Место человека в иерархии космоса. Становление сознания богоЧеловека. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Место человека в иерархии космоса. Становление сознания богоЧеловека.

2019-11-11 190
Место человека в иерархии космоса. Становление сознания богоЧеловека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На самой высшей ступени иерархии царства животных мы встречаем человека. Он есть высшее животное и в нём заключается весь возрастающий ряд эволюции. Естественно, назревает вопрос: есть ли человек только животное, а если в нём раскрывается нечто новое, то что именно?

По сравнению с пропастью, отделяющей, по-существу, природу человека от мира животных, всё многообразие форм становится исчезающе малым. В мире человеческом впервые раскрывается принцип индивидуальности. Если личность есть только центр особой феноменальной формы, то индивидуальность есть нечто ноуменальное, божественное. Во всех трёх царствах природы воздействие ноуменального мира нисходит через внешнюю среду, через совокупность окружающих данную особь законов и условий, то есть действует на неё с периферии. В противоположность этому человек есть двухприродное существо. Он не только воспринимает ноуменальные веяния через среду, то есть на периферии своего существа, но и через собственный внутренний центр. А потому человек одновременно принадлежит и к иерархии Отца и к иерархии Матери.. Он есть тот узел, где сопрягаются обе эти иерархии, а следовательно, есть естественный символ Абсолюта. Человек есть образ и подобие Бога, и актуальное запечатление этой идеи мы имеем в явлении Христа.

Разумеется, было бы ошибкой ограничивать идею человека человеком Земли. При ином химическом составе и других условиях на других планетах мы найдём существа, мало или вовсе не похожие на земного человека, но тем не менее, они будут выражать ту же идею. Иначе говоря, идея Человека есть нечто ноуменальное, а потому и общекосмическое. Итак, Человек есть ось космоса, есть «соль земли»; его миссия во Вселенной совершенно исключительна. Как Абсолют есть Источник и Начало всего, так и Человек есть призванный господин и повелитель Вселенной. Разумеется, Человек есть в то же время лишь конечная энтелехия эволюции всемирного человечества. Поэтому можно сказать, что Абсолют есть Безусловный и Вечный Прототип Человека, а Человек есть Его космическое выражение в продлении времени и в протяжении пространства.

Итак, в идее человека органически сопрягается Горнее с Дольним, трансцендентное с имманентным, инволюционирующая иерархия духа с эволюционирующей иерархией материальной природы. Посему природа человека антиномична в самом глубоком своём корне: она одновременно и ноуменальна и феноменальна. Эта доктрина проходит красной нитью через все важнейшие исторические проявления эзотеризма.

Из антиномичной двухприродности существа человека проистекает и его потенциальная свобода и безграничность возможностей. Полному актуальному проявлению монады соответствует космическое сознание, окрашенное присущими ей индивидуальными тональностями. Здесь часть становится не только целокупным отражением целого, но и входит нераздельно и неслиянно в его естество. Она перестаёт быть частью в обычно понимаемом смысле, так как она сопрягается со всеми возможностями как органичными его членениями, так и с количественно отмежеванными частями. Но вместе с тем она не становится целым, ибо последний предел её возрастания есть индивидуальность в её полном раскрытии, которая есть только одна из бесконечно многих ипостасей целого. Эти ипостаси, разумеется, совершенно отличны от Ипостасей Божественного Триединства. Эволюция заключается в постепенно возрастающем приближении к указанному пределу. Это осуществляется эволюцией проявленного существа человека, состоящего из трёх органически сопряжённых частей: тело, системы сознания и отражения монады, «сознаваемого Я», соответствующего уже достигнутой ступени траектории возрастания. Что касается эволюции тела, то существует обширная дисциплина психо-физического параллелизма, где эзотеризм, в противоположность официальной науке, считает, что творческий двигатель находится в духе, а материя лишь пассивно следует его велениям. Сюда же относятся все учения о развитии нервной восприимчивости и новых видах чувства, равно как о возможности беспредельного развитии силы воли. Все эти проблемы практического эзотеризма не могут и не должны быть предметом публичного обсуждения, а передаются и воспринимаются лишь внутренней мистической работой.

Тело человека, состоя из элементов феноменального мира, в ещё большей степени, чем растение и животное, причинно к ноуменальному. Но его изумительная организация протекает помимо личных усилий человека и есть результат эволюции вида на пути бесчисленных тысячелетий. Более того, совершенство человеческого тела безмерно превышает совершенство среднего человеческого сознания: только исчезающее малая часть потенций этого физического аппарата нами используется. Так, в нашей нервной системе почти целиком остаются втуне солнечное сплетение и спинной мозг. Последний исполняет почти у всех людей лишь инстинктивные функции, между тем, как он может превратиться в могучее орудие сознательных воздействий как на собственное существо человека, так и на других людей. Последнему, в частности, в значительной мере посвящена индийская йога. Точно так же при современном уровне сознания используется лишь незначительная часть полушарий головного мозга. Всё сказанное резюмируется мыслью, что человек задуман неизмеримо выше, чем все исторически известные достижения передовых сынов человеческого рода. Но одновременно с макрокосмичностью в человеческом теле проявляются также и личные особенности с несравненно большей интенсивностью, чем в царствах растений и животных. Общеизвестно, что мы можем вполне правильно судить об умственном, нравственном и волевом достоинстве человека, равно как и о его душе и характере, по внешнему облику. Обыкновенно мы всё это читаем по глазам, но с тем же успехом это можно делать по линиям тела и его частей, а в особенности по линиям рук. Однако, хотя все личные особенности тела и проистекают из личности, но ни управлять этим, ни следить за механизмом этого сознание не может.

Переходя в область сознания, мы встречаем уже совершенно иную картину. Сознание, как и тело, черпает свой материал из окружающего мира, а посему оно не составляет исключительной принадлежности данного человека, а является общим достоянием космоса. Но в то же время от личности человека зависит весьма многое. Нетрудно установить следующую полную аналогию: личность одинаково воспринимает как определённые данности и элементы феноменального мира с их качествованиями и закономерностями, так и идеи ноуменального мира с их законами и особенностями, но как те, так и другие личность воспринимает в соответствии со своими целями, средствами и влечениями. Таким образом, мы приходим к общей доктрине: жизнь человека одновременно протекает и по законам феноменальной среды и по законам ноуменального мира; эти две антиномичные системы макрокосмических закономерностей органически сопрягаются в эволюционирующей микрокосмической личности. Иначе говоря, жизнь есть результат взаимоотношений личности с феноменальным и ноуменальным мирами. Это и есть основная антиномия человеческого существа, реализующаяся в его сознании.

В идеально совершенном космосе феноменальный мир вполне и органично сопряжен с ноуменальным, а потому их иерархии согласуются между собой и гармонично объединяются в реализованной синархии. Мы живём в мире, который лишь стремится к этому состоянию, как к некоторой бесконечно далёкой энтелехии: феноменальное лишь весьма медленно организуется человеком, а ноуменальное раскрывается только в немногих исключительных случаях. В действительности, идея истинного Человека живёт в нас лишь потенциально и постепенно раскрывается на бесконечном пути эволюции. Мы ещё несравненно больше принадлежим феноменальному, чем ноуменальному, а потому мы являемся лишь высшим видом царства животных. В огромном большинстве людей можно обнаружить лишь самые слабые проблески актуального проявления ноуменального, и только в нескольких человеках из миллиона это ноуменальное раскрывается с непреложной очевидностью.

В эволюции ничто не уничтожается, ничто не подавляется, а всё преобразовывается. Эта доктрина имеет особо важное значение по отношению к страстям. Аскетизм не только не составляет необходимого условия для эволюции, но и есть нечто глубоко отрицательное. Каждая человеческая страсть имеет два полюса: один коренится в животной стороне человека, другой, противоположный, в его божественной природе. Сознательное передвижение всех стремлений и желаний, свойств и страстей из низшего полюса к высшему и составляет содержание внутреннего прогресса человека, его движения к духовности, к богочеловечеству. Вот почему бесполезно убивать страсти. Таким образом, животный полюс человеческого существа, постоянно преображаясь, органично входит в самые высокие его состояния. Человек может быть живым лишь постольку, поскольку он включает в себя животное, оно есть полюс антиномичной природы его существа.

Человек постольку имманентен, поскольку он обладает животным полюсом своей природы, и постольку трансцендентен, поскольку он способен жить в эманациях своей монады. Хотя на низших ступенях развития он ощущает себя почти исключительно сыном окружающей природы, но уже и в этом состоянии бывают проблески иного, надмирного сознания, – хотя бы в минуты подвига или экстаза. В дальнейшем развивается и это надмирное сознание как самостоятельная реальность, но этим сознание природы не только не устраняется и не угашается, а наоборот, усиливается в чрезвычайной степени. Поэтому должно сказать, что ноуменальное и феноменальное проходят через весь путь эволюции, хотя их действия могут то чередоваться, то сталкиваться и притом в самых различных сочетаниях.

Каждый из миров – ноуменальный и феноменальный – обладают особой иерархией. Ноуменальный мир в себе вечно совершенен, но раскрывается актуально по мере эволюции космоса. Феноменальный мир эволютивно стремится к своей энтелехии – к совершенному космосу, а потому заключает в себе не только положительное, но и отрицательное. В соответствии в этим, ноуменальная иерархия в себе вечно совершенна, но раскрывается в актуальную постепенно, а феноменальная иерархия, как в целом, так и в частном, находится в состоянии органического роста, а потому всегда обладает противоречиями и недостатками. В каждом человеке и в каждом его состоянии обе эти иерархии сталкиваются, влекут его к различным целям и внушают различные стремления. Вся жизнь и призвание бытия человека и состоит в том, чтобы творчески преодолевать эти беспрерывно нарастающие противоречия.

Потенциально объединяя в своём естестве оба эти полюса бытия, человек должен актуально и органично последовательно сопрягать звенья антиномичных иерархий вселенной. Если бы феноменальное бытие представляло собой совершенно организованный космос, то эта задача могла бы осуществляться легко и безболезненно, требуя от человека только умения правильно воспринимать и оценивать данности. Но в действительности окружающая среда весьма мало соответствует идеалу, а потому задача человека неизмеримо более трудна. Уже только для возможности понимать истинную природу окружающего мира, он должен переболеть всеми его болезнями, воспринять все его недостатки и преодолеть их в себе. Затем только он может приступить к выявлению в своём сознании ноуменального первообраза и, наконец, антиномически противопоставить соответствующие звенья абсолютной иерархии с иерархией процессов и явлений, воспринимаемой внешним опытом. Выполнив всё это, человек ярко раскрывает в своём сознании всю глубину несоответствия абсолютного и относительного, вечного и преходящего.

И вот он должен заполнить своим духом разверзнувшуюся пропасть, найти не только причины и смысл происходящего, но и объединить различные смысл и оправдание в ноуменальном и феноменальном в единой абсолютной правде. Эта конечная цель вполне не может быть достигнута, но каждый человек должен настолько выносить в себе мировую трагедию, насколько ему дано на это сил.

 Истина всегда выражается только в антиномиях, всякое неантиномичное суждение всегда ложно – вот основная доктрина эзотерического учения о познании. В противоположность другим системам, эзотеризм не устраняет искусственно один из членов антиномии, а одновременно принимает их оба, стараясь затем уяснить и гармоничное сопряжение в одной, или в целой системе идей. Ноуменальное и феноменальное противоположны друг другу, но именно эта антиномичность служит залогом возможности выявить целостное мировоззрение, объединяющее бытие как того, так и другого. Реальность и непреложность бытия каждого из них удостоверяется прямым и непосредственным опытом через два вида интуиции – высшую и низшую, а потому все усилия эзотеризма сосредотачиваются лишь на стремлении возможно глубже осознать их действительные взаимоотношения и онтологически, и в сложной картине непосредственно воспринимаемой нами жизни.

Поскольку сознание центрируется на идее личности – оно находится всецело во власти феноменальных условий, поскольку оно центрируется на индивидуальной монаде – оно освобождается из-под гнёта слепой необходимости и приобретает силу творчески преодолевать цепи феноменальной причинности. Связью между личностью и монадой является высшая интуиция, а потому должно сказать, что длительная дисгармония феноменальных сознаний проистекает из недостаточной развитости их высших интуиций. Личность есть феноменальный аналог ноуменальной индивидуальности, сама по себе личность не имеет независимого субстанционального обоснования и черпает своё бытие из индивидуальности и непосредственно, и через множество. Индивидуальность есть энтелехия личности. Все человеческие заблуждения проистекают из ошибочного центрирования на личности, вместо единого истинного центрирования на индивидуальности.

Весь ход эволюции человека – это утверждение и выявление им конкретным и осознаваемым образом своей индивидуальности. Он познаёт великую и основную доктрину человеческого мира: каждый человек есть часть Целостного Бога и Целостный Бог в части. Космическое сознание представляет собой ту грань, в которой чистый разум человека сливается с его чувственностью, - этот синтез представляет собой абсолютное начало познавания, что является созерцанием. Это состояние человеческого существа, когда оно в действительности и в полной мере уподобляется Божеству, когда человек воистину становится образом и подобием Божиим. «Дух человека божественен, индивидуальность вечна. Высшее счастье – трансформация человека в Бога», - Д.Бруно.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.