Время написания. Тематика, проблематика, идейная направленность — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Время написания. Тематика, проблематика, идейная направленность

2017-06-04 444
Время написания. Тематика, проблематика, идейная направленность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году, после завершения работы над «Демоном», и доработана в 1841 году.

В своем произведенииЛермонтов обращается к теме Кавказа, который являлся для поэта воплощением идеи вольности. Поэту важны и природа Кавказа, и характер горцев. Лермонтов затрагивает здесь и историческую тему, рассказывая в первых главках «Мцыри» о временах, связанных с присоединением Грузии к России, о кавказских войнах, о «славе прошлой».

В своей поэме автор поднимает такие философские проблемы, как действие и бездействие, смысл жизни, предназначение человека, свобода и неволя, человек и природа.

Поэт воплощает в произведении идеал свободной, полной тревог и борений жизни. Одновременно здесь утверждается мысль о единении человека с природой, о душевном отдохновении, покое.

«Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя

 

«Мцыри» – характерный образец романтической поэмы. Как известно, в основе романтического миросозерцания лежит противоречие между идеалом и действительностью. Идеал Лермонтова воплотился в произведении в образе главного героя.

Слово «мцыри» изначально не является именем собственным. По-грузински оно означает «монах-послушник». Ни имени, данного герою при рождении, ни имени, полученного им в момент крещения, автор не указывает. Читатель узнаёт лишь о том, что это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (вероятно, А.П.Ер­моловым). Значительную часть детства и все юношеские годы герой провел в монастыре, который так и не стал для него родным. Мы узнаем также, что Мцыри слаб телом, но в нем живет «могучий дух» его отцов.

Черты характера Мцыри целесообразно рассмотреть в сопоставлении его с Демоном, героем другой известной поэмы Лермонтова[22]. Мцыри, как и Демона, отличают могучая воля, неукротимое стремление к свободе, к действию. Как и Демон, Мцыри одинок. Главное, что сближает Мцыри с Демоном и другими романтическими героями Лермонтова, – это его бунтарский дух. Еще будучи ребенком, оказавшись в плену и заболев, «он «знаком пищу отвергал / И тихо, гордо умирал». В последней своей исповеди Мцыри рад «словами облегчить» грудь, но он не готов к покаянию. «О прощенье не молю», – заявляет герой. Смысл его монолога, обращенного к монаху, заключается в том, чтобы показать, что три дня, проведенные на свободе, милей его сердцу, чем вся жизнь, прошедшая в неволе. Мцыри чужда мысль о христианском смирении. В конце своей исповеди герой признается:

 

Увы! За несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

 

В то же время Мцыри и Демона очень многое отличает друг от друга. Демон – герой-индивидуалист. Он сознательно противопоставляет себя окружающему миру. Для Демона не существует никаких моральных преград. Он готов на любое преступление ради достижения своих целей. Демон – герой мрачный. Его ум разъедает скептицизм. Он не видит перед собой никакой положительной цели. Душу героя раздирают мучительные противоречия. Он не находит себе покоя.

Не таков Мцыри. Мцыри, как и Демон, одинок. Но его одиночество вынужденное. В монастырском заточении он оказался не по своей воле. Мцыри не утратил любви к отчизне, к близким, родным. Он не разуверился в людях. Его отличают дружелюбие, душевная легкость, сердечность. Мцыри не разочаровался в жизни: он любит природу, он ощущает полноту бытия. Мцыри, в отличие от Демона, не раздирают неразрешимые противоречия. Это личность цельная и одновременно светлая, гармоничная. В образе Мцыри воплотился лермонтовский идеал «естественного человека». Поэт развивает идею Ж.-Ж. Руссо о том, что человек по своей природе добр, чист душой, гармоничен, однако общество искажает его натуру. Мцыри именно такой «естественный человек», дитя природы.

Всё же одно существенное противоречие в мировоззрении героя мы наблюдаем. Это противоречие между стремлением к упокоению души в раю и жаждой бурь и битв; наиболее ярко оно проявляется в душе героя в его предсмертный час:

 

…пускай в раю,

В святом, заоблачном краю,

Мой дух найдет себе приют…

Увы! – За несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

 

Мцыри – герой, необычайно близкий по духу самому поэту. Недаром Белинский отмечал, что Мцыри – «любимый идеал Лермонтова».

 

 

Особенности композиции

Отличительная особенность композиции «Мцыри» состоит в том, что большую часть поэмы занимает исповедь героя.

Исповеди Мцыри предшествует небольшое авторское вступление (оно занимает две главки из двадцати шести), которое позволяет читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими реалиями. В этом вступлении, во-первых, указывается время и место действия произведения:

 

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…

<…>

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал…

 

Во-вторых, во вступлении дается краткая характеристика героя:

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов…

 

Наконец, здесь же кратко излагается сюжет произведения: рассказывается о жизни Мцыри в монастыре и о трех днях, проведенных им на воле.

Далее следует исповедь героя. Отметим, что исповедальное начало характерно и для романтической поэмы как жанра, и для творчества Лермонтова. Форма исповеди дает поэту возможность психологически точно раскрыть внутренний мир персонажа.

Интересно соотношение временных планов в поэме. Три дня свободы длятся дольше, чем вся предшествующая жизнь героя в неволе. Почти весь монолог персонажа посвящен этим трем дням. Таким образом, уже временная организация поэмы подчеркивает антитезу двух ведущих мотивов поэзии Лермонтова – свободы и неволи. Временная антитеза усилена образной антитезой: образ монастыря-тюрьмы соотнесен с образом вольного Кавказа.

Как и в других романтических поэмах, основное внимание в «Мцыри» Лермонтов уделяет наиболее ярким эпизодам, соотнесенным с ведущими мотивами поэмы и существенным для понимания характера героя. Это созерцание природы Кавказа и думы Мцыри о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи, наконец, возвращение в монастырь.

Итак, в основе сюжета произведения – история побега Мцыри из монастыря. Бегству героя предшествуют долгие часы созерцания величественных гор Кавказа и бесконечные думы о родине. Рассказ Мцыри об этом становится своеобразной экспозицией основного действия поэмы. Перед глазами героя встают картины детства: он видит родной аул, стариков, своего отца, сестер:

 

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

 

Сюжетная завязка поэмы – сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Вот как герой описывает этот момент своей жизни:

 

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил, рукою молнию ловил…

 

В этом эпизоде раскрывается представление Мцыри об истинном бытии человека. Жизнь для него – это прежде всего полное слияние с природой. В природной стихии герой видит истинную свободу и возможность борьбы.

Следующий важнейший эпизод в развитии сюжета – встреча Мцыри с молодой грузинкой. Здесь возникает еще один мотив поэзии Лермонтова – мотив возвышенной любви. Вот что рассказывает Мцыри о пленительном голосе грузинки:

 

И ближе, ближе все звучал

Грузинки голос молодой,

Так безыскусственно живой,

Так сладко вольный, будто он

Лишь звуки дружеских имен

Произносить был приучен.

 

Существенно, что здесь возникает скорее звуковой, нежели зрительный образ.

Кульминационным моментом в развитии сюжета можно назвать поединок Мцыри с барсом. Здесь звучит один из доминирующих мотивов поэзии Лермонтова – мотив борьбы. Схватка с барсом означает для Мцыри самое высокое наслаждение жизненной борьбой:

 

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы: сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы и крови…

 

Следующий эпизод поэмы – сцена забвения, когда лермонтовский герой слышит во сне-бреду песню рыбки:

 

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье,

И холод, и покой.

 

Здесь звучит один из важнейших лермонтовских мотивов – мотив покоя.

Обратим внимание на замкнутость композиции «Мцыри». В монастыре действие поэмы началось, в монастыре и закончилось. Замкнутая композиция позволяет особо выделить еще один мотив лермонтовской поэмы – мотив судьбы, неодолимого рока. Герой восклицает:

 

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

 

В самом деле, Мцыри не смог найти дорогу на родину. Ему не хватило сил, потому что «в тюрьме воспитанный цветок» на воле неизбежно погибает.

 

 

Природа в поэме «Мцыри»

 

Говоря о роли природы в поэме «Мцыри», отметим романтический характер пейзажа. Перед читателем поэмы открываются картины Кавказа – родины Мцыри. Кавказский пейзаж у Лермонтова и конкретен, и одновременно окрашен в романтические тона. Кавказ дан в восприятии Мцыри:

 

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

 

Рисуя картины Кавказа, Лермонтов раскрывает свой идеал «естественного человека», живущего в единстве с природой. В то же время природа подчас выступает как сила, враждебная герою.

С образами природы связаны важнейшие мотивы поэзии Лермонтова – борьбы, покоя, любви... Образы природы присутствуют в каждом из важнейших эпизодов произведения, выполняя символическую роль. Гроза – символ единения с природой, свободы и борьбы; битва с барсом – символ борьбы, сон в степи – символ покоя.

Природа является источником не только поэтических символов, но и других художественных средств – сравнений, олицетворений, метафор. Приведем пример сравнения. Мцыри стремится в «чудный мир тревог и битв,/ Где в тучах прячутся скалы, /Где люди вольны, как орлы». Облака плывут, «как будто караван/ Залетных птиц из дальних стран». Мцыри был, «как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник». Как известно, прием олицетворения заключается в том, что неодушевленная природа мыслится как живая, сравнивается с человеком. Монастырь находился «там, где, сливаяся, шумят, / обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Ночь в лесу кажется герою страшным чудовищем: «И миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста...»

 

Вопросы и задания

 

1. Когда создавалась поэма «Мцыри»? К каким темам обращается здесь поэт? Какие проблемы ставит он в своем произведении? Что вы можете сказать об идеях, которые утверждает Лермонтов в поэме?

2. Почему «Мцыри» называют романтической поэмой? Что прежде всего определяет жанровую специфику этого произведения?

3. Объясните значение слова «мцыри». Какие черты героя соотнесены с исторической реальностью? Что сближает Мцыри с Демоном, другим романтическим героем Лермонтова? Что принципиально отличает Мцыри от Демона? Какое существенное противоречие в миросозерцании Мцыри мы наблюдаем?

4. Как в поэме соотносятся авторское вступление и исповедь героя? О чем мы узнаем из авторского вступления? Какие антитезы мы можем отметить в связи с рассказом Мцыри о побеге?

5. Назовите и прокомментируйте основные эпизоды, составляющие сюжет «Мцыри». Какие мотивы поэзии Лермонтова звучат в этих эпизодах? Какие черты главного героя здесь раскрываются? Какой мотив подчеркнут замкнутостью композиции поэмы?

6. Расскажите об основных функциях образов природы в поэме.

7. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ Мцыри и художественные средства его создания».

8. Напишите сочинение на тему: «Герои поэм Лермонтова» («Песня про... купца Калашникова, «Мцыри»).

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.