Идейно-художественный анализ рассказов А.П.Чехова — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Идейно-художественный анализ рассказов А.П.Чехова

2017-06-04 1957
Идейно-художественный анализ рассказов А.П.Чехова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Смерть чиновника»

 

В ранних рассказах Чехова нашли отражение умонастроения русского общества во время реакции (первая половина 1880-х годов). Многие произведения первого периода творчества писателя носят ярко выраженную сатирическую направленность. Своеобразие сатиры Чехова заключается в том, что он обличает не только общественные явления, характерные для изображаемой им эпохи (охранительно-полицейские меры, распространение шпионства и доносов), но и рабскую психологию человека.

Чеховские произведения этого периода продолжают сатирические традиции Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Гоголевская традиция наиболее ярко проявилась в рассказе «Смерть чиновника», опубликованном в 1883 году в «Осколках». Чехов опирается здесь на традицию Гоголя в изображении мелкого чиновника – «маленького человека» – в его взаимоотношениях со «значительным лицом» («Шинель»).

В то же время Чехов переосмысляет эту традицию. Как и в произведениях Гоголя, «маленький человек», экзекутор Иван Дмитрич Червяков, выступает здесь как жертва, но не как жертва произвола со стороны власть имущих, а как жертва собственной рабской психологии.

В традициях Гоголя Чехов воссоздает атмосферу страха перед начальством, царящую в чиновничьем мире.

Своеобразно, по-чеховски, преломляется здесь и мотив смеха. Червяков после очередного извинения говорит генералу: «Смею ли я смеяться?» Рабство несовместимо со смехом. Смех для Чехова является критерием проявления внутренней свободы в человеке.

Гоголевская традиция выявляется и в сценах извинений Червякова перед генералом Бризжаловым (вспомним встречи Башмачкина со «значительным лицом»), и в пародии на бунт Башмачкина («Какие же тут насмешки...»), и в самой развязке. Смерть Червякова напоминает нам не только о смерти Башмачкина, но и о смерти прокурора в «Мертвых душах», который, как известно, умер от страха.

Традиции Гоголя проявляются и в художественном своеобразии рассказа.

Это прежде всего элемент «сказа» в повествовании. Чехов пишет: «Но вдруг... В рассказах часто встречается это ‘‘но вдруг’’. Авторы правы: жизнь так полна внезапностей».

Рассказ Чехова отличает сценичность. Особое место в произведении занимают диалоги Червякова с генералом, его диалог с женой.

Поступки Червякова сопровождаются его внутренними монологами, ярко отражающими рабскую психологию героя (здесь и раскаяние в содеянном, и замешательство, и страх).

Особую роль в рассказе играет повторяющаяся деталь: парадный вицмундир олицетворяет рабскую привязанность Червякова к собственной социальной роли: без мундира герой не мыслит своего существования. Не случайно он умирает, не снимая вицмундира. Здесь очевидна традиция М.Е.Салтыкова-Щедрина. Вспомним, как в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» орден буквально прирос к одному из генералов: когда другой генерал его откусил, потекла кровь.

Кроме того, Чехов использует «говорящие» фамилии: Червяков, Бризжалов. Они передают суть характеров персонажей.

 

 

«Хамелеон»

 

Рассказ «Хамелеон» впервые опубликован в 1884 году в «Осколках». Как и «Смерть чиновника», он отличается острой сатирической направленностью. Чехов обличает здесь грубый полицейский произвол, угодничество перед начальством и хамство по отношению к нижестоящим. Главный объект сатиры писателя – рабская психология человека.

Полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин воплощают собой откровенный произвол властей в отношении простых жителей.

Отметим при этом, что и жертва произвола – «маленький человек» Хрюкин – изображен здесь в сатирическом ключе. В случившемся происшествии он сам виноват: тыкал цигаркой в морду собаки для смеха. Как Очумелова, так и Хрюкина отличает рабская психология. Не случайно Хрюкин похваляется, что у него самого «брат в жандармах».

Предметом сатирического изображения у Чехова являются не только отдельные персонажи, но и толпа, которая хохочет над Хрюкиным. В ней, в толпе, тоже присутствует отсвет рабской психологии, общей атмосферы подлости.

Единственный «персонаж», который вызывает сочувствие читателя, – это собачка.

Отметим художественные особенности рассказа. По своему жанру это типичный чеховский рассказ-сценка. Авторское повествование сведено к минимуму. Оно воспринимается как развернутые ремарки к действующим лицам и декорациям.

Для рассказа-сценки характерны парные персонажи (Очумелов и Елдырин). В рассказе присутствуют и внесценические парные персонажи: генерал Жигалов и его брат.

Важную роль играет смена регистров в речи Очумелова: хамство мгновенно сменяется угодливостью.

Важную роль в произведении играет деталь. В качестве примера повторяющейся детали отметим снятие и надевание шинели в зависимости от настроения «хамелеона». Так, вначале Очумелов говорит: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто! Ужас как жарко!» При перемене ситуации он произносит: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто! Что-то ветром подуло! Знобит!» Укажем также такие детали, как узел в руке Очумелова и решето с конфискованным крыжовником у Елдырина. Это взятки «борзыми щенками».

Чехов использует прием сравнения. При описании базарной площади автор отмечает, что «двери лавок и кабаков глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти».

 

 

«Студент»

 

Рассказ «Студент» относится к позднему творчеству Чехова. Он был написан в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких Чехова известно, что «Студент» был любимым произведением писателя. В нём Чехов передает момент душевного прозрения человека. Описанию этого события подчинена композиция «Студента».

Вначале рассмотрим экспозицию произведения. События, описанные в «Студенте», происходят на страстной седмице, в Великую Пятницу. Рассказ открывается картиной весенней природы. «Погода вначале была хорошая, тихая», – пишет автор. Однако затем картина меняется: некстати «подул с востока холодный, пронизывающий ветер», «запахло зимой».

Дисгармония в природе усугубляет неустроенность душевного состояния героя рассказастудента духовной академии, будущего священника Ивана Великопольского. Настроение у него мрачное. Сознание беспросветной бедности родителей, размышления о неустроенности современной российской жизни и о печальных страницах русской истории приводят студента к неутешительному выводу. Герой думает, что на Руси всегда (и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре) дул холодный ветер и всегда были «лютая бедность, голод», «невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета». Иван уверен в том, что «все эти ужасы были, есть и будут», «оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Между тем взгляд на русскую жизнь только усиливает уныние в душе героя, истинная же причина этого уныния в том, что в душе Ивана ослабела вера: как же иначе можно объяснить тот факт, что вместо церковных служб Страстной Пятницы будущий священнослужитель отправился на охоту?

Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает просто­народность, бедность, забитость женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной вдовьей жизни.

Ключевое место в произведении Чехова занимает рассказ студента о троекратном отречении Петра – о том, как самый ревностный ученик Спасителя проявил трусость, а потом горько плакал, раскаиваясь в своем малодушии. В рассказе даны точные цитаты из Евангелия от Луки. Они вкраплены в свободное изложение событий Священной Истории. Студент сочетает в своем рассказе обороты разговорной речи и церковнославянского текста. Здесь сказались детские впечатления Чехова – знание текстов Священного Писания, а также восприятие церковной лексики, фразеологии в живой обиходной речи отца и дяди писателя. Не случайно И.А.Бунин отмечал у Чехова «тонкое знание церковных служб и простых верующих душ».

Об отречении Петра Иван вспомнил не случайно. Ведь он сам только что отрекся от Христа, предпочтя охоту церковным службам, напоминающим о крестных муках и о погребении Спасителя.

Слова студента находят живой отклик в добрых сердцах Василисы и Лукерьи. Чехов пишет: «Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам... Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».

Кульминационный момент повествования связан уже не с внеш­ними событиями, а с описанием внутреннего состояния героя. Закончив говорить, студент попрощался с вдовами и пошел дальше. Казалось, в окружающем мире ничего не изменилось. Писатель вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». В то же время в душе студента происходит напряженная работа: герой пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

И вот Иван переживает душевное озарение. Он понимает, что «то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам... к нему самому, ко всем людям». Студент понял, что «старуха плакала не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок». Студент вновь убедился в том, что «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Студент вновь уверовал, что Божественная любовь живет в сердцах людей, несмотря на всю беспросветность жизни в прошлом и в настоящем.

Уныние в душе студента сменяется радостью. Он ощущает молодость, здоровье, силы; им овладевает «сладкое ожидание счастья», жизнь вновь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Современный исследователь творчества Чехова В.Б.Катаев делает акцент на некоторых деталях в чеховском рассказе, сопутствующих мотиву света. Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не в силах разогнать вечернюю мглу. Он подчеркивает пустынность и мрачность мест, где идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой оказывается рядом с костром. Этот костер напоминает студенту другой костер, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра в какое-то мгновенье озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу.

Таким образом, огонь становится символом душевного просветления героя, утверждения его в вере в благость Творца и Его Промысла о мире и о человеке, символом обретения героем утраченного смысла жизни.

 

 

«Человек в футляре»

 

Если в рассказе «Студент» Чехов воссоздает духовное пробуждение личности, то в других произведениях этого периода он, напротив, рисует душевное оскудение, измельчание человека. Этой теме посвящены рассказ «Человек в футляре» из «маленькой трилогии» (1898), рассказ «Ионыч» (1898).

В рассказе «Человек в футляре» (1898) соединились достижения Чехова-сатирика первого периода творчества и духовные искания позднего Чехова.

«Человек в футляре» является классической иллюстрацией мысли Ф.М.Достоевского о «всеобщем обособлении». Человек в футляре – символ отчуждения личности от «живой жизни», от всего окружающего мира.

Важно определить соотношение сатиры и юмора в этом чеховском рассказе. В центре произведения образ учителя греческого языка Беликова. На первый взгляд, этот образ юмористичен: герой в силу склада собственного характера стремится упрятать жизнь во всевозможные футляры. Однако это, казалось бы, сугубо индивидуальное свойство героя приобретает в рассказе Чехова актуальную общественно-поли­тическую окраску, и здесь мы можем говорить о сатире. Как индивидуальный представитель рода человеческого Беликов вызывает жалость; как олицетворение жестокой бюрократической системы он становится предметом резкого обличения. Беликов не так безобиден, как это может показаться. Например, по его настоянию из гимназии исключают учеников Петрова и Егорова; сам директор гимназии боится Беликова. Герой, сам того не ведая, держит в страхе весь город.

Наследуя гоголевские традиции, Чехов мастерски воспроизвел атмосферу страха, царящую в городе. Страх – доминанта поведения Беликова. Он сам испытывает страх перед всяким проявлением жизни и внушает страх другим. Чехов отмечает, что Беликова боялись учителя, воспитанные на произведениях Тургенева и Щедрина.

Беликов олицетворяет собой не только идею «футлярности», но и идею пошлости, банальности, доведенную до абсурда. «Футляр» становится у Чехова символом недолжного бытия человека.

Беликову в рассказе противопоставлены Михаил Саввич и Варенька Коваленко. Они воплощают идею «живой жизни», чуждой всяким «футлярам». В обрисовке этих персонажей Чехов прибегает к юмору, проясняя их индивидуальные комические черты (вспомним украинские слова и выражения в речи Михаила Саввича, его низкий голос, простодушный смех Вареньки, их увлечение велосипедами).

Вводя в рассказ любовную интригу, Чехов создает своеобразную пародию на роман. Мотив женитьбы обыгрывается по-гоголевски ярко и комично. Выясняется, что «человек в футляре» способен испытывать симпатию к женщине. Он по-своему трогательно ухаживает за Варенькой. Переломное событие в их взаимоотношениях, приведшее к разрыву и в конечном итоге к смерти Беликова, поражает своей непосредственностью: «футлярная» душа Беликова не смогла вынести картины велосипедной прогулки Михаила Саввича и Вареньки.

Кульминации сюжет достигает в тот момент, когда Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы на глазах у Вареньки. Это происходит потому, что жених и брат невесты не поняли друг друга. Беликов решил искренне объясниться с ним, но тот не принял его объяснений. Создавая эту сцену, Чехов стремился подчеркнуть, что Беликов не совсем карикатура, что-то человеческое в нем еще остается.

Любовная история заканчивается трагикомическим финалом. Смерть Беликова напоминает нам о смерти прокурора в «Мертвых душах», а также о смерти чиновника в раннем рассказе самого Чехова. Примечательно, что во время похорон Беликова все его сослуживцы были в калошах и с зонтами: видимо, в душе каждого из них сохранялась частица его души.

Характерно, что атмосфера в городе после смерти Беликова оставалась прежней; ничего не изменилось. Пошлость, однообразие жизни, страх перед начальством продолжали царить в обществе и после смерти главного героя.

Отметим некоторые художественные особенности произведения Чехова. В «Человеке в футляре», по сравнению с ранними рассказами писателя, усиливается повествовательное начало. История Беликова обрамляется краткой характеристикой двух охотников – повествователя и слушателя. Это учитель гимназии Буркин и ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Большое значение приобретает фигура повествователя. Буркин не только рассказывает; он пытается осмыслить жизненные явления. Он ставит проблему «футляра» как универсальную проблему российской действительности.

Повествование в чеховском рассказе перемежается с яркими сценическими эпизодами, напоминающими нам о рассказах-сценках раннего Чехова. Вспомним «задушевные» разговоры Беликова с Буркиным, посещения героем невесты, его последний разговор с Михаилом Саввичем Коваленко.

Особую роль в рассказе Чехова играет деталь. Комический эффект достигается за счет того, что Чехов обыгрывает предметы и вещи, которые всем хорошо известны. Это калоши, зонтик, пальто на вате, темные очки, фуфайка, халат, ставни, задвижки. Назовем еще одну деталь: велосипед. Это нечто противоположное «футлярам». От вещественных футляров Чехов переходит к футлярам духовным. Древние языки для Беликова те же калоши и зонтик, с помощью которых он прячется от жизни. Ту же роль играют параграфы инструкций и законов.

 

 

«Ионыч»

 

В рассказе «Ионыч» (1898) Чехов, как и во многих своих произведениях, рисует провинциальную жизнь России.

Основная тема рассказа – духовная деградация личности. Чехову важно не только воссоздать процесс превращения молодого, подающего надежды доктора Дмитрия Старцева в опустившегося, душевно опустошенного Ионыча. Писателю необходимо вскрыть причины этого процесса. Он пытается выяснить, кто виноват в духовном оскудении героя: окружение или он сам.

История доктора Старцева рассказывается на фоне картин жизни губернского города С. На примере семейства Туркиных Чехов передает атмосферу праздности и пошлости, царящую в городе.

Писатель прибегает к приему повторяющихся описаний, повторяющихся деталей. Так, и в начале, и в середине, и в конце рассказа Чехов описывает одни и те же сцены в семье Туркиных. Вера Иосифовна читает гостям свой собственный роман, в котором говорится о том, чего никогда не бывает в жизни. Иван Петрович произносит свои любимые словечки («недурственно», «большинский», «покорчило вас благодарю»). Екатерина Ивановна играет на рояле; при этом Старцеву кажется, что с горы сыплются камни. Слуга Пава произносит свою знаменитую фразу: «Умри, несчастная!» Неутешителен вывод главного героя рассказа. Он думает, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Семейство Туркиных изображено как нечто неподвижное, неизменное (исключение составляет, пожалуй, лишь Котик).

Доктор Старцев, в отличие от Туркиных, показан в эволюции, точнее, в процессе деградации. Вначале он увлечен деятельностью земского врача, самоотверженно лечит бедняков. Но постепенно частная практика становится главным занятием героя, а страсть к наживе – смыслом его жизни.

Характерны в этом отношении повторяющиеся описания доктора на протяжении рассказа. В начале произведения Старцев идет в город пешком (своих лошадей у него еще не было). Через некоторое время у него появляются своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке (своеобразный «двойник» Старцева). Герой думает о том, что не надо полнеть. Еще через четыре года Старцев ездит к городским больным уже не на паре, а на тройке с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходит пешком, так как страдает одышкой. Кучер Пантелеймон «тоже пополнел», и «чем он больше рос в ширину, тем печальнее вздыхал и жаловался на свою горькую участь: езда одолела». Спустя несколько лет Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Чехов пишет: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком... сидит на козлах... кажется, что едет не человек, а языческий бог».

Имя кучера напоминает нам о святом великомученике и целителе Пантелеимоне – покровителе врачей-бессребреников. Доктор Старцев, похожий на «языческого бога», и его неизменный спутник – кучер Пантелеймон – символизируют душевные качества, противоположные добродетелям великого святого. Ионыча отличают равнодушие к человеку, алчность, бездушие, отсутствие всякого милосердия.

Мысль о духовной деградации главного героя подчеркивает и следующий факт. Если в середине рассказа Старцев еще рассуждает о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то со временем он оставляет даже разговоры об этом. Свободное время герой посвящает карточной игре. Любимое занятие Ионыча – вынимать по вечерам из карманов бумажки, добытые практикой. Все эти детали свидетельствуют о полной духовной деградации героя.

Рассмотрим некоторые художественные особенности произведения Чехова.

Жанр «Ионыча» нельзя определить как роман. И дело здесь не только в небольшом объеме произведения. Главное заключается в том, что Чехов показывает своего героя в частном бытии; проблемы общественные раскрываются через детали повседневной жизни персонажей.

Между тем в «Ионыче» есть и некоторые черты романа. Автор показывает доктора Старцева на протяжении длительного периода времени. С романом сближает рассказ Чехова и испытание героя любовью. Именно история любви лежит в основе сюжета произведения. Взаимоотношения Старцева и Екатерины Ивановны напоминают нам о взаимоотношениях Татьяны и Онегина, только в обратной последовательности. Сначала Старцев влюбляется в Котика и получает отказ, затем история повторяется в «зеркальном» отражении. Способность искренне любить положительно характеризует героя в начале рассказа. Ночь, проведенная на кладбище, созерцание прекрасной природы – светлое впечатление, которое, как предупреждает автор, уже никогда не повторится в жизни доктора. Вспомним, что способность жить в единении с природой, способность искренне любитьважнейшие критерии нравственной оценки личности в произведениях Чехова. В то же время к светлому чувству героя примешиваются и меркантильные интересы. Чехов отмечает важную деталь в размышлениях доктора, приехавшего делать предложение Екатерине Ивановне. «А приданого они дадут, должно быть, немало», – думал Старцев.

Чувство Дмитрия Ионыча оказалось безответным. Через несколько лет, когда уже Екатерина Ивановна влюбилась в героя, он был не в состоянии оценить ее чувство. Оказавшись во власти денег, доктор утратил способность любить. Екатерине Ивановне кажется, будто перед ней прежний Старцев. Она восклицает: «Но у вас работа, благородная цель в жизни... Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье!» Старцев же при этом вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием. Затеплившийся в душе огонек погас. Прежний доктор Старцев духовно умер. Остался Ионыч.

Сатира Чехова в рассказе «Ионыч» приобретает глубоко личностный характер. Автор стремится показать, что истинная причина пошлости, бездуховности, меркантилизма, царящих в обществе, заключается в душевной слабости самого человека, в его нежелании сопротивляться злу.

 

 

«Душечка»

 

Рассказ «Душечка» был завершен Чеховым в 1899 году. В своем произведении писатель рисует ту же пошлую и однообразную жизнь русской провинции, что и в «Человеке в футляре» или в «Ионыче».

Главная героиня рассказа – Оленька Племянникова – принадлежит к окружающему ее обществу, живет по его законам. Однако в ее характере есть черта, которая выделяет героиню из пошлой среды. Это способность к самоотверженной любви, которая составляет сущность ее натуры.

Любовь героини проявляется по-разному. Это жалость, сострадание к ближнему. Это всецелая зависимость от предмета любви. Ольга Семеновна в точности повторяет слова, фразы, обороты из речи Кукина, Пустовалова, Смирнина; она живет гимназическими проблемами мальчика Саши. Героиня целиком погружается в мир избранников своего сердца, утрачивая при этом собственную индивидуальность.

В «Душечке» юмор преобладает над сатирой. Смешны избранники Душечки, смешна и она – в той мере, в которой она перенимает их образ жизни и видение мира. Однако последняя привязанность Душечки не выглядит смешной. Ее забота о мальчике, лишенном родительской любви, сообщает чувству героини высокий смысл, возвышает женщину над окружающим ее миром пошлости.

Рассмотрим композицию произведения. Автор рассказывает четыре истории любви Душечки. Антрепренер Кукин, лесоторговец Пустовалов, ветеринар Смирнин, маленький гимназист Саша поочередно входят в жизнь героини. Итог каждой из этих историй неутешителен. Умирает смешной и суетливый Кукин. Даже известие о его смерти дано в комическом ключе. Слова «сючала», «хохороны» из телеграммы с сообщением о смерти героя – яркие детали, характеризующие эфемерность и своего рода «театральность» его жизни; в печальном известии можно усмотреть некую трагикомическую клоунаду. В противоположность Кукину лесоторговец Пустовалов выглядит основательным, в чем-то скучным и однообразным. Меняется круг увлечений, образ мыслей, речь Душечки. Театральная лексика уходит из ее жизни. Теперь героиню занимают слова лесотехнического характера – «балка», «кругляк», «тёс», «шелёвка», «безымянка», «решётник», «лафет», «горбыль». Речевые детали подчеркивают полную смену интересов героини. Смерть Пустовалова завершает вторую историю любви Душечки. Увлеченность героини ветеринаром Смирниным выглядит уже как бледная пародия на истинную любовь. История взаимоотношений Душечки и ветеринара сопровождается разговорами о лошадях и лошадиных болезнях.

Отъезд Смирнина повергает Душечку в уныние. Без сердечной привязанности к кому-либо она не может существовать; героиня чахнет, стареет. Чувство материнской любви к мальчику Саше вновь возвращает ее к жизни. В речи Душечки появляются фразы из гимназических учебников: «Островом называется часть суши, со всех сторон окруженная водою». Кажется, в заботе о ребенке героиня обрела подлинный смысл жизни. Однако читателю передается ощущение неустойчивости, зыбкости нового счастья Душечки. Не случайно героине кажется, что мать вот-вот заберет Сашу в Харьков и она снова останется одна.

Истинность самоотверженной любви и одновременно непостоянство земного счастья – так можно определить философский смысл «Душечки», комического и одновременно грустного рассказа Чехова.

 

 

Вопросы и задания

1. Где и когда родился А.П.Чехов? К какому сословию принадлежали его предки? Что вы знаете о семье будущего писателя? Каким было его воспитание? Какие события заставили Антона рано начать взрослую жизнь? Где будущий писатель получил образование? Какую специальность он получил в университете? Расскажите о первых литературных опытах Чехова. Какие периоды в творчестве Чехова обычно выделяют? Расскажите о каждом из них, отметив наиболее значительные произведения.

2. Кратко охарактеризуйте 1880-е годы – исторический период в жизни России, когда Чехов начал литературную деятельность. Почему отдельная личность, человек в его частном бытии, а не жизнь целого народа оказывается на первом плане в творчестве Чехова? Какие грани нравственного идеала писателя воплощены в его произведениях?

3. Проанализируйте рассказ «Смерть чиновника». К какому периоду творчества Чехова относится этот рассказ? Какой пафос в нем преобладает? Что в первую очередь обличает писатель в этом произведении? Традиции каких русских классиков можно отметить в данном рассказе Чехова? В чем проявилось новаторство Чехова – в частности, в осмыслении характера «маленького человека»? Что вы можете сказать о своеобразии звучания гоголевского мотива смеха в чеховском рассказе? Отметьте традиционные и новаторские черты в художественной форме рассказа (особенности повествования, повторяющиеся детали, говорящие фамилии и т.д.).

4. Рассмотрите рассказ «Хамелеон». Когда и где он был впервые опубликован? Определите его пафос. Что здесь обличает Чехов? Назовите и кратко охарактеризуйте основных персонажей рассказа. К какому жанру можно отнести это произведение? Рассмотрите особенности композиции «Хамелеона», отметьте художественные приемы, используемые здесь автором.

5. К какому периоду творчества Чехова относятся рассказ «Студент»? Что лежит в основе рассказа, определяет его композицию? В какой день церковного года происходит действие рассказа? Как Чехов описывает природу в этот день? Какое настроение вызывает в душе студента картина ненастья? Что думает герой о прошлом и о настоящем России? Можно ли неустроенность российской действительности считать главной причиной мрачного душевного состояния Ивана? Что же на самом деле привело героя в состояние уныния? Какой факт подтверждает это? Какой эпизод в рассказе «Студент» является центральным? Охарактеризуйте двух женщин – собеседниц героя. В чем суть евангельского текста, пересказанного студентом? Какова была реакция двух вдов на рассказ Ивана? Что произошло в душе героя по осмыслении им евангельского события? Какую роль в произведении Чехова играют символические детали, связанные с образами света, огня?

6. Когда был создан рассказ «Человек в футляре»? В состав какого цикла произведений Чехова он входит? Какова основная тема этого рассказа? Какую мысль Достоевского иллюстрирует главный герой «Человека в футляре»? Как соотносятся сатира и юмор в изображении Беликова? Почему мы можем утверждать, что образы Михаила Саввича и Вареньки Коваленко даны в юмористическом ключе? Какие традиции Гоголя мы видим в чеховском рассказе? Какой гоголевский мотив оказывается здесь сюжетообразующим? В чем смысл кульминации рассказа, его трагикомического финала? В чем своеобразие повествования в «Человеке в футляре» по сравнению с ранними произведениями Чехова? Что вы можете сказать об образах повествователя и слушателя? Есть ли в «Человеке в футляре» сценические элементы? Расскажите о роли детали в этом рассказе Чехова, приведите примеры деталей.

7. Когда был написан рассказ «Ионыч»? Какова основная тема этого рассказа? Какой главный вопрос ставит здесь автор? Какие явления русской провинциальной жизни показывает Чехов на примере губернского города С.? Расскажите о членах семье Туркиных, об их занятиях. К каким повторяющимся описаниям прибегает здесь Чехов? Как Чехов описывает духовную деградацию доктора Старцева? Какие повторяющиеся детали он здесь использует? Какова символическая роль образа кучера Пантелеймона? В чем проявляется жанровая специфика «Ионыча»? Почему это произведение нельзя назвать романом? Какие жанровые признаки романа здесь все-таки есть? В чем проявляется «зеркальность» сюжетного построения произведения? Чьи традиции переосмысляет здесь Чехова? Какие грани нравственного идеала Чехова выявляются в рассказе об истории любви Старцева и Катерины Ивановны? В чем своеобразие чеховской сатиры в рассказе «Ионыч»?

8. Когда был создан рассказ «Душечка»? Какая черта главной героини рассказа выделяет ее из мира окружающей ее пошлости? Какие истории составляют сюжетную основу «Душечки»? Кратко перескажите и прокомментируйте их. Приведите примеры деталей, выявляющих своеобразие характеров и занятий избранников Душечки. Каково соотношение сатиры и юмора в этом рассказе Чехова? Как можно определить философский смысл «Душечки»?

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.