Социализация учащихся с нарушенным слухом — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Социализация учащихся с нарушенным слухом

2017-06-05 557
Социализация учащихся с нарушенным слухом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях интеграции

Отечественные ученые (Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина, Н.Д. Шматко и др.) определяют сущность интеграции как путь создания для каждого ученика с нарушением слуховой функции благоприятных условий для развития, саморазвития и социализации, включение в общественную и трудовую жизнь наравне со слышащими после специального воспитания и образования. Дети с нарушением слуха нуждаются в создании условий для социально-трудовой адаптации. Особенность современной образовательной и воспитательной систем специальной школы — открытость для общественности, коррекционно-развивающая направленность, ориентация на здоровые функции организма ребенка, его потенциальные возможности, дифференци-рованность и интегративность, совершенствование путей социализации. По мнению Н.Н. Малофеева и М.И. Никитиной, одна из ведущих тенденций в развитии отечественной системы специального образования и воспитания — интеграция и социализация. Но такой подход не означает свертывания специальной системы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха.

Дифференцированный и интегративный подход в образовательной и в воспитательной системах специальной школы взаимно дополняют друг друга, способствуют социализации личности и реализуются в следующих условиях:

· научно обоснованной диагностики нарушения слуховой функции, отклонений в психоречевом, физическом, эмоционально-волевом развитии; научно разработанных образовательных и воспитательных систем специальных образовательных (коррекционных) учреждений I и II видов;

· обеспеченности необходимых профилактических и лечебно-восстановительных, психологических и коррекционно-развивающих мероприятий при объединении усилий сурдопедагогов, психологов и медицинских работников;

· комплексности решения образовательных, воспитательных коррекционно-развивающих задач и содержательных направлений воспитания, их взаимосвязи;

· осуществления дифференцированного подхода с учетом возможностей и особенностей развития, уровня обученности детей на основе индивидуально-ориентированного подхода, создания вариативных программ обучения для повышения образования и интеграции учащихся;

· обеспечения интегрированного подхода к обучению и воспитанию учащихся через усиление межпредметных связей, введение интегрированных уроков и развивающих внеклассных занятий (чтение и развитие речи, урок литературы и разных видов искусства, урок культуры поведения и речевого общения и др.);

· развития интегративности в усилении единства воспитательного и общеобразовательного процессов на уроках, внеклассных занятиях, в творческой деятельности при объединении в разновозрастные группы сотрудничества разных категорий учащихся совместно с учителями.

Современные ученые, рассматривая по-новому личность учащегося с нарушенным слухом, признают за ним право на собственные интересы, творчество, активность, самостоятельность. В общей педагогике (И.С. Кон, Н.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Меливанова) и в сурдопедагогике (Т.С. Зыкова, Н.Н. Ма-лофеев, Н.М. Назарова, МИ. Никитина, Е.Г. Речицкая) определяют процессы воспитания, интеграции и социализации как самостоятельные, но взаимосвязанные между собой. Рассматривая проблему воспитания в специальной школе, можно утверждать, что меняются задачи воспитания, содержание, формы проведения внеклассной деятельности учащихся. Воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, ее самосовершенствование, саморазвитие, формирование культуры и интеграцию в общество.

Влияние социальных факторов на развитие ребенка с отклонениями в развитии определяет Л.С. Выготский, считающий, что «обучение и воспитание... дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания».

В условиях обновления специального воспитания в России активно развивается интернальная интеграция в воспитательной системе специальной школы. Происходят глубокие изменения в связи с включением всех учащихся в коллективную творческую деятельность совместно с учителями и родителями. Основная черта воспитательной системы — ориентация на обеспечение запросов родителей в образовании и воспитании детей с учетом состояния здоровья, их возможностей независимо от особенностей структуры отклонений в их развитии.

Значимым является разработка новых технологий и организационных интегрированных форм воспитательной работы, предполагающих интеграцию воспитанников с проблемами в развитии в общество.

Учащиеся с нарушением слуха, обучающиеся в специальной школе, одновременно получают разноплановую коррекционную квалифицированную помощь специалистов. Изучение передового опыта специальных коррекционных образовательных учреждений показывает, что в специальных школах для детей с недостатками слуха создаются реабилитационные центры, предусматривающие объединение различных специалистов (медицинских работников, сурдопедагогов, психологов, воспитателей, дефектологов по индивидуальной работе, музыкальных работников и др.) для реабилитационной работы с учащимися. В специальных школах функционируют консультативная психолого-педагогическая служба для школьников и их родителей, центр изучения и развития слухового восприятия и коррекции речи. Учителя и воспитатели организуют воспитывающую и развивающую социально и личностно значимую деятельность учащихся для адаптации и интеграции их в общество.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Дайте определения понятиям «интеграция», «включенное образование», «экстернальная и интернальная интеграция», «интегрированное обучение», «социальная адаптация», «социализация».

2. Раскройте особенности и взаимосвязь интеграции, дифференциации и социализации в отечественной сурдопедагогике.

3. Перечислите возможные организационные условия и формы интеграции и социализации учащихся в специальных школах для неслышащих и слабослышащих, приведите примеры.

4. Составьте таблицу «Условия эффективности интегрированного обучения и воспитания». Проанализируйте предложенные условия и заполните таблицу.

1. Внешние условия 2. Внутренние условия
   

Уровень психофизического развития школьника, соответствующий или близкий к норме. Раннее выявление нарушений развития и ранняя помощь с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребенка в массовой школе и готовность помогать в учебном процессе. Возможность овладеть образовательным стандартом в школе для слышащих в результате раннего развивающего, коррекционного обучения. Психологическая готовность ребенка и родителей к интегрированному обучению. Наличие в школе или в медицинском учреждении специалистов для квалифицированной индивидуальной помощи ребенку с участием семьи. Психологическая готовность учителей слышащих детей принять ученика с нарушением слуха как равного. Готовность массовой школы оказывать постоянно медико-психолого-педагогическую помощь неслышащему или слабослышащему школьнику.

5. Назовите формы экстернальной и интернальной интеграции учащихся с нарушением слуха, составьте таблицу.

Дайте определение предложенным понятиям и заполните таблицу: полная интеграция; социальная интеграция в семье при поддержке специальной школы; интернальная интеграция во внеурочной деятельности; интеграция учащихся специальной школы в условиях внешкольных учреждений; комбинированная интеграция; совместная коллективная деятельность слышащих и неслышащих вне класса; частичная интеграция; временная интеграция; перевод в массовую школу после обучения в начальной специальной школе.

Массовая школа Специальная школа I и II вида
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.

Список литературы

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф, История сурдопедагогики: Учеб. пособие. М, 1984.

2. Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С.А. Зыкова. М., 1961.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т 5.

4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. № 3.

5. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1957.

6. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.

7. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики: Избр. тр. / Сост. и авт. библиогр. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. М., 1997.

8. Зыкова Т.С, Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя. М., 2003.

9. 9. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом / Под ред, М.И. Никитиной. СПб., 1997.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6.

11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М, 1958.

12. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: Социокультурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М., 1996.

13. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. № 1.

14. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара. СПб., 1996.

15. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. Ч. 1.

16. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. М., 1996.

17. Никитина М.И. Вариативные воспитательные системы коррекционных учреждений Санкт-Петербурга // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1992.

18. Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы междунар. семинара. СПб., 1996.

19. Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997.

20. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л.М. Шипицына. СПб., 1997.

21. Педагогика I Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

22. Пенин Г.Н. Теория и практика политехнического образования неслышащих: История и современность. СПб., 2000.

23. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. М., 2000.

24. Пономарева З.А. Традиции и новации в воспитании детей с нарушениями слуха // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., 2003. Ч. 2. С. 317.

25. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Отв. ред.

26. Е.Г. Речицкая. М., 1994.

27. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Отв. ред. К.А. Волкова. М., 1976.

28. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973.

29. Рекомендации к работе воспитателя в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. М., 1976.

30. Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988.

31. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. М., 2002.

32. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса. М., 1997.

33. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.,33. Сурдопедагогика I Под ред. А.И. Дьячкова М., 1963.

34. Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

35. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студ. дефектологических фак-тов пед. ин-тов / Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989.

36. Учебно-воспитательная работа в школе для глухих детей / Под ред. Л.М. Быковой. М., 1984.

37. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России / Сост. А.И. Дьячков и А.Д. Доброва. М., 1949. Т. 1.

38. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. 1999. № 1-2.

Раздел 2


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.