Членимость и производность основ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Членимость и производность основ

2017-06-11 935
Членимость и производность основ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9*
 

Существуют два четко противопоставленных класса основ — основы нечленимые, т. е. не делимые на морфы, содержащие один морф (дом, конь), и ч л е н и- м ы е на морфы, т. е. состоящие из двух и более морфов [бор-ец, нож-ик, по-раз-брос-а-(ть)]. Помимо двух рез­ко разграниченных классов можно выделить большое число промежуточных, переходных случаев, т. е. можно говорить о разных степенях членимости основ


Многие авторы, рассматривая понятие членимости, говорят то о членимости слова, то о членимости основы, но, по существу, изучают, одну и ту же проблему, которую все же точнее назвать членимостью основы, так как слова типа вод(а), бел(ый), ид(у), содержащие одно- морфемную основу + морфему-флексию, обычно называют нечлени­мыми. Таким образом, слово с нечленимой основой называют нечлени­мым словом, слово с членимой основой — членимым словом, т. е. здесь принято то же словоупотребление, что и по отношению к словам с производными/иепроизводными основами, которые называют соот­ветственно производными/непроизводными словами.

Большая или меньшая членимость основы зависит от ряда факторов. Ослабление степени членимости осно­вы наблюдается тогда, когда одна из частей слова (кор­невая или аффиксальная) в каком-либо отношении де­фектна. Рассмотрим эти случаи.

СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

Суффиксы и приставки отличаются от корней тем, что они не имеют в языке самостоятельного употребле­ния (см. гл. 1). Они всегда находятся при корне слова, как бы «привязаны» к нему. Корни же употребляются и в соединении с деривационными аффиксами (дом-ик, пра-дед, лимон-н-ый), и без них (дом, дед, лимон). Однако существуют слова, корни которых живут в языке только в соединении с суффиксами и приставками, т. е. как бы в «связанном» виде. Основы таких слов назы­вают связанными (термин Г. О. Винокура). Однако точнее в таких случаях было бы говорить о связанных корнях.

Связанные корни находим в словах свергнуть, от­вергнуть, низвергнуть; добавить, отбавить, прибавить, добавка, прибавка, прибавление; вонзить, пронзить. Связанные корни по ряду признаков отличаются от сво­бодных корней (лишены способности употребляться вне связи с деривационными морфемами; обязательно должны повторяться в ряде слов). Они не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено назы­вать радиксоидами (от лат. гасПх — корень и гр. -о1с1 — подобный). Термин «радиксоид» введен А. А. Ре­форматским.

Разберем для примера слова с радиксоидом верг-/ верж-. Он встречается в ряде глаголов с приставками (ввергнуть, свергнуть, низвергнуть, отвергнуть) и в от­глагольных существительных (низвержение, свержение, извержение). В современном языке радиксоид верг-/ верж- сам по себе непонятен. Его значение можно вы­вести только из состава тех слов, в которые он входит. В XVIII в. глагол вергнуть (со значением 'кинуть, бро­сить') еще мог употребляться свободно (без приставок) в торжественном книжном языке, однако в живой речи он был уже неупотребителен. В современном языке многие слова с радиксоидом верг- делятся на морфемы благодаря тому, что они составляют группу противо­поставленных в смысловом отношении слов. Значение приставок в них выступает вполне отчетливо: ввергнуть в бездну (направление действия внутрь, ср.: ввести, входить, вдвинуть), отвергнуть предложение (направле­ние действия от чего-нибудь, ср.: отбросить, откинуть), свергнуть царя, низвергнуть тирана (в обоих случаях направление действия вниз, ср.: сбросить царя, низри­нуться с горы), извержение вулкана, вулкан изверг лаву (направление действия изнутри чего-нибудь).

В индивидуальном поэтическом сознании радиксоид верг-/верж- может вычленяться из состава слова и в какой-то степени осмысляется. Так, В. В. Маяковский употребляет его как самостоятельное слово: Встаньте, ложью вершенные ниц...

Особый разряд слов со связанными корнями состав­ляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агит­ация, агит-атор; изол-ировать, изол'-ация, изол'-атор; спекул-ировать, спекул'-ация, спеку л'-ант. В этих сло­вах имеются связанные корни агит-, изол'-, спекул'- и суффиксы со значением действия, отвлеченного дейст­вия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды соотношений — слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

Отметим следующие особенности слов с радиксои- дами:

1. Численность слов с радиксоидами различна. Она зависит от характера значения слова, от принадлеж­ности слова к той или иной части речи, а также от нали­чия в языке слов, соотносительных с данным по семан­тике и морфемному составу.

2. Чем активнее и сопоставимее ряд слов со связан­ным корнем, чем яснее в слове значение входящих в него словообразовательных аффиксов, чем деятельнее в язы­ке эти аффиксы, тем отчетливее членимость слова. Осо­бенно четко выделяются деривационные аффиксы п р о- тивоположных значений: обуть — разуть, одеть — раздеть, добавить — отбавить.

3. Слова со связанными корнями, входящие в двой­ные ряды соотношений (слов с тем же радиксоидом и слов с тем же аффиксом), хорошо членятся: ассоци­ировать — ассоци-ация, изол-ировать — изол'-ация.

4. В словах со связанными корнями может проис­ходить перенесение смыслового веса слова с корня на аффиксы, чаще всего приставки: поднять, отнять, раз­нять. Значение корня в таких словах неясно, оно утраче­но языком и выводится из значения тех слов, в состав которых входит.

5. Лучше членятся слова со связанными корнями, имеющие конкретные значения. Слова с отвлеченными значениями легче утрачивают членимость, ср.: от-нять, раз-нять и понять ('постигнуть умом'), внять (он не внял моим мольбам).

УНИКАЛЬНЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Уже говорилось о том, что повторяемость является обязательным свойством аффиксов. Между тем есть слова, в которых при обычных корневых морфемах имеются сегменты, не повторяющиеся в других словах: -'ос- в белёсый, -овь в любовь, -ель в гибель, -вор(а) в дет-вор(а), -альон в почтальон, -'арус в стеклярус и т. п. Что представляют собой такие единичные сег­менты? Значимы ли они в составе слова?

Попытаемся ответить на эти вопросы.

Входя в ряд однокоренных слов дети — детский — детвора, белый — беленький — белизна — беловатый —- белёсый, любить — любовь — любимый, гибнуть — по­гибать — гибель, почта — почтовый — почтовик — поч­тальон, отрезки -вор-, -'ос-, -альон, -ов', -ел' и подобные с несомненностью вычленяются из состава слова, так как часть, предшествующая им, встречается с тем же значением в других словах '.

Чем же являются эти отрезки в составе слова? Они отличаются от корневых и аффиксальных морфем тем, что не служат строительным материалом для образова­ния новых слов, а лишь входят в состав отдельных, нетипичных для современного языка по своей структуре слов (построенных по действовавшим ранее в языке закономерностям или заимствованных из других язы­ков).

Слова с «обычными» корнями и аффиксами могут и воспроизводиться в речи как готовые единицы языка, ипроизводитьсяпо определенным моделям, т. е. строиться. Именно поэтому они принципиально от­личаются от слов с единичными отрезками, которые вхо­дят в один ряд сопоставлений и не могут производиться (строиться) в речи. Такие слова, как любовь, белёсый, гибель, почтальон, почтамт, стеклярус и другие по­добные, всегда воспроизводятся как готовые еди­ницы.

Присмотримся внимательнее к семантике единичных отрезков. Очевидно, что прибавление такого уникаль­ного отрезка влияет на значение слова; так, почтаф почтальон, почта ф почтамт, белый Ф белёсый, стек­ло Ф стеклярус, поп ф попадья. Можно было бы сде­лать вывод, что подобные отрезки значимы, например -амт имеет значение 'главное учреждение из рода тех, которые названы производящей основой', -'арус — 'украшение из материала, названного производящей основой'. Проверим, так ли это.

Посмотрим, имеют ли отрезки -амт и -'арус значение вне состава тех слов, в которых они закреплены, т. е. будут ли они понятны носителям языка, если их «при­ставить» к каким-либо другим основам. Составим слова с этими отрезками, подбирая производящие основы того же семантико-грамматического разряда, что и основы, с которыми «спаяны» наращения: 1) аптек-амт, вокзал-амт, 2) желез'-арус, янтар'-арус (или по модели с наложением морфов: янтарус). Предполагаем, что аптек-амт должно значить 'главная аптека', желез'- арус — 'украшение из железа' и т. п. Опрос информан­тов показал, что наши слова непонятны 97 % отвечаю­щих, т. е. единичные сегменты вне слов, в которых они закреплены, незначимы.

Единичные сегменты неоднородны по значению. Су­ществуют сегменты, значения которых подобны значе­нию деривационных аффиксов данного языка:


попадья [47] почтальон любовь
поп почта любить
желать

аптекарь '■ аптекарша; киоск ' киоскёр;

желание.


 

 


Другая группа слов имеет сегменты, которым нельзя приписать значение, выраженное в данном языке с по­мощью деривационных аффиксов:

белый: белёсый стекло: стеклярус

Первая группа единичных сегментов уникальна лишь по форме, их значение (если оно им приписывается общественным или индивидуальным языковым созна­нием) не является чем-то необычным, оно подобно зна­чению ряда морфем данного языка. Вторая группа сегментов уникальна и по форме, и по значению. Их смысл неясен. Именно поэтому слова, включающие единичные сегменты первой группы, стоят ближе к «на­стоящим» производным словам и лучше членятся. Они тяготеют к словам с синонимичными аффиксами. Слова, включающие единичные сегменты второй группы, чле­нятся хуже. Членение таких слов подобно членению фразеологических сочетаний.

Используя терминоэлемент -фикс (ср.: суффикс, пре­фикс, аффикс, постфикс), назовем рассмотренные еди­ничные сегменты унификсами, так как основное свойство таких единиц — уникальность, единичность.

черный серебро

В чем отличие унификса от «обычных» корневых и аффиксальных морфем?

Унификсы единичны и не употребляются в свободном виде. Это отличает их и от корневых, и от аффиксальных морфем. Аффиксы тоже не употребляются в свободном виде, но они повторяемы в разных словах. Корни бы­вают единичными, но свобода употребления — их прин­ципиальное свойство. Правда, радиксоиды всегда пов­торяются, иначе они не будут вычленяться как корни (ср.: с-верг-нуть, от-верг-нуть). Таким образом, уни­фиксы — это особый вид единичных сегментов, высту­пающих лишь в связанном виде. Одна группа унификсов по значению подобна аффиксам, другая — фразеоло- гична.

Слова с унификсами не создаются, не строятся в речи. Для того, чтобы эти слова употребить, их надо знать. И этим свойством слова, включающие унификсы, близки фразеологическим сочетаниям. Однако и фра­зеологические сочетания, и слова с унификсами сами могут служить образцом для создания новых — инди­видуальных — фразеологических сочетаний и новых слов. И в этом тоже заключается их сходство. Естест­венно, что, если новообразование становится общеупот­ребительным и порождает новые слова, унификс теряет свою уникальность — свойство, отличающее его от аф­фиксов,— и переходит в разряд аффиксов.

Между унификсами и суффиксами не всегда прохо­дит четкая граница. Иногда их разделяет промежуточ­ная зона — в тех случаях, когда имеются два или три слова с общим элементом, но лишь одно из них хорошо известно, т. е. принадлежит общелитературному языку. В такой промежуточной зоне еще совсем недавно нахо­дился отрезок -дром, превратившийся на наших глазах в полноправный аффикс, ср.: ракетодром, космодром, автодром, мотодром.

Мы рассмотрели постфиксальные унификсы. Воз- - можны и префиксальные унификсы, но они менее харак­терны для русского языка. Их можно видеть в словах ра-дуга (ср. дуга), кур-носый (ср. нос), бахвалиться (ср. хвалиться) (примеры Н. А. Янко-Триницкой). Сре­ди таких унификсов также имеются уникальные и по форме, и по значению; уникальные только по форме.

Выше мы говорили о словах со связанными корнями, сочетающимися с рядом аффиксов. Существуют слова со связанными корнями, встречающимися в сочетании лишь с одним аффиксом (например, бужен-ин-а, ср. слова с тем же суффиксом: строганина, солонина). Такие слова имеют корни связанные и притом уникаль­ные, так сказать «унирадиксоид ы». Очевидно, уни- радиксоиды так же отличаются от обычных (т. е. повто­ряющихся) радиксоидов, как унификсы от аффиксов.

§ 11. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЛЕНИМОСТЬ СЛОВА[48]

Так как в составе слова, кроме полноценных морфем, могут быть части ущербные, дефектные (связанные корни и уникальные аффиксы), то наличие таких частей


ослабляет членимость слова. В соответствии с этим среди членимых слов можно различать три класса: 1) слова, включающие свободные корни и повторяю­щиеся аффиксы; 2) слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы; 3) сло­ва, включающие связанные уникальные корни (унира- диксоиды) или унификсы.

Рассмотрим подробно эти три группы слов.

1. Слова первого класса членятся лучше всего, так как, имея свободные основы и повторяющиеся аффиксы, они входят в двойные ряды соотношений и членятся без остатка на основу и аффикс. Они обладают самой высокой степенью членимости:

смел(ый) — бодр(ьш)

смел-ость — бо др-ость

самолёт — стол

самолёт-ик — стол-ик

Такие ряды соотношений называют словообразо­вательным квадратом1. По терминологии Н. А. Янко-Триницкой, подобные слова обладают пол­ной свободной членимостью.

2. Слова со связанными корнями, входящие в двой­ные ряды соотношений, также образуют словообразо­вательный квадрат:

агитировать — транслировать

агитация — трансляция

агитировать — транслировать

агитатор транслятор

Однако такие слова членятся хуже, чем слова со свобод­ными корнями. По терминологии Н. А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость.

3. Слова, включающие унификсы или унирадик- соиды, входят в один ряд соотношений — слов с той же
основой или слов с тем же аффиксом — и обладают остаточной членимостью, ибо одна из частей таких слов выделяется не по ее соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа. Место остаточного сегмента по отно­шению к «полноценному» морфу определяет его роль в слове. Если в слове есть свободный корень, его левый сосед подобен префиксу (ра-дуга), а правый — суф­фиксу (почт-альон). Если в слове есть «полноценный» суффикс, его левый «дефектный» сосед является радик- соидом (мал-ина). Если в слове имеется «полноценный» префикс, его правый сосед является радиксоидом (раз- у-ть).

Слова с остаточной членимостью образуют четыре степени членимости. Приведем примеры слов с остаточ­ной членимостью, располагая их в порядке ослабления членимости:


 

 


1. поп-адья почт-альон

2. бел'-ос(ый) стекл'-арус

3. бужен-ина

поп почта бел(ый) стекло

4. мал-ина = генераль-ша

= комбайн-ер =?

=?

ср. конь

генерал

комбайн?

?

кон-ина

смород-ина

кал-ина


 

 


Слова, имеющие остаточную членимость, не образуют словообразовательного квадрата.

Итак, членимость слов зависит от следующих факто­ров: 1) основа употребляется свободно или связанно; 2) аффикс повторяем или уникален; 3) аффикс по значе­нию подобен или не подобен другим аффиксам данного языка; 4) связанный корень повторяем или уникален; 5) аффикс употребляется или не употребляется при свободных корнях.

Понятие производности

Значение трех рассмотренных классов слов не в оди­наковой мере мотивируется значением их составных частей. В тех случаях, когда слово входит в двойной ряд сопоставлений — слов с той же основой и с тем же аф­фиксом, оно членится на «полноценные» морфемы. Зна­чение такого слова мотивируется значением каждой из составляющих его частей. Слова, которые входят лишь в один сопоставительный ряд, не могут быть мотивированы значением всех составляющих их частей,
так как одна из этих частей «дефектна»: или их корень уникален, выступает лишь в связанном виде, или элемент, присоединенный к корню, является не дерива­ционным аффиксом, а унификсом.

В тех случаях, когда прикорневая часть слова — унификс, которому нельзя приписать значения, синони­мичного значению словообразовательных морфем дан­ного языка, значение соответствующего слова не яв­ляется ни полностью условным, ни полностью мотиви­рованным. Оно содержит нечто от семантики основы, повторяющейся в других словах. Не зная слова белё­сый, мы догадываемся, что оно как-то связано со словом белый; не зная слова детвора, догадываемся, что оно как-то связано со словом дети.

Значение слов, имеющих связанный уникальный корень и повторяющийся аффикс, тоже не мотивиро­вано значением всех составляющих его частей. Если для нас ясно, какие признаки положены в основу назва­ния видов мяса строганина, солонина, то мы не можем этого сказать о слове буженина или о названиях ягод малина, смородина и т. п., так как части мал'-, смород'-, бужен'- нам непонятны. Мы узнаем в этих словах лишь категориальное, классифицирующее значение суффик­сов, относящее их к разряду однотипных слов.

Учитывая различия в форме и значении разных групп членимых основ, целесообразно разграничивать соответствующие основы и терминологически. В наи­более общем виде это разграничение можно сформули­ровать так: основы, входящие в два ряда соотношений, назовем членимыми и производными. Осно­вы, входящие в один ряд соотношений, назовем члени­мы м и, но непроизводными. Отметим, что неко­торые слова со связанными корнями, входящие в два ря­да соотношений, не являются производными, так как ни одно не может быть признано производящим по отноше­нию к другому. Этот вопрос подробнее рассматривается далее.

Таким образом, понятие членимости является более

' Ср. высказывание Н. Д. Арутюновой: «...такие существительные с единичными основами, как калина, малина, ежевика, говядина и др., не могут считаться прямыми и непосредственными знаками объекта. Эти слова также мотивированы в своем значении, так как суффикс указывает на класс предмета, подводит его под определенную катего­рию, включает в тот или иной разряд» (Арутюнова Н. Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке. С. 18).

общим и широким, чем понятие производности, т. е. каждая производная основа членима, но не каждая членимая производна.

Понятие производности является основным для сло­вообразования, так как именно соотношение производ­ных и производящих составляет суть механизма слово­образования.

§ 13. ПРИЗНАКИ ПРОИЗВОДНЫХ основ

Перечислим признаки производных основ:

1. Слова с производными основами входят в двойной ряд соотношений: а) слов с той же основой и б) слов с тем же аффиксом — и, следовательно, членятся на основу и аффикс.

Это принципиально важное свойство слов с произ­водными основами, так как такие слова могут строиться и служить моделью для построения и других слов; они могут и производиться, и воспроизводить­ся в речи. Именно поэтому они принципиально отли­чаются от слов, которые входят в один ряд соотношений и вычленяют не аффикс, а остаточный элемент, не встре­чающийся в других словах (унификс или унирадик- соид); такие слова не могут производиться в речи — они всегда воспроизводятся. Их нельзя пост­роить, их надо знать.

2. При каждой производной основе должна быть производящая база[49]. Мы употребляем этот тер­мин как более широкий вместо распространенного «про­изводящая основа», так как в качестве производящих выступают не только основы (писа-тель), но и слова (город — при-город), словосочетания (зачётная книж- ка — зачётка, железная дорога — железнодорожник) и — реже — словоформы [им. п. ед. ч. алгебра — ал- гебра-ист, им. п. мн. ч. телят(а) — телят-ник, телят­ница, инфинитив: женить — женит'-б(а) (ср.: ко- с(ить)—кос'-б(а)]. Чаще всего, однако, в русском словообразовании в качестве производящей базы ис­пользуются именно основы.

3. Среди всех однокоренных слов между производ­ной и производящей имеются наименьшие формальные и (или) смысловые различия.

4. Производная основа всегда может быть истолко­вана посредством ссылки на производящую (критерий Винокура!).

Повторим, что отношения производности могут объединять слова со связанными корнями в тех случаях, когда такие слова входят в двойные ряды соотношений и одно из таких слов может рассматриваться в качестве производящего для семантики других, например агити­ровать — агит-аци\-(а), агитировать — агит-атор.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

В соответствии с понятиями «производность» и «чле­нимость» применяются два вида анализа слов — сло­вообразовательный и морфемный.

Задача синхронного словообразовательного анализа той или иной основы — установить, является ли эта основа непроизводной или производной; в последнем случае следует выяснить, какая база является произво­дящей по отношению к анализируемой основе и с по­мощью какого словообразовательного средства и каким способом она произведена.

Единица (основа, словоформа, словосочетание), не­посредственно мотивирующая анализируемое слово и по смыслу, и по форме, и является производящей базой.

Чтобы найти производящую базу, надо соотнести анализируемое слово с двумя рядами единиц: 1) вклю­чающих ту же основу и 2) включающих то же (или — те же) словообразовательные средства. (Если слово входит лишь в один ряд соотношений, оно не является производным.) Словообразовательные средства, ис­пользуемые при производстве слова, называют фор­мантом. В качестве формантов в русском языке вы­ступают суффиксы, приставки, нулевые суффиксы, при­ставки и суффиксы, используемые как единое слово­образовательное средство — единый формант (напри­мер, со-...-ник в словах типа сотрапезник, без-...](е) в словах типа безденежье). Таким образом, в состав форманта может входить один или несколько слово­образовательных аффиксов.

Разберем слово паровозный. Оно входит в такие ряды слов: 1) паровоз, паровоз-ик, паровоз-ищ-е... 2) вагон-н-ый, камен-н-ый, дорож-н-ьш... Из этого со­поставления мы можем сделать вывод, что прилагатель­ное паровозный образовано с помощью суффикса -н- от сложного существительного паровоз. Такой ответ станет очевидным, если мы рассмотрим семантику и форму прилагательного паровозный:

1) оно значит 'относящийся к паровозу', т. е. его значение мотивировано значением существительного паровоз и обнаруживает непосредственную смысловую зависимость от этого существительного;

2) оно обнаруживает непосредственную зависи­мость от существительного паровоз и по форме: содер­жит основу этого существительного и суффикс прила­гательных -н-.

Таким образом, словообразовательный анализ сле­дует начинать с конца слова: отделив флексию, найти производящую базу и вычленить словообразовательный формант. Не следует сразу искать корень слова, так как это может привести к неверным выводам. Если в слове паровозный мы сразу выделим корни пар- и воз- и ре­шим, что слово паровозный образовано путем сложения основ, то ошибемся, так как это слово произведено от «готовой» основы паровоз и словообразовательным формантом является в нем суффикс -н-. Таким образом, оно произведено суффиксальным способом, а не путем сложения основ '.

Словообразовательный и морфемный анализы (по­следний обычно в школе называют разбором слова по составу или морфологическим разбором) не следует смешивать. Термин «морфологический анализ» (или «морфологический разбор») неудачен, так как он свя­зывается со словом морфология, а не морфема. Морфем­ный анализ отличается от словообразовательного и по задачам, и по результатам. Цель его — установить, из каких морфем состоит слово. В результате морфем­ного анализа мы узнаем состав слова. Морфемный анализ должен опираться на результаты словообразо­вательного: только поняв, как образовано слово, можно правильно расчленить его на морфы. (Очевидно, слова членимые, но непроизводные словообразовательному анализу подвергать не следует.)

Для сравнения результатов морфемного и словооб­разовательного анализа разберем слово разброска.

При словообразовательном анализе мы должны най­ти производящую базу анализируемого слова. Очевид­но, ею является основа глагола разбросать, так как:

1) существительное разброска обозначает 'действие по глаголу разбросать', т. е. глагол разбросать семанти­чески мотивирует существительное разброска; 2) гла­гол разбросать служит для существительного разброска производящим и по форме: разброска образовано от основы глагола разбросать с помощью суффикса -к(а), ср.: подбросить — подброс-к(а), читать — чит- к(а), починить — почин-к(а). Как видим, с точки зре­ния словообразовательного анализа слово разброска является отглагольным существительным, произведен­ным способом суффиксации. Его основа содержит про­изводящую основу разброс- и суффикс -к(а): разброс- -к(а). При словообразовательном анализе мы не выде­ляем в производящей основе приставку раз-, так как она не играет роли в образовании слова разброска и, сле­довательно, не является словообразовательным фор­мантом. Она досталась этому существительному в на­следство от основы производящего глагола разбро­сать.

Производя морфемный анализ, следует выделять все значимые части слова, т. е. все морфы, из кото­рых состоит слово. Поэтому в основе разброс- вычле­няем приставку раз-, сопоставляя глагол разбросать с глаголами раскидать, развеять, распылить и под., и корень брос-, ср.: бросание, бросовый, выбросить, от­бросить. Следовательно, при морфемном анализе су­ществительного разброска выделяются следующие ча­сти: 1) приставка раз- (ср.: рас-кладка, раз-носка);

2) корень -брос- (ср.: от-брос-ы, под-брос-ить, под- -брос-ка) \ 3) суффикс -к- (ср.: под-гон-к-а, раз-бор-к-а, раз-вес-к-а) \ 4) окончание именительного падежа един­ственного числа (ср.: вод-а, ног-а, уборк-а). С точки зрения морфемного анализа основа слова разброска содержит три морфемы (приставку, корень и суффикс): раз-брос-к(а). На вопрос, как образовано анализируе­мое слово, морфемный анализ не отвечает.

Словообразовательный анализ показывает нам, что слова образуются не только из мельчайших строитель­ных единиц — морфем (например, стол-ик, апельсин-ов- -ый, чай-ник), но и из более крупных частей — строи­тельных блоков, состоящих более чем из одной мор­фемы: паровоз-н-ый, разброс-к-а.

Применяя фигурные скобки, можно изобразить иерархическое строение слов типа самолётный, паро­ходный, паровозный следующим образом: {(сам- -о- + -лёт) + -«-} + -ый, {(пар- + -о- + -ход)} + -к- + -ый.

«Крупноблочных» слов много. Это не обязательно слова, включающие два корня: {(учи- + -тель) + -ниц-) -(- -а-, {(кол- + -хоз-) + -ник}; _ [пре- -(- (ум- -н-)\ + -ьш; [{(пере- + пис-) -ыва -} + ни/-] + -е '.

Последовательность этапов словообразования мож­но изобразить и другим способом: писать — пере­писать — переписывать — переписыванщ (е).

Для того, чтобы правильно произвести анализ слова, следует учитывать не только соотношение двух слов (производного и производящего), но и соотношение слов в словообразовательном типе (см. об этом в гл. 4) и — шире — в системе словообразования. Так, напри­мер, анализируя слова писарь (ср. писать), пахарь (ср. пахать), можно решить, что в них выделяется глагольная основа писа-, паха- и суффикс -рь. Привле­чение для анализа слов звонарь (ср. звонить), лекарь (ср. лечить) показывает, что а относится к суффиксу, который присоединяется к глагольному корню: пис-арь (пис-ать), пах-арь (пах-ать), звон-арь (звон-ить).

§ 15. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОВА [50]

Изменения в словарном составе языка, изменения в значении слов приводят к изменениям в членимости слов.

Опрощение

Исторический процесс, приводящий к потере словом членимости, называется опрощением. Понятие оп­рощения введено В. А. Богородицким, который опреде­лил его следующим образом: «Опрощением называется морфологический процесс, посредством которого слово со сложным морфологическим составом (мы бы сейчас сказали: морфемным составом.— Е. 3.) утрачивает зна­чение отдельных своих морфологических частей и стано­вится простым символом данного представления. Так, например, слова вкус (ср.: ку-с-ать, кус-ок), забыть и т. п. имеют только целостное значение и морфологи­ческий состав этих слов (в-кус, за-быть и т. п.) уже не чувствуется. Таким образом, при опрощении связь слова с родственными ему словами утрачивается, вслед­ствие чего оно обособляется от них» '.

Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение, морфемные швы зарастают. Так, например, возникли новые непроизвод­ные слова убить, забыть (эти глаголы не могут быть семантически истолкованы через бить, быть).

В результате опрощения язык пополняется новыми корневыми морфемами, которые становятся центрами новых словообразовательных гнезд. Таковы существи­тельные мыло (произведенное исторически от глагола мыть), дающее в современном языке производные мы­лить, мыльный, мыльница, существительное вкус (исто­рически связанное с глаголом кусать), ср. его производ­ные: вкусовой, вкусовщина, превкусный, вкуснятина; дар (исторически связанное с дать), ср. производные: дарить, подарить, подарок, даровой.

Изменение значения слова и утрата семантических связей с производящим — основная причина опроще­ния. Наиболее часто опрощению подвергаются конкрет­ные существительные с фразеологической семантикой типа лапоть, ломоть, белка, крыло, копыто (связь со сло­вами лапа, ломать, белый, крыть, копать утрачена). Кроме того, опрощению благоприятствуют: 1) звуковые изменения, вследствие которых данное слово расходится с родственными словами (так, изменение формы слова облако (из обвлако) способствовало его разъединению со словами влачить, влечь); 2) выпадение из языка родственных слов (слово, потеряв своих «родствен­ников», становится «одиноким», изолированным, что приводит к его опрощению, так произошло со словом

кольцо, первоначально уменьшительное от существи­тельного коло, вышедшего из употребления).

Переразложение

Другой процесс исторического изменения состава слова — переразложение: перемещение границ в составе слова. Этот процесс был открыт И. А. Бодуэном де Куртенэ в конце XIX в. [51] Изучая историю индоевро­пейского склонения, И. А. Бодуэн де Куртенэ открыл закон «сокращения основ в пользу окончаний», который состоит в том, что в процессе исторического развития конечные гласные основы («тематические гласные») отошли к падежным окончаниям, т. е. граница между морфемами основы и окончания стала проходить в ином месте.

Большая повторяемость в речи конечных элементов слова — окончаний — привела к тому, что процесс пере­разложения шел слева направо, т. е. часть основы отхо­дила к окончанию. Часто употребляясь в сочетании с предшествующими им звуками основы, окончания стали ассоциироваться совместно с этим повторяющимся с ни­ми звуком или комплексом звуков.

Переразложение может происходить не только меж­ду основой и окончанием, но и между другими частями слова. И в этих случаях направление процесса обычно то же, т. е. слева направо. Таково переразложение между основой и суффиксом. В результате этого вида переразложения формируются новые производные суф­фиксы. Такие суффиксы называют иногда составными или сложными. Так, на базе ряда производных сущест­вительных со значением лица, образованных при помо­щи суффикса -ик от основ прилагательных с суффиксом -н- (например, умн-ый человек — умн-ик, глазн-ой врач — глазн-ик), отрезок -ник стал восприниматься как целостный суффикс, так как соответствующие суще­ствительные могут быть истолкованы и как производные от существительных: умник — 'человек большого ума', глазник — 'врач, который лечит глаза'. С помощью суф­фикса -ник образуются имена лиц непосредственно от основ существительных: колхоз — колхоз-ник.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Цель этимологического анализа — уста­новить происхождение слова, объяснить историю его возникновения, вскрыть прошлые словообразователь­ные связи слова, показать, как возникло его современ­ное значение. Этимологический анализ опирается на данные истории русского языка и других языков. Так, например, слово облако исторически связано с глаголом влачить (ср. форму с полногласием волочить с пристав­кой об-: обволочить — обволакивать). Начальное в пос­ле приставки об- утратилось: об- влак-о —*■ облако. Вследствие изменения значения слова и звукового изме­нения произошло опрощение: слово облако в современ­ном языке имеет непроизводную основу.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию Ц Избр. работы по русскому языку. М., 1959. С. 419—442.

Лопатин В. В. О двух этапах морфемного членения слова Ц Раз­витие современного русского языка. 1972: Словообразование. Чле­нимость слова. М., 1975.

Панов М. В. Изменение членимости слов // Русский язык и совет­ское общество: Социолого-лингвистическое исследование: В 4 т. М., 1968. Т. 2: Словообразование современного русского литературного языка. С. 214—216.

Янко-Триницкая И. А. Членимость основы русского слова Ц Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1968. Вып. 6.

Глава 3

МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Морфонология — раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т. е. использо­вание фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Термин «морфонология» путем гап­лологии образовался из морфо-фонология (= морфоло­гическая фонология = фономорфология). Задача мор­фонологии — установить: а) фонемный состав морфем разных видов; б) правила соединения морфем в слове, т. е. условия взаимоприспособления (варьирования) морфем при их объединении; в) порядок следования морфем '.

При образовании производного слова нередко про­исходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (мор­фемном шве) может происходить четыре вида явлений:

1) чередование фонем (конец одного морфа изме­няется, приспосабливаясь к началу другого);

2) интерфиксация — между двумя морфами встав­ляется незначимый (асемантический) элемент — ин­терфикс (от лат. т1ег — между, Пхиз — прикреплен­ный) (термин введен А. М. Сухотиным; ср.: суффикс, префикс, постфикс и другие термины с элементом -фикс);

3) наложение (или интерференция) морфов — ко­нец одного морфа объединяется с началом другого;

4) усечение производящей основы — конец произво­дящей основы отсекается и не входит в производное слово.

СТРУКТУРА КОРНЕВЫХ МОРФЕМ

Для русского языка характерно различие в струк­туре именных и глагольных корней. Именные корни имеют исход на согласную (исключение составляют заимствованные корни типа пальто, кино, кенгуру); глагольные могут иметь исход и на согласную (пис-ать, люб-ить, ход-ить) и на гласную (иги-ть, да-ть, би-ть). Это различие играет важную роль в словообразовании, так как оно определяет разный характер использования именных и глагольных корней в словообразовании.

ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМ

Морфонология изучает чередования фонем, обуслов­ленные их грамматической (морфонологической) позицией. Такие чередования следует отличать от чередований звуков, обусловленных их фонетической позицией. Ср. пары словоформ: 1) рука — ручной.

писать — пишу и 2) [вада] — [воды], [разб'йт'] — [раск'йнут']. Очевидно, что чередование к/ч перед суффиксом -н- и чередование с/ш перед флексией 1-го лица единственного числа -у обусловлены именно грам­матическо<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.