И воспитанию детей с недостатками слуха — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

И воспитанию детей с недостатками слуха



Одна из актуальных проблем специальных школ начала XXI в. — совершенствование педагогической классификации детей с нарушенным слухом для разработки системы критериев реализации дифференцированного и интегрированного подхода.

В исследованиях ученых раскрыто значение раннего выявления и ранней, медико-психолого-педагогической помощи для обеспечения возможного развития ребенка в условиях индивидуально-ориентированного дифференцированного подхода. Подчеркивается необходимость разработки системы критериев для совершенствования педагогической классификации детей с нарушением слуха, показаний для направления ребенка в специальное коррекционное образовательное учреждение или в общеобразовательную массовую школу. Результаты экспериментов и изучение детей с нарушением слуха, по мнению Н.Н. Малофеева, четко показывают, что такие традиционные критерии, как степень нарушения слуховой функции и уровень развития словесной речи не являются достаточными в выборе системы обучения и воспитания учащихся. Развивающиеся системы специального образования и воспитания требуют не только совершенствования педагогической классификации детей с особыми нуждами, но и организации новых типов специальных учреждений.

В период обновления нашего общества в 90-е гг. в образовании и воспитании утвердился индивидуально-ориентированный подход, приоритет общечеловеческих ценностей в общественном сознании, сформировались новые педагогические идеи. Гуманистические традиции, определение новых целей воспитания требуют активного включения всех детей в образовательное пространство на основе дифференцированного подхода для получения возможно более высокого уровня образования для каждого ученика, что отвечает как запросам всего общества, родителей, так и ребенка. Важен и интегрированный подход в воспитательном процессе специальной школы, т. е. привлечение всех воспитанников совместно со слышащими к участию в разных внеклассных занятиях и интегрированных воспитывающих коллективных делах независимо от сложности отклонений в развитии ученика.

Практика школ глухих, слабослышащих и позднооглохших показывает, что медико-психолого-педагогические исследования специалистов определяют равные группы детей для обучения по вариативным программам в классе и индивидуально на основе дифференцированного подхода. В специальных школах для детей с нарушенным слухом определяются особенности развития разных групп детей:



1) глухие или слабослышащие с достаточно развитой речью, имеющие возможности нормального умственного развития;

2) неслышащие или слабослышащие с достаточно развитой речью, но с замедленным темпом интеллектуального развития;

3) учащиеся с тяжелой степенью тугоухости или с глухотой, общим речевым недоразвитием и своеобразием умственного развития;

4) оглохшие и плохослышащие дети с поздней потерей слуха, владеющие речью, переведенные из общеобразовательной школы для слышащих в 1-е отделение школы слабослышащих.

Особую группу составляют дети со сложной первичной патологией, например: нарушение слуха в разной степени и интеллектуальная недостаточность в сочетании с недоразвитием речи и недостатками в двигательной сфере и др. Специальная школа одной из своих задач считает оказание помощи детям с множественными нарушениями. Поэтому в специальных коррекционных образовательных учреждениях I и II вида воспитываются дети с такими сложными Множественными нарушениями, как сочетание нарушения слуховой функции, речи с интеллектуальной недостаточностью или негрубыми нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушение слуха, речи, первичная задержка психического развития; недостатки слуха, речи и ослабленное здоровье, патология Характера, трудности воспитания и поведения; неслышащие или слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием и хроническими нервно-соматическими заболеваниями; дети с нарушениями слуха, речи и эмоционально-волевой Сферы, мелкой моторики; с нарушением слуха, речи и нетяжелой зрительной патологией и др.

I Среди учащихся школы слабослышащих в последнее время обучаются и некоторые неслышащие дети с потерей слуха более 80 дБ (классификация Л.В. Неймана) на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии. В своем заключении комиссия руководствуется Международной медицинской классификацией нарушений слуха, где у таких детей определяется тугоухость IV степени, потеря слуха 71-90 дБ. Глухота же определяется как потеря слуха более 90 дБ. Если с данным ребенком проводилось раннее коррекционно развивающее воспитание и обучение, выявляется достаточный уровень психоречевого развития, в этом случае, например, определяется подготовленность Неслышащего к обучению по программе 2-го отделения школы слабослышащих. Родители имеют право выбора образовательного маршрута для глухого ребенка в школе слабослышащих, если будущий глухой ученик в процессе раннего специального коррекционного обучения подготовлен к обучению по программе школы слабослышащих, к речевому общению в среде слабослышащих.



Одной из актуальных проблем специального образования и воспитания детей с отклонениями в развитии является как дифференцированный, так и интегрированный подход в условиях специального коррекционного образовательною учреждения. Необходимость сочетания дифференциации и интеграции в образовательном и воспитательном процессе побуждает ученых и сурдопедагогов-практиков вести поиск новых технологий обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.

В современной системе специального воспитания и образования детей снарушениями слуха в развивающихся новых социальных и экономических условиях происходят существенные изменения. Специальное обучение все больше ориентируется на общеобразовательные школы для слышащих детей. Исследования ученых (Н.Н. Малофеев, А.Г. Зикеев, М.И. Никитина, Т.С. Зыкова и др.) определяют необходимость взаимодействия с общим образованием. Но утверждается и необходимость удовлетворения особых специальных образовательных, воспитательных потребностей детей с нарушениями слуха. Т.С. Зыкова, М.И. Никитина подчеркивают, что специальные школы, отходя от четкой дифференциации учащихся, наряду со школами-интернатами, школами-экстернатами полного дня I и II вида организуют смешанные школы, где обучаются дети с разными нарушениями слуха и речи, учебно-воспитательные комплексы (УВК), объединяющие разные ступени непрерывного образования (дошкольное воспитание и начальная школа и др.). Значительно усложняется состав учащихся специальных школ, увеличивается количество детей, имеющих двойную первичную патологию и сложную комплексную структуру нарушений развития. Организация новых условий воспитания и образования детей с нарушениями слуха впрямую зависит от профессиональной компетенции специалистов, от понимания особенностей развития и обучения разных категорий детей с нарушениями слуха, от разработки эффективных вариативных образовательных программ с учетом особенностей развития учащихся.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Используя дефектологические словари, раскройте определение понятий «изоляция», «интеграция», «адаптация», «дифференциация».

2. Какие группы учащихся, кроме категорий детей в классификации Р.М. Боскис, определяют специалисты в современной школе?

3. Подготовьте сообщения по материалам сборников:

1) Малофеев Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл. // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара / Под ред. М.И. Никитиной и др. СПб., 1995.

2) Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара. СПб., 1996.

4. Прочитайте и обсудите на практическом занятии «Классификацию детей с ограниченными возможностями и образовательную система государства» из статьи Н.Н. Малофеева «Актуальные проблемы специального образования» (Дефектология. 1994. № 6):

«Второй вектор развития системы специального образования развитие классификации детей с особыми нуждами в комплексе с разработкой новых типов специального обучения. В большинстве представленных в „Обзоре" стран (37) дети с особыми нуждами нормативно отнесены к определенным категориям. В 17 из них выделяют 7 основных категорий:

эмоциональные нарушения;

умственная отсталость;

физические недостатки;

нарушения зрения;

нарушения слуха;

нарушения речи;

трудности в учении.

Если имеющийся дефект „ не вписывается " в принятые категории, то он трактуется как сложный.

В ряде стран выделяются как самостоятельные категории: дефекты слож-, ной структуры; аутизм; хронические заболевания.

В остальных (21 страна из 58) отсутствует или не используется в законодательстве даже формальная классификация нарушений, что, по-видимому, объясняется низким уровнем развития системы образования и невозможностью обеспечить обучение детей всех категорий. В некоторых странах отсутствуют нормативные документы, определяющие потребность в специальных школах и соотношение специального и общего образования в государственной политике.

Таким образом, классификация детей с особыми проблемами, находящая отражение в законодательстве, во многом объясняется экономическими возможностями государства и связанным с ними социальным заказом общества.

Представители различных научных отраслей медицины, психологии, педагогики могут быть едины в понимании природы дефекта и путей его коррекции, однако государство организует сеть специальных образовательных учреждений, исходя прежде всего из экономических и политических резонов.

Нередко ребенок не имеет возможности получить адекватную психолого-педагогическую помощь не в силу неясности диагноза, а из-за отсутствия в стране учреждений соответствующего типа.

...Чем больше разработаны и обоснованы специалистами классификация детей с особыми потребностями и специальные методы их обучения, тем скорее государство будет вынуждено их обучать...»

5. Назовите категории детей из 7 основных групп, представленных в статье Н.Н. Малофеева, которые наблюдаются в специальных образовательных учреждениях I и II вида.

6. Какие факторы определяют в разных странах, по мнению Н.Н. Малофеева, потребность создания классификации детей с особыми проблемами и необходимость организации специальных образовательных учреждений?

Список литературы

1. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования //Дефектология. 1994. №6.

2. Малофеев Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития /Подред.М.И. Никитиной и др. СПб., 1995.

3. Назарова Н.М. Понятие интеграции в специальной педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып. 2. Екатеринбург, 1998.

4. Никитина М. И. Перспективы развития образовательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха// Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: Сб. науч. тр. / Под ред. М.И. Никитиной и др. СПб., 1997.

5. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации/Под ред. Л.М. Шипицыной и Л.П. Назаровой. СПб., 2000.

Тема 2.5. Коррекционно-педагогическое сопровождение индивидуального развития школьника в условиях воспитательного процесса

Возросший интерес в обществе к проблемам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активизирует сурдопедагогов на поиск более эффективных и адекватных методик коррекционной работы с учащимися со слуховой недостаточностью. Высокая результативность коррекционной работы в школе обеспечивается созданием определенных условий: наличие высококвалифицированных специалистов-сурдопедагогов; доверие учителю в составлении вариативных программ коррекционно-развивающего воспитания учащихся; педагогическое изучение сложной структуры первичного недостатка и индивидуальных особенностей развития каждого ученика. В последние годы в условиях развития теории сурдопедагогики и осознания необходимости новых подходов в воспитательной системе идет активный поиск педагогических технологий, активизируется творчество педагога-воспитателя.

Одной из важных задач специального образовательного коррекционного учреждения становится совершенствование коррекционно-развивающей работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на ослабление или преодоление недостатков слухоречевого и психофизического развития ученика.






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.