Взаимосвязь развития речи и состояния слуха — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Взаимосвязь развития речи и состояния слуха

2017-06-05 564
Взаимосвязь развития речи и состояния слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижении слуха возникают незначительные отклонения в развитии речи. Чем тяжелее степень снижения слуха, тем больше нарушений отмечаются в фонетической, лексической и грамматической стороне речи. При тяжелом поражении слуха ребенок остается без речи. Неслышащие дети овладевают речью в процессе специального обучения.

Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение слуховой функции. Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для речевого развития. Потеря слуха до 2 лет, когда речь еще не сформирована, без ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3,5 лет без коррекционного обучения приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести. При полной потере слуха в 4-5 лет речь также почти полностью распадается, если не начато сразу специальное обучение. Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе.

У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи. Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной при своевременной коррекционной поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с нарушением слуха.

Важную роль в предупреждении возникновения вторичных нарушений развития ребенка могут играть педагогические условия, в которых он находится с I момента нарушения слуха. При всей сложности и тяжести нарушений развития глухого или слабослышащего ранняя педагогическая помощь, специальное педагогическое воздействие позволяют предупредить или преодолеть, или, уменьшить возникшие отклонения. Чем раньше близкие ребенка замечают нарушение слуха, тем больше возможностей для коррекции его развития. Раннее начало развития ребенка в условиях специальной помощи, формирования речи неслышащего дает возможность предупредить возникновение вторичных нарушений: своеобразное развитие мышления, нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, социальную изоляцию.

Если слабослышащему ребенку достаточно рано предоставить возможность воспринимать речь на слух на близком расстоянии, учить его читать с губ, то он научится максимально использовать свой сохранный слух, у него сформируется слухозрительное восприятие устной речи и более высокое речевое развитие.

Уровень развития речи ребенка зависит также от его индивидуальных особенностей. Устойчивое зрительное внимание и память способствуют компенсации нарушения слуха, развитию речи. Подвижность мыслительных процессов, активность личности ребенка играют большую роль в овладении речью.

Глухие и слабослышащие характеризуются различными условиями формирования речи и разными способами ее восприятия. Формирование речи у глухих (неслышаших) детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Только с помощью сурдопедагога возможно активное привлечение зрительного и слухового (с использованием звукоусиливающей аппаратуры) восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности и кинестетических ощущений. Учитель показывает ученику, как должен функционировать его речевой аппарат для образования речи, а также контролирует своим слухом правильность звучания речи ребенка. Он помогает глухому ученику сознательно овладеть движениями речевого аппарата, соответствующими произношению звуков, слов, фраз с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Формирование устной речи неслышащих учащихся ведется в условиях интенсивной работы по развитию слухового восприятия как одного из компонентов речевой деятельности. Одновременно сурдопедагог обучает неслышащего письменной и дактильной речи с тем, чтобы сделать для него возможным устное, письменное и устно-дактильное общение. Использование письменной и дактильной речи способствует накоплению словарного запаса, уточнению значений и пониманию новых слов и фраз. В первоначальный период обучения неслышащий овладевает речью на основе устно-дактильного общения с учителем и окружающими детьми.

Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их пониженного слуха с использованием индивидуального аппарата. Возможность даже неполного восприятия речи нормальной разговорной громкости способствует самостоятельному овладению устной речью, хотя и с различными ее нарушениями. Еще до специального обучения у слабослышащего формируется понимание значимости речевых движений, происходит осознание смысла слов, фраз. Звуковые искаженные комплексы, напоминающие слова, приобретают у слабослышаших детей определенные значения. Возможность восприятия на слух хотя бы неполноценных звуковых обралов слов позволяет ребенку самостоятельно приобрести некоторый запас слов. С началом обучения в школе в условиях интенсивного развития и использования слуха с индивидуальным слуховым аппаратом быстро возрастает возможность самостоятельного накопления словаря и овладения грамматическим строем речи. Формирование речи слабослышащего ребенка с самого начала в дошкольном возрасте, а затем и в процессе специального обучения в школе отличается от формирования речи глухого ребенка. Это отличие связано, прежде всего, с возможностью слабослышащего самостоятельно овладевать речью, хотя бы и в ограниченной степени, с помощью слуха, в процессе речевого общения с окружающими. Эти особенности требуют различных условий специального обучения глухих и слабослышащих детей, разные программы обучения, учебники и др.

Глухие и слабослышащие различаются также по способу восприятия речи. Неслышащие овладевают зрительным и слухозрительным с помощью звукоусиливающей аппаратуры способами восприятия речи только в процессе специального обучения. У слабослышащих имеется возможность самостоятельного овладения восприятием на слух речи разговорной громкости (хотя бы у самой ушной раковины) в процессе естественного общения с окружающими. Чем лучше слух слабослышащего, тем больше возможностей его использовать в образовательном и воспитательном процессе. Значение зрительного восприятия речи у детей с нарушениями слуха возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуховой функции. Особенности восприятия речи у неслышащих и слабослышащих выдвигают различные требования к педагогическому процессу.

Отдельную группу в отношении сохранения речи и ее восприятия представляют позднооглохшие дети, поступающие в специальную школу для слабослышащих в 1-е отделение с уже развитой речью, но нарушенным слухом. У них наблюдается разная степень слухового нарушения и разный уровень сохранности речи. Развитие речи и формирование словесного мышления поздно-оглохшего ребенка проходило до потери слуха в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Оглохшие владеют языком, его словарным запасом, грамматическим строем, опытом словесного общения. Для всех позднооглохших речевые движения окружающих имеют осмысленное значение. Большинство позднооглохших, поступающих в специальную школу, имеют тяжелую степень слухового нарушения, поэтому на первый план выдвигается задача формирования импрессивной стороны речи, т. е. восприятия речи на зрительной или слухозрительной основе с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Процесс овладения чтением с губ у позднооглохших отличается от аналогичного процесса у остальных детей с нарушениями слуха. Не-слышащие и слабослышащие дети 2-го отделения специальной школы учатся чтению с губ в процессе формирования речи, в то время как учащиеся с поздней потерей слуха уже владеют речью, но должны специально приобретать навык зрительного восприятия устной речи для речевого общения и улучшения разборчивости восприятия речи при остаточном слухе.

Для многих позднооглохших обучение чтению с губ представляет большие трудности. В процессе специального обучения позднооглохших необходимо установить новую связь между сформированными кинестетическими и соответствующими зрительными образами произносимых слов, фраз, повысить встречную активность оглохшего в условиях контекста. Таким образом, позднооглохшие отличаются от неслышащих и слабослышащих иными метода-ми сохранения речи и формирования навыка чтения с губ, а при остаточном слухе — другими методами приспособления к слуховому аппарату.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.