Общие и специальные принципы воспитания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие и специальные принципы воспитания

2017-06-05 399
Общие и специальные принципы воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новое понимание сущности воспитательного процесса в общей и специальной педагогике выдвигает новые идеи, принципы гуманистического воспитания. Принципы воспитательного процесса являются руководящими положениями для становления и развития воспитательной системы.

Известные сурдопедагоги (С.А. Зыков, Н.М. Натовский, А.Ф. Остроградский, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Флери и др.), раскрывая задачи обучения и принципы воспитания детей с недостатками слуха, указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребенка и его самостоятельной практической деятельности.

В основе современных требований к воспитательному процессу лежат известные принципы, обоснованные педагогами прошлого (А. Дистервег, И. Пе-сталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), получившие развитие в последующем отечественном сурдопедагогическом опыте и исследованиях ученых.

В современной сурдопедагогике основополагающими идеями являются общепедагогические принципы гуманистического воспитания: принцип приро-досообразности реализуется в индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания; культуросообразность воспитания предполагает приобщение учащихся к разным направлениям культуры, к традициям своего народа с учетом целостности воспитательного процесса; гуманизация воспитания и ценностно-смысловое равенство, сотрудничество воспитателя и ребенка; открытость, демократизация воспитательной системы; единство воспитательных воздействий школы, внешкольных организаций; широкое участие родителей, общественности в воспитательной работе. Общепедагогические принципы ориентируют учителей на воспитание активной творческой личности.

Значимы и известные сурдопедагогические принципы, идеи которых разработаны в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, М.И. Никитиной, Ф.Ф. Рау и др.

1. Принцип развивающего воспитания, учета потенциальных возможностей ребенка, здоровых сил организма, веры в перспективы развития каждого школьника и его социализацию.

2. Деятельностный подход в воспитании. Личность как субъект воспитания формируется в разных формах организованной коллективной деятельности при творческом отношении ребенка к действительности.

3. Коррекционная направленность воспитательного процесса предполагает преодоление нарушений в развитии ребенка во внеурочной деятельности.

4. Дифференцированный, индивидуальный подход с учетом возрастных, личностных особенностей школьников, структуры первичного недостатка и вторичных отклонений в развитии.

5. Принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьника с нарушением слуха для адаптации в обществе, расширения его социальных связей.

Принцип развивающего воспитания

Принцип учета потенциальных возможностей развития ребенка в процессе воспитания имеет направленность на развитие всех детей с недостатками слуха при ознакомлении с окружающим миром и взаимоотношениями с детьми и взрослыми. Принцип основывается на гуманистических взглядах о возможности развития и воспитания каждого ребенка независимо от сложности первичного недостатка и вторичных нарушений. Воспитательный процесс осуществляется с учетом здоровья ребенка, на основе веры в возможности освоения им социальных и жизненных навыков, обеспечивающих его адаптацию в окружающем мире.

Принцип деятельностного подхода в воспитании

Общеизвестна определяющая роль деятельности в становлении личности. Организованная интересная воспитывающая деятельность школьников во внеурочное время является средством компенсаторного воспитания и развития. Использование коллективной деятельности на занятиях предполагает развитие всех ее компонентов: интерес и мотивация, цель, планирование, средства достижения результата, контроль. Воспитанник как субъект деятельности учится самостоятельности, активности, усваивает коммуникативную, нравственную и трудовую культуру, социальное поведение.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.