Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Н.А.Некрасов (1821–1877/1878). Краткие биографические сведения

2017-06-04 883
Н.А.Некрасов (1821–1877/1878). Краткие биографические сведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году в местечке Немирове Подольской губернии. Детские годы поэта прошли на Волге, в селе Грешневе Ярославской губернии.

Отец Некрасова был жестоким помещиком-крепостником, деспотичным по отношению не только к крестьянам, но и к своим близким, прежде всего к матери поэта. Мать Некрасова, женщина добрая, умная и образованная, безвременно умерла (в 1841 году). И крепостническое самодурство отца, и его жестокость в отношении матери оставили в душе поэта след на всю жизнь. С детства Некрасов знал жизнь простого народа, сочувствовал ему.

В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в городе Ярославле. К этому времени относятся и первые литературные опыты поэта. После окончания гимназии Некрасов поехал учиться в Петербург. Будущий поэт стремился поступить в университет, а не идти на военную службу, как того хотел его отец. В результате Некрасов остался без всякой материальной поддержки. Первые годы жизни поэта в Петербурге были очень трудными.

Первый период творчества Некрасова – 1830-е – начало 1840-х годов. Это было время литературного ученичества поэта. Основное событие этого периода – публикация в 1840 году сборника «Мечты и звуки».

Второй период творчества – 1840-е годы. Некрасов – поэт «натуральной школы». Некрасова отличает интерес к социальным проблемам, к жизни простого народа, бедняков. Основной пафос произведений Некрасова этого периода – сочувствие «униженным и оскорбленным», сострадание «маленькому человеку».

Третий период творчества – конец 1840-х – первая половина 1850-х годов. Тема крестьянской России, намеченная уже в 1840-е годы, становится главной в творчестве Некрасова. Наиболее известные стихотворения этого периода – «Несжатая полоса» (1854), «В деревне» (1854), «Забытая деревня» (1855).

Четвертый период творчества – середина 1850-х – 1870-е годы. Некрасов становится поэтом революционной демократии. Программным стихотворением, открывающим новый период в творчестве Некрасова, является «Поэт и Гражданин» (1855).

Назовем также такие произведения этого периода, как «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Крестьянские дети» (1861), «Железная дорога» (1864), «Элегия» (1874), «О Муза! Я у двери гроба...» (1877), «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877).

Анализ стихотворений

 

«В дороге»

Стихотворение «В дороге» создано в 1845 году. Это яркий пример лирики Некрасова периода «натуральной школы». Тема простого народа начинает занимать главное место в творчестве поэта. Особо здесь следует отметить мотив суровой женской доли.

Произведение «В дороге» написано в форме стихотворного диалога – разговора лирического героя с ямщиком. Слова ездока обрамляют исповедь крестьянина, что определяет кольцевую композицию стихотворения.

Открывает произведение обращение ездока к ямщику:

 

Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи –
Буду, братец, за все благодарен.

 

В центре рассказа ямщика – история его жены Груши, которая воспитывалась в барском доме и не была приучена к тяжелым условиям крестьянской жизни. Выйдя замуж за простого крестьянина, Груша оказалась в невыносимой для нее ситуации, подорвавшей здоровье молодой женщины и приближающей её к смерти:

 

Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу...
А с чего?.. Видит Бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...

 

Безысходность ситуации подчеркивается и заключительным возгласом ездока, исполненного горькой иронии:

 

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..

В стихотворении звучит характерный для Некрасова мотив дороги; дорога здесь символизирует тяжелый жизненный путь человека. В рассказе ямщика отметим просторечные слова и выражения («вишь ты», «тоись», «чай», «слышь»), придающие произведению яркий народный колорит.

«Тройка»

 

Тема стихотворения «Тройка» (1846) – тяжелая судьба женщины-крестьянки.

В основе произведения лежит контраст между природной красотой героини и тяжелой судьбой, которая ей уготована.

Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к девушке:

 

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу,

Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

 

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

 

Отметим кольцевую композицию произведения. Тема, заданная в первых двух четверостишиях в форме вопроса, вновь звучит в последних четверостишиях как безотрадное утверждение:

 

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

 

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки,

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

 

Замкнутость композиции произведения подчеркивает безысходность судьбы героини.

Стихотворение Некрасова символично. Образ дороги символизирует тяжкий жизненный путь крестьянки. «Бешеная тройка» – символ другой жизни, несбыточного счастья.

Анапест придает стихотворению напевность, свойственную народной поэзии.

 

 

«Вчерашний день, часу в шестом…»

 

Многие стихотворения Некрасова 1840-х годов написаны в форме зарисовки уличной сцены. Одно из таких произведений – «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848):

 

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

 

От конкретного жизненного факта поэт идет к широкому художественному обобщению.

Важную роль в произведении играет символика. Символичен образ Сенной площади – места наказаний простого люда. Женщина, страдающая под бичом, – символ многострадальной крестьянской России.

В стихотворении присутствует также тема поэта и поэзии. Несчастная женщина названа родной сестрой некрасовской Музы. Впервые в русской поэзии Муза является не в образе вакханки и не в образе «барышни уездной» (как у Пушкина), а в образе простой крестьянки, иссеченной кнутом.

 

 

«Мы с тобой бестолковые люди...»

 

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...» написано в 1851 году и посвящено Авдотье Панаевой. Это произведение относится к любовной лирике поэта. Лирический герой этого произведения без романтической идеализации говорит о чувствах близких людей, о радостях и размолвках их совместной жизни. Истинные чувства, по мысли поэта, неотделимы от прозы жизни:

 

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...

 

 

«Забытая деревня»

 

Стихотворение «Забытая деревня» (1855) отличается сатирической направленностью. В нем высмеивается рабская психология народа, наивная вера крестьян в «доброго барина».

Поэт изображает разных представителей деревни. Это и бабушка Ненила, и бурмистр Влас, и сосед-кулак, и вольный хлебопашец.

В первых шестистишиях автор рассказывает о трех случаях несправедливости по отношению к крестьянам. Бурмистр отказал бабушке в лесе; сосед-кулак отнял у крестьян «косячок изрядный» земли; немец-управитель запретил брак Наташи с вольным хлебопашцем. Вся надежда крестьян на доброго барина. В четвертом шестистишии говорится о том, что произошло с крестьянами, пока они ждали барина:

 

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута – урожай сторицей;

Прежние парнишки ходят бородаты;

Хлебопашец вольный угодил в солдаты,

И сама Наташа свадьбой уж не бредит…

Барина все нету, барин все не едет!

 

Наконец, наступает кульминационный момент: приезд старого барина в гробу и возвращение молодого барина в Петербург. Некрасов, рисуя смену поколений бар, подчеркивает безвыходность ситуации: долготерпение народа – главная причина его бесправия.

 

 

«Поэт и Гражданин»

Стихотворение «Поэт и Гражданин» создано в 1855 году. Это был переломный момент в русской истории. Начинался общественный подъем, пиком которого стал 1861 год, когда было отменено крепостное право. В этой обстановке перед поэзией встали новые задачи.

Произведение написано в форме стихотворного диалога. Его участники – Поэт-лирик и Гражданин. В образе Поэта-лирика угадываются черты самого Некрасова. Что касается Гражданина, то его прототипами могли быть Добролюбов и Чернышевский.

В то же время и Поэта, и Гражданина можно рассматривать в этом стихотворении как две стороны личности самого Некрасова, в душе которого сочетаются интимно-лирическое и гражданское начала.

Основной мотив произведения – высокое гражданское назначение поэта.

Гражданин, признавая несомненный талант Поэта (хотя и не такой, как у Пушкина), упрекает своего товарища в бездеятельности на общественном поприще:

 

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Гражданин призывает Поэта занять активную общественную позицию:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

 

Заключает произведение лирический монолог Поэта, в котором он вспоминает о своей юности. Действительно, в свое время он внёс большой вклад в дело защиты «униженных и оскорбленных», в дело обличения общественных пороков:

 

Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

 

Однако в последующие годы реакции страх за собственную участь мешал Поэту выполнять свой гражданский долг:

 

И что ж?.. Мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...

 

Чистосердечную исповедь Поэта можно рассматривать как залог его возвращения к высокому гражданскому служению.

«Размышления у парадного подъезда»

 

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано в 1858 году. Рассмотрим композицию произведения. В нём можно выделить три части. В первой части поэт рисует сцены у парадного подъезда. Вторая часть представляет собой сатиру на «владельца роскошных палат». Третья частьпесня-стон народа.

В основе первой части стихотворения лежат личные впечатления Некрасова. Поэту нередко приходилось наблюдать сцены из окна квартиры, откуда виден был подъезд дома, который занимал министр государственных имуществ.

Поэт обличает раболепие чиновников, которые, будучи одержимы «холопским недугом», спешат в торжественные дни засвидетельствовать свое почтение начальству.

Он рисует также будничные картины унижения слабых и обездоленных просителей.

 

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

 

Центральное место в первой части стихотворения занимает образ мужиков-странников, напоминающих нам странников-правдоискате­лей из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

 

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди.

Показался швейцар. «Допусти», – говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых.

 

Образ мужиков дан обобщённо: крестьяне-странники не названы по именам, внешне они выглядят одинаково.

Народ здесь выступает как великий страдалец и одновременно как носитель высоких духовных ценностей, прежде всего – глубокой и нелицемерной веры в Бога. Христианские образы и мотивы подчеркивают нравственную силу народа, его стремление к правде-матушке.

Обратимся ко второй части произведения.

Искренняя вера в Бога и высокая духовность народа противопоставлены безбожию и неправедности вельможи – «владельца роскошных палат». К нему лирический герой обращается со словами, исполненными гнева:

 

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! В тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

 

Не случайно вторая часть стихотворения по своему жанру близка к сатире. Жизненный путь вельможи завершится вдали от родины – «под пленительным небом Сицилии». В самом деле: этот государственный деятель, призванный блюсти интересы своего народа, на самом деле не любит России; ему чужды скорби и чаяния русского крестьянства. С едкой иронией Некрасов пишет о «дорогой и любимой семье» вельможи, «ждущей смерти» его «с нетерпением». Авторская ирония в конце рассказа о «владельце роскошных палат» переходит в сарказм:

 

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

 

В третьей части стихотворения звучит песня-стон народа. Здесь образ русского крестьянства предельно обобщен. Речь уже идет не о конкретных мужиках-странниках, а обо всем многострадальном народе. Не случайно скорби крестьянства сравниваются с широкими разливами Волги:

 

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…

 

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом лирического героя. Этот вопрос заключает в себе революционно-демократичес­кую идею стихотворения:

 

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

 

Поэт скорбит о смирении, долготерпении народа. Он надеется на его пробуждение, на его борьбу с угнетателями.

 

 

«Крестьянские дети»

 

«Крестьянские дети» написаны в 1861 году. В основе произведения лежат воспоминания Некрасова о собственном детстве, которое прошло в описываемой местности, в Ярославской губернии, и о последующих посещениях родных мест.

«Крестьянские дети»– лироэпическое произведение, напоминающее поэму, с элементами драмы.

Эпическое начало связано с изображением картин жизни крестьянских детей, неотделимой от природы. Лирическое начало воплощено в размышлениях повествователя – охотника, приехавшего в свои родные края. В поэме есть и драматические элементы (разговор охотника с детьми, его беседа с маленьким Власом, театральное представление с собакой Фингалом); они придают произведению живость, непосредственность.

В поэме звучат такие мотивы, как единение с природой, крестьянский труд.

Основное содержание произведения составляют яркие картины быта крестьянских детей. Это разговоры с путниками у «старинных вязов»:

 

 

Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.

 

Это сбор грибов и ягод, купание в реке, игры в лесу.

 

Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.

 

Это и начало трудовой жизни малышей:

 

«Довольно, Ванюша! Гулял ты немало,
Пора за работу, родной!»
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем...

 

Особенно ярко описан в поэме эпизод, когда шестилетний Влас помогает отцу заготавливать дрова: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

Крестьянские дети наблюдают все циклы деревенского труда и активно участвуют в нем. Некрасов описывает в своем произведении различные времена года (лето, зима), что усиливает эпический масштаб произведения.

Не меньшее значение имеют в поэме лирические размышления поэта о крестьянских детях. Отмечая вольную обстановку их возрастания, он указывает и на трудные стороны их жизни:

 

Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...

 

Таким образом, поэт восхищается крестьянскими детьми, их добротой, смекалкой, любознательностью, трудолюбием. Вместе с тем он сочувствует той нелегкой доле, которая их ожидает в дальнейшей жизни.

 

 

«Железная дорога»

 

Если стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) создавалось в период общественного кризиса накануне реформы 1861 года, то поэму «Железная дорога» (1864) Некрасов писал во время усиления реакции, когда надежды революционных демократов на скорую крестьянскую революцию не оправдались.

Эпиграфом к поэме служит разговор в вагоне между мальчиком Ваней и его папашей-генералом. На вопрос Вани о том, кто строил железную дорогу, генерал отвечает, что ее строил граф Петр Андреевич Клейнмихель. Уже в эпиграфе намечается полемический вопрос, ответом на который и становится поэма Некрасова.

В произведении четыре части. Первая часть начинается с живописной картины осени:

 

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

 

Вторая часть поэмы выступает контрастом по отношению к первой. Красоте природы противопоставлена ужасающая картина народных страданий.

Начало второй части полемично. Лирический герой хочет рассказать мальчику Ване правду о строителях железной дороги – ту самую правду, которую скрыл от ребенка отец:

 

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

 

Правда эта мрачная и жестокая. Лирический герой рисует символический образ царя-голода, который правит нищим народом, сгоняет его на тяжелую работу и в итоге приводит к гибели:

 

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

 

В центре второй части поэмы сон Вани. Здесь, по верному замечанию Н.Н.Скатова, особенно важно то, что страдания народа преломляются через сознание ребенка. Сказочный сон, песнь мертвецов, данные в восприятии мальчика, способствуют постижению всей глубины человеческих страданий. Крупным планом выступает фигура крестьянина-белоруса:

 

…Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус:

 

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах;

 

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век…

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

 

Образ белоруса символичен. Он олицетворяет собой невыносимые мучения всех строителей железной дороги.

Завершают вторую часть поэмы размышления лирического героя о судьбе русского народа.

С одной стороны, он убежден, что народу уготовано счастливое будущее. Лирический герой обращается к Ване:

 

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

 

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

 

С другой стороны, лирический герой сознает, что этого светлого будущего ни ему самому, ни даже маленькому Ване не дождаться. Отсюда слова лирического героя, исполненные грусти:

 

Жаль только, жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

 

В третьей части поэмы приводится точка зрения генерала, который считает, что народ не способен к созидательной деятельности:

 

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!..

 

Наконец, в четвертой части поэмы лирический герой по просьбе генерала показывает «светлую сторону» жизни народа. Однако так называемая «светлая сторона» выражается в пьянстве строителей дороги и в их раболепии перед купчиной-подрядчиком. Народ топит свое горе в вине. Не случайно в долготерпении народа, в его покорности властям, в его беспробудном пьянстве Некрасов видел главную причину отсутствия революционности в народных массах.

Заключительный вопрос лирического героя, исполненный горькой иронии,передает глубокую скорбь поэта:

 

Выпряг народ лошадей – и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

 

Итак, мы видим, что в своей поэме Некрасов вскрыл одно из глубочайших противоречий народной жизни, народного сознания. С одной стороны, Некрасов показал богатырскую силу русского народа, его «привычку к труду благородную». С другой стороны, поэт не может смириться с долготерпением народа, его покорностью угнетателям.

 

 

«Элегия» (1874)

 

«Элегия» 1874 года – одно из итоговых стихотворений Некрасова, где поэт размышляет о своем служении народу, о своей Музе, о значении всего своего творчества.

Исследователи неоднократно отмечали, что в своем произведении поэт опирался на пушкинские традиции. «Элегию» принято называть «пушкинским» стихотворением Некрасова. При его чтении возникают ассоциации с такими известными стихотворениями Пушкина, как «Деревня» (1819), «…Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Эхо» (1831)[30].

Рассмотрим композицию «Элегии». В ней можно выделить четыре части. Ведущий мотив первой частинародные страдания. Поэт настаивает на том, что тема народных страданий продолжает оставаться актуальной и в пореформенной России:

 

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она!

 

Особое значение приобретает здесь обращение поэта к юношеству, что сближает его стихотворение с пушкинским «…Вновь я посетил…» («Здравствуй, племя младое, незнакомое!..»). Действительно, свое стихотворение Некрасов пишет не только для современников, но и для потомков.

Назовем еще одно стихотворение Пушкина, реминисценции из которого возникают в «Элегии» Некрасова. Это «Деревня». Опираясь на традиции «Деревни», Некрасов пишет о народных страданиях:

 

Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

 

Задача поэта – напоминать ликующей толпе о бедствиях народа, «к народу возбуждать вниманье сильных мира».

Переходя к анализу второй части стихотворения, процитируем следующие строки Некрасова:

 

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

 

Здесь очевидна перекличка с пушкинским стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как и Пушкин, Некрасов ставит себе в заслугу служение народу. В этом смысл всей его поэзии. Одновременно Некрасов отмечает такое начало своего поэтического творчества, как его боевой, бунтарский дух:

 

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

 

Поэт не удовлетворен итогами крестьянской реформы. Да, он «видел красный день: в России нет раба». Но в то же время поэт задается вопросом: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Своим вопросом Некрасов возвращается к теме народных страданий. Освобождение крестьян от крепостного рабства не облегчило их мучений.

Если в первых двух частях произведения преобладает ораторский стиль, то в третьей части стихотворения лирическое начало начинает преобладать над высокой патетикой. Поэт любуется картинами крестьянской страды, повседневной жизнью народа, которая протекает в единении с природой. В то же время Некрасов сознает, что труд крестьянина продолжает оставаться непосильно тяжелым, изнурительным. Поэта вновь мучат вопросы:

 

В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода наконец внесла ли перемену

В народные судьбы, в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..

 

Четвертая часть стихотворения напоминает, по наблюдению Н.Н.Скатова, не только элегии Пушкина, но и «Вечер» (1806) В.А.Жуковского. Некрасов пишет:

 

 

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме…

 

Поэт предается мечтам на лоне природы, и в его душе пробуждается поэзия. Песнь поэта находит отклик в природе:

 

Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся… Природа внемлет мне.

 

Природа слышит песню поэта, но народ, к которому эта песня обращена, не понимает ее: «Увы! Не внемлет он – и не дает ответа». Здесь поэт имеет в виду тот факт, что идеи революционной демократии, проповедуемые им, не находят понимания в крестьянской среде, остаются чуждыми народу. Вот почему произведение Некрасова приобретает столь грустное звучание.

 

 

«О Муза! Я у двери гроба!..»

 

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!..» завершает тему поэта и поэзии в лирике Некрасова. Оно написано в 1877 году, незадолго до смерти поэта. В этом произведении Некрасов возвращается к образу «кнутом иссеченной Музы» из стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...» 1848 года.

Поэт уверен, что его стихи и после его смерти будут служить «честным сердцам»:

 

О Муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Вопросы и задания

 

1. Где и когда родился Н.А.Некрасова, в каких местах прошло его детство? Как детские впечатления отразились в последующем творчестве поэта? Где Некрасов учился? Почему он, приехав в Петербург, оказался без средств к существованию? Расскажите о первом периоде творчества поэта. Как назывался сборник стихотворений, завершивший этот период? Каким предстает перед читателем Некрасов в 1840-е годы? Назовите произведения, написанные в этот период. Какие новые мотивы начинают звучать в поэзии Некрасова в 1850-е годы и в последний период творчества? Какое произведение поэта ознаменовало утверждение в его стихах революционно-демократических идей? Назовите произведения, созданные Некрасовым во второй половине 1850-х – 1870-е годы.

2. Сделайте краткий разбор стихотворений «В дороге» и «Тройка». Как в них осмысляется суровая доля женщины-крестьянки? Каковы стилистические особенности этих произведений?

3. Сделайте разбор произведения «Вчерашний день, часу в шестом...» Какое звучание приобретает здесь тема поэта и поэзии? Что вы можете сказать об образе некрасовской Музы?

4. В чем новизна звучания мотива любви в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...»?

5. Разберите стихотворение «Забытая деревня» Почему это произведение Некрасова можно отнести к жанру сатиры? Кого и что обличает здесь поэт?

6. Сделайте анализ произведения «Поэт и Гражданин». В какой форме написано это произведение? Дайте толкование образам Поэта и Гражданина. В чем смысл заключительной исповеди Поэта?

7. Сделайте разбор стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Рассмотрите композицию произведения, проанализируйте каждую из трех частей. Как в заключительных сроках «Размышлений...» выражена авторская позиция?

8. Проанализируйте поэму «Крестьянские дети». Как в этом произведении сочетаются эпические, лирические и драматические элементы? Какие картины жизни детей рисует здесь поэт? Какова авторская позиция в произведении?

9. Сделайте анализ «Железной дороги», проанализировав эпиграф и каждую из четырех частей произведения. Какие символические образы мы находим во второй части? Какова позиция оппонента лирического героя – генерала? В чем заключается «светлая» сторона жизни народа, описанная в четвертой части? Какой художественный прием использует здесь Некрасов?

10. Почему стихотворение Некрасова «Элегия» исследователи называют «пушкинским»? Реминисценции из каких произведений Пушкина мы здесь находим? Проанализируйте каждую из четырех частей «Элегии». Какие мотивы звучат в каждой части? Почему так грустно завершение этого стихотворения?

11. Какие образы из предсмертного стихотворения Некрасова «О Муза! Я у двери гроба...» встречались в ранних его произведениях? С чем поэт связывает свою известность среди будущих поколений?


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.