Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Анализ эпизодов и других элементов композиции произведения

2017-06-04 1386
Анализ эпизодов и других элементов композиции произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Как уже говорилось выше, «Песня...» начинается с зачина – обращения гусляров к царю и боярам, причем первым упоминается имя государя, как это и было положено – в соответствии со строгой иерархией:

 

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы…

 

Первая часть «Песни…», содержащая экспозицию образов Ивана Грозного, Кирибеевича, Алены Дмитревны и всего действия поэмы, открывается сценой царского пира. Рассказывая о нем, автор воспроизводит расстановку политических сил во времена Ивана Грозного:

 

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники.

 

Бояре и князья находились в оппозиции к царской власти, опричники же призваны были строго проводить в жизнь жестокую царскую политику.

Уже в самом начале «Песни…» Иван Грозный выступает перед слушателями как суровый, но справедливый православный царь, верный древним обычаям, христианским устоям:

 

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

 

Народно-поэтический язык, художественные средства и приёмы, характерные для фольклора, используются автором «Песни…» с целью оттенить народный взгляд на царя. Лермонтов обращается к такому, на­пример, приёму, как образный параллелизм (отрицательный параллелизм):

 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

 

Рисуя портрет царя, автор «Песни…» прибегает к постоянным эпитетам, сравнениям:

 

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого.

 

В первой части «Песни…» впервые предстает перед нами и Кирибеевич. «Удалой боец, буйный молодец», по предположению царя, «думу затаил нечестивую»: как выясняется, Кирибеевич, действительно, одержим греховной страстью к купеческой жене Алене Дмитревне. Страсть настолько поразила героя, что он не владеет собой и просит царя отпустить его «на житье на вольное на казацкое», где он найдет смерть: «Уж сложу я буйную головушку, / И сложу на копье бусурманское…»

В то же время, рассказывая о своей страсти Ивану Грозному, герой проявляет лукавство: он не смеет признаться государю, что Алена Дмитревна замужем, и это не случайно: православный царь не мог благословить Кирибеевича на брак с замужней женщиной. Кроме того, по убеждению государя, всякое принуждение в отношении невесты неприемлемо.

 

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся, –

 

говорит царь Кирибеевичу.

О лукавстве опричника слушателям сообщают гусляры:

 

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

Наконец, в первой же части дается экспозиция образа Алены Дмитриевны. О ней рассказывает Кирибеевич; именно через восприятие опричника дается внешность героини, обрисованная в народно-поэти­ческих традициях.

 

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

 

На этом примере мы видим, что при создании образа героини Лермонтов использует сравнения, слова с уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами.

Вторая часть поэмысодержит экспозицию образа купца Калашникова:

 

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников…

 

Отмечены внешняя привлекательность купца, его молодость и сила. Уже здесь угадываются черты могучего богатыря, готового вступить в бой с врагами.

Как уже отмечалось, сюжетная завязка остается «за сценой»: о беде, приключившейся с Аленой Дмитриевной, мы узнаем лишь из ее слов, обращенных к мужу.

Внешний облик героини, описанный во второй части, передает ощущение несчастья:

 

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

 

Контраст в изображении героини в первой и во второй частях подчеркивает тяжесть переживаний молодой женщины, невольно оказавшейся в столь драматической ситуации.

В сцене разговора Калашникова с Аленой Дмитревной выявляется истинное благочестие героя, его верность устоям христианского брака. В гневных речах, обращенных к жене, слышна не только личная обида, но и твердая уверенность в недопустимости поругания священных основ брака.

 

Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,

Золотыми кольцами менялися!.. –

 

в гневе восклицает купец.

Важно здесь и ответное слово Алены Дмитревны, ее монолог. Героиня обращается к мужу в народно-поэтическом ключе:

 

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

 

Муж выступает здесь как всесильный властелин, могущий казнить и миловать жену. Алена Дмитревна с ужасом думает не столько о своей поруганной чести, сколько о немилости супруга. В то же время она вправе ожидать и заступничества с его стороны.

Исключительно важна для понимания нравственного облика и мировоззрения Калашникова сцена его разговора с братьями.

Преступление Кирибеевича герой видит в том, что опричник попрал честь семьи и всего рода Калашниковых. Купец говорит, обращаясь к братьям:

 

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич…

 

В словах купца чувствуется и горечь от оскорбления собственной личности. Герой признается братьям:

 

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

 

Вместе с тем важно подчеркнуть, что негодование Калашникова объясняется отнюдь не только личной обидой и не только необходимостью защиты чести семьи. Смысл его предстоящей битвы с Кирибеевичем в стремлении постоять за святую правду-матушку. Купец обращается к братьям:

 

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьет он меня – выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежей силою,

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось Господь вас помилует!

 

В словах купца нет гордыни. Он отнюдь не уверен в том, что исход поединка будет в его пользу. С великим смирением перед волей Божией он сознает, что может потерпеть поражение из-за накопившихся на нем грехов. Преимущество своих братьев герой видит не только в их молодости и свежести сил, но и в меньшей греховности.

В то же время необходимо особо подчеркнуть тот факт, что защищать честь своей семьи Калашников намерен с помощью поединка. Он собирается убить Кирибеевича во время кулачного боя. Как известно, защита чести семьи, рода с помощью поединка – дохристианский, языческий обычай, сохранившийся и в христианские времена. Герой не видит другого способа заступиться за честь семьи.

Третья часть произведения, как уже было отмечено, содержит кульминацию сюжета, его развязку, а также своеобразный эпилог.

Открывается третья часть знаменитым описанием зари. Лермонтов прибегает здесь к такому художественному приему, как олицетворение: «заря алая» уподобляется девице-красавице:

 

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

 

Сцена битвы Калашникова с Кирибеевичем – кульминационный момент поэмы. В ней наиболее ярко раскрывается нравственный облик противников.

Перед поединком Кирибеевич проявляет заносчивость, тщеславие, самоуверенность. Опричник кланяется в пояс одному только царю, высказывает презрение к сопернику. Калашникову он дерзко говорит:

 

А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду-племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться.

 

В отличие от Кирибеевича, Калашников

 

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

 

Он высказал таким образом почтение не только царю, но и вере православной («святым церквам»), и русскому народу.

В гневных словах Калашникова, обращенных к Кирибеевичу, четко выражена приверженность купца христианским устоям жизни:

 

А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по Закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

 

Ответные слова Калашникова вызывают в душе Кирибеевича смятение и страх:

 

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

 

Страх – следствие нравственной неправоты Кирибеевича. Очевидно, что правда была на стороне купца Калашникова; это в итоге и решило судьбу поединка.

В сцене богатырского боя Калашников выступает в роли защитника православной веры. На его стороне оказывается Сила Крестная: купца промыслительно защищает «медный крест / Со святыми мощами из Киева»; крест принимает на себя всю мощь сокрушительного удара врага:

 

И погнулся крест, и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала…

 

Не местью руководствуется купец, готовясь насмерть поразить опричника, а стремлением постоять «за правду до последнева», всецело уповая на волю Божию:

 

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

 

Наиболее сложное для понимания место «Песни…» – допрос Калашникова Иваном Грозным, открывающийсцену царского суда. В ответ на требование царя отвечать «по правде, по совести» о причинах убийства опричника Калашников говорит:

 

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

 

Купец сознательно скрывает от царя причину преднамеренного убийства опричника, тем самым обрекая себя на смертную казнь, которая полагалась в таком случае по закону, отнюдь не являясь следствием произвола самодержца.

В позиции Калашникова очевидно нежелание открыть перед царем семейный позор, отстаивание личного права на месть обидчику и одновременно гордость, вспыхнувшая в сознании купца. Герой, несомненно, понимает, что по Закону Господнему, который герой отстаивал в момент поединка, следует проявить смирение перед земным православным царем. Между тем купец открывает свой позор только братьям и скрывает его от царя-батюшки. В этом поступке Калашникова проявляются иего личное мужество, и бунтарский дух. Здесь мы ясно видим противостояние не только между Калашниковым и Кирибеевичем – носителями «правды-матушки» и «бусурманского», безбожного нечестия, но и между Калашниковым и царем, между представителем народа и царской властью.

Таким образом, Калашников выступает в «Песне…» и как борец за православные устои Святой Руси, и как «буйная головушка», то есть герой-бунтарь.

Царь же в третьей части «Песни…» предстает перед нами как суровый, но справедливый и даже милосердный судия. Распорядившись казнить Калашникова, царь проявляет милость к его семье:

 

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

 

Впрочем, отправляя самого Калашникова на казнь, царь не удерживается от злой иронии:

 

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…

 

Таким образом, жестокость и милосердие православного царя оказываются в народном представлении неразрывно связанными.

Неоднозначен в идейном отношении и рассказ о казни купца:

 

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною…

 

Казнь купца явилась справедливой с позиций царя, с позиций государства. Однако справедливость казни подвергнута сомнению в глазах народа, точку зрения которого передают певцы-гусляры. Народ с сочувствием отнесся к купцу, мнение народное не совпадает здесь с точкой зрения царя.

Особенно характерно в этом отношении описание могилы Калашникова – своеобразный эпилог «Песни…». Героя похоронили не на кладбище, а «на чистом поле промеж трех дорог». Могилка его – «безымянная». Ясно, что власть стремилась предать память о герое забвению. Однако рассказ гусляров о могилке свидетельствует о сердечной привязанности народа к таким добрым молодцам, как купец Калашников:

 

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосанится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

 

Понятно, что прохожие не могут знать, кто конкретно покоится в «безымянной могилке». Между тем очевидно, что народ сочувствует «буйной головушке», не удостоившейся лежать на погосте.

Художественные приемы

В своей поэме Лермонтов использует художественные средства и приёмы, заимствованные им из народного творчества.

Отметим в первую очередь образный параллелизм. Образы природы соответствуют явлениям человеческой жизни:

 

Когда всходит месяц – звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью,

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает…

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися…

 

Здесь мы видим, что царь уподобляется месяцу, опричники – звездам, радующимся его свету, а лукавый Кирибеевич – звезде, прячущейся за тучку и рискующей упасть на землю.

Приведем еще один пример. Братья обращаются к Калашникову, выражая ему всецелую преданность:

 

Куда ветер дует в поднебесье,

Туда мчатся и тучки послушные,

Когда сизый орел зовет голосом

На кровавую долину побоища,

Зовет пир пировать, мертвецов убирать,

К нему малые орлята слетаются.

Ты наш старший брат, нам второй отец…

 

Как мы видим, старший брат и младшие братья уподобляется здесь ветру и тучкам, орлу и орлятам.

Поэт использует и такую разновидность образного параллелизма, как отрицательный параллелизм. В качестве примера уже приводились строки, открывающие картину пира Ивана Грозного:

 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

 

Поэт прибегает также к олицетворениям. Яркий пример – уже отмеченное нами описание зари в начале третьей части «Песни…».

В лермонтовской поэме немало сравнений. К уже приведенным примерам добавим следующий. Алена Дмитревна говорит об обращенных к ней гневных словах мужа: «Твои речи – будто острый нож…»

В поэме большое число постоянных эпитетов: «солнце красное», «тучки синие», «добрый молодец», «красные девушки», «сырая земля», «дума черная», «ночь темная», «чистое поле».

Лермонтов использует и такой прием, как поэтические обращения. Например, царь говорит Кирибеевичу: «Гей ты, верный наш слуга Кирибеевич!» Кирибеевич обращается к царю: «Государь ты наш, Иван Васильевич!» Алена Дмитревна обращается к мужу:

 

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

 

Кроме того, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами, что также свойственно фольклорным произведениям: «матушка», «головушка», «лебедушка», «голубушка», «малые детушки», «перстенек», «листочек осиновый», «сосенка».

Стих в поэме – тонический, нерифмованный, характерный для народной поэзии.

Вопросы и задания

 

1. В каком году была написана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Чем интересен этот год в жизни поэта?

2. В чем смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного? Что писал по этому поводу Белинский? Отметьте наиболее яркие картины быта и нравов Москвы времен Ивана Грозного, воссозданные в «Песне...», прокомментируйте их.

3. Назовите центральную проблему «Песни...». Почему эта проблема стала так актуальна в русской литературе 1830-х годов? В каких еще произведениях 1830-х годов, включая поэзию самого Лермонтова, эта проблема – одна из главных?

4. Как в «Песне...» осмысляется проблема русского национального характера? Какие персонажи особенно важны для ее понимания?

5. Является ли проблема взаимоотношений царской власти и народа главной в произведении? Какие точки зрения в отношении основного конфликта в «Песне...» вам известны? В чем суть каждой из них?

6. Кратко охарактеризуйте жанровые особенности поэмы. Можно ли назвать «Песню...» произведением фольклора? Какие элементы композиции лермонтовской поэмы напоминают нам о фольклорных произведениях?

7. Охарактеризуйте купца Калашникова. Какие конкретно-истори­ческие и легендарные черты соединились в его облике? Какими качествами обладает лермонтовский герой? Перечислите основные художественные средства создания его образа, приведите примеры этих средств.

8. Какие черты делают Кирибеевича антиподом Калашникова? Почему Лермонтов поэтизирует Кирибеевича, хотя это и отрицательный персонаж? Какие средства использует для этого автор произведения?

9. Какие качества делают Алену Дмитриевну идеалом русской жен­щины допетровской Руси? Назовите и прокомментируйте их, опираясь на текст произведения.

10. Почему мы можем сказать, что образ Ивана Грозного в поэме – наиболее идеализированный? Аргументируйте свою точку зрения.

11. Прокомментируйте основные сцены, эпизоды «Песни...». Какие элементы экспозиции мы находим в первой части поэмы? Что мы узнаем о героях? Какие эпизоды составляют экспозицию сюжета?

12. В какой части поэмы мы видим экспозицию образа Калашникова? Какие черты героя проявляются уже в первом его описании?

13. В какой момент происходит завязка действия? Откуда мы узнаем об этом событии?

14. Назовите важнейшие сцены второй части произведения. Как в описании героини проявляется принцип контраста? Проанализируйте разговор Калашникова с женой. Какие черты мировоззрения героя и ге­роини раскрываются в этой сцене? Подробно рассмотрите позицию Калашникова в его разговоре с братьями. В чем герой видит смысл предстоящего поединка с Кирибеевичем?

15. Какое описание открывает третью часть «Песни...»? Какой прием использует здесь Лермонтов? Какие элементы сюжета содержит заключительная часть произведения?

16. Подробно проанализируйте сцену богатырского боя. Какие качества Кирибеевича и Калашникова раскрываются в предваряющих поединок словах героев? Как поэт дает понять читателю, что Калашников побеждает в битве с помощью Божией?

17. Подробно рассмотрите эпизод царского суда над Калашниковым. Как можно объяснить тот факт, что купец скрывает от государя истинную причину убийства опричника? Справедлива ли позиция царя в отношении Калашникова и его семьи?

18. Какую функцию выполняет в поэме описание могилы Калашникова? Можно ли сказать, что позиция народа в отношении героя отличается от позиции царя? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст.

19. Назовите художественные средства, приемы, которые использует Лермонтов в своем произведении. Приведите примеры. Что вы можете сказать об особенностях стиха «Песни...»?

20. Напишите развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ купца Калашникова и средства его создания».

21. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие “Песни...”»

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.