Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-05-23 | 307 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
А. С. Панарин
Ственности, которая родилась на протестантском Западе. У нас чувственность изначально никто не закабалял: наша чувственность скорее «сентиментальна», чем брутальна и асоциальна и в этом смысле всегда выступала союзницей нравственности. Программа освобождения репрессирован- ной чувственности пришла в Россию с Запада. Сам тоталита- ризм был интерпретирован как репрессия чувственности, а освобождение от него — как узаконение ее безграничных прав. В результате появляется еще один глобальный персо- наж — чувственный человек или, точнее, носитель внесоци- альной и вненациональной чувственности — неких инвари- антов «либидо», свойственных всем и всегда.
Поколенческий разрыв, на котором так настаивают наши либеральные реформаторы, сетующие на неисправимый мен- талитет старшего поколения, выступает в этом контексте как разрыв высвобожденного из-под оков чувственного начала со всей предшествующей «репрессивной» культурой. Куль- тура связывает людей — нашим «реформаторам» необходимо их последовательное разъединение: и по временной вертика- ли — как разъединение поколений, и по горизонтали — как разъединение людей, превращенных в самодостаточные со- циальные атомы. Отсюда и формулируется заказ на весьма определенный тип чувственности — тот, что сродни «живот- ному эгоизму».
Однако надо понять, что та революция чувственности, о которой сегодня пекутся борцы с традиционным россий- ским менталитетом, есть не высвобождение чувственного начала, а новая технологическая обработка его. Здесь мы имеем дело не с принципом Ыкзег Гаиге применительно к че- ловеческой чувственности, не пантеистическое поклонение ей, а технологический активизм, заранее знающий, что ему требуется. Наш национальный тип чувственности и чувстви- тельности формировался посредством сопричастности тем началам, которые сами в себе несли красоту и гармонию. Та- ким был не обезображенный эксцессами индустриализации национальный пейзаж — источник лирического вдохнове- ния и ностальгического чувства. Таким был родительский дом.
Искушение глобализмом 317
Когда оценивают такую категорию как укорененность — во всем ее морально-психологическом значении для личнос- ти, не могут миновать темы отчего дома. Достаточно прочи- тать те страницы «Войны и мира», где описывается возвра- щение Николая Ростова в отпуск к родным в начале 1806 го- да, чтобы понять истоки «почвеннической чувственности» русского человека. При этом речь, как правило, идет о боль- шом доме, о большой семье. Возвращающийся странник не спешит в свою отдельную комнату, озабоченный тем, все ли его личные вещи на месте и не нарушен ли однажды заведен- ный им порядок. Нет, наш герой ожидает радостного шума, кутерьмы, ласкового тормошения, примет детской памяти, которая по природе своей патриархальна и «соборна». «Все то же — те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто-то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей две- ри; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости»63.
|
• Вот так накапливается наш особый «чувственный капи- тал», связанный с причастностью к единственному на земле месту, которое не может быть предано и продано, не может быть обмененным и заменимым. И венчает эту архетектони- ку благодатной чувственности великая национальная лите- ратура — причастность к тексту родной культуры. Что такое слово родной культуры? Это отнюдь не нейтральная инфор- мация, которую можно исчислить в битах. Здесь можно гово- рить об особом интенциальном характере классического слова —- его направленности на то, чтобы ангажировать, сде- лать причастным, взять за живое.
В этом смысле слово нашей литературной классики — столь же рационально, сколь и чувственно: оно охватывает все наше существо, аффицирует и привязывает нас. Только ощутив эту особенность русской литературной классики, мы проникнемся откровением М. Хайдеггера, сказавшего, что
«язык — дом бытия». Утверждать после этого, что язык — средство общения, социального обмена, — значит профани- ровать смысл родного языка. Национальная литературная
А. С. Панарин
Традиция жива до тех пор, пока наше взаимное восприятие и общение происходит прямо на ее почве, через ее живое по- средничество. Пока она живет в нас, нам дано разгадывать в наших знакомых Онегиных и Печориных, Андреев Болкон- ских и Татьян Лариных. И только вооружившись этим насле- дием, мы способны выступать субъектами общения, актив- ными интерпретаторами встречающихся нам человеческих типов; без этой вооруженности мы обречены быть только объектами чужого восприятия и чужой оценки.
|
Таким образом, национальная культурная традиция не есть нечто потустороннее нашей чувственности, напротив, она есть подлинная герменевтика чувственности, высвечи- вающая в нашем существе источники особых эмоций, из- бранных точек чувствительности. В этом, собственно, и за- ключена тайна культурной антропологии; последняя всегда имеет в виду не обезличенного «естественного человека», а человека, чувствительность и чувственность которого сфор- мирована определенного типа культурой — совокупностью
«текстов», которые освоены им с детства и стали основой его психологической и моральной избирательности. Вероятно, именно это и устраивает тех, кто так настойчиво адресуется к
«нерепрессивной чувственности», подразумевая здесь чувст- венность внесоциальную и асоциальную.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!