Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Средства психологического анализа

2017-06-04 891
Средства психологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Среди средств психологического анализа, используемых Достоевским, назовём следующие. Это внутренний монолог, переходящий во внутренний диалог, монолог-исповедь; диалог-спор; многократное портретирование героя; подсознательные действия героя; описания взглядов, мимики, жестов персонажей; сны, кошмары, галлюцинации, а также прямые авторские характеристики внутреннего состояния героя, в частности описание его эмоциональных реакций на события и лица. Кроме того, назовем такие средства, как пейзаж, интерьер, предметные детали.

Основным средством психологического анализа в романе Достоевского «Преступление и наказание» становится внутренний монолог. Так, в начале произведения из внутренних монологов Раскольникова читатель узнает о том, что герой задумал что-то страшное и что в его душе происходит борьба. «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» – мысленно восклицает Раскольников. Герой оценивает свое состояние перед убийством: «На какую грязь способно, однако, моё сердце!»

Нередко внутренний монолог переходит во внутренний диалог – в мысленный разговор героя с самим собой и с воображаемыми собеседниками. Ярким примером внутреннего диалога может служить переживание Раскольниковым письма от матери: он мысленно спорит с Пульхерией Александровной и с Дуней, не желая принимать жертвы со стороны сестры – ее брака с Лужиным: «Нет, мамаша, нет, Дуня, не обмануть меня вам!»

Монолог, произнесенный вслух, часто принимает в романе форму исповеди. Назовём в качестве примера исповедь Мармеладова Раскольникову (часть первая, глава вторая), исповедь Раскольникова Соне (часть пятая, глава четвертая), исповедь Свидригайлова Раскольникову (часть шестая, глава четвертая).

В многочисленных диалогах-спорах, происходящих между персонажами, раскрываются мысли, чувства героев, их жизненные принципы. Вспомним диалог студента и офицера о «моральной арифметике» (часть первая, глава шестая), обсуждение статьи Раскольникова у Порфирия Петровича (часть третья, глава пятая), другие диалоги, происходящие между Раскольниковым, с одной стороны, и Порфирием, Соней, Свидригайловым, с другой. Показательно, что идеи главного героя раскрываются в диалогическом соприкосновении с идеями других героев. Не случайно М.М.Бахтин определил диалогичность как важнейшее свойство всего творчества Достоевского.

Постоянно меняющийся психологический портрет героя тоже новаторская черта художественного творчества Достоевского. Вот как автор описывает внешность Раскольникова в самом начале романа: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее писатель рисует внешность героя после совершения преступления: «Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный» (третья глава третьей части).

Важны также в романе подсознательные действия героя. Вспомним приход Раскольникова к Разумихину после совершения преступления, повторное посещение Раскольниковым места убийства, первый приход Раскольникова к Соне.

Большое значение в романе приобретают взгляд, мимика персонажей. Так, Раскольников взглядом сообщает Разумихину, а затем и Соне о том, что это он совершил преступление.

Важнейшее средство психологического анализа в романе Достоевского – изображение снов, кошмаров, галлюцинаций, благодаря которым автор проникает в глубинные сферы души своих героев, например Раскольникова и Свидригайлова.

Вспомним пять снов Раскольникова. Это сон о лошадке (часть первая, глава пятая), сон-грёза об оазисе в Египте (часть первая, глава шестая), сон-кошмар об избиении хозяйки квартиры поручиком по прозвищу Порох (часть вторая, глава вторая), сон-кошмар о повторном убийство старухи (часть третья, глава шестая), картина апокалипсиса в конце произведения.

Первый сон Раскольникова – о лошадке (краткий разбор этого сна см. выше).

Сон об оазисе в Египте Раскольников видит непосредственно перед совершением преступления: «Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку...» Вероятно, ручей, живительная вода, которую пьет в своем сне Раскольников, символизируют истинную жизнь, к которой подсознательно стремится душа героя и которая совершенно несовместима с тем, что он задумал совершить.

Вскоре после убийства старухи Раскольникову видится сон-кошмар об избиении его квартирной хозяйки поручиком по прозвищу Порох. Этот сон отражает душевные терзания героя после совершения преступления.

Яркими красками нарисован писателем сон-кошмар героя о повторном убийстве старухи: «Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота». Рассказывая об этом кошмаре Раскольникова, писатель стремился показать, что с помощью зла невозможно победить зло. Не случайно в этом сне звучит хохот старухи: дьявольский смех обнаруживает бессилие героя, выбравшего путь убийства, перед миром зла.

В последнем сне Раскольникова рисуется апокалиптическая картина (краткий разбор этого сна см. выше).

В «Преступлении и наказании» говорится также о кошмарах Свидригайлова. Например, герой признается Раскольникову, что его Марфа Петровна «посещать изволит». Являлся Свидригайлову и доведенный им до самоубийства крепостной человек Филипп. Наиболее ярко передан в романе кошмар, который Свидригайлов пережил в ночь перед самоубийством (о девочке-утопленнице и о другой – пятилетней – девочке, продрогшей во время дождя и вдруг посмотревшей на героя вызывающим взглядом). Можно предположить, что в этом видении перед Свидригайловым предстали его жертвы, вопиющие об отмщении.

Большое значение в романе приобретают прямые авторские характеристики внутреннего состояния героя, описание его эмоциональных реакций на события и лица. Так, в начале произведения Достоевский передает «болезненное и трусливое ощущение», которое испытывал Раскольников, проходя мимо кухни хозяйки, которой он задолжал. Достоевский замечает о своем герое, что он был «в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Далее автор отмечает «чувство глубочайшего омерзения», которое вызывает у Раскольникова вид летнего Петербурга. Затем писатель делает акцент на «злобном презрении», накопившемся в душе героя. К дому, где жила старуха-процентщица, Раскольников подходил, по замечанию автора, «с замиранием сердца и нервной дрожью». Автор пишет, что после посещения старухи героя подавляло «чувство бесконечного отвращения». Во время последнего разговора Раскольникова со старухой-процентщицей «голос не послушался его, прервался и задрожал». Подобные авторские характеристики внутреннего состояния не только Раскольникова, но и других персонажей встречаются на протяжении всего романа.

Пейзаж в произведении Достоевского также отражает внутреннее состояние персонажа. Вспомним описание Петербурга в начале произведения: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Становится ясно, что внешний облик Петербурга немало способствовал утверждению в сознании героя идеи преступления.

Уже после убийства старухи Раскольников наблюдает другую, величественную картину Петербурга: «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора... так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение... Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы». Мрачная и торжественная картина отражает состояние внутренней опустошенности героя, совершившего преступление.

Совсем по-другому рисует Достоевский сибирский пейзаж: находясь на каторге, «на берегу широкой, пустынной реки», герой чувствует себя более свободным, чем в душном Петербурге. Речь, разумеется, идет о внутренней свободе – свободе от страшной теории, от тех идей, которые подавляли сознание героя и могли привести его к гибели. Не случайно Достоевский говорит о пребывании героя на каторге как о жизни на свободе: «Теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки...»

Такое художественное средство, как интерьер, также существенно для раскрытия внутреннего состояния героя, его мироощущения. Здесь нельзя не вспомнить о каморке, похожей на гроб, в которой Раскольников жил и вынашивал свою теорию. А вот как описывает Достоевский комнату Сони: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Это описание подчеркивает то ужасающее положение, в котором находилась героиня. Не менее мрачными красками обрисована комната, которую снимали Мармеладовы.

Отметим также некоторые предметные детали. Драдедамовый платок – символическая деталь, сопровождающая рассказ о страданиях семьи Мармеладовых. Соня надела на Раскольникова крест – символ тех страданий, которые должен понести герой во искупление собственной вины.

Подведём итоги. Используя разнообразные художественные средства, Достоевский передаёт душевное состояние своих героев, внутреннюю борьбу, которую они переживают, выявляет мотивы их поступков, наконец, выражает собственное отношение к изображаемому.

 

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте жизненный путь и творческую деятельность Ф.М.Достоевского. К какому содружеству писателей принадлежал Достоевский в 1840-е годы? Какие темы вошли в его творчество в этот период? Какие события в жизни писателя стали для него переломными? В какой работе Достоевский изложил идеи почвенничества? В чем суть этих идей? Как проблематика повести «Записки из подполья» связана с последующим творчеством Достоевского? Какие романы писатель создал после «Преступления и наказания»?

2. В каком году роман «Преступление и наказание» был завершен и опубликован? В каком журнале его напечатали?

3. Рассмотрите основные идеи Достоевского, составляющие основу романа «Преступление и наказание». Почему произведения писателя называют романами идей? Что Достоевский считал более важным, нежели идеи? Кто из персонажей «Преступления и наказания» и в каком эпизоде развивает мысль самого автора о невозможности изменить жизнь с помощью теорий? Кратко передайте содержание монолога этого персонажа, посвященного критике социалистических идей.

Что составляет основу представлений Достоевского о мире и о человеке? Что, по мысли писателя, является главным проявлением зла в мире? Каковы признаки «живой жизни» в мире необходимости? Что противопоставляет писатель миру необходимости? Как Достоевский пони­­­­­мает свободную волю человека? Каким мыслится писателем путь к духовному возрождению личности? В чем, по мнению Достоевского, ложность пути Раскольникова в его протесте против мира зла? Какие ценности писатель противопоставляет теории Раскольникова?

4. В чем проявляется новаторство Достоевского в изображении человека в литературном произведении?

5. Расскажите о Раскольникове. Каков социальный статус героя? Каковы главные черты и противоречия его характера? Какие факты из жизни Раскольникова свидетельствую о сострадательной душе героя?

6. Расскажите о теории Раскольникова, о главных идеях, лежащих в ее основе. В чем, по замечанию Разумихина, проявляется «оригинальность» теории Раскольникова? С каких позиций Достоевский обличает взгляды своего героя? Какое художественное средство является главным в раскрытии личности Раскольникова и в испытании его теории?

7. Какие две группы «двойников» главного героя вы можете назвать? Охарактеризуйте Свидригайлова и Лужина как самостоятельных персонажей и как «темных» двойников Раскольникова. Какие черты мировоззрения главного героя они оттеняют?

8. Почему взгляды Лебезятникова можно считать своего рода пародией на теорию Раскольникова? Расскажите о них подробнее.

9. Почему Соню Мармеладову можно назвать главной героиней романа Достоевского? Расскажите подробно о ее личности, о ее взглядах. Как образ Сони соотносится с образом Раскольникова? Какую роль играет эта героиня в сюжете произведения? Прокомментируйте содержание разговоров Раскольникова с Соней во время трех их встреч на квартире у Сони.

10. Как образы матери и сестры героя оттеняют его собственную личность? Какие черты Раскольникова являются «семейными»? Расскажите о судьбе этих двух героинь, об их роли в жизни главного героя.

11. Рассмотрите образ Разумихина. Как он соотносится с образом Раскольникова? Почему лучший друг Раскольникова становится его главным идеологическим противником? Каким предстает перед читателем «новый человек» 1860-х годов в понимании Достоевского? Какую роль в романе играет история любви Разумихина и Дуни?

12. Охарактеризуйте Порфирия Петровича как «двойника-анали­тика», проанализируйте содержание трех его бесед с Раскольниковым. Как Порфирий Петрович характеризует дело Раскольникова? Почему мы можем утверждать, что позиция Порфирия в романе близка авторской?

13. Почему образ старухи-процентщицы можно назвать символическим? Какие художественные средства использует Достоевский при создании ее образа? Как образ старухи оттеняет образ ее сестры – кроткой Лизаветы? Какова роль этих двух персонажей в романе?

14. Рассмотрите образы Прасковьи Павловны Зарницыной, ее покойной дочери Натальи, служанки Настасьи, Марфы Петровны – жены Свидригайлова; охарактеризуйте их роль в романе.

15. Какую роль в произведении играют образы Амалии Федоровны Липпевехзель, Дарьи Францевны, Гертруды Карловны Ресслих?

16. Подробно расскажите о семье Мармеладовых и отдельных ее представителях – Семене Захаровиче, Катерине Ивановне, Поле, Лиде (Лене) и Коле. Какую роль играет эта семья в «Преступлении и наказании»? Какое значение имела семья Мармеладовых для Раскольникова? Какие еще представители «униженных и оскорбленных» показаны в романе?

17. Какой тип русской жизни являет собой доктор Зосимов? Расскажите о персонажах, представляющих мир полиции. Какова их роль в романе?

18. Какова роль образов двух Миколок в произведении Достоевского? Какую функцию выполняет образ таинственного мещанина?

19. Расскажите о творческом методе Достоевского. Почему писатель назвал себя «реалистом в высшем смысле»? В чем своеобразие типизации в произведениях Достоевского? Почему писатель считал, что художник не должен ограничиваться изображением социальных типов?

20. Почему Достоевский настаивал на том, что его психологизм – необычный психологизм? В чем суть концепции Бахтина о полифонизме и диалогичности романов Достоевского? Какие приемы психологического анализа становятся в произведениях писателя новаторскими?

21. Рассмотрите основные жанровые характеристики «Преступления и наказания». Почему это произведение имеет черты детективного, социального, философского, идеологического, психологического романов?

22. Проанализируйте сюжет произведения. Какая сюжетная линия является основной и в чем ее суть?

23. Какие главы романа можно назвать экспозиционными? Какие события, эпизоды, и картины составляют экспозицию произведения? Каким рисует Достоевский Петербург? В чем значение образа этого города в романе? Почему историю семьи Мармеладовых можно определить как трагическую линию в «Преступлении и наказании»? В чем идейный смысл и композиционная роль первого сна Раскольникова (о лошадке)?

24. Какие последствия имело для Раскольникова его преступление? В чем проявляется своеобразие сюжетного построения романа в плане рассказа о преступлении Раскольникова и о наказании преступника? Каковы важнейшие эпизоды, отражающие путь героя к покаянию и душевному воскрешению? Прокомментируйте их. Какова роль эпилога в общем построении романа и в его идейном содержании?

25. Какова роль сюжетной линии, рассказывающей о Свидригайлове? Почему Раскольников оказывается перед выбором между путем Сони и путем Свидригайлова?

26. Каково значение в романе линии Разумихин – Дуня? Почему эту линию Достоевский не делает главной в своем произведении?

27. Назовите средства психологического анализа в «Преступлении и наказании». Приведите примеры из теста романа и прокомментируйте их.

28. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Своеобразие творческого метода Достоевского и средства психологического анализа в романе “Преступление и наказание”».

29. Напишите сочинение на тему: «Христианское миропонимание Достоевского и его художественное воплощение в романе “Преступление и наказание”».

Тема 19. Л.Н.Толстой. Краткие биографические сведения. «Война и мир» [33]

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.