Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя

2017-06-05 504
Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конце 80 — начале 90-х гг. XX в. в связи с изменениями в обществе стало появляться отрицательное отношение учителей, родителей к методам и орга­низации воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях школ-интер­натов. М.И. Никитина определяет, что теория воспитания как в общей, так и в специальной педагогике разработана недостаточно, подчеркивает многие не­решенные проблемы, негативные стороны авторитарной педагогики. Изменя­ются требования и к профессиональной деятельности сурдопедагога-воспита­теля. Дети с нарушениями слуха и другими отклонениями в развитии нужда­ются и имеют права на квалифицированную психолого-педагогическую и коррекционную помощь, которую может осуществить только специально под­готовленные в вузе сурдопедагоги. Для эффективной педагогической деятель­ности в специальной школе недостаточно только общепедагогической подго­товки. Деятельность сурдопедагога-воспитателя, как и других дефектологов, тесно взаимосвязана с реабилитационной, диагностической, коррекционной, коммуникативной, консультативной и другими видами специальной помощи детям с отклонениями в развитии для их социальной адаптации и интеграции в общество.

Одно из условий успешной перестройки образовательного и воспитатель­ного процессов в современной специальной школе — необходимость измене­ний в подготовке воспитателей-сурдопедагогов или воспитателей-дефектоло-гов широкого профиля в соответствии с требованиями к совершенствованию высшего специального педагогического образования.

Успех деятельности воспитателя во многом зависит от нравственных ка­честв его личности. Внутренний и внешний потенциал личности учителя от­ражает его общую и профессиональную культуру, стиль общения с детьми, родителями и коллегами. Социальная позиция сурдопедагога проявляется в активности, инициативе, уверенности в успешном результате профессиональ­ной деятельности. Характерно понимание положения инвалидов в обществе, гуманное отношение к детям с отклонениями в развитии, интерес к возможно­стям их развития, оптимизм, доброта и терпение в сочетании с разумной тре­бовательностью.

Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя, как и специа­листа в любой области дефектологии, связана с осуществлением многоплано­вой коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха и вследствие этого преодолением вторичных недостатков в развитии речи, мышления, познава­тельной деятельности и в нравственных представлениях. В связи с этим суще­ствуют требования к соответствию личных и профессиональных психограмм воспитателя-сурдопедагога. Педагогу-дефектологу необходимы физическая выносливость, психическое здоровье, правильная речь без нарушений произ­носительной стороны. Предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, органов слуха, зрения, нервной, сердечно-сосудистой систем, к руч­ной и общей моторике.

На основе слуха специалист постоянно во внеурочной деятельности следит за произношением учащихся и закрепляет у них способы контроля устной речи Собственное произношение при проговаривании слов, фраз, звуков речи и их сочетаний является образцом для подражания. Дети побуждаются к правиль­ному общению на основе устной речи под контролем педагога. Осуществляет­ся постоянный контроль за использованием воспитанниками звукоусиливаю­щей аппаратуры, ее исправностью.

Неслышащие и слабослышащие учащиеся находятся в школе или в интер­нате специальной школы большую часть дня, а некоторые всю неделю до суб­боты, поэтому воспитатель в их жизни играет важную роль. Интерес, внима­ние к детям, общение в совместной деятельности помогает сурдопедагогу за­воевать их доверие, понять особенности их характера, установить взаимное понимание.

Определяющим профессионализм воспитателя являются знание методоло­гических основ общей и специальной психологии и педагогики; понимание общих закономерностей и особенностей развития ребенка с отклонениями в развитии, путей коррекции и компенсации нарушенного развития детей с не­достатками слуха и речи. Сурдопедагог осознает основные идеи, принципы, определяет содержание, ведет поиск новых технологий и методов воспитания, проектирует интегрированные формы воспитательной системы, осуществляет руководство и контроль результатов воспитывающего воздействия. Для овла­дения мастерством в педагогической деятельности каждый сурдопедагог-вос­питатель овладевает познавательными, исследовательскими, диагностически­ми, проективными (планирование), организаторскими, специальными методи­ческими и коммуникативными функциями.

В работах С.А. Зыкова, Н.М. Лаговского, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау и др. признается необходимость научной, специальной подго­товки сурдопедагога, значимость его теоретического и практического мастерства. Экспериментально и при изучении педагогической практики определяются не­обходимые профессиональные умения и личностные качества сурдопедагога.

Познавательная деятельность сурдопедагога способствует повышению ма­стерства воспитателя, уровня психолого-педагогических и специальных мето­дических знаний и умений. Изучение специальной литературы и интересного педагогического опыта позволяет более эффективно и обоснованно выбирать методы коррекционно-развивающего воздействия для компенсации нарушен­ного развития детей с отклонениями в развитии.

Исследовательская деятельность включает умение определять и анализиро­вать новые подходы к созданию воспитательной системы, разрабатывать со­держание и современные технологии, методы и организационные формы вос­питательного процесса. Сурдопедагог изучает особенности речевой деятель­ности, приемы развития остаточной слуховой функции, мыслительной деятельности воспитанников.

При изучении специальной литературы по проблемам воспитания форми­руются умения обобщать методические материалы и применять их в практи­ческой деятельности. Определяется эффективность подготовки и проведения внеклассных занятий, творческой деятельности воспитанников.

Диагностирование предполагает психолого-педагогическое изучение лич­ности воспитанника, его семьи, отношение к ребенку в семье, изучение воспи­танников группы и их межличностных взаимоотношений. Необходимо уметь анализировать особенности психоречевого развития учащихся, определять их потенциальные возможности в развитии. Овладение диагностирующей функ­цией позволяет воспитателю определить достижение цели воспитательного процесса. Для этого нужно сопоставить проектируемые цели и реальные резуль­таты индивидуального или коллективного воспитания. Управление процессом воспитания, его планирование невозможно без осознания, диагностики дос­тигнутых результатов. Под результатами воспитательного процесса понимает­ся достигнутый школьником или группой воспитанников уровень воспитанно­сти. Данные диагностирующего изучения помогают выявить уровень воспи­танности учащихся. Анализ начальных характеристик воспитанности и конечного результата определяют эффективность воспитательного процесса.

Проективные умения способствуют планированию воспитательного процес­са, определению цели и конкретных задач воспитания школьников. При опре­делении цели воспитательного воздействия педагог опирается на возможности и способности ребенка для дальнейшего его саморазвития и самоопределения в жизни. Обоснованно выбираются оптимальные средства, методы для руко­водства и организации индивидуального и коллективного воспитания. Опре­деление и разработка средств воспитания требуют умения планировать содер­жание воспитания, которое в современной дефектологии понимается как осво­ение школьником социального опыта, основ культуры, развитие культуры умственного труда, демократической и правовой, трудовой и экологической культуры. Планируется и освоение воспитанниками художественной и физкуль­турно-оздоровительной культуры. Значимыми являются культура социального поведения, речевого общения, семейных отношений. Такой комплексный под-код требует от сурдопедагога глубоких знаний базовых основ науки, культуры, истории, экологии. Необходимы знания и умения определять технологию и эациональные методы воспитания, содержание и формы организации деятель­ности для воздействия на личность и коллектив воспитанников при освоении эазных пластов культуры. Овладение проективной функцией формирует у пе­дагога способность предвидеть, проектировать и находить методы и критерии шределения результатов воспитания.

Воспитатель должен владеть организаторскими умениями для построения \ реализации воспитывающей педагогической технологии. Воспитательная деятельность педагогов связана как с планированием предполагаемого резуль­тата и способов его достижения, так и с организацией, осуществлением разра­ботанных моделей, планов. Важное значение имеет и организация руководства деятельностью школьников во внеурочное время, их сотрудничеством в кол­лективных творческих делах.

Воспитатель организует систему стимулов, развивает интерес к творческой и речевой деятельности. Для организации речевого общения детей использу­ются естественные ситуации и специально создаются ситуации в совместной деятельности для активизации самостоятельных высказываний, диалогов, об­щения друг с другом и со взрослыми. Воспитатель организует детей для учас­тия в творческих коллективных делах и обязательно побуждает их к общению. Совместно подбираются наглядные, дидактические и другие материалы для практической и речевой деятельности на внеклассных занятиях. Предусматри­вается усложнение заданий и речевого материала, использование различных приёмов общения. Обеспечивается взаимосвязь содержания предыдущих и последующих занятий.

Педагог должен уметь работать с техническими средствами (проекционная, киноаппаратура, видеомагнитофоны, компьютеры и др.), которые широко ис­пользуются в воспитательном процессе. Необходимо уметь использовать и спе­циальные технические средства: звукоусиливающую аппаратуру коллективно­го и индивидуального пользования, визуальные и вибротактильные приборы и устройства.

Важным направлением в организаторской деятельности воспитателя явля­ется просветительская и педагогическая работа с родителями, организация обучающих форм работы: индивидуальные беседы, инструктаж и обучение по разным направлениям коррекционной работы в семье, групповые занятия с родителями, родительские собрания, семинары для родителей, привлечение членов семьи к совместному участию в творческих делах школьников. Обуче­ние родителей речевому общению с глухими и слабослышащими с использо­ванием звукоусиливающего аппарата и чтения с губ.

Успешной организации воспитательной деятельности способствуют также прикладные художественные, коммуникативные и другие умения сурдопеда­гога: изобразительные, музыкальные, драматические, практические ручные, игровые и спортивные. Все эти умения помогают развивать у детей такие же умения и навыки в совместной творческой деятельности. Совершенствуется речевая активность и культура поведения. Повышается авторитет учителя и развивается интерес к внеклассным занятиям, речевой деятельности при пла­нировании или при обсуждении общих коллективных дел.

Коммуникативная деятельность воспитателя и школьников требует от сур­допедагога специальных знаний и умений. В процессе общения с воспитателем и взрослыми, сверстниками дети с нарушениями слуха осваивают нормы социального поведения и культуру общения путем усвоения образцов правиль-1 ного поведения и речевого этикета.

В общении с окружающими происходит самопознание, самооценка, фор­мируются представления о себе и о взаимоотношениях с другими. Коммуника­тивная деятельность сурдопедагога осуществляется во внеклассное время с использованием различных форм речи (устной, письменной, устно-дактиль-ной) в соответствии с методическими требованиями коммуникационной ди­дактической системы. Воспитатель стимулирует детей к овладению навыками устного словесного общения со сверстниками и взрослыми на основе зритель­ного, слухового и слухозрительного восприятия речи с использованием инди­видуального слухового аппарата. При необходимости в качестве вспомогатель­ных средств применяются дактильная и жестовая речь. Речь сурдопедагога должна быть правильной, но без утрированной артикуляции, нормального темпа и силы голоса. В процессе деятельности сурдопедагога и воспитанников фор­мируется доброжелательный стиль общения, педагогический такт в усло­виях индивидуального подхода к каждому ученику с учетом его возможнос­тей. Учитель учитывает степень нарушения слуха, уровень развития речи, осо­бенности мыслительной деятельности воспитанника и др. С детьми устанавливаются взаимоотношения на основе уважения, терпения, доверия, внимания и в то же время необходимой требовательности, обязательного вы­полнения определенных правил поведения в разных школьных ситуациях, при исполнении обязанностей, поручений и т. п.

В различных ситуациях общения воспитатель постоянно развивает оста-гочный слух школьников с использованием индивидуальных слуховых аппа-эатов. При общении в условиях разных форм внеклассной работы осуществ-мется систематический контроль за качеством, внятностью устной речи вос-7Итанников.

Воспитатель владеет культурой общения, развивает доброжелательные от-юшения с коллегами, руководителями школы, родителями учащихся. Важны I умения создавать психологически комфортные условия каждому ребенку юспитательной группы, уметь понять трудности воспитанника в деятельнос-и, вовремя поддержать, прийти на помощь, понять чувства, переживания ре->енка и откликнуться на них, не допускать конфликтных ситуаций, выясняя их гричины, правильно оценивать поступки детей, их мотивацию и быстро при-[имать справедливые решения.

Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя имеет большое воеобразие, специфику, тесно взаимосвязана с консультативно-диагностичес-ой, психотерапевтической, реабилитационной, учебно-познавательной, кор-екционной деятельностью по преодолению отклонений в развитии детей.

Педагогическое мастерство сурдопедагога-воспитателя представляет соче­тание качеств личности учителя и профессиональных знаний, умений, педаго­гических способностей, постоянное совершенствование специальных знаний и профессионального мастерства. Вся деятельность воспитателя должна со­действовать развитию социальной адаптации и интеграции ребенка с отклоне­ниями в развитии. ч

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Когда и где начала осуществляться первоначальная подготовка учителя-сурдо­педагога в России?

2. Где были открыты первые курсы по подготовке сурдопедагогов?

3. Какие врачи и сурдопедагоги участвовали в подготовке специалистов на Петер­бургских курсах попечительства о глухонемых (1898)? Кто организовал курсы по под­готовке сурдопедагогов в Москве?

4. Какие первые высшие учебные заведения и где были открыты в России?

5. Раскройте содержание функций сурдопедагога-воспитателя в воспитательной работе с глухими и слабослышащими школьниками в интернате и в группе продлен­ного дня.

6. Перечислите умения, необходимые для овладения профессионализмом в по­знавательной, исследовательской, диагностической, проективной, организаторской, ко­ординирующей и коммуникативной деятельности.

7. Назовите качества личности воспитателя, характеризующие его отношения к детям, родителям, коллегам, необходимые для успеха в педагогической деятельности.

8. Объясните, сформированность каких педагогических способностей и профес­сиональных умений создает условия для творческой педагогической деятельности вос­питателя интерната.

9. Определите, какими умениями должен владеть воспитатель для организации словесного общения глухих и слабослышащих в условиях специальной школы. Какие особенности неслышащих воспитанников он должен учитывать, руководя межроле­вым общением детей при выполнении учебно-познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности?

10. Ознакомьтесь на педагогической практике с планами работы воспитателя груп­пы на полугодие. Выберите из просмотренных планов наиболее удачно разработан­ный и проанализируйте его; обратите внимание на следующие вопросы: 1) Как со­ставлена характеристика воспитанников группы? 2) Содержит ли характеристика ма­териал для постановки задач воспитательной работы? 3) Как сформулированы задачи воспитательной работы по каждому виду деятельности школьников? 4) Как согласу­ются задачи с формами проведения внеклассных занятий? 5) Насколько соответствует тематика внеклассных занятий, содержание работы по развитию слуха и речи характе­ристике группы и особенностям отдельных школьников?

11. Сформулируйте и запишите в рабочей тетради выводы о планировании воспи­тательной работы в группе.

12. Изучите характеристику группы воспитанников. Воспитателю следует знать для управления процессом воспитания: 1) условия семейного воспитания школьни­ков; 2) состояние здоровья, физическое развитие и физическую культуру детей; 3) со­стояние слуха, уровень развития речи и сформированность навыка речевого общения; 4) краткую характеристику психического развития детей (состояние внимания, памя­ти, мышления, чувств); 5) успехи в учебной деятельности и трудности; 6) обществен­ную направленность и интересы школьников, участие в кружковой работе; 7) участие воспитанников в жизни коллектива группы, выполнение поручений, их обществен­ную активность; 8) участие детей в различных видах труда и в играх; 9) дисциплини­рованность учащихся и сформированность навыков их культуры поведения; 10) дан­ные о поведении, чувствах, интересах детей; 11) негативные особенности группы или отдельных школьников, которые должны стать предметом пристального внимания вос­питателя.

13. Сделайте выводы о своеобразии группы воспитанников.

14. Разработайте примерный перспективный план воспитательной работы группы на полугодие. Определите школу, группу-класс. В план включите следующие разделы: 1) характеристика группы; 2) организационная работа; 3) содержание воспитательной работы; 4) работа с родителями.

Примерная схема содержания воспитательной работы приведена ниже.

Виды деятельности Основные задачи Формы организации и тематика внеклассных занятий Работа по развитию слуха и речи на занятиях (словарь и фразеология) Сроки выполнения Примечания
           
           

Список литературы

1. Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специ­альной школы в профессиональной деятельности. Новосибирск, 1999.

2. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога // Сурдопеда­гогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

3. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сур­допедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М, 1992.

4. Никитина ММ. Соотношение дифференцированного и интегрированного обуче­ния. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интег­рированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. семина­ра. СПб., 1996.

 

Раздел 4


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.