Спускать космический огонь на землю — в виде новых источ- ников энергии и новых технологий. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Спускать космический огонь на землю — в виде новых источ- ников энергии и новых технологий.

2017-05-23 257
Спускать космический огонь на землю — в виде новых источ- ников энергии и новых технологий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Энергетика фаустовского творческого порыва связана с волновыми импульсами культуры — мерцаниями и вспыш- ками тех идей, которые рождаются по свободному вдохнове- нию, а не под диктовку власти, политической или экономи- ческой. Когда мы говорим о фундаментальных исследовани- ях в собственном смысле слова, мы имеем в виду два типа погруженности — в глубины материи и в глубины свободы. То и другое таинственным образом совпадает. Угодливая и поспешная отзывчивость на утилитарные запросы неизмен- но довольствуется паллиативным знанием — тем, что лежит на поверхности и годится в лучшем случае для частичных коррекций — «рационализации» уже апробированного и из- вестного.

Западный одномерный человек потому и стал одномер- ным, что разучился защищать свой внутренний мир от втор- жений всеведающей публичности, от заказчиков полезного и приятного. Корпускулярно-волновой дуализм культуры, при котором корпускулярное — превращаемое в товар подпиты- вается волновыми энергиями свободного творчества, исчезает в одномерном социуме современного Запада. Это не означает, что там не сохранились творческие деятели старой фунда- ментальной формации. Это означает лишь, что они стано- вятся чужаками в своем отечестве. Вездесущность системно- функциональной методики, всех призывающей к исполне- нию заданной функции и к служению пользе, не оставляет пор и прорех, в которых могла бы спрятаться и обрести вто- рое дыхание загнанная в угол творческая интравертность.

Попробуем уточнить понятие интеллигенции, которое сегодня стало бранным словом в устах разного рода функци- онеров и утилитаристов. Интеллигенция — это слой людей, профессионально связанных со сферой духовного производ- ства и подчиняющих свою деятельность следующим принци- пам:

а) служить истине, а не пользе: полезность — это то, что

доиА. С. Панарин

неизменно сопутствует истине, но только как результат, а не как замысел;

б) ценить неформальное призвание собственного про- фессионального сообщества выше всех официальных стату- сов, наград и почестей;

в) давлению и стереотипам современности противопо- ставлять классическую традицию, взятую в сообщники про- тив требований конъюнктуры. В каждой сфере духовного производства есть своя классика, остающаяся высоким эта- лоном и источником моральной сопротивляемости;

г) в философском смысле быть «реалистом», а не номи- налистом: объяснять частное на основе целого (общего), а не наоборот.

На последнем пункте стоит остановиться особо, ибо именно он может вызвать наибольшие возражения. Дело в том, что точное знание своим рождением обязано отступле- нию от максималистских принципов традиционной мудрос- ти: вместо того чтобы начинать с постижения целого, фаус- товская наука предпочитала сводить сложное к простому, целое к частям, живое — к неживому. Эта игра на пониже- ние — рационалистический редукционизм — дала свои ре- зультаты, но издержки оказались велики: омертвление при- роды, приведшее к экологическому кризису, утрата целост- ности восприятия, ведущая к бесконечному дроблению знания, теряющего общий горизонт, иссякание потенциала фунда- ментальных идей.

Лечить эту болезнь западной науки можно, только обра- тившись, с одной стороны, к заветам античной классики, с другой — к наследию великой восточной мудрости. Анти- чное знание, до его кризиса в позднюю эллинистическую эпоху, ставило общее впереди отдельного, скрытую сущность — в основу явлений. В платоновской парадигме речь шла об идеях, первичных по отношению к эмпирическим вещам и явлениям, в аристотелевой — о формах, организующих мате- рию. Перед нами, собственно, кредо научного фундамента- лизма, требующего и сегодня идти в глубь явлений и именно

Искушение глобализмом лаг

Там находить их скрытую общность — онтологические уни- версалии.

Тароватая культура позднего модерна решила эксплуати- ровать явления в розницу — не дожидаясь уяснения их об- щего фундаментального смысла. Это дало свои конъюнктур- ные результаты, но именно сегодня пришла пора расплачи- ваться за эту конъюнктурность. Ставшая предельно хрупкой, природа немедленно реагирует на неумеренную эксплуата- цию со стороны знания, не заботящегося об общих предпо- сылках и последствиях, в форме участившихся сбоев и кри- зисов.

Прежде, когда естественный потенциал природы еще не был растрачен, даже грубые технологии могли давать прием- лемые результаты. Сегодня для получения сходных результа- тов требуются куда более рафинированные подходы и напря- женные усилия.

В целом назрел решительный поворот в технологическом подходе к миру; теперь знание общей картины непременно должно предшествовать специализированным инструмен- тальным подходам, дабы предотвратить их неосмотритель- ную разрушительность.

Но для этого западному типу рациональности требуется некая культурная прививка со стороны. Реконструкция сло- жившихся ментальных установок заслуживает название ре- формации. Подобно тому как религиозная реформация в Ев- ропе совершилась как попытка нового возвращения к пер- вичному тексту — Библии, реформация научного знания возможна на основе возвращения к античной, натурфило- софской классике, а также через обращение к восточной классике. Обе эти классические формы едины в том, что в них «волновой» тип восприятия мира, связанный с прима- том общего над отдельным, преобладает над «корпускуляр- ным».

Аналитика модерна, в особенности позднего, связана с редукционистскими процедурами: сложное объясняется на основе простого — из свойств составляющих элементов. Античный, как и восточный тип аналитики характеризуется

Л. С Панарин

Противоположной установкой: простое выводится из свойств сложного; путь знания идет, таким образом, сверху вниз, а не снизу вверх, как в западной науке. Сегодня современная постклассическая наука в чем-то усваивает установки этой древней аналитики. Путь к фундаментальным открытиям ныне лежит не через дальнейшую специализацию наук и другие процедуры «корпускулярной» аналитики, а через их интеграцию, выступающую в роли процедуры открытия ус- кользающих универсалий и целостностей.

Такого преобразования научного менталитета нельзя до- стичь одними только внутринаучными реорганизациями; для этого требуется общий культурный сдвиг, ибо в конеч- ном счете все виды творчества, от экономического до науч- ного и художественного, питаются из общего поля культуры. Изменения напряжения в рамках этого поля генерируют энергию, питающую более специальные виды творчества. В западной культуре «волновые» импульсы явно ослабли; технолог и делец почти начисто вытеснили типы, несущие в себе вдохновение фундаментальной направленности. Под- питка будет идти с Востока. Весьма вероятно, что в ближай- шем будущем интеллигентом на Западе будет считаться тот, кто усваивает восточные мыслительные установки, связан- ные с приматом общего над отдельным, высшего над низ- шим.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.