В содержании воспитательного процесса — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В содержании воспитательного процесса

2017-06-05 280
В содержании воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ передовой педагогической практики в коррекционных образовательных учреждениях позволяет утверждать, что большое внимание в содержании воспитания учащихся уделяется культурологическому подходу, предполагающему изучение внутренних связей и взаимодействия процессов культурно-исторического развития окружающего ребенка мира. Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород и многие другие города и регионы России явля­ются источниками культуры. Изучение материалов об истории, культуре, тра­дициях городов, как и других национальных центров культуры, позволяет воз­действовать комплексно и предполагает освоение школьником разными пластами культуры общества.

Основополагающими направлениями формирования культуры является позна­вательная, нравственная, коммуникативная, практическая жизненная и трудо­вая, физическая и эстетическая деятельность. Овладение школьниками разными сторонами культуры общества осуществляется в образовательном и воспита­тельном процесса при освоении содержания образовательной и воспитатель­ной программы. Краеведческое образование и воспитание учащихся с нару­шенным слухом на основе изучения истории и социальной культуры имеет давние традиции в опыте известных зарубежных и отечественных сурдопеда­гогов Ф.М. Гилля, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, А.Ф. Остроградского, Я.Т. Спеш-нева, В.И. Флери, Ш.М. Эпе и др. Важное направление воспитания и социали­зации, самореализации личности школьника с нарушениями слуха в окружаю­щем мире — изучение жизни, истории, культуры своего народа, освоение общественного опыта, культуры человеческих отношений. Формирование зна­ний о современной жизни невозможно без изучения культурной среды, тради­ций, истории, деятельности выдающихся личностей, исторических и культур­ных событий своей страны и мира.

В связи с изменением содержания воспитательной системы возрастает зна­чимость культурологического подхода в воспитании учащихся через изучение духовного мира личности, процессов в жизни общества, постижение его исто­рико-культурного своеобразия. Формирование культуры осуществляется в кра-гведческой работе во внеурочное время в следующих содержательных направ­лениях и организационных формах.

1. Использование материалов по изучению культуры Петербурга на уроках титературы, чтения и на внеклассных занятиях при изучении творчества по­этов, писателей, художников, чья деятельность связана с Петербургом. Краеведческий материал вводится в уроки развития речи, в ознакомления с окружа­ющим, в индивидуальные занятия по формированию произношения и разви­тию слухового восприятия, особенно при работе над текстами. Материал та­ких уроков включается в занятия внеклассным чтением, закрепляется в разных формах внеклассных занятий. Иногда школьники до проведения урока начина­ют знакомство с темой на экскурсии или на тематической прогулке, готовят краткие сообщения, подбирают наглядные материалы к уроку и т. д. Таким образом устанавливается интеграция между уроками и внеклассными занятия­ми в условиях творческой деятельности школьников при изучении краеведче­ского материала.

2. Комплексное изучение культурологического материала на специальных уроках или факультативах. Программа этих уроков включает примерные раз­делы: «История и культура страны и Санкт-Петербурга», «Архитектурные па­мятники города на Неве и их создатели», «Воспитание культуры социального поведения и общения», «Экология и здоровье» и др.

3. Изучение разного культурологического материала при проведении экскур­сий и тематических прогулок, при подготовке тематических праздников, конкур­сов, олимпиад, при выпуске стенгазет и календарей юного петербуржца и т. п.

4. Приобщение к художественной культуре в кружковой работе, занятия изоб­разительной деятельностью, изучение народно-прикладного искусства, отли­чительных особенностей некоторых традиционных промыслов России. Дети усваивают художественные умения, выполняют работы в различном стиле. В процессе изобразительной деятельности у детей расширяются представления об искусстве, развиваются эстетические чувства. Декоративно-прикладная де­ятельность развивает воображение, творческие способности учащихся. Худо­жественные трудовые умения совершенствуют их познавательную активность.

Важный компонент воспитательной системы — воспитание и развитие эмо­циональной сферы, чувств воспитанников. Без человеческих эмоций трудно понять взаимоотношения людей, познать окружающий мир, воспринимать нор­мы и требования жизни. Развивая чувства детей в разных видах деятельности при приобщении к искусству, литературе, культуре, воспитывают сознатель­ную, -творческую личность.

В коррекционно-образовательных учреждениях отмечается новый подход к музыкально-эстетическому развитию, познанию музыкальной культуры неслы-шащими и слабослышащими. Этот подход осуществляется в двух направлени­ях: а) специальные уроки — фронтальные занятия в слуховом кабинете, музы­кально-ритмические занятия и др. Музыкально-ритмические занятия способ­ствуют развитию у слабослышащих эмоционально-волевой сферы, расширению познавательных интересов, развитию слухового восприятия во взаимосвязи с речью, эстетических вкусов и др.; б) внеклассные занятия по подготовке к праздникам, театрализованным постановкам, подготовка и участие детей в различ-) ных общешкольных мероприятиях, в речевых конференциях, литературно-му- / зыкальных вечерах, студиях речитативного пения и т. п. развивают также чув- 1 ства детей и активизируют познавательную деятельность.

Наблюдения показывают, что музыка оказывает благотворное влияние на ' эмоциональное, психическое, речевое развитие учащихся, на совершенствова-; ние двигательной сферы. При систематических занятиях у учащихся развива­ется слуховое восприятие музыкальных элементов с использованием звукоуси­ливающей аппаратуры. Дети вслушиваются в различные звучания, усваивают темп, звуковысотные, ритмические, тембровые структуры. Главное же, учащи­еся с нарушенным слухом овладевают навыками слушания музыкальных про­изведений, пения, навыками движения под музыку. У них в процессе музы­кальных занятий формируется эстетическое отношение к музыке, сопережива­ние эмоциональному содержанию музыкального произведения.

Слуховая депривация, как показывают исследования Р.М. Боскис, Т.А. Вла­совой, Л.С. Выготского, Т.В. Розановой и др., не изолированное выпадение от­дельного анализатора, а нарушение всего хода психофизического развития ре­бенка, что приводит к своеобразию формирования личности. Поэтому изучение культурологического материала носит коррекционно-развивающую направлен­ность. Опыт коррекционных образовательных учреждений раскрывает особен­ности педагогических условий для формирования у учащихся культурологи­ческих знаний, развития эмоционально-волевой сферы, интереса и потребнос­ти в изучении истории и культуры, природы и экологии своего места жительства.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.