Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-04 | 1718 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Новаторской чертой драматургии Островского являются обширные экспозиции в его пьесах. Не является исключением и «Гроза».
Кроме того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это замечательные виды волжских просторов.
Еще одна новаторская черта пьес драматурга – широкое использование произведений фольклора. Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.
Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие.
Одна из существенных черт такого «фона» – присутствие на сцене ряда персонажей,которые, не участвуя в основной интриге, очень важны для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня, другие лица.
И драма, и трагедия вырастают у Островского не из каких-либо экстраординарных обстоятельств, а из повседневности, из той атмосферы, в которой постоянно живут герои. Недаром драматические произведения Островского нередко называют «пьесами жизни».
Экспозиция в «Грозе» занимает целых два действия – первое и второе. Перед зрителем открывается широкая картина нравов города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологах и диалогах раскрываются существенные стороны их характеров.
В основе сюжета «Грозы» лежит любовная интрига. Её экспозиция такжесодержится в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса.
Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает завязку. Катерина, предчувствуя, что не сможет одна справиться со страстью, умоляет Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к её мольбам. Мало того, он оскорбляет Катерину, откровенно высказывая ей своё желанием отдохнуть не только от опеки матери, но и от присутствия жены.
|
Показательно, что завязка в «Грозе» происходит лишь в конце второго действия. Это известная сцена с ключом. В душе Катерины борются два чувства – страсть к Борису и сознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает.
В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.
Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.
Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.
Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.
Назовем прежде всего монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает?..» Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По существу, он бросает ее в беде, о чём свидетельствует последняя их встреча.
Последний монолог Катерины («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу, всё равно…»), из которого мы узнаем о роковом решении героини, поражает своей безысходностью: «Всё равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!»
Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.
|
В результате погубить душу оказалось для Катерины легче, чем продолжать жить в «темном царстве».
Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.
Вопросы и задания
1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли детство и юность драматурга. Как ранние жизненные впечатления повлияли на последующее его творчество?
2. Назовите основные периоды творчества Островского. Отметьте новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждый из этих периодов.
3. В каком году «Гроза» вышла в свет? В чём своеобразие отражения эпохи конца 1850-х годов в этом произведении? Какие оценки дали новой пьесе Островского Ап. Григорьев, Добролюбов, Писарев?
4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чём проявился кризис изображенного Островским патриархального мира?
5. Кратко расскажите о Диком и Кабанихе. В чем своеобразие характеров и жизненных позиций этих лиц? Какова роль каждого из них в пьесе?
6. Определите роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картине калиновского мира.
7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите своеобразие каждого из этих лиц.
8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?
9. Рассмотрите образ Катерины и художественные средства его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в миропонимании главной героини – противоречие, приведшее её к гибели? Каковы основные источники художественных средств создания образа Катерины?
10. Как жанровые характеристики пьесы определяются своеобразием внешнего и внутреннего конфликтов? Каким образом проявляются в «Грозе» черты комедии, драмы и трагедии?
11. Рассмотрите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?
12. Подготовьте развернутый план-конспект на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе “Гроза”».
13. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества и их роль в создании образов персонажей в “Грозе” А.Н.Островского».
Тема 13. И.А.Гончаров. Краткие биографические сведения. «Обломов» [26]
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!