И профессиональная ориентация учащихся — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

И профессиональная ориентация учащихся

2017-06-05 296
И профессиональная ориентация учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слу­ха, их социальная адаптация и интеграция в разных сферах трудовой и куль турной жизни общества неразрывно связана с получением образования и вы бором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого урон ня развития личности слабослышащего или глухого и включить его и экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в уело виях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слух;| очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и професси­ональной подготовки, умения адаптироваться к условиям производства. В этих условиях резко возрастает роль педагога специального коррекционного учреж­дения, его педагогических умений, желания помочь ученику с нарушением слуха найти свое место в жизни.

В исследованиях А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, М.И. Никитиной, Г.Н. Пенина рассматриваются многие аспекты профессионального определения школьников с нарушением слуха. Ученые отмечают, что трудовое воспитание 11 профессионально-трудовое обучение учащихся в специальной школе занимай > I одно из важных мест в формировании всесторонне развитой личности.

Результаты многолетних исследований Г.Н. Пенина показывают, что выпуск­ники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоя­тельной жизнью и профессиональной деятельностью. Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем обра­зования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важ­ным направлением в работе педагогов в школе для детей с нарушением слуха как в образовательном процессе, так и во внеурочное время.

Основные задачи данного направления работы—ознакомление учащихся с разными областями труда и профессиями; формирование представлений о труде взрослых и о производстве; расширение кругозора во всех областях жизнедея­тельности общества. Интересный опыт в подготовке учащихся к выбору про­фессии накоплен в школах I и II вида Санкт-Петербурга. Изучение данного опыта позволяет выделить основные направления профессионального разви­тия и становления личности ученика при подготовке к дальнейшей трудовой деятельности или обучению в средних и высших учебных заведениях: совер­шенствование учебно-воспитательного процесса; дифференцированное обуче­ние и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение учащих­ся; организация психологической службы помощи, постоянная, целенаправленная деятельность школы по профориентации учащихся с учетом их интере­сов, возможностей и потребностей региона в тех или иных специалистах; ком­плексность и коррекционно-развивающая направленность, взаимосвязь обра­зовательного и воспитательного процессов.

Одним из направлений работы является совершенствование учебно-воспи-^ тательного процесса: системы трудового воспитания и профессиональной ори­ентации во внеурочное время.

Уже в начальной школе учащиеся на уроках и во внеурочной деятельности знакомятся с профессиями родителей и близких людей. Их знания расширяют­ся и обогащаются в ходе учебной деятельности, на экскурсиях, в играх, на вне­классных занятиях чтением, ИЗО, при знакомстве с разными профессиями. Постепенно школьники приобретают представления об организации и содер­жании труда в разных профессиональных областях, формируются знания о предприятиях, учебных заведениях нашего города.

В основной школе продолжается знакомство с профессиями и трудовыми процессами в учебных мастерских, так как важную роль в трудовом воспитании и профессиональной ориентации занимает практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности. Но и во внеклассных трудовых делах развиваются тру­довые умения, навыки и привычки, необходимые для профессионального обра­зования и творческого труда. Особое место в этом плане занимают уроки трудо­вого обучения, общешкольные трудовые дела, а также технические кружки, про­изводственные экскурсии, встречи с выпускниками школы и т. п. Через перечисленные формы обучения и воспитания учащиеся знакомятся с профес­сиями, видами труда, инструментами и материалами, орудиями и результатами труда, различными производствами и их техническим оснащением.

Важное место в старшей школе в трудовом воспитании и профессиональ­но-трудовом обучении занимает теоретическая подготовка учащихся, воору­жение их общеобразовательными, политехническими, художественными зна­ниями на уроках математики, информатики, физики, химии, биологии и др., при использовании компьютерных технологий и в творческих объединениях по интересам (художественный дизайн, тематические деловые игры, оформи­тельская работа в школе и т. д.).

Направления допрофессиональной подготовки

В современных условиях на первое место ставится значение своевремен­ной информированности учащихся. С целью обеспечения разной информа­цией при подготовке рефератов в школах открыты компьютерные классы.

Учащиеся средних классов овладевают правилами работы на компьютере, а ученики старших классов готовят рефераты, доклады по теоретическим воп­росам трудового обучения, подбирают интересные материалы для стендов, организуются выставки-презентации. В старших классах учащиеся ориенти­руются на дальнейшее обучение в разных учебных центрах, которые осуще­ствляют профессиональную подготовку неслышащих и слабослышащих. С учениками во внеурочное время проводятся беседы, деловые игры, экскур­сии в учебные заведения, в которых они смогут продолжить свое образова­ние.

Другим направлением профессионального развития неслышащих и слабо­слышащих и подготовки их к дальнейшему профессиональному образованию является совершенствование дифференцированного трудового обучения и кор-рекционно-педагогического сопровождения развития каждого ученика.

Изучение педагогического опыта дифференцированного обучения в шко­лах для детей с нарушениями слуха показывает, что коллективами учителей ведется поиск современных моделей трудового воспитания и обучения, обес­печивающих учащимся возможное личностное развитие и трудовое самооп­ределение. В некоторых школах организовано дифференцированное обучение и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение воспитания учащихся, имеющих разный уровень речевого развития, разные возможнос­ти профессионально-трудовой подготовки. Предусматривается обучение в па­раллельных группах по разным программам образовательного и трудового обучения с учетом особенностей развития и обучаемости учащихся для ин­тенсификации и индивидуализации образования и трудового воспитания. Программа «А», например, разрабатывается с учетом обучения учащихся с достаточно высоким уровнем обучаемости. Построение программы «Б» учи­тывает более низкий уровень обучаемости учащихся. Возможно и совмест­ное обучение в классе или в группе трудового обучения по одной программе, учитывающей, что большинство имеет более высокий уровень обучаемости, а к слабоуспевающим применяется индивидуальный подход и дополнитель­ная помощь. По решению педагогического коллектива школы и желанию ро­дителей хорошо успевающие ученики имеют возможность получить среднее образование в стенах родной школы и продолжить обучение в высших учеб­ных заведениях или профессиональное обучение в центрах профессиональ­ной подготовки.

Высокая результативность коррекционной работы в специальных школах Санкт-Петербурга обеспечивается созданием определенных условий, к кото­рым относятся: наличие высококвалифицированных специалистов-сурдопе­дагогов по трудовому обучению, доверие учителю в составлении вариатив­ных программ коррекционно-развивающего трудового обучения учащихся с учетом понимания сложной структуры дефекта и индивидуальных особен­ностей каждого ученика; организация консультативно-педагогической помо­щи родителям и учащимся по вопросам профессионально-трудовой ориента­ции.

Большое место в настоящее время занимает психологическая готовность! учащихся с нарушением слуха к выбору профессии, к трудовой деятельности,«формирование у них профессиональных способностей и интересов. Это важ­ное направление работы тесно связано с воспитанием у учащихся положитель­ного отношения к самообслуживанию, организованным коллективным трудо­вым делам в школе.

В школах работает психологическая служба, помощь которой заключается не только в определении уровня развития ребенка, его отдельных психических процессов. Когда речь идет об учащихся, имеющих сенсорные нарушения, ос­новное внимание сосредоточено на раскрытии индивидуального своеобразия ученика, создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей про­граммы, условий для подготовки к выбору будущей профессии. Специалисты (психологи, сурдопедагоги, учителя трудового обучения, воспитатели) в про­цессе индивидуальных бесед выясняют интересы ученика, его ценностные ориентиры, особенности личности. Психолог проводит профессиональную диагностику, по результатам которой осуществляется консультация ученика и его родителей по вопросу выбора учебного заведения после окончания специ­альной школы.

Профориентация объединяет профконсультирование, профессиональное просвещение учащихся и их родителей, профессиональную, психологическую, медицинскую, педагогическую подготовку и профадаптацию.

Профориентация во внеурочное время предполагает знакомство учащихся с различными значимыми для неслышащих и слабослышащих профессиями, оказание помощи в ее выборе, соответствующем интересам, возможностям школьников. На занятиях по профессиональному просвещению и профориен­тации воспитанники знакомятся с профессиями родителей. Знакомство с тру­довой деятельностью выдающихся личностей с недостатками слуха вызывает большой интерес у школьников. Постепенно расширяются знания о разных профессиях и видах труда, формируются основы правовых, экономических знаний. Развивается активность, самостоятельность, инициатива, деловое об­щение, организаторские умения в деловых играх и тренингах. Широко исполь­зуются такие формы организованной деятельности, как коллективные трудо­вые творческие дела, экскурсии, деловые игры и тренинги, беседы, диспуты, конкурсы, викторины, соревнования, трудовые праздники, создание видеофиль­мов, тематических стендов, выставок, анкетирование учеников и анализ ре­зультатов, опросы или анкетирование родителей.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.