Чередования в безударных слогах. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Чередования в безударных слогах.

2017-06-11 372
Чередования в безударных слогах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«МЛАДШАЯ» НОРМА

«Младшая» норма произношения безударных глас­ных характерна: для лиц среднего и младшего поколе­ния; для обычной речи, бытовой или официальной (на­пример, на работе), но не для сценической или ора­торской; для некоторых центров литературной речи. На­пример, в Москве «младшая» норма установилась уже в конце XIX в.

Вот она:

  <а> <°> <э> <и> (V)
  а а эи и V
  а а эы ы V
  эь' э" э" ы V
  ъ ъ ъ ы V
  эи эи эи и V
  и и и и V

 

Отличия такие:

1. «Старшая» норма требует различения фонем (а), (о), (э), с одной стороны (они реализованы звуком [эи] в 5-й позиции), и фонемы (и) — с другой (она в той же позиции реализована звуком [и]). «Младшая» нор­ма все четыре фонемы реализует звуком [и]; при этом различие между 5-й и 6-й позициями исчезает; в обеих возможны только два различителя: [и], [у].

Произношение, соответствующее «старшей» норме, называется эканьем. При эканье различаются: фо­нема (и), с одной стороны, и фонемы (а), (о), (э) — с другой '. Речь идет о различении в первом предудар­ном слоге, после прикрывающих мягких или [)].

Произношение, соответствующее «младшей» норме, называется иканьем. При иканье во всех безударных слогах после мягких согласных не различаются фоне­мы <а>, <о>, <э>, <и>.

2. Другое различие между «старшей» и «младшей» нормами касается произношения (а) в 3-й позиции.

В «старшей» норме — ш[эы]гать, ш[эь']ры,ж\эы\ра, вож\эы\ка (род. п.)... — фонема (а) реализована зву­ком [эы]; другой вариант этого произношения — ш\ыэ]гать, ш[ыэ]ры и т. д. Звук [ыэ] более верхнего и более среднего положения, чем [эы] (если [эы] средне- переднего ряда, верхне-среднего подъема, то [ыэ] — средне-средне-переднего ряда, верхне-верхне-среднего подъема).

В «младшей» норме — ш[а]гать, ш[а\ры, ж\а\ра, вож [а]ка...—фонема (а) реализована звуком [а].

3. По «младшей» норме нейтрализация в 5-й позиции происходит в звуке [иэ], «-образном '. По «старшей» норме — в [эи], э-образном звуке (который противо­поставлен «-образному, реализующему фонему (и)).

Точно так же ряд фонем после [ш], [ж] реализуется звуком [ыэ] — по законам «младшей» нормы, звуком [эы] (э-образным) — по законам «старшей».

СОСТАВ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ

В современном русском литературном языке в основ­ной фонетической подсистеме, т. е. в подсистеме обще­употребительных слов, существует пять гласных фо­нем: (а), (о), (э), (и), (у). Доказательство: все они различаются под ударением, и нет позиции, где бы различалось большее число фонем.

Споры долгое время вызывало фонематическое со­отношение звуков [и] || [ы]. И хотя сейчас этот вопрос потерял научную актуальность, однако полезно, в целях воспитания здравых фонологических воззрений, рас­смотреть данную проблему хотя бы вкратце.

Чередование [и] || [ы] является позиционным: пос­ле твердых согласных возможен гласный [ы] (но не [и]); не после твердых согласных — гласный [и] (но не [ы]). Формулировка «не после твердых согласных» включает три возможности: а) после мягких согласных; б) после гласных; в) после «ничего», т. е. после паузы.

Позиционный характер этого чередования, разумеет­ся, не колеблют случаи типа Ыллыгак (топоним), ни термин ыканье (если бы такой термин был), ни название буквы ы (тоже терминология — филологическая). Хотя в этих словах гласный [ы] — начальный и поэтому возможен после паузы, в той же позиции, в которой возможен и гласный [и], но сами эти слова не могут считаться единицами общеупотребительной (нетер­минологической, незаимствованной) лексики. Фонети­ческая система, которую мы изучаем и которая является центральной, главной в современном русском лите­ратурном языке, обобщает факты, представленные именно такой лексикой: общеупотребительной, не­терминологической, незаимствованной. В других груп­пах лексики действуют свои фонетические законы; в них представлены особые фонетические подсистемы. Так что все эти Ыллыгаки для главной фонетической под­системы не показательны.

Предположим, что действительно чередование [и] || [ы] непозиционно (доказательство «от противно­го»). Тогда [и] и [ы] представляют разные фонемы. Из этого вытекают такие выводы:

1. После некоторых согласных возможны не все фо­немы, а только некоторые. Например, после [ч'] воз­можна фонема <и) и невозможна фонема <ы) (в угло­вые скобки ы поставили условно, так как проверяется гипотеза, не особая ли это фонема). Но этот случай уникален. Все остальные гласные фонемы возможны после всех согласных.

2. Склонение: шалаш, шалаша, шалашу... шалаши; калач, калача, калачу... калачи — одно и то же, оконча­ния тождественны. Признав [и| — [ы] разными фоне­мами, мы должны считать, что в формах шалаши — калачи разные окончания (шалаш{ы) —калач{и)); у них разный фонемный состав. Значит, эти слова имеют разные системы окончаний, значит, они принадлежат к разным склонениям. Но это противоречит тому, что все другие падежные окончания у них одинаковы: ша- лаш{а) —калач{а), шалаш{у) —калач(у)...

3. Признав, что гласные [и] — [ы] представляют разные фонемы, мы должны считать, что в случаях — я [и]<3у — он [ъ\]дет, на [и]збад: — под [ы]збами про­исходит мена фонем. Но систематическая мена фонем в начале слова в зависимости от предыдущего слова не существует в русском языке. Такая мена должна быть прописана только фонемам (и) — (ы), т. е. является исключением.

4. В русском стихе обычны рифмы: дым — сидим, большими — твоими и т. д., т. е. рифма признает звуки [и] — [ы] эквивалентными. Если эти гласные пред­ставляют разные фонемы, то случай опять исключите­лен; точная, классическая рифма не допускает риф­менного отождествления разных фонем. Например, нет традиции рифмовать [о] || [а] (потом — котам) '. Как видно, принятие разнофонемности [и] — [ы] приводит к нагромождению исключений.

5. Сравним: лист — листик. Кажется, что фонема (и) (не (ы)) потребовала, чтобы твердый согласный [т| сменился на мягкий [т'] — в целях отграничить себя, фонему (и), от (ы). Как будто гласные фонемы вызывают мену перед собой согласных. Но карандаш — карандашик, корж — коржик разрушает эту иллюзию: оказывается, данный суффикс вовсе не против того, что­бы его начальному гласному предшествовал твердый. Признав, что [и] — [ы] представляют разные фонемы, мы должны были бы считать, что в словах карандашик и листик, коржик и ключик два разных, хотя и синонимич­ных суффикса: <ик) и (ык). Так же удвоятся все другие суффиксы, начинающиеся на и. В других случаях, когда суффикс не начинается на и, нет такого «удвоения»; поэтому лучше считать, что и суффикс -ик в словах карандашик и листик один и тот же. Но тогда надо отказаться от предположения, что [и] — [ы] представ­ляют разные фонемы. (В случаях лист — листик мена [т] — [т'] не фонетическая, а грамматическая, меняют­ся не варианты одной фонемы, а разные согласные фонемы: ушс(т) —лис(т'}ик.)

Проверяя ложное предположение, что (ы) — «фо­нема», мы снова смогли убедиться, что язык — система: неверное истолкование фонетических фактов на одном ее участке ведет за собой цепь нелепых выводов, ка­сающихся не только области фонетики, но и морфо­логии, словообразования, поэтики.

Почему возникло ошибочное желание считать [ы] реализатором особой фонемы? Л. В. Щерба, признав,

' Такая рифма называется коисонаисом и встречается у немногих поэтов (В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский, В. Шершеневич, П. Антокольский) как особый поэтический прием. Рифмовать же [и] — [ы] общепринято.

что [и] — [ы] чередуются позиционно, добавляет: «Но что-то мешает признать [и] и [ы] одной фонемой». Что именно?

Большинство гласных между твердыми согласными произносятся так же, как между «ничем», т. е. твердый согласный действует так же, как пауза. Произнести гласный между твердыми — значит произнести тот же гласный, который обычен между паузами. И, конечно, наоборот: произнести гласный между паузами — значит сказать то, что говорится между твердыми согласными. Перепишем последнее утверждение так: изолировать гласный, выделить его — значит произнести тот глас­ный, который находится между твердыми согласными. Это, как видно, определено самим законом русского языка. Все гласные, кроме [и] — [ы], подчиняются этому закону, закону равенства двух гласных в позиции между твердыми согласными и в позиции рядом с паузами. Поэтому мы легко выделяем, изолируем глас­ные [а], [о], [э], [у]. Напротив, гласные [а], [б], [э], [у] отдельно произнести, изолировать можно толь­ко после особой фонетической выучки.

Итак, на основе фонем (а), (о), (э), (у) создается навык, привычка; умение (у людей, чей родной язык — русский) выделять гласные, изолировать их от «твердо­го» согласного окружения, произносить в одиночку. Этот навык переносится и на [ы]: поэтому гласный [ы] тоже легко выделяется из окружения. Так сформи­ровалось умение изолировать [ы]. Для Л. В. Щербы такое умение было очень важным признаком фонемной самостоятельности данного звука. Сейчас мы судим по-другому. Фонема не есть то, что легко выделяется. Определения фонемы в современной науке — другие.

Итак, понятно, почему возникает мысль о том, что [ы] — особая фонема. Понятно и то, что это неверная мысль.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М„ 1956.

Аванесов Р. И., Сидоров В. Н, Система фонем русского языка // Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Гловинская М. Я. Об одной фонологической подсистеме в совре­менном русском литературном языке Ц Развитие фонетики современ­ного русского языка. М., 1971.

Кузнецова А. М. Изменения гласных под влиянием соседних мяг­ких согласных. М., 1965.

Кузьмина С. М. О фонетике заударных флексий // Развитие фонетики современного русского литературного языка. М., 1966.

Оливериус 3. Ф. Фонетика русского языка. РгаЬа, 1974.

Пауфошима Р. Ф. Активные процессы в современном русском литературном произношении (ассимилятивные изменения безударных гласных) // Изв. Акад. наук СССР. Сер. лит. и яз. 1980. № 1.

Глава 5


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.