Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-04 | 431 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Как уже отмечалось, героическому поколению 1812 года Лермонтов противопоставляет поколение 1830-х годов, пребывающее в бездействии. Мотив трагического бездействия современного поэту поколения наиболее ярко звучит в «Думе» (1838).
Это произведение соединяет в себе черты различных жанровых форм. Грустное размышление соединяется с сатирой, отмеченной высоким ораторским искусством поэта.
Лирический герой стихотворения, с одной стороны, сливается со своим поколением, несет в себе его пороки. С другой стороны, он обличает своих сверстников, не способных к действию, борьбе, творчеству, активному поиску смысла жизни.
В «Думе» Лермонтова звучат важнейшие философские мотивы, связанные с осмыслением поэтом судьбы современников.
Прежде всего, как уже было сказано, это мотив трагического бездействия. Поэт пишет о своем поколении:
...под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
Мотив бездействия неотделим от мотива бесплодного познания мира. Поэт отмечает «бремя познанья» как существенную мировоззренческую черту своих современников. Развивая этот мотив, поэт далее замечает: «Мы иссушили ум наукою бесплодной». Речь здесь идет не о науке как таковой, а именно о науке бесплодной, о бессмысленном изучении мира. По убеждению поэта, только то знание имеет смысл, которое воплощается в жизнь, в реальные деяния. Без них философия, наука бессмысленны, бесплодны.
«Бремя познанья» оказывается неотделимым от «бремени сомнения». Сомнения в чем? В существовании Бога, в благости Творца. Колебания в вере как тяжкий недуг поразили современников поэта. Как следствие – утрата смысла жизни. Этот поистине трагический мотив воплощен в символическом образе пути без цели:
|
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Важнейшим в «Думе» оказывается также мотив добра и зла. Герой «Думы» обличает своих сверстников в нравственной индифферентности, в безразличии к добру и злу, в отказе от борьбы за идеалы добра:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы.
Поэт пишет и о безразличии своего поколения к «мечтам поэзии, созданиям искусства», то есть к духовной культуре. Даже такие чувства, как любовь и ненависть, становятся случайными и ничтожными: «И ненавидим мы, и любим мы случайно...»
Герой «Думы» не сомневается в том, что его поколение ожидает бесславная участь:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Не сомневается он и в строгом суде последующих поколений:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом...
Важно, что потомок выступает здесь как поэт-гражданин, обличитель равнодушия и общественного бездействия.
«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»)
Яркий пример стихотворения, посвященного теме гражданского служения художника, – «Поэт» (1838). Произведение содержит размышления Лермонтова о месте поэта в обществе.
Стихотворение написано высоким стилем, напоминающим о гражданской поэзии декабристов. Оно построено на развернутом сравнении поэта с кинжалом.
Первая часть «Поэта» – описание кинжала, его славной воинской судьбы в прошлом и его бесполезности в настоящем. Во второй части стихотворения говорится о поэте: о его высоком назначении в былые годы и об утрате им общественной роли в современную Лермонтову эпоху:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
|
Рассказывая о благородной миссии поэта в прошлом, Лермонтов обращается к теме древнего Новгорода – оплота вольности, к гражданским идеалам, близким идеалам декабристов:
Твой стих, как Божий Дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Риторический вопрос, заключающий стихотворение, содержит и прямой призыв к возрождению гражданской поэзии, и одновременно сомнение в том, сможет ли «осмеянный пророк» вновь занять достойное место в обществе:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
Образ поэта-пророка, гонимого толпой, вновь возникнет в поэзии Лермонтова в 1841 году, в стихотворении «Пророк».
Сила поэтического слова: «Есть речи – значенье...»
Большое значение Лермонтов придавал поэтическому слову. Стихотворение «Есть речи – значенье...» (1839) нередко относят к любовной лирике Лермонтова. В то же время оно связано и с темой поэта и поэзии, так как в нем говорится о роли слова. Будучи поэтом-романтиком, Лермонтов считал, что глубинный смысл кроется не в конкретном значении слова, но в его звучании, которое постигается подсознательно, интуитивно:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Поэтическое слово несовместимо с «мирским шумом», с суетой светской жизни:
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово...
Но такое слово совершенно необходимо поэту в критические, переломные моменты его жизни; оно будет услышано и в храме, и «средь боя».
«Как часто, пестрою толпою окружен...»: мотив возвращения в детство
Стихотворение «1-е января» («Как часто, пестрою толпою окружен…») (1840) соединяет в себе черты двух жанров – сатиры и элегии. Сатирическое начало связано с обличением поэтом светского общества, элегическое – с воссозданием идеала поэта, который связан с такими мотивами, как детство, единение с природой, возвышенная, неземная любовь.
Жанровая контрастность стихотворения подчеркнута его кольцевой композицией, отражающей характерное для поэтов-романтиков «двоемирие». В начале и в конце стихотворения поэт описывает маскарад. В центре произведения перед нами предстает картина детства, воскресшая в воспоминаниях лирического героя.
|
Тема маскарада у Лермонтова символична. «Приличьем стянутые маски» – деталь, характеризующая бездушие и фальшь светского общества.
Маскараду противопоставлены образы детства, воссозданные с поразительной точностью:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
В нарисованном поэтом пейзаже угадываются реальные очертания имения Тарханы, где Лермонтов провел юные годы.
В стихотворении нашла отражение идея «естественного человека»: в детском возрасте, находясь в единении с природой, человек чист и гармоничен; со временем общество искажает натуру человека, и он уже не может вернуться к первоначальной гармонии, разве только в воспоминаниях.
В стихотворении звучит и мотив романтической любви. Образ возлюбленной дан в туманных очертаниях, как некая недостижимая, но притягательная мечта:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье,
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
В результате картина бала, на котором реально присутствует лирический герой, оказывается призрачной; она видится ему «как будто бы сквозь сон». Напротив, картина прошлого оказывается подлинной реальностью, воплощением истинного бытия человека.
Разрушение иллюзии, вынужденное возвращение в атмосферу бала вызывает гнев лирического героя. Он готов бросить в глаза светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью». Таким образом, мы видим, что в этом стихотворении присутствует также тема поэта и поэзии.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!