Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-04 | 591 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Свое философское понимание природы Тургенев дает в очерке «Поездка в Полесье» (1858). Писатель утверждает мысль о том, что человек ничтожен перед могучей силой природы. Вечная природа постоянно напоминает человеку о быстротечности его жизни, о смерти. «Мне нет до тебя дела, – говорит природа человеку, – я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть».
В романе «Отцы и дети» писатель стремится показать, что природа сильнее человека. Так, красота природы выявляет несостоятельность вульгарно-материалистических теорий. Природное, страстное начало в любви оказывается сильнее вульгарных представлений Базарова о любви. Сама смерть Базарова показывает, по мысли писателя, безграничную власть природы над человеком.
Одновременно Тургенев выступает в своем произведении и как певец русской природы, её несравненной красоты. Образы природы придают тургеневскому роману особую поэтичность.
Нередко через образы природы автор выражает свою позицию по отношению к героям и их идеям.
Пейзаж в III главе имеет в значительной степени социальный смысл. Вид убогих полей, нищих крестьян заставляет Аркадия задуматься. «Нет, – подумал Аркадий, – не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»
В то же время этот же пейзаж приобретает и философское значение. Тургенев пишет: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое». Писатель хочет подчеркнуть, что природа живёт по своим законам; она не зависит от человека, от его размышлений.
Пейзаж в XI главе является ярким примером выражения авторской позиции. Замечательная картина летнего вечера обнаруживает несостоятельность вульгарно-материалистического взгляда на природу. Тургенев пишет: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… “Как хорошо, Боже мой”, – подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста: он вспомнил Аркадия, “Stoff und Kraft”, и умолк…»
|
Описание природы в XXI главе («Настал полдень…») предваряет разговор Аркадия и Базарова под стогом. Образ осины символичен. Он напоминает Базарову его детство, когда в душе героя царили мир и гармония. Теперь, по его словам, «талисман не действует». Далее автор передает философские размышления Базарова: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет». Тургеневский герой сознает, что человек ничтожен перед лицом природы, перед тайнами мироздания.
В XXIV главе Тургенев рисует замечательную картину утренней природы перед дуэлью Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым: «Утро было славное, свежее…» Описывая чудесную природу, Тургенев дает понять читателю, насколько противоестественна сама ситуация дуэли.
В XXV главе идиллические картины природы сопровождают безмятежную историю любви Аркадия и Кати. Ясень – символ чистой, ясной, девственной любви.
Исключительно важным представляется завершающее роман описание деревенского кладбища и могилы Базарова. Эта картина сопровождается философскими размышлениями автора: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…».
|
С одной стороны, цитируя слова Пушкина о «равнодушной» природе, Тургенев хочет подчеркнуть, что «передовые» идеи Базарова и вся его бунтарская жизнь оказываются ничтожными и бессмысленными перед могучей силой природы.
С другой стороны, автор уверен, что «святая, преданная любовь» стариков Базаровых «всесильна»: она сильнее «равнодушной» природы, сильнее смерти. Писатель не сомневается в том, что родители Евгения, претворившие свои безмерные страдания в многотрудный молитвенный подвиг, составляющий отныне весь смысл и содержание их жизни, будут услышаны Богом, их сын-бунтарь будет прощен и его душа обретёт, несмотря ни на что, «вечное примирение» и «жизнь бесконечную» [28].
«Тайный» психологизм
«Отцы и дети» – психологический роман. Автор стремится показать внутренний мир своих героев, приоткрыть, по его словам, «тайны духовной природы человека».
Одновременно Тургенев замечал, что «писатель должен быть психолог, но тайный». У Тургенева мы не найдем развернутых внутренних монологов героев, как у Лермонтова, Толстого или Достоевского. Тургенев передает состояние души героев, их переживания через внешние детали. Поэтому психологизм Тургенева называют «тайным психологизмом». Не случайно главный герой романа «Отцы и дети» замечает: «Разве человек может громко сказать всё, что в нем происходит?»
Приведем некоторые примеры из текста романа. По дороге от почтовой станции домой, созерцая поля, Аркадий начинает восхищаться природой, но, вспомнив о присутствии Базарова, умолкает. Здесь содержится намек на то, что Аркадий боится мнения Базарова о себе.
Тургенев пишет о мыслях Павла Петровича: «Не в одном только прошедшем бродили они». Далее писатель замечает: «А в маленькой задней комнатке… сидела… молодая женщина, Фенечка». Таким образом Тургенев намекает на тайную страсть Павла Петровича к Фенечке. Писатель описывает состояние Павла Петровича после посещения им Фенечки: «Он бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок».
В связи с отъездом Базарова вместе с Аркадием в город Тургенев замечает: «Дуняша даже всплакнула». Эта психологическая деталь свидетельствует о неравнодушии Дуняши к Базарову.
При встрече с Одинцовой Базаров «с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился». В присутствии Одинцовой Базаров, «развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно». Когда Одинцова пригласила Базарова в Никольское, Аркадий заметил, что «приятель его покраснел». Указанные детали свидетельствуют о зарождающемся чувстве Базарова к Одинцовой. То же можно сказать о следующей детали: уже в Никольском, перед встречей с Одинцовой, Базаров требует себе «рюмку водки» (для храбрости). Кроме того, в Базарове стала проявляться «небывалая прежде тревога».
|
Далее Тургенев заостряет внимание читателя на том, что Базаров влюблен в Одинцову: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Тогда он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами. Во время объяснения Базарова с Одинцовой «руки его дрожали». Через некоторое время после объяснения Базаров «вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами».
Немаловажны и детали, передающие сложное отношение Одинцовой к Базарову. Когда Базаров сообщил, что он собирается ехать в деревню к родителям, «словно ее что в сердце кольнуло». После признания Базарова в любви Одинцова «направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова… и села опять, и опять задумалась».
Во время пребывания двух друзей в Никольском Аркадию кажется, что он, как и Базаров, влюблен в Одинцову. Однако некоторые психологические детали свидетельствуют об интересе Аркадия к Кате. Так, Аркадий подумал о ней: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна».
Отец Базарова волнуется при встрече с сыном: «Чубук так и прыгал у него между пальцами». Василий Иванович безмерно любит Евгения и не может скрыть своих чувств.
Когда Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль, «у Базарова что-то пробежало по лицу». Видимо, Базаров отчасти понял низость своего поведения с Фенечкой.
Приведенные примеры подтверждают мысль о своеобразии психологического анализа в тургеневском романе.
Вопросы и задания
1. В каких местах прошло детство Тургенева и как детские впечатления отразились в его творчестве? Где будущий писатель учился? Какие произведения сделали его известным? Какую роль в жизни писателя сыграла Полина Виардо? Какова была позиция Тургенева в идейной борьбе его времени? Назовите шесть романов писателя. В какое время они создавались? Какие повести Тургенева вам знакомы? Как называется цикл лирических произведений-миниатюр, созданный писателем в последние годы жизни?
|
2. Когда был написан роман «Отцы и дети»? Где и когда он был опубликован? К какому времени относится действие в произведении? Чем характеризовалась эпоха, отраженная в «Отцах и детях»?
3. Назовите основные проблемы романа и кратко прокомментируйте их. Кто из героев и в каких словах формулирует основной вопрос, стоявший перед русским обществом накануне реформы 1861 года?
4. Рассмотрите идейную направленность произведения. Каково отношение Тургенева к либеральному дворянству и к разночинцам-демократам? Какие вечные ценности утверждает писатель в своем произведении?
5. Охарактеризуйте Павла Петровича Кирсанова, выделите главные черты его личности, проанализируйте его взгляды и убеждения. Какие художественные средства использует Тургенев при создании образа этого героя?
6. Рассмотрите образ Базарова. Выявите главные черты его характера, расскажите о его взглядах, убеждениях. В чем смысл нигилизма Базарова? В чем проявляется его нигилистическое отношение к природе, искусству, человеческим чувствам? Каковы политические взгляды героя? В чем смысл его отношения к народу? Какие художественные средства использует Тургенев, создавая образ Базарова?
7. Кратко охарактеризуйте Николая Петровича и Аркадия. Какие черты характера и мировоззрения сближает отца и сына? Какие жизненные идеалы отличают всю семью Кирсановых?
8. Расскажите об Анне Сергеевне Одинцовой. Какие черты личности героини делают её незаурядной, позволяют стать главной героиней романа? Какие средства использует Тургенев при создании ее образа? Что сближает и что разделяет Анну Сергеевну и её сестру Катю?
9. Какую идейно-композиционную роль в «Отцах и детях» играет Фенечка? Почему именно эта героиня оказывается в центре коллизии Павел Петрович – Базаров?
10. Какую роль в романе играет княгиня Р. – возлюбленная Павла Петровича? Какие приёмы использует писатель при создании ее образа?
11. Расскажите о родителях Базарова. Что составляет суть их характеров, их мировоззрения? Почему именно эти лица из поколения «отцов» оказываются предстоящими Богу в заключительной картине тургеневского романа?
12. Охарактеризуйте жанровые и композиционные особенности «Отцов и детей». В чем состоит главное отличие романов Тургенева от его повестей? Почему «Отцы и дети» могут быть названы идеологическим, философским, психологическим романом? В чем проявляется лаконичность тургеневского романа? Какую роль в «Отцах и детях» играет ситуация «rendez-vous»? Назовите и кратко охарактеризуйте основные любовные истории в «Отцах и детях».
|
Что лежит в основе сюжета всего произведения? Какие два «круга» проходят Базаров и Аркадий? В чем причина несовпадения их второго «круга»?
Какую композиционную роль играют в произведении первые пятнадцать глав? Какие элементы композиции в этих главах наиболее существенны? Какие события являются наиболее важными в последующих тринадцати главах, какую идейно-композиционную роль эти события играют? Как через сюжетное построение произведения выявляется авторская позиция?
13. Каковы философские воззрения Тургенева в отношении природы? Как называется очерк, в котором писатель выразил свой взгляд на природу наиболее ярко? Каковы основные функции образов природы в «Отцах и детях»? Рассмотрите основные пейзажные зарисовки в романе, определите их идейный смысл. Какие философские идеи выражает автор в заключительном описании природы – картине сельского кладбища?
14. В чем суть «тайного» психологизма Тургенева? В каких словах сам Тургенев определил задачи психологического анализа? А как об этом говорил его герой Базаров? Приведите примеры «тайного» психологизма из текста «Отцов и детей».
15. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Семьи Кирсановых и Базаровых в романе “Отцы и дети”».
16. Напишите сочинение: «Тема любви и своеобразие её художественного воплощения в произведениях И.А.Гончарова и И.С.Тургенева (“Обломов”, “Отцы и дети”)».
Тема 15. Н.А.Некрасов. Краткие биографические сведения Лирика [29]
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!