Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-05-23 | 310 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Главный вопрос как раз и состоит в том, чего именно требует от нас ситуация современного глобального кризиса: тотальной демобилизации как залога того, что каким-либо жестким практикам и технологиям, опасным для природного равновесия, будет положен конец — дезертиры технической цивилизации лишат их необходимого человеческого мате- риала, — или, напротив, качественно нового уровня мобили- зованности и ответственности. Те «реформаторы», которые инициировали процесс деиндустриализации во всем постсо- ветском и постсоциалистическом пространстве, могут найти себе и экологическое алиби, ибо разрушение промышлен- ности, несомненно, сопровождается какими-то снижениями экологической нагрузки. Но можем ли мы считать, что именно в процессе таких разрушений, в ходе инициирован- ной либералами энтропии в самом деле решаются глобаль- ные проблемы современности?
Разумеется, нет. Либеральный эксперимент сопровожда- ется снижением всякого контроля и ответственности — в том числе и применительно к экологической области. Разру- шение индустриальной инфраструктуры готовит еще не слы- ханные технологические катастрофы, симптомы чего мы на- блюдаем уже сегодня. В целом следует подчеркнуть: дух
«дезертирства», воспетый многими представителями контр- культурного экологизма, — это тлетворный дух, на который никакие особые надежды возлагать нельзя.
«Зеленые», вышедшие из контр культуры, противопо- ставляют культуру природе, разделяя вместе с либералами утопию «естественного человека», со всеми его «Ыззе Мге». Им хочется думать, что уход из дисгармоний современной культуры автоматически гарантирует приобщение к природ- ной гармонии; снимая с себя бремя какой бы то ни было со- циальной мобилизованности, мы якобы превращаемся в блаженного вольтеровского дикаря, в котором мудро правит сама мать-природа. На самом деле природа давно уже сама не выпрыгивает в окно, будучи некогда выгнанной в двери.
Искушение глобализмом 391
Экологическая аскеза, в самом деле позарез нужная челове- честву, вытекает отнюдь не из расслабленности, не из мо- рального и социального дезертирства. Опыт показывает, что сбросившие с себя всякую социальную ответственность де- зертиры, как правило, становятся мародерами, в том числе и экологическими.
Скорее всего нам предстоит реинтерпретировать старую буржуазную этику накопления, включив сюда и аскезу эко- логического накопления. Накопление в социокультурном смысле означает воздержание от потребительства в пользу более или менее долгосрочных инвестиций. Природу можно на этом языке интерпретировать как экологический капитал человечества, требующий специальных инвестиций. Подоб- но другим видам долгосрочного инвестирования, экологи- ческое инвестирование предполагает ответственного и рачи- тельного хозяина, хорошо сознающего, что у него нет друго- го дома, чем этот, исконный, другой земли, чем родная земля.
|
Новолиберальное открытое общество «формирует безот- ветственных кочевников мондиализма, которые любым ви- дам долгосрочного инвестирования предпочитают кратко- срочные спекулятивные игры, предполагающие готовность мгновенно исчезнуть, захватив награбленное. Преодолеть эту разрушительную экспансию мондиализма можно только совместными усилиями тех, для кого национальная террито- рия — единственный дом, о социальном, экономическом и экологическом благополучии которого надо неустанно забо- титься. В борьбе с безответственно-гедонистической психо- логией мондиалистических временщиков, не способных сбе- регать и накапливать, должен быть мобилизован консерва- тивный дух сбережения и накопления, который всякого рода богеме наверняка покажется авторитарным.
Старая консервативная дихотомия, разделяющая тех, кто привержен своему дому, и добровольно бездомных кочевни- ков удачи, в наших условиях насыщается высокосовремен- ным смыслом. Глобальные проблемы требуют не психологии мигрантов, готовых покинуть экологически и социально за- хламленное «пространство», а психологии добросовестных
А. С. Панарин
Возделывателей, которым некуда мигрировать и не на что менять родную землю. Идентичность людей как жителей данной земли, данной страны и региона — это та старая ка- тегория, которой суждено наполниться новым смыслом в наше время тотального противостояния мондиалистов и пат- риотов. Из истории буржуазии как класса мы знаем, что мел- кое и среднее предпринимательство всегда занимало консер- вативно-националистические позиции, тогда как финансо- вые магнаты тяготели к космополитизму и компрадорству.
|
Сегодня, когда главная линия водораздела лежит между продуктивным и спекулятивно-ростовщическим типами куль- туры (в широком смысле, охватывающими и «базис» и «над- стройку»), национальный капитал в целом совпадает с про- дуктивной экономикой, мондиалистский — с контрпродуктив- ной — виртуальной. Идея защиты национальной территории от всякого рода загрязнений — социокультурного, мораль- ного, экономического — способна объединить тех, у кого нет «второй родины», и стать основой антикомпрадорского национального консенсуса.
В этом контексте экологическая идея выступает очищен- ной от всяких «контркультурных» примесей и во многом об- ретает авторитарные черты. Программа экологического сбе- режения (накопления), как и программа экономического накопления, обнаруживает свою антигедонистическую, анти- потребительскую, антилиберальную направленность. Эколо- гические квоты и экологическая цензура на всякого рода расточительные практики, разрушающие природу в угоду ге- донистическим аппетитам, — вот одна из составляющих гря- дущей консервативной реакции на либерализм с его двойны- ми стандартами: гедонистическим попустительством для избранных и социал-дарвинистской безжалостностью для
«отлученных». Здесь создается почва для нового гражданско- го консенсуса, объединяющего людей не на платформе об- щей безответственности и всеядности «постмодерна», а на почве новой социально-экологической аскезы. Данная аске- за выступает здесь в статусе доминантной идеи: под знаком ее формируются и другие формы аскезы, символизирующие
Искушение глобализмом 393
Поворот от гедонистического комплекса, раскалывающего общество на приобщенное меньшинство и отлученное боль- шинство, к консервативно-охранительному комплексу, объ- единяющему нацию на платформе общепатриотической ас- кезы.
Этот поворот способен повлиять на способ организации общества в целом. Привычный нам способ организации, возникший вместе с индустриальным обществом, — отрас- левой. Он означает, что поселения формируются как прило- жение к предприятиям, а социальная стратификация лю- дей совпадает с промышленным разделением труда. Люди, живущие по соседству, но связанные с другими отраслями профессиональной деятельности, воспринимаются как по- сторонние — реальных связей с ними нет.
Напротив, люди, бесконечно далекие территориально, но объединенные в рамках гигантского отраслевого ком- плекса, идентифицируют себя как социальную общность — классовую, профессиональную, технологическую, организа- ционно-управленческую. Горизонтальные межотраслевые связи при этом оказываются недоразвитыми; преобладают связи по отраслевой вертикали. Так формируется человек, ничем местным не интересующийся, бесчувственный к тер- риториальным связям, к зову почвы, ландшафта, культурной традиции. Территории при этом выступают всего лишь как источник ресурсов и «пустое» пространство, которое подле- жит расчистке под ведомственный профиль. Все это и сфор- мировало особых кочевников технической цивилизации, ли- шенных территориальной культурной идентичности.
|
Большая экологическая идея способна перевернуть пер- спективу, символизируя переход от отраслевого к территори- альному человеку. Это само по себе способно в корне изме- нить менталитет и сенсорику современного человека. Повы- шенная чуткость к территории, со всеми ее латентными импульсами и связями, означает смену привычного горизон- та и всех установок, унаследованных от эпохи модерна. Тер- риториальная доминанта способна выступить как мощный генератор горизонтальных связей, формирующих нового об-
А. С. Панарин
Щинника. Но напрасно было бы выдвигать в этой связи об- винения в ретроградности. В конечном счете, как свидетель- ствует современная теория управления, развитие прямых го- ризонтальных связей представляет собой демократическую альтернативу авторитаризму, централизму и бюрократизму.
Цивилизация прочных территориальных связей и терри- ториальной ответственности может показаться невыносимо авторитарной только безответственным кочевникам потре- бительского общества, предпочитающих пассивные социаль- ные роли. Настоящее гражданское общество, как уже отме- чалось выше, представляет собой мобилизованную террито- риальную общину (полис), сообща решающую все проблемы, возникающие на местах. Если потребительское общество строится на дихотомии рабочего и свободного времени, каж- дое из которых является предельно обескачественным в тер- риториальном отношение, то общество, сформированное по территориальному принципу, будет интенсивно развивать третий тип социального времени, посвященного местной гражданской самодеятельности.
Такая самодеятельность исключает привычную расслаб- ленность и социальную анемичность потребительской пси- хологии, пуще всего боящуюся настоящих гражданских усилий и ответственности. По критериям привычного потребитель- ского гедонизма мобилизованное общество территориаль- ной демократии может восприниматься как невыносимо авторитарное, спартанское. Речь идет о демократии хозяев собственного города, поселка, региона, а хозяину противо- показаны равнодушие и расслабленность. Горожанин модер- на пуще всего ценит анонимность, возможность затеряться в толпе, выступать не узнанным и не призванным.
|
Но демократически организованные общины, требую- щие перманентного гражданского участия, исключают без- ответственную анонимность: здесь все знают, кто за что от- вечает в данный момент и в данн 1м месте. Современная ци- вилизация более всего страдает от кочевников глобализма, не имеющих никаких «местных обязательств». Сама дефор- мация современного капитализма, на глазах вырождающего- ся в спекулятивно-перераспределительную систему, раски-
Искушение глобализмом 395
Дывающую финансовые сети по всему миру, в значительной степени объясняется подменой территориального принципа организации отраслевым. Последний, будучи доведенным до своего логического завершения, порождает тот самый отвра- щенный от всего местного глобализм, который фокусирует социальный, моральный и цивилизационный кризис совре- менности.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что вероятной реакцией на него станет новое возвращение к территориаль- ному принципу организации общества, в котором привязка к территории становится школой возрождения гражданской ответственности. Доминанта экологизма здесь тоже не слу- чайна. С одной стороны, она скрепляет территориальную идентичность, способствуя противопоставлению жителей региона, защищающих родную местную среду от пришлых расхитителей и загрязнителей. С другой стороны, она имеет мировоззренческо-методологическое значение. Подобно то- му как природа представляет собой не конгломерат мертвых тел, а систему биоценозов, территория также воплощает не- кую скрытую целостность, высветление которой и на языке политики, и на языке теории управления дает необычайные эффекты.
Сегодня даже промышленное производство страдает от недоразвитости межотраслевых связей, вызванной дефици- том территориальной координации. Что же касается соци- ального и духовного производств, непосредственно обра- щенных к человеку, то они в принципе могут полноценно развиваться только как взаимосвязанный комплекс. Если информационное общество преимущественно ориентирова- но на человеческий, социальный капитал, то становится ясной незаменимая роль территориальных связей как спосо- ба концентрации этого капитала. Социальная и культурная инфраструктуры не могут быть сугубо отраслевыми, они об- ращены к человеку как таковому, во всем многообразии его общественных свойств и отношений.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!