Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-04 | 1262 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В «Капитанской дочке» четырнадцать глав.
Роману в целом и каждой отдельной главе предпосланы эпиграфы. Всего в произведении семнадцать эпиграфов. Шестнадцать предшествуют четырнадцати главам романа, один – всему произведению.
Пушкин заимствовал тексты эпиграфов из двух источников: из сочинений русских писателей XVIII века и из произведений народного творчества. Писатель стремился тем самым, во-первых, воссоздать колорит эпохи, во-вторых, передать стихию народной жизни, миросозерцание народа.
Иногда при этом писатель прибегал к мистификациям: так, эпиграф к главе «Мятежная слобода» придуман Пушкиным, а не взят из Сумарокова, как это указано в тексте. Эпиграф к главе «Сирота» также написан самим поэтом по мотивам народной песни.
Прежде чем анализировать роман по главам, обратим внимание на эпиграф ко всему произведению: «Береги честь смолоду». Данный эпиграф (часть пословицы) акцентирует внимание читателя на важнейшей нравственной проблеме романа – проблеме чести и достоинства человека.
В основе сюжета произведения – история любви Петруши Гринева и Маши Мироновой.
Первая глава под названием «Сержант гвардии» может рассматриваться в качестве экспозиции образа Гринева.
Само название главы заключает в себе иронию: читатель вскоре узнает о том, что Петруша получил чин сержанта, находясь еще в утробе матери. Главе предшествует эпиграф из Княжнина. Этот эпиграф, так же, как и заглавие, задает повествованию об отрочестве Гринева иронический тон:
– Был бы гвардии он завтра ж капитан.
– Того не надобно; пусть в армии послужит.
– Изрядно сказано! Пускай его потужит...
.......................................
Да кто его отец?
В первой главе Пушкин дает лаконичную, но весьма яркую картину провинциального помещичьего быта, картину воспитания дворянского юноши. В отличие от Онегина, Гринева почти не коснулось воспитание на французский манер. Француз-гувернёр мосье Бопре оказался пьяницей и волокитой, за что и был изгнан из дома отцом Гринева. Мосье Бопре противопоставлен Савельич – крепостной дядька Гринева, человек твёрдых нравственных правил.
При всей ироничности первой главы автор подчеркивает весьма серьезный факт: Гринев происходит из старинного дворянского рода. В его семье высоко ценят честь, дворянское достоинство. С этой точки зрения важно решение отца Гринева отдать сына служить не в гвардию, а в армию. Символично напутствие Гринева-старшего: «Береги платье снову, а честь смолоду». Эта пословица в усеченной форме и стала эпиграфом ко всему роману.
|
Первую главу завершает симбирский эпизод. Впервые Гриневу пришлось отстаивать дворянскую честь в весьма комической ситуации. Гринев требует у слуги Савельича денег для уплаты проигрыша в бильярд Зурину.
Вторая глава называется «Вожатый». Это слово употребляется Пушкиным в устаревшем значении: «проводник, указывающий дорогу». Однако слово «вожатый» имеет и другой, символический смысл: в вожатом читатель угадывает будущего вожака народного восстания.
К главе «Вожатый» эпиграф взят из старинной рекрутской песни; Пушкин внес в ее текст незначительные изменения. Приведем его полностью:
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.
Трудно однозначно сказать, к кому из персонажей относятся слова народной песни. В ироническом плане – отчасти к Гриневу. После попойки с Зуриным, проигрыша в бильярд, ссоры с Савельичем и «бесславного» отъезда из Симбирска герой попал в действительно незнакомую ему «сторону». Для Пугачева же эта «сторона» не была незнакомой. Это становится очевидным из разговора Гринева с «вожатым» во время бурана. «Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек». Эпиграф противостоит и названию данной главы – «Вожатый». Ведь «вожатый» может быть только в «сторонушке», знакомой ему.
И все же во второй главе, являющейся экспозицией образа Пугачева, содержание эпиграфа связано прежде всего с характером будущего предводителя восстания. В эпиграфе предсказываются важнейшие черты Пугачева: широта натуры, молодецкая удаль, кровная связь с народом.
Далее рассмотрим известное описание бурана, предшествующее встрече Гринева с вожатым – Пугачевым: «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо слилось со снежным морем. Все исчезло».
|
Важно подчеркнуть символическоезначение изображения бурана. Буран олицетворяет собой народный гнев, народное возмущение, стихию бунта, участниками и свидетелями которого станут герои романа. Не случайно именно из снежной пурги впервые перед читателем вырисовывается фигура Пугачева, пока еще окутанная таинственным покровом.
Центральный композиционный элемент второй главы – сон Гринева. Как известно, роль сна в композиции произведения двоякая.
Во-первых, в нем заключено «нечто пророческое», по выражению повествователя. В самом деле: в этом сне предсказываются важнейшие события в жизни Гринева, его невесты, а также Пугачева; выявляется неразрывная связь судеб этих героев. Отметим, что прием «пророческого» сна применяется Пушкиным неоднократно (вспомним сон Татьяны в «Евгении Онегине»).
Во-вторых, в сне раскрываются существеннейшие, причем полярные грани характера Пугачева: жестокость и милосердие.
Парадоксальность ситуации, воссозданной в сне Гринева, заключается в том, что мать героя просит сына получить благословение у мужика с черной бородой, сильно напоминающего нам вожатого; сам же мужик в сне Гринева выступает в роли «посажёного отца», то есть лица, которое исполняет роль родителя жениха или невесты на свадьбе. Как мы узнаем из дальнейшего повествования, именно Пугачев сыграет решающую роль в вызволении Маши из плена и «благословит» Гринева и его невесту на брак.
Важный композиционный элемент второй главы – описание внешности, портрет Пугачева. Такие детали, как «волосы, остриженные в кружок», «армяк», «шаровары», подчеркивают, что Пугачев выглядит здесь как бедный казак, даже «бродяга». Главное в его внешнем облике не одежда, а выражение лица, глаз: «...живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Анализ портрета Пугачева помогает нам выявить незаурядность его личности.
Разбор следующего эпизода (беседа вожатого с хозяином умёта) позволяет нам познакомиться с такой формой иносказания, используемой Пушкиным в своем произведении, как разговор с помощью пословиц и поговорок («Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте»; «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»).
Следующий важный эпизодвторой главы – сцена с заячьим тулупчиком. Щедрость Гринева, как оказалось в дальнейшем, сослужила ему добрую службу. Значение этого эпизода не только в том, что он характеризует Гринева как человека, в душе которого живо чувство благодарности. Впоследствии мы увидим, что и Пугачев умеет ценить добро. «Странная» дружба Пугачева и Гринева, благодаря которой Гриневу была сохранена жизнь в трагический момент захвата крепости восставшими и благодаря которой он смог освободить свою невесту, начиналась именно с «заячьего тулупчика».
|
Завершает главу оренбургский эпизод – встреча Гринева с генералом. Облик Андрея Карловича обрисован писателем по контрасту с обликом Пугачева. Описание генерала свидетельствует об ироническом отношении к нему со стороны повествователя.
Ничтожество генерала оттеняет природный ум, смекалку, широту натуры Пугачева.
Итак, мы видим, как различные по своему характеру композиционные элементы (название главы, эпиграф к ней, описание бурана, сон Гринева, портрет «вожатого», «воровской» разговор, эпизод с заячьим тулупчиком, оренбургский эпизод) подчинены главной цели – выявить существенные черты предводителя народного восстания Пугачева.
Третью главу романа под названием «Кр е пость» также можно рассматривать в качестве экспозиционной.
Главе предпослано два эпиграфа. Первый взят из солдатской песни:
Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем...
Он настраивает читателя на восприятие гарнизонной жизни затерянной в степях «крепости».
Второй эпиграф взят из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: «Старинные люди, мой батюшка». Эпиграф готовит нас к встрече с семьей капитана Миронова.
В третьей главе Пушкин вводит в повествование ряд новых персонажей. Это Иван Кузьмич Миронов – комендант крепости, его жена Василиса Егоровна, их дочь Маша, крепостная служанка Мироновых Палашка. Кроме того, это кривой поручик Иван Игнатьич, казачий урядник Максимыч, священник отец Герасим, попадья Акулина Памфиловна, появляющаяся в последующих главах, другие персонажи.
Высоко ценя «Капитанскую дочку», Н.В.Гоголь утверждал, что в романе «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик... простое величие простых людей».
В третьей же главе мы знакомимся с отрицательным персонажем – Швабриным.
Третья глава, кроме того, содержит и экспозицию любовной интриги, в которой будут участвовать три персонажа: Гринев, Маша и Швабрин. Честный и простодушный Гринев противопоставлен двуличному, лицемерному, эгоистичному Швабрину.
Главы четвертая и пятая содержит развитие любовной интриги до начала событий Пугачевского бунта Четвертая глава под названием «Поединок» содержит в себе важный эпизод в развитии любовной интриги – сцену дуэли. Эпиграф из Княжнина, предшествующий четвертой главе, исполнен иронии:
– Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Хотя глава в целом написана в ироническом ключе, пушкинскому герою впервые по-настоящему приходится следовать заповеди отца: на дуэли со Швабриным он защищает доброе имя девушки. Будучи ранен, Гринев одерживает моральную победу над своим противником.
|
Главе пятой под названием «Любовь» предшествуют два эпиграфа. Оба взяты из народных песен. Процитируем первый эпиграф:
Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.
Второй эпиграф звучит следующим образом:
Буде лучше меня найдешь, позабудешь,
Если хуже меня найдешь, воспомянешь.
Данные эпиграфы использованы Пушкиным не случайно. Они подчеркивают связь образа Маши Мироновой с народно-поэтической стихией. Мотив любви Маши и Петра звучит в народно-поэтическом ключе. Автор романа стремится подчеркнуть, что характер героини, наиболее полно раскрывающийся в ее самоотверженном чувстве к Гриневу, тесно связан с народными корнями.
Большую роль в романе играют письма. В частности, в пятой главе мы знакомимся с письмом старика Гринева сыну, его же письмом Савельичу и ответом Савельича барину.
В пятой главе раскрывается еще одна грань личности Маши Мироновой – ее искренняя вера в Бога и глубочайшее смирение перед Его волей. Маша отказывается выйти замуж за Гринева вопреки воле его родителей.
В результате в пятой главе любовная история заходит в тупик. Именно в этот критический момент исторические события вторгаются в личные судьбы героев и всё изменяют. Вот что пишет об этом Гринев в своих мемуарах: «Неожиданные происшествия, имевшие важные влияния на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». Именно здесь, в этот момент, становится очевидным, что сюжет, ограниченный взаимоотношениями узкого круга лиц, прерывается. Начинает развиваться главная, «магистральная» сюжетная линия, в которую вплетаются исторические события.
Таким образом, личное и общее, человек и история оказываются у Пушкина связаны неразрывными узами.
Рассказ о событиях народного восстания открывает шестую главу романа под названием «Пугачевщина». Главе предшествует эпиграф из народной песни:
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати.
Эпиграф настраивает читателя на серьезный, торжественный лад. В нем ощущается трагический отсвет событий Пугачевского бунта.
Центральный эпизод главы – сцена допроса изуродованного башкирца. Пушкин отмечает неосознанную жестокость капитана Миронова, который без колебаний отдает приказ пытать башкирца (заметим, однако, что до пыток дело не дошло).
Знаменательно суждение Гринева-повествователя на этот счет, отражающее авторскую позицию: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
|
Центральные эпизоды главы «Приступ» – героическая смерть защитников крепости и чудесное избавление Гринева от казни.
Главе «Приступ» предпослан эпиграф из народной песни «Голова моя, головушка...» В эпиграфе предсказывается трагическая гибель капитана Миронова – человека из народа, сложившего свою голову на государственной службе. Проявив мужество и героизм при обороне крепости, капитан Миронов погибает, предпочитая смерть присяге Пугачеву. Подвиг своего командира повторяет и поручик Иван Игнатьевич.
В композиционном плане существенно, что казнь защитников крепости происходит после описанного в предыдущей главе допроса изуродованного башкирца и что именно башкирец принимает в казни деятельное участие. Автор стремится подчеркнуть то, что скрыто от взгляда Гринева-повествователя: жестокость народа является ответом на жестокость властей.
В главе «Приступ» Пугачев выступает как талантливый предводитель восставших, стремительным штурмом взявший крепость почти без потерь, и как способный политик, сумевший быстро склонить на свою сторону не только казаков, но и других обитателей крепости – представителей простого народа.
Кроме того, в этой главе Пугачев впервые предстает перед читателем в роли «царя». Существен контраст между Пугачевым-бродягой в главе «Вожатый» и Пугачевым-«государем» в главе «Приступ». Отметим, что эта роль, роль царя-самозванца, раскрывается в «Капитанской дочке» не только в трагическом, но и в комическом ключе, что становится очевидным в последующих главах.
В главе «Приступ» впервые проявляется также милосердие Пугачева по отношению к Гриневу. Пугачев идет против собственных принципов (в самом деле, Гринев отказывается целовать руку Пугачеву и присягать ему) и милует Гринева.
Однако милосердие соседствует в натуре Пугачева с жестокостью. Сразу же за сценой помилования Гринева следует сцена жестокого убийства Василисы Егоровны.
В восьмой главе под названием «Незваный гость» пред читателем раскрывается трагический смысл народного восстания. Самим названием главы автор подчеркивает, что Пугачев принес в Белогорскую крепость гибель людей, человеческие страдания.
Эпиграфом к главе «Незваный гость» становится пословица «Незваный гость хуже татарина». Пугачев, оказавшись в крепости в роли «незваного гостя», сеет здесь смерть и разрушения.
Центральный эпизод главы – «военный совет» Пугачева. Гринев рассказывает о том, как бунтовщики поют бурлацкую песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка...». Гринев не понял смысла «песни про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице». Однако и автор, и читатель понимают, что участники восстания поют о собственной обреченности. Пугачев и его соратники сознают, что их ждет лютая казнь. Тем не менее они готовы продолжить борьбу. В этом трагический смысл песни. Таким образом, в главе «Незваный гость» раскрывается трагический смысл фигуры Пугачева и всего народного восстания.
В этой же главе рассказывается о милости Пугачева по отношению к Гриневу. Пугачев отпускает Гринева на все четыре стороны. «Казнить так казнить, миловать так миловать», – заявляет Пугачев. Пословица раскрывает широту души Пугачева и одновременно «полярность» его характера: жестокость в его душе соседствует с милосердием.
В девятой главе под названием «Разлука» история любви Гринева и Маши, сдвинувшись с мертвой точки, получает дальнейшее развитие. Любовь к Маше, тревога о сироте и необходимость неотлагательно ехать в Оренбург ставят Гринева перед мучительным выбором: Гринев решает ехать в Оренбург, подчиняясь долгу и одновременно надеясь добиться скорейшего освобождения Белогорской крепости и спасти Машу.
Главе «Разлука» предшествует эпиграф из Хераскова, отражающий внутреннее состояние Гринева в момент разлуки с Машей:
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой.
Отъезд Гринева в Оренбург сопровождают два комических эпизода. Первый эпизод – чтение Савельичем составленного им «реестра» вещей Гринева, разграбленных пугачевцами. Здесь фигура Пугачева предстаёт перед нами в комическом ключе: проявляется и неграмотность «государя» («Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать»), и его лукавство, и «припадок великодушия»: «царь» не наказывает «старого хрыча» за дерзкий поступок.
Второй комический эпизод – встреча Гринева с Максимычем, который передал Гриневу от Пугачева лошадь и шубу, однако «растерял по дороге полтину денег». Гринев благодушно отнесся к хитрости Максимыча, а тот окажет впоследствии услугу Гриневу, передав ему письмо от Маши.
В десятой главе под названием «Осада города» рассказывается о событиях, связанных с осадой Оренбурга. Одновременно получает неожиданное продолжение любовная интрига. Главе предпослан эпиграф, взятый из Хераскова, в иронических тонах описывающий замыслы Пугачева:
Заняв луга и горы,
С вершины, как орел, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.
В начале десятой главы Пушкин рисует ужасающую картину, подтверждающую мысль автора о том, что жестокость восставших – реакция на жестокость властей. «Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпу колодников, с лицами, обезображенными щипцами палача», – пишет повествователь.
Далее Пушкин рисует «военный совет» в Оренбурге. В композиционном плане очевидно противопоставление совета у генерала и совета у Пугачева (отметим здесь использование автором принципа антитезы). Повествователь передает ограниченность генерала и чиновников, не способных ничего противопоставить смекалке и военному мастерству Пугачева.
Следующий эпизод чрезвычайно важен для развития сюжета произведения: Гринев получает письмо от Маши. Самовольная отлучка Гринева из Оренбурга становится поворотным событием в действии романа.
Письмо от Маши проливает свет и на истинную сущность натуры Пугачева. В письме упоминается реальный, а не вымышленный Пушкиным эпизод из жизни предводителя восстания: здесь содержится указание на ужасную расправу Пугачева с семьёй офицера Харлова – убийство самого Харлова, надругательство и последующую расправу над его женой, убийство её маленького брата. Этот факт подробно описан Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта». Здесь же автор таким образом просто напоминает читателю о жестокости бунта и его предводителя.
Одиннадцатая глава является кульминационной в раскрытии характера Пугачева и, пожалуй, в осмыслении автором судьбы всего народного бунта. Главе предшествует эпиграф, который сочинил сам Пушкин, хотя и приписал его Сумарокову. Эпиграф не лишен иронии:
В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» –
Спросил он ласково.
В одиннадцатой главе происходит знакомство читателя со сподвижниками Пугачева, капралом Белобородовым и Афанасием Соколовым, прозванным Хлопушей. Каждый из соратников Пугачева по-своему оттеняет характер предводителя восстания. Белобородов олицетворяет жестокость, бескомпромиссность, беспощадность восставших по отношению к врагам; Хлопуша – великодушие и народную мудрость.
Ключевую роль в композиции не только одиннадцатой главы, но и всего произведения играет рассказанная Пугачевым Гриневу калмыцкая сказка об орле и вороне. В сказке выявляется главное в характере Пугачева, а именно его неистребимое вольнолюбие. «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» – восклицает герой. В этих словах заключен жизненный принцип Пугачева, отрицаемый повествователем. «Жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину», – заявляет в ответ Гринев.
Если одиннадцатая глава является кульминационной в раскрытии характера Пугачева, то двенадцатая глава под названием «Сирота» содержит кульминацию в развитии любовной линии сюжета. Гринев при содействии Пугачева освобождает Машу из-под власти Швабрина. Пугачев отпускает Гринева и Машу. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать», – заявляет Пугачев. Петр и Маша собираются пожениться.
Главе предшествует эпиграф, написанный самим Пушкиным по мотивам народной свадебной песни «Как у нашей у яблоньки...». Выбор подобного эпиграфа (как, впрочем, и эпиграфа к главе «Любовь») не случаен: как уже отмечалось, образ Маши Мироновой неизменно соотносится Пушкиным с народно-поэтическими образами и мотивами.
Освобождение Маши становится поворотным пунктом в развитии сюжета. Петр с невестой отправляются в имение его родителей; герой собирается продолжить службу.
Основное событие тринадцатой главы указано в ее заглавии. Это арест Гринева. Однако содержание этой главы не исчерпывается только этим эпизодом. В тринадцатой главе Пушкин рассказывает читателю об итогах Пугачевского восстания.
Главе «Арест» предшествует эпиграф из Княжнина, предваряющий рассказ об аресте Гринева:
– Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
– Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде.
В историческом экскурсе в начале тринадцатой главы повествователь, делая краткий обзор событий Пугачевского бунта, рассказывает о тягчайших его последствиях – пожарах, разрушениях, грабежах, всеобщем разорении, обнищании народа. Гринев завершает повествование о событиях Пугачевского бунта знаменитой сентенцией: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Точку зрения рассказчика, по-видимому, разделяет и сам Пушкин.
Здесь же, в тринадцатой главе, Пушкин пытается с позиции Гринева раскрыть неоднозначность личности Пугачева. Чрезвычайно важны здесь глубоко личные признания Гринева в отношении Пугачева: «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина». Таким образом, в сознании Гринева жестокость и милосердие Пугачева оказываются неразрывно связанными. Думается, что этот взгляд героя разделяет и автор произведения.
Четырнадцатая глава под названием «Суд» содержит заключительный сюжетный ход произведения – рассказ о встрече Маши с Екатериной II, о том, как героиня просила императрицу помиловать своего жениха. Здесь же мы находим и своеобразный эпилог – слова издателя, завершающие роман.
Последней главе романа под названием «Суд» предшествует эпиграф, в качестве которого Пушкин использовал пословицу:
Мирская молва –
Морская волна.
В самом деле, молва о мнимом предательстве Гринева оказывается необычайно сильна, подобно морской волне. Однако пройдет волна – и нет её. То же можно сказать и о молве.
Глава «Суд» исключительно важна для понимания характера Гринева. Будучи арестован по навету Швабрина, Гринев, однако, сохраняет бодрость духа, не теряет надежды. Здесь ему особенно помогает живая вера в Бога, в Его благой промысел. «Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет», – пишет в своих мемуарах Гринев.
На допросе Гринев решает говорить всю правду, но, не желая «впутывать» имя Маши «между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку», герой не может рассказать всё. Проявив самоотверженность, Гринев вынужден стать жертвой ложного обвинения и ждать сурового наказания.
В центре четырнадцатой главы образ Екатерины II. Пушкин рисует императрицу величественной, властной, но одновременно простой, милостивой и сердечной. Ее образ соотнесен с образом Пугачева. При всем различии обликов этих двух исторических лиц их объединяет в представлении автора одна общая черта – способность к милосердию.
Хотя Гринев и не был предателем, его поступки требовали наказания. Екатерина же проявила милость по отношению к Гриневу. В милосердном жесте Екатерины уже современники Пушкина справедливо усматривали факт заступничества Пушкина перед Николаем I за друзей-декабристов.
Поступок Маши Мироновой, бесстрашно хлопотавшей о своем женихе, не оставившей его в час испытания, вызывает восхищение. В образе главной героини романа Пушкин продолжил собственную традицию изображения русской женщины, начатую им в «Евгении Онегине». Образ Маши Мироновой раскрывает важнейшую грань пушкинского идеала самоотверженной русской женщины.
В конце последней главы слово берет «издатель», за которым скрывается уже не Гринев, а сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» можно рассматривать как своеобразный эпилог к роману.
Здесь рассказывается о казни Пугачева, на которой присутствовал Гринев. Пугачев «узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Так произошла последняя встреча Пугачева с Гриневым. Казнь Пугачева – трагический финал сюжетной линии, рассказывающей о народном восстании и его предводителе.
Далее «издатель» повествует о женитьбе Гринева и о его потомстве. Семейное счастье и многочадие Маши и Гринева, о чём мы узнаём из слов издателя в конце произведения, становятся наградой за подвиг самоотверженного служения героев друг другу.
Итак, мы видим, что в сюжетном построении романа существенны как любовная интрига, так и исторические события, тесно переплетающиеся между собой.
Эпиграфы, предшествующие каждой главе произведения, как правило, акцентируют внимание читателя на наиболее существенных эпизодах, выявляя при этом авторскую позицию.
Сюжетно-композиционная структура произведения позволяет Пушкину наиболее полно раскрыть личность Пугачева, выявить трагический смысл народного восстания, а также на примере Петра Гринева, Маши, других персонажей осмыслить такие нравственные проблемы, как милосердие и жестокость, честь и бесчестие, осветить существеннейшие стороны русского национального характера.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!