Жанровые и сюжетно-композиционные особенности поэмы. Художественные средства и приёмы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Жанровые и сюжетно-композиционные особенности поэмы. Художественные средства и приёмы

2017-06-04 657
Жанровые и сюжетно-композиционные особенности поэмы. Художественные средства и приёмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Некрасов обращается к жанру эпической поэмы, жанру древнему, который не был широко распространен в современной поэту литературе.

В эпической поэме, или эпопее, на первом плане жизнь не отдельной личности, а целого народа. В поэме Некрасова воссоздана судьба русского народа после реформы, а также народное сознание, крестьянский взгляд на мир.

Характерным для эпической поэмы элементом является пролог, где особую роль играют сказочно-фантастические образы. Это, например, волшебная птичка, скатерть самобранная, а также семь филинов, ворон, ведьма Дурандиха. Эти образы имеют символическое значение. Например, скатерть-самобранка – символ благополучия, земного счастья.

Кроме того, в своем произведении Некрасов использует различные жанры народного творчества. Это волшебная сказка (о скатерти-самобранке – в прологе), песня (особенно много их в частях «Крестьянка» и «Пир на весь мир»), былина (например, рассказ о Савелии), плач (плач Матрены Тимофеевны по Дёмушке), легенда («О двух великих грешниках»), загадка (о снеге, о топоре, о замке, об эхе).

Рассмотрим некоторые сюжетно-композиционные особенности поэмы. Некрасов написал свое произведение в форме путешествия, что характерно для народного эпоса. Кому на Руси...» открывает образ столбовой дороженьки, на которой сошлись семь мужиков-странников.

Поэму отличает полифонизм. Она включает в себя множество сюжетных линий. В ней звучат самые разные голоса. Следует особо подчеркнуть роль многоголосия в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые», в части «Пир на весь мир». Перед читателем предстает вся крестьянская Россия.

Поэт использует в своем произведении такие художественные средства и приёмы, как образный параллелизм, олицетворения, сравнения, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и другие художественные приёмы.

Приведем примеры. Прибегая к образному параллелизму, Некрасов уподобляет смерть младенца гибели соловьиного гнезда, рассказ о котором открывает главу «Дёмушка»:

 

Зажгло грозою дерево,

А было соловьиное

На дереве гнездо...

 

Ещё одна параллель трагическому событию – рассказ о ласточке, которая вьёт гнездо под берегом:

 

Ой, ласточка! Ой, глупая!

Не вей гнезда под берегом,

Под берегом крутым!..

 

Прибегает Некрасов и к такому приёму, как отрицательный параллелизм:

 

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется –

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ!

 

Рисуя солнце после дождя, Некрасов прибегает к олицетворению: «Смеется солнце красное...»

Поэт использует в своем произведении многочисленные сравнения. Например, ночь уподобляется грамоте, которую Господь пишет червонным золотом на небесах:

 

Ночь тихая спускается,

Уж вышла в небо темное

Луна, уж пишет грамоту

Господь червонным золотом

По синему по бархату...

 

Народная молва уподобляется синему морю; «облака дождливые» сравниваются с «дойными коровушками».

В поэме встречаются постоянные эпитеты: «ветры буйные», «столбовая дороженька», «солнце красное», «море синее».

В поэме нередки слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «дороженька», «птенчики», «матушка», «молодушка», «липочка».

Все эти средства придают «Кому на Руси...» черты, сближающие поэму Некрасова с произведениями народного творчества.

Вопросы и задания

1. Расскажите об истории создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Когда поэт начал работать над этим произведением? Завершил ли он его? Какие части поэмы дошли до нас?

2. Какая эпоха нашла отражение в поэме Некрасова? Жизнь каких сословий и социальных групп отразил поэт? Почему мы можем сказать, что жизнь России показана в «Кому на Руси...» в исторической перспективе?

3. Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси...»? Какова авторская позиция в поэме?

4. Назовите основные мотивы некрасовской поэмы и кратко прокомментируйте их. Какой из мотивов является центральным, сюжетообразующим?

5. Определите идейно-композиционное значение семи мужиков-странников. Процитируйте начало поэмы – отрывок, характеризующий этот собирательный образ.

6. Расскажите о Якиме Нагом. Как поэт описывает внешность Якима? Какие противоположные черты соединяются в этом герое?

7. Почему Ермила Гирина мы можем назвать правдолюбцем? Прокомментируйте основные эпизоды, раскрывающие духовный облик этого персонажа.

8. Какие черты Матрены Тимофеевны Корчагиной свидетельствуют о том, что в ее образе Некрасов воплотил свои идеальные представления о женщине-крестьянке? Перечислите и кратко прокомментируйте факты из жизни Матрены, свидетельствующие о трагизме ее судьбы; приведите примеры из текста поэмы. Какие художественные средства использует Некрасов при создании образа героини? Процитируйте высказывания странницы-богомолки и самой Матрены о женском счастье.

9. Почему деда Савелия Некрасов называет «богатырем святорусским»? В чем проявилось богатырство героя? Почему Савелия можно назвать и богатырем духа?

10. Назовите и кратко охарактеризуйте крестьян-холопов. В чем именно проявляется их холопство? Верно ли утверждать, что среди холопов, изображенных в поэме, только комические фигуры?

11. Охарактеризуйте образ попа. Можно ли сказать, что деревенский священник изображен Некрасовым с сочувствием? Аргументируйте свою точку зрения примерами из текста.

12. Какие черты русского дворянства и дворянской жизни в целом отразились в образе Оболта-Оболдуева? Какие художественные приемы использует Некрасов при создании его образа?

13. Почему князя Утятина крестьяне прозвали «последышем»? Как поэт описывает внешность героя? В чем проявляются «чудачества» князя? Какими чертами характера Некрасов наделяет наследников Утятина?

14. Каких еще помещиков изобразил Некрасов в своем произведении? Есть ли среди дворян, описанных в поэме, добродетельные люди, сострадающие народу?

15. Какова роль в «Кому на Руси...» образов Саввы и Гриши Добросклоновых? Кто из реальных лиц, близких друзей поэта, стал прототипом Гриши Добросклонова? В какой форме Гриша выражает свои идеи? К кому обращается автор вместе со своим юным героем?

16. Расскажите о народном календаре, воссозданном Некрасовым в «Кому на Руси...» Как картины природы соотносятся с церковными праздниками и народными приметами? Приведите примеры из текста.

17. Охарактеризуйте жанр «Кому на Руси...» Был ли жанр эпической поэмы широко распространен во времена Некрасова? Какие цели преследовал поэт, обращаясь к этому жанру? Какой элемент «Кому на Руси...» является характерным для эпической поэмы? Какие жанры народного творчества использовал Некрасов в своем произведении?

18. Охарактеризуйте сюжетно-композиционные особенности «Кому на Руси...» Что лежит в основе сюжета произведения? В чем проявляется полифонизм поэмы?

19. Какие художественные средства и приемы использует Некрасов в «Кому на Руси...»? Перечислите их и приведите примеры из текста поэмы.

20. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Образы помещиков и крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

21. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

Тема 17. М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие биографические сведения. Сказки [31]

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.