История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-04 | 423 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Один из ведущих мотивов лирики Лермонтова – борьба. Стремление к действию, к борьбе изначально присуще лирическому герою поэзии Лермонтова. Обратимся к раннему стихотворению поэта «1831-го июня 11 дня», где этот мотив звучит особенно ярко: «Так жизнь скучна, когда боренья нет».
В стихотворении «Парус» (1832) мотивы действия, борьбы сочетаются с мотивами одиночества, странничества, покоя и счастья. Образ паруса становится символом мятежной, полной тревог жизни.
Рассмотрим композицию стихотворения. В каждом из трех четверостиший «Паруса» первые две строки рисуют морской пейзаж. Следующие две строки воссоздают внутренний мир лирического героя.
В первом четверостишии на фоне безмятежного моря и одинокого паруса лирический герой предается размышлениям о жизни, о судьбе:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Следующие строки описывают бурю:
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Лирический герой уже не издалека наблюдает парус. Он сам находится на корабле, видит перед собой мачту, слышит ее скрип. Однако мысли его непосредственно не связаны с бурей. Это мысли о счастье:
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Смысл этих строк, наверное, в том, что лирическому герою трудно обрести счастье в жизни, узнать ее истинную цель.
В последнем четверостишии вновь рисуется умиротворенная картина природы:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
Однако лирического героя не может удовлетворить спокойное состояние мироздания. Истинный покой, истинную гармонию он может обрести только в буре:
|
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В стихотворении «Ангел» (1831), в отличие от «Паруса», доминирует мотив покоя. Здесь отразилось умиротворенное состояние души юного поэта, еще не вступившего в борение с миром. Реальная основа произведения, по-видимому, связана с воспоминаниями Лермонтова о рано ушедшей из жизни матери, о ее песнях.
Лирический герой представляет себе, как ангел приносит с небес душу человека для краткой земной жизни, полной страданий:
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез...
Находясь на земле, душа человека помнит о своем Божественном происхождении и стремится вернуться на небо:
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
По наблюдениям исследователей, «Ангел» – одно из немногих ранних стихотворений Лермонтова, в которых отсутствует пафос сомнения и отрицания. Земной мир не отвергается как враждебный миру небесному, хотя и не может с ним сравниться. Тихая песня ангела оказывается более притягательной для человеческой души, чем борения жизни. Подобное мироощущение, в целом не свойственное раннему Лермонтову, проявится вновь лишь в зрелом творчестве поэта («Когда волнуется желтеющая нива...», «Горные вершины...», «Выхожу один я на дорогу...»).
Мотив любви в ранней лирике
В ранней лирике Лермонтова начинает звучать и мотив любви. В отличие от Пушкина, у Лермонтова этот мотив часто окрашен в мрачные тона. Любовь для него почти всегда чувство безответное, мучительное.
Мотив неразделенной любви воплощен в ранних лирических циклах поэта – «сушковском», связанном с именем Екатерины Сушковой, и «ивановском», связанном с именем Натальи Ивановой.
«Сушковский» цикл – лирический дневник юного Лермонтова, отражающий историю его любви. Яркое стихотворение этого цикла – «Нищий» (1830), где влюбленный уподобляется нищему, которому вместо хлеба положили в протянутую руку камень.
|
Наиболее интересное стихотворение «ивановского» цикла – «Я не унижусь пред тобою…» (1832). В нем любовь противопоставлена свободе, творческому вдохновению и даже душевному спасению. Вспомним, что у Пушкина любовь выступала как спутница творческого вдохновения («Я помню чудное мгновенье…»). Здесь же – наоборот.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья,
А чем ты заменила их? –
с досадой обращается поэт к возлюбленной.
Лирика 1837 – 1841 годов
«Смерть Поэта»
Стихотворение, открывшее новый этап в лирике Лермонтова, – «Смерть Поэта» (1837). Это произведение явилось непосредственным откликом на трагическую гибель Пушкина. Здесь Лермонтов размышляет о трагической судьбе истинного поэта, творца.
Рассмотрим композицию стихотворения. В нём можно выделить три части. Первая представляет собой гневный монолог лирического героя об убийстве Поэта:
Погиб Поэт – невольник чести!
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
По мысли Лермонтова, убийство Пушкина – неизбежное следствие его одинокого противостояния свету.
Лермонтов обличает убийцу Поэта, бездушного чужеземца, ловца «счастья и чинов», человека с «пустым сердцем»:
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?... Издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Однако Лермонтов утверждает и то, что ничтожный убийца лишь орудие в руках судьбы: «Судьбы свершился приговор!» Таким образом, трагическая гибель Пушкина не случайна. Это закономерная участь истинного поэта в России.
Если первая часть стихотворения выдержана в ораторском стиле, то вторая его часть напоминает надгробную элегию, в которой воссоздается духовный облик погибшего Поэта, причем сквозь призму лермонтовского восприятия. Пушкин предстает здесь как поэт-романтик. Недаром он сравнивается с Ленским:
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
|
Добыча ревности глухой...
Третью часть стихотворения составляют знаменитые шестнадцать строк, написанные Лермонтовым позже, когда он узнал, что многие представители высшего петербургского света выражали сочувствие Дантесу и осуждали погибшего поэта.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи! –
обличает их лирический герой. Не надеясь на земной суд над палачами Поэта, лирический герой взывает к высшему суду:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть Грозный Судия: Он ждет,
Он недоступен звону злата,
И мысли, и дела Он знает наперед.
Стихотворение «Смерть Поэта» явилось важным событием в литературной и общественной жизни России конца 1830-х годов. Лермонтов был вскоре арестован, а затем сослан на Кавказ.
«Когда волнуется желтеющая нива...»
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837) можно отнести к жанру лирического размышления. В нём доминирует мотив единения с природой, а также мотив покоя.
Образы природы в этом произведении стихотворения не составляют целостного пейзажа. Здесь и «желтеющая нива» (лето), и «малиновая слива» (начало осени), и ландыш (весна). Важен не конкретный пейзаж, а общее представление о таинственной красоте природы, дающей сердцу поэта успокоение и утешение. Лирический герой, наблюдая гармонию в природе, сознает возможность покоя и в собственной душе, реальность земного счастья и даже созерцания Божества:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Восхищаясь красотой природы, поэт способен увидеть «Создателя в созданье», как писал об этом состоянии души В.А.Жуковский. Подобное мироощущение довольно редко встречается в лирике Лермонтова. Чаще его стихи бывают отмечены пафосом отрицания, неприятия окружающего мира.
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
Стихотворение Лермонтова «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» (1837) построено как молитва о счастье ребенка[20], обращенная к Богоматери:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
|
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Мотивы уныния и упования парадоксально соединяются в этом произведении. О себе лирический герой молиться не смеет, изначально лишая собственную душу возможности спасения. В то же время он с искренней надеждой молится о душе ребенка, пророча ему земное счастье и блаженную кончину в старости:
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Мотив ангельского сопутствия праведной душе заставляет вспомнить раннее стихотворение Лермонтова «Ангел». Однако если в «Ангеле» земная жизнь мыслится поэтом как мир душевного томления, скорбей, то здесь она представляется светлой, радостной и покойной, осененной любовью и заботой Богоматери.
Живая вера лирического героя в заступничество Богородицы за «душу достойную» омрачена, однако, мыслью о собственной богооставленности.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!