к паровозу', т. е. его значение мотивировано значением существительного паровоз и обнаруживает непосредственную смысловую зависимость от этого существительного;
2) оно обнаруживает непосредственную зависимость от существительного паровоз и по форме: содержит основу этого существительного и суффикс прилагательных -н-.
Таким образом, словообразовательный анализ следует начинать с конца слова: отделив флексию, найти производящую базу и вычленить словообразовательный формант. Не следует сразу искать корень слова, так как это может привести к неверным выводам. Если в слове паровозный мы сразу выделим корни пар- и воз- и решим, что слово паровозный образовано путем сложения основ, то ошибемся, так как это слово произведено от «готовой» основы паровоз и словообразовательным формантом является в нем суффикс -н-. Таким образом, оно произведено суффиксальным способом, а не путем сложения основ '.
Словообразовательный и морфемный анализы (последний обычно в школе называют разбором слова по составу или морфологическим разбором) не следует смешивать. Термин «морфологический анализ» (или «морфологический разбор») неудачен, так как он связывается со словом морфология, а не морфема. Морфемный анализ отличается от словообразовательного и по задачам, и по результатам. Цель его — установить, из каких морфем состоит слово. В результате морфемного анализа мы узнаем состав слова. Морфемный анализ должен опираться на результаты словообразовательного: только поняв, как образовано слово, можно правильно расчленить его на морфы. (Очевидно, слова членимые, но непроизводные словообразовательному анализу подвергать не следует.)
Для сравнения результатов морфемного и словообразовательного анализа разберем слово разброска.
При словообразовательном анализе мы должны найти производящую базу анализируемого слова. Очевидно, ею является основа глагола разбросать, так как:
1) существительное разброска обозначает 'действие по глаголу разбросать', т. е. глагол разбросать семантически мотивирует существительное разброска; 2) глагол разбросать служит для существительного разброска производящим и по форме: разброска образовано от основы глагола разбросать с помощью суффикса -к(а), ср.: подбросить — подброс-к(а), читать — чит- к(а), починить — почин-к(а). Как видим, с точки зрения словообразовательного анализа слово разброска является отглагольным существительным, произведенным способом суффиксации. Его основа содержит производящую основу разброс- и суффикс -к(а): разброс- -к(а). При словообразовательном анализе мы не выделяем в производящей основе приставку раз-, так как она не играет роли в образовании слова разброска и, следовательно, не является словообразовательным формантом. Она досталась этому существительному в наследство от основы производящего глагола разбросать.
Производя морфемный анализ, следует выделять все значимые части слова, т. е. все морфы, из которых состоит слово. Поэтому в основе разброс- вычленяем приставку раз-, сопоставляя глагол разбросать с глаголами раскидать, развеять, распылить и под., и корень брос-, ср.: бросание, бросовый, выбросить, отбросить. Следовательно, при морфемном анализе существительного разброска выделяются следующие части: 1) приставка раз- (ср.: рас-кладка, раз-носка);
2) корень -брос- (ср.: от-брос-ы, под-брос-ить, под- -брос-ка) \ 3) суффикс -к- (ср.: под-гон-к-а, раз-бор-к-а, раз-вес-к-а) \ 4) окончание именительного падежа единственного числа (ср.: вод-а, ног-а, уборк-а). С точки зрения морфемного анализа основа слова разброска содержит три морфемы (приставку, корень и суффикс): раз-брос-к(а). На вопрос, как образовано анализируемое слово, морфемный анализ не отвечает.
Словообразовательный анализ показывает нам, что слова образуются не только из мельчайших строительных единиц — морфем (например, стол-ик, апельсин-ов- -ый, чай-ник), но и из более крупных частей — строительных блоков, состоящих более чем из одной морфемы: паровоз-н-ый, разброс-к-а.
Применяя фигурные скобки, можно изобразить иерархическое строение слов типа самолётный, пароходный, паровозный следующим образом: {(сам- -о- + -лёт) + -«-} + -ый, {(пар- + -о- + -ход)} + -к- + -ый.
«Крупноблочных» слов много. Это не обязательно слова, включающие два корня: {(учи- + -тель) + -ниц-) -(- -а-, {(кол- + -хоз-) + -ник}; _ [пре- -(- (ум- -н-)\ + -ьш; [{(пере- + пис-) -ыва -} + ни/-] + -е '.
Последовательность этапов словообразования можно изобразить и другим способом: писать — переписать — переписывать — переписыванщ (е).
Для того, чтобы правильно произвести анализ слова, следует учитывать не только соотношение двух слов (производного и производящего), но и соотношение слов в словообразовательном типе (см. об этом в гл. 4) и — шире — в системе словообразования. Так, например, анализируя слова писарь (ср. писать), пахарь (ср. пахать), можно решить, что в них выделяется глагольная основа писа-, паха- и суффикс -рь. Привлечение для анализа слов звонарь (ср. звонить), лекарь (ср. лечить) показывает, что а относится к суффиксу, который присоединяется к глагольному корню: пис-арь (пис-ать), пах-арь (пах-ать), звон-арь (звон-ить).
§ 15. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОВА [50]
Изменения в словарном составе языка, изменения в значении слов приводят к изменениям в членимости слов.
Опрощение
Исторический процесс, приводящий к потере словом членимости, называется опрощением. Понятие опрощения введено В. А. Богородицким, который определил его следующим образом: «Опрощением называется морфологический процесс, посредством которого слово со сложным морфологическим составом (мы бы сейчас сказали: морфемным составом.— Е. 3.) утрачивает значение отдельных своих морфологических частей и становится простым символом данного представления. Так, например, слова вкус (ср.: ку-с-ать, кус-ок), забыть и т. п. имеют только целостное значение и морфологический состав этих слов (в-кус, за-быть и т. п.) уже не чувствуется. Таким образом, при опрощении связь слова с родственными ему словами утрачивается, вследствие чего оно обособляется от них» '.
Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение, морфемные швы зарастают. Так, например, возникли новые непроизводные слова убить, забыть (эти глаголы не могут быть семантически истолкованы через бить, быть).
В результате опрощения язык пополняется новыми корневыми морфемами, которые становятся центрами новых словообразовательных гнезд. Таковы существительные мыло (произведенное исторически от глагола мыть), дающее в современном языке производные мылить, мыльный, мыльница, существительное вкус (исторически связанное с глаголом кусать), ср. его производные: вкусовой, вкусовщина, превкусный, вкуснятина; дар (исторически связанное с дать), ср. производные: дарить, подарить, подарок, даровой.
Изменение значения слова и утрата семантических связей с производящим — основная причина опрощения. Наиболее часто опрощению подвергаются конкретные существительные с фразеологической семантикой типа лапоть, ломоть, белка, крыло, копыто (связь со словами лапа, ломать, белый, крыть, копать утрачена). Кроме того, опрощению благоприятствуют: 1) звуковые изменения, вследствие которых данное слово расходится с родственными словами (так, изменение формы слова облако (из обвлако) способствовало его разъединению со словами влачить, влечь); 2) выпадение из языка родственных слов (слово, потеряв своих «родственников», становится «одиноким», изолированным, что приводит к его опрощению, так произошло со словом
кольцо, первоначально уменьшительное от существительного коло, вышедшего из употребления).
Переразложение
Другой процесс исторического изменения состава слова — переразложение: перемещение границ в составе слова. Этот процесс был открыт И. А. Бодуэном де Куртенэ в конце XIX в. [51] Изучая историю индоевропейского склонения, И. А. Бодуэн де Куртенэ открыл закон «сокращения основ в пользу окончаний», который состоит в том, что в процессе исторического развития конечные гласные основы («тематические гласные») отошли к падежным окончаниям, т. е. граница между морфемами основы и окончания стала проходить в ином месте.
Большая повторяемость в речи конечных элементов слова — окончаний — привела к тому, что процесс переразложения шел слева направо, т. е. часть основы отходила к окончанию. Часто употребляясь в сочетании с предшествующими им звуками основы, окончания стали ассоциироваться совместно с этим повторяющимся с ними звуком или комплексом звуков.
Переразложение может происходить не только между основой и окончанием, но и между другими частями слова. И в этих случаях направление процесса обычно то же, т. е. слева направо. Таково переразложение между основой и суффиксом. В результате этого вида переразложения формируются новые производные суффиксы. Такие суффиксы называют иногда составными или сложными. Так, на базе ряда производных существительных со значением лица, образованных при помощи суффикса -ик от основ прилагательных с суффиксом -н- (например, умн-ый человек — умн-ик, глазн-ой врач — глазн-ик), отрезок -ник стал восприниматься как целостный суффикс, так как соответствующие существительные могут быть истолкованы и как производные от существительных: умник — 'человек большого ума', глазник — 'врач, который лечит глаза'. С помощью суффикса -ник образуются имена лиц непосредственно от основ существительных: колхоз — колхоз-ник.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Цель этимологического анализа — установить происхождение слова, объяснить историю его возникновения, вскрыть прошлые словообразовательные связи слова, показать, как возникло его современное значение. Этимологический анализ опирается на данные истории русского языка и других языков. Так, например, слово облако исторически связано с глаголом влачить (ср. форму с полногласием волочить с приставкой об-: обволочить — обволакивать). Начальное в после приставки об- утратилось: об- влак-о —*■ облако. Вследствие изменения значения слова и звукового изменения произошло опрощение: слово облако в современном языке имеет непроизводную основу.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию Ц Избр. работы по русскому языку. М., 1959. С. 419—442.
Лопатин В. В. О двух этапах морфемного членения слова Ц Развитие современного русского языка. 1972: Словообразование. Членимость слова. М., 1975.
Панов М. В. Изменение членимости слов // Русский язык и советское общество: Социолого-лингвистическое исследование: В 4 т. М., 1968. Т. 2: Словообразование современного русского литературного языка. С. 214—216.
Янко-Триницкая И. А. Членимость основы русского слова Ц Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1968. Вып. 6.
Глава 3
МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Морфонология — раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т. е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Термин «морфонология» путем гаплологии образовался из морфо-фонология (= морфологическая фонология = фономорфология). Задача морфонологии — установить: а) фонемный состав морфем разных видов; б) правила соединения морфем в слове, т. е. условия взаимоприспособления (варьирования) морфем при их объединении; в) порядок следования морфем '.
При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (морфемном шве) может происходить четыре вида явлений:
1) чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого);
2) интерфиксация — между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент — интерфикс (от лат. т1ег — между, Пхиз — прикрепленный) (термин введен А. М. Сухотиным; ср.: суффикс, префикс, постфикс и другие термины с элементом -фикс);
3) наложение (или интерференция) морфов — конец одного морфа объединяется с началом другого;
4) усечение производящей основы — конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово.
СТРУКТУРА КОРНЕВЫХ МОРФЕМ
Для русского языка характерно различие в структуре именных и глагольных корней. Именные корни имеют исход на согласную (исключение составляют заимствованные корни типа пальто, кино, кенгуру); глагольные могут иметь исход и на согласную (пис-ать, люб-ить, ход-ить) и на гласную (иги-ть, да-ть, би-ть). Это различие играет важную роль в словообразовании, так как оно определяет разный характер использования именных и глагольных корней в словообразовании.
ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМ
Морфонология изучает чередования фонем, обусловленные их грамматической (морфонологической) позицией. Такие чередования следует отличать от чередований звуков, обусловленных их фонетической позицией. Ср. пары словоформ: 1) рука — ручной.
писать — пишу и 2) [вада] — [воды], [разб'йт'] — [раск'йнут']. Очевидно, что чередование к/ч перед суффиксом -н- и чередование с/ш перед флексией 1-го лица единственного числа -у обусловлены именно грамматическо<
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!