История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сущность комического и художественные приемы в пьесе

2017-06-04 1588
Сущность комического и художественные приемы в пьесе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Как известно, в основе комического лежит противоречие между формой и содержанием, между внешним и внутренним, между тем, каким хочет выглядеть персонаж, и тем, кто он есть на самом деле. В «Театральном разъезде после представления новой комедии», своеобразном драматизированном комментарии к «Ревизору», принадлежащем самому Гоголю, отмечено, что в комедии «сильней и глубже всего поражено смехом лицемерие – благопристойная маска, под которою являются низость и подлость; плут, корчащий рожу благонамеренного человека».

Для создания комического эффекта, для выявления сущности характеров персонажей драматург прибегает к различным художественным средствам и приемам.

Как уже отмечалось, важнейшие «пружины» сценического действия в «Ревизоре», о которых говорилось выше, – это ситуация ревизора и связанная с ней ситуация страха. Ситуация ревизора сопрягает все события комедии в единое целое. Страх перед ревизором заставляет чиновников действовать; они вынуждены разоблачать себя и других. Уже из характеристики, данной городничему в адресованном ему письме Чмыхова, ясно, что градоначальник не любит «пропускать того, что плывет в руки». Городничий вспоминает «грешки» чиновников: он обращает внимание на безобразия, которые творятся в богоугодных заведениях, в суде, в городском училище. Судья, в свою очередь, обличает городничего во взятках, сам при этом не скрывает, что берет взятки борзыми щенками. В разговоре с Хлестаковым во втором действии городничий признается, что «если ж и были какие взятки, то самая малость». Купцы жалуются Хлестакову на произвол городничего; городничий, в свою очередь, в сцене разноса купцов напоминает им об их мошенничестве. Таким образом, саморазоблачения и взаимные разоблачения героевстановятся основным средством раскрытия сущности их характеров.

Важную роль в произведении играют монологи героев. Это, например, речь городничего в первом действии, прерываемая репликами чиновников: градоначальник осмысляет новость, полученную от Чмыхова, и рассуждает о «грешках» – своих собственных и чужих. Важен также монолог городничего в конце первого действия, обращенный к частному приставу. Из него мы узнаем не только о новых «грешках» самого городничего, но и об общей атмосфере полицейского произвола, царящей в городе. Из монолога Осипа в начале второго действия мы получаем первые сведения о Хлестакове. Там же дается характеристика Петербурга устами простого человека. Сцена вранья Хлестакова состоит из нескольких монологов героя, перемежающихся репликами других персонажей. Силой художественной выразительности выделяется заключительный монолог городничего в конце пятого действия.

В произведении важна также роль диалогов. Из них по преимуществу соткана словесная ткань комедии. В качестве примера приведем диалог городничего и Хлестакова в гостинице, где особенно ярко проявляется ситуация страха. Городничий признается Хлестакову во взятках «по неопытности», «из-за недостаточности состояния». Диалоги Анны Андреевны и Марьи Антоновны вскрывают пустоту интересов, кокетство, жеманство, пустословие жены и дочери городничего, занятых «столичной штучкой» Хлестаковым. Особенно комичны диалогитаких парных персонажей, как Добчинский и Бобчинский.

Композиционным «обрамлением» сценического действия становятся письма – Чмыхова в первом действии и Хлестакова в последнем. Чтение и обсуждение этих писем предваряет соответственно завязку и развязку комедии.

Герои наделены индивидуальными речевыми характеристиками. Городничий говорит важно и солидно; как замечает автор, каждое слово его значительно. Ляпкин-Тяпкин, по выражению Гоголя, «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». Речь Хлестакова отрывиста; герой, часто утрачивающий связь с реальностью, произносит короткие фразы, нередко никак не связанные между собой. Быстро и сбивчиво произносят свои реплики «сороки короткохвостые» – Добчинский и Бобчинский. Реплики Анны Андреевны и Марьи Антоновны исполнены жеманства. Груб и прост в своих высказываниях Осип.

Герои Гоголя произносят слова, ставшие крылатыми. Приведем примеры. Городничий замечает об учителе истории: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» «Не по чину берешь!» – укоряет градоначальник зарвавшегося полицейского. Больные в богоугодном заведении, по замечанию Земляники, «как мухи, выздоравливают». Хлестаков в сцене вранья признается, что у него «легкость необыкновенная в мыслях». Земляника хвалит ораторские способности Ляпкина-Тяпкина: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Городничий уверяет Хлестакова, что унтер-офицерша «сама себя высекла».

В своей пьесе драматург прибегает к такому приему, как гипербола. Например, гиперболы в речи Хлестакова (см. выше) придают сцене вранья дополнительный комический эффект.

Гоголь использует в «Ревизоре» и другие художественные средства, ставшие традиционными. Это «говорящие» фамилии, парные персонажи, разнообразные комические ситуации.

«Говорящими» фамилиями наделен городничий Сквозник-Дму­хановский («сквозник», по словарю В.И.Даля, – пройдоха, опытный плут; «дмухать» – надувать), а также судья Ляпкин-Тяпкин, доктор Гибнер, частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов, Пуговицын, Держиморда. Фамилия почтмейстера – Шпекин – образована от украинского слова «шпек» – шпион.

Гоголь изображает в своем произведении парных персонажей. Это Бобчинский и Добчинский, Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Отметим также некоторые комические ситуации. Это, к примеру, падение Бобчинского, попытка городничего надеть футляр вместо шляпы. Добчинский и Бобчинский сталкиваются лбами.

Важную роль играют также авторские замечания и ремарки, которые не произносятся на сцене, но воплощаются в игре актеров.

Среди авторских замечаний назовем в первую очередь «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров», помещенные Гоголем непосредственно перед текстом комедии. Драматург дает лаконичные характеристики главным действующим лицам. Здесь мы находим портретные характеристики персонажей, которые должны быть учтены при подборе актеров на соответствующие роли, а также при изготовлении костюмов и гримировании. Так, черты лица городничего «грубы и жестки»; волосы у него «стриженые, с проседью». Хлестаков «тоненький, худенький», «одет по моде». Внешность соответствует характерам героев. Городничий груб и с внешней стороны, и по натуре. Хлестаков – человек легковесный не только по своей комплекции, но также в мыслях и в словах. Кроме того, автор отмечает особенности речи героев, их манеры. Все это должно воплощаться в игре актеров при постановке пьесы на сцене.

В самом тексте комедии мы находим многочисленные ремарки. Так, страх городничего в момент встречи с Хлестаковым в гостинице подчеркнут следующими ремарками: «немного оправившись и протянув руки по швам», «робея», «вытянувшись и дрожа всем телом», «дрожа». Приведем также ремарки, характеризующие Хлестакова в сцене его вранья: «рисуясь», «посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней», «поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками».

Особое место в пьесе отведено немой сцене, описанной Гоголем с помощью развернутой ремарки. Данной сцене драматург придавал исключительно важное значение. «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену», – указывает Гоголь в «Замечаниях для господ актеров». С немой сценой непосредственно связана главная идея «Ревизора» – идея неизбежного возмездия, которого должен ожидать каждый человек, преступающий нравственный закон.

 

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите годы жизни Н.В.Гоголя. Где он родился, где получил образование? Как повлияла мать писателя Мария Ивановна на формирование его мировоззрения? Какое значение для Гоголя имела его служба мелким чиновником в Петербурге? Какие произведения принесли писателю успех? В какое время Гоголь создавал «Ревизор», «Мертвые души»? В какой стране Гоголь работал над первым томом своей поэмы? Что вы можете сказать об исканиях писателя в последние годы жизни? Какие произведения духовной прозы Гоголя вы можете назвать?

2. В каком году «Ревизор» был опубликован и поставлен на сцене? Назовите основные темы комедии. Почему образ города в «Ревизоре» можно назвать энциклопедией русской провинциальной жизни? Какие государственные и социальные учреждения там показаны? Жизнь каких сословий и общественных групп отражена в комедии? Что вы можете сказать о нравственной стороне образа города? Что писал об этом сам Гоголя в «Театральном разъезде» и в «Развязке “Ревизора”»?

Каково отношение Гоголя к Петербургу? Какова основная функция образа Петербурга в комедии?

3. Какой пафос преобладает в «Ревизоре»? Что писал об этом Гоголь в «Авторской исповеди»? Как идейная направленность пьесы отражена в эпиграфе? Сформулируйте главную идею «Ревизора». В какой сцене комедии эта идея выражена наиболее ярко?

4. Какие задачи ставил Гоголь перед русской драматургией? Какие черта комедии и трагедии, по мысли Гоголя, должны соединиться в «истинно общественной комедии»? Что можно сказать о роли любовной интриги как сюжетообразующего элемента применительно к «Ревизору»? Что вы можете сказать о положительном герое в «Ревизоре»? Кто, по образному определению писателя, является здесь «честным и благородным лицом»?

5. Проанализируйте образ городничего: кратко перескажите гоголевскую характеристику персонажа, данную в «Замечаниях для господ актеров»; назовите главные страсти героя и проиллюстрируйте их примерами из текста; выявите композиционную роль персонажа.

6. В чем своеобразие характера Ляпкина-Тяпкина? Чем его взгляд на мир отличается от мировоззрения городничего? Какие детали, характеризующие судью, производят наибольший комический эффект?

7. Расскажите о чертах характера Земляники и о его службе попечителем богоугодных заведений. Как с образом Земляники соотносится образ доктора Гибнера?

8. Кратко охарактеризуйте других персонажей комедии: смотрителя училищ Хлопова, почтмейстера Шпекина, отставных чиновников, помещиков Добчинского и Бобчинского, купцов, представителей полиции. Определите роль этих лиц в комедии.

9. Какой тип русской жизни являет собой Осип? Расскажите о характере этого героя, проанализируйте основные эпизоды с его участием.

10. Какие женские персонажи действуют в комедии? Подробно расскажите об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Кратко охарактеризуйте слесаршу и унтер-офицершу.

11. Какой тип литературного героя представляет Хлестаков? В чем своеобразие осмысления темы «маленького человека» на примере этого персонажа? Какие черты характера Хлестакова отмечены Гоголем в «Замечаниях для господ актеров»? Какие стороны личности героя раскрываются в монологе Осипа в начале второго действия, в сцене вранья в третьем действии комедии, в сценах ухаживаний за женой и дочкой городничего в четвертом действии, в письме к Тряпичкину?

12. Кратко охарактеризуйте внесценических персонажей в пьесе. Какие функции они выполняют?

13. В чем своеобразие конфликта в «Ревизоре»? Почему конфликт между Хлестаковым и чиновниками города называют «мнимым» конфликтом? В чем состоит истинный конфликт в пьесе?

14. Каковы главные «пружины» сценического действия? Является ли таковой любовная интрига? Какие точки зрения существуют на экспозицию и завязку действия в комедии?

15. Охарактеризуйте монолог Осипа в начале второго действия. Какие черты характеров Хлестакова и самого Осипа здесь раскрываются? Каким в монологе Осипа предстает перед нами Петербург?

16. Какие черты Хлестакова и городничего раскрываются в их диалоге в гостинице?

17. Подробно рассмотрите сцену вранья Хлестакова в третьем действии. Какие стороны жизни Петербурга открываются зрителю в этой сцене? Как эта сцена раскрывает характер самого Хлестакова?

18. Проанализируйте сцены дачи чиновниками денег «взаймы» Хлестакову и жалоб на Хлестакова со стороны купцов, слесарши и унтер-офицерши. Что нового раскрывает эта сцена в характерах героев и в общей ситуации в уездном городе?

19. Рассмотрите любовную интригу в пьесе. Почему ее развитие можно рассматривать как кульминационный момент сценического действия? В каких сценах пятого действия развивается кульминация? Как мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге, а также сцены их поздравлений со стороны чиновников дополняют сценические портреты этих героев?

20. Какие характеристики чиновникам города дает Хлестаков в своем письме к Тряпичкину? Какую роль чтение этого письма играет в композиции произведения?

21. Раскройте идейно-композиционное значение заключительного монолога городничего. Почему этот монолог называют трагикомическим?

22. Выявите значение немой сцены в развязке произведения. Как эта сцена соотносится с общим пафосом «Ревизора»?

23. Дайте толкование понятию комического. На чем построен комический эффект «Ревизора»? Каким образом раскрываются комические стороны характеров в пьесе?

24. Перечислите основные художественные средства и приёмы, используемые автором в «Ревизоре». Приведите примеры этих средств.

25. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ города в комедии “Ревизор”».

26. Напишите сочинение на тему: «Новаторство Гоголя-драматурга в комедии “Ревизор”».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.