Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-04 | 1278 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В основе сюжета романа Достоевского лежит история преступления. Писатель выявляет его социальные истоки;онпоказывает, как герой обосновывает свой поступок идеями времени. Автор рассказывает нам об исполнении замысла Раскольникова, о крахе его теории. Наконец, Достоевский повествует о трудном пути героя к покаянию и к духовному возрождению.
Истоки преступления Раскольникова Достоевский видит в окружающем героя мире несправедливости, мире человеческих страданий. Этот страшный мир раскрывается перед читателем в картинах петербургской жизни, отчасти также – в картинах жизни провинции (письмо матери Раскольникова).
Подробному описанию мира зла, социальной несправедливости, жестокости и человеческих бедствий посвящены экспозиционные главы романа. В первой главе первой части произведения дается краткая характеристика самого героя, а также старухи-процентщицы. Во второй главе приводится исповедь Мармеладова, в которой перед читателем открывается картина нищеты и страданий семьи этого героя. В третьей главе, в письме Пульхерии Александровны, рассказывается о бедственном положении матери и сестры Раскольникова; кроме того, читатель впервые узнает о Свидригайлове и Лужине.
Петербург Достоевского – город социальных контрастов, которые значительно углубились в пореформенную эпоху.
Контрасты эти заметны уже в городском пейзаже. С одной стороны, Достоевский рисует роскошные дворцы, дачи на островах, утопающие в зелени, где гуляют нарядные дети. С другой стороны, писатель показывает район Сенной площади, доходные дома, дворы-колодцы. Достоевский воссоздает ужасающую картину летнего («желтого») Петербурга (жара, известка, вонь распивочных).
|
С контрастами во внешних описаниях города соотносятся контрасты в описаниях его обитателей. Перед читателем открываются два мира людей: мир власть имущих и мир «униженных и оскорбленных». Среди сильных мира сего назовем Лужина и Свидригайлова. Облик этих героев наиболее полно раскрывается на фоне Петербурга. Исключительно важен для понимания проблематики романа образ старухи-процентщицы. Это образ символический. Старуха-процентщица олицетворяет собой зло, царящее в мире.
С другой стороны, читателю открывается мир «униженных и оскорбленных». Здесь прежде всего следует назвать семью Мармеладовых. Как уже отмечалось, история этой семьи составляет отдельную сюжетную линию в романе Достоевского, которую можно определить как трагическую. Особое внимание писатель уделяет теме оскорбленного детства.
Среди «униженных и оскорбленных» нужно назвать и кроткуюЛизавету – сестру старухи-процентщицы, и девочку на бульваре, которую пытается соблазнить жирный господин, и доведенную до отчаяния женщину, пытающуюся утопиться. К униженным и оскорбленным можно отнести также мать Раскольникова, его сестру, наконец, самого героя.
Для понимания темы «униженных и оскорбленных» важен первый сон Раскольникова – сон о лошадке. Он имеет символическое значение в романе. Замученная кляча – символ безмерных страданий, царящих в мире.
Существует ещё одно истолкование образа лошадки. Он мыслится как отражение растерзанной души самого героя, вставшего на путь преступления.
Сон о лошадке имеет также экспозиционное значение: здесь намечаются три пути, по которым может пойти герой в своем противостоянии злу, царящему в мире. Маленький Родя обнимает и целует умирающую лошадку. Это путь сострадания. Мальчик бросается с кулаками на мужика – убийцу лошадки. Это путь бунта. Впрочем, есть и третий путь, на который указывает отец Раскольникова. «Пойдем! Пойдем! – говорит он ему. – Домой пойдем». Это путь невмешательства, который герой не принимает.
|
Раскольников обосновывает свое преступление идеями времени. Он создает собственную теорию (см. выше, раздел о Раскольникове). Достоевский критикует теорию Раскольникова с позиций почвенничества. Не случайно эта теория возникает в Петербурге – в городе, олицетворяющем собой западную цивилизацию. Писатель считает, что индивидуализм и рационализм, пришедшие с Запада, чужды душе русского человека. В этом отношении взглядам главного героя противопоставлены и позиция маляра Миколки, и позиция Сони Мармеладовой – персонажей, олицетворяющих собой идею самоотверженности, самопожертвования.
Своеобразие сюжетного построения романа проявляется здесь в следующем. Идеи, составляющие теорию героя, обсуждаются разными персонажами романа и до совершения героем преступления (разговор студента и офицера), и после (разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем и Разумихиным; его разговоры с Соней и со Свидригайловым). Писатель тем самым подчеркивает, что идеи эти «носятся в воздухе», что они широко распространены в современном обществе.
Достоевский считал, что только та идея достойна внимания, которая воплощена в жизнь. Вновь обратимся к уже упомянутому разговора студенту и офицера. В ответ на рассуждения студента о том, что можно убить одну старуху и на ее деньги спасти многих людей, офицер спрашивает своего собеседника: «Убьешь ты сам старуху или нет?» Студент отвечает: «Разумеется, нет. Я для справедливости... Не во мне тут дело...» Очень важна следующая реплика офицера: «А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой справедливости!» Эти слова офицера укрепляют Раскольникова в мысли, что лишь на самом себе, в собственном деянии он может проверить свои идеи.
Раскольников стремится испытать, является он «тварью дрожащей» или «великим человеком». Убийство старухи-процентщицы – это своего рода «проба».
Достоевский в деталях описывает ужасающую картину убийства, подчеркивая тем самым противоестественность, бесчеловечность преступления своего героя.
Совершив преступление. Раскольников не избавил униженных и оскорбленных от страданий. Он внес в мир новое зло. Раскольников убивает не только старуху, но и кроткую Лизавету, а возможно, и ребенка в ее чреве. Достоевский тем самым хотел показать, что одно преступление неизбежно влечет за собой другие.
|
В последнем сне Раскольникова, увиденном героем уже на каторге, рисуется апокалиптическая картина. Писатель показывает, к чему могут привести идеи Раскольникова, если они восторжествуют: люди станут убивать друг друга, человечество само себя уничтожит.
Убив старуху и Лизавету, Раскольников «убивает» самого себя, «убивает» собственную душу.
Еще одна особенность композиции сюжета состоит здесь в том, что наказание, если его понимать как страдание, начинает осуществляться даже раньше, чем герой совершает преступление. Ещё готовясь к убийству старухи, Раскольников начинает испытывать душевные муки. После совершения преступления эти муки становятся невыносимыми, герой оказывается на грани помешательства, едва не кончает жизнь самоубийством. Он чувствует себя оторванным от людей, даже самых близких. В итоге Раскольников не выдерживает душевных терзаний и учиняет явку с повинной.
Достоевский показывает также, как его герой постепенно преодолевает влияние пагубной теории.
Первый порыв к просветлению Раскольников чувствует в тот момент, когда он помогает умирающему Мармеладову, его семье. Не случайно во время прощания с маленькой Полей Раскольников просит девочку молиться о «рабе Родионе». Подобные порывы происходят в душе героя и позже.
Решающую роль в духовном возрождении Раскольникова сыграла Соня: она тоже «преступила» и поэтому может понять героя лучше, чем другие. Соня читает Раскольникову евангельский текст (Евангелие от Иоанна) о воскрешении Лазаря. Это чтение предваряет будущее душевное воскресение Раскольникова. Герой берёт, хотя и не сразу, у Сони крест – символ готовности принять страдания во искупление собственной вины перед Богом и перед людьми. Раскольников у всех на виду целует землю на Сенной площади.
Однако душа героя исцеляется не сразу. Даже учинив явку с повинной, оказавшись на каторге, Раскольников не раскаивается в своем преступлении. Ему кажется, что все дело в том, что он не оказался «великим человеком».
Лишь на каторге, после перенесенной тяжелой болезни, в окружении сибирской природы, Раскольников вместе с Соней ощущают «зарю обновленного будущего». «Их воскресила любовь, – пишет Достоевский. – Вместо диалектики наступила жизнь». В конце эпилога мы узнаем, что «под подушкой» Раскольникова «лежало Евангелие». Тем самым Достоевский дает понять читателю, что герой преодолел свою теорию и вступил на путь покаяния и духовного возрождения.
|
Главная сюжетная линия, передающая историю Раскольникова, соотносится с ещё одной сюжетной линией, в которой воссоздается судьба Свидригайлова. Героев сближает идея вседозволенности, которую каждый из них по-своему воплощает в жизнь. Однако в их характерах, взглядах и судьбах наблюдаются принципиальные расхождения. Теория Раскольникова явилась результатом лишь временного помрачения разума героя, и искреннее, целомудренное сердце Родиона всё-таки вывело его на истинный путь. Жизненные принципы Свидригайлова, насильника и растлителя детей, не оставляли надежд на душевное воскресение этого персонажа. Даже забота о сиротах Мармеладовых не спасла его от рокового шага.
Перед Раскольниковым открывались два пути: или путь Свидригайлова, или путь Сони. «Тут – или ее дорога, или его», – размышляет герой. В результате Раскольников выбирает путь, указанный Соней. Это путь страданий во искупление собственной вины. Индивидуалистическому бунту Раскольникова Достоевский противопоставляет христианские ценности, которые проповедует всей своей жизнью Соня, – любовь, самоотверженность, сострадание.
В сюжетном построении произведении важную роль играет также линия Разумихина и Дуни. Их жизнь рассматривается писателем в качестве альтернативы как пути бунта, так и пути «привычки к подлости». Между тем линия этих двух героев не является в «Преступлении и наказании» главной: утверждая идею созидательной деятельности на благо людей как альтернативу идее насильственного изменения жизни на основе рационалистических теорий, Достоевский в то же время делает акцент именно на пути покаяния и соединения с Богом как главном способе преображения мира, а такой путь невозможен без сознания человеком собственной греховности. В результате оказывается, что судьба Раскольникова и Сони больше подходит для христианской проповеди Достоевского, чем благополучная судьба сестры главного героя и его друга. Как мы знаем из Евангелия, первым в раю оказался раскаявшийся на кресте разбойник.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!