Введение. Владимир Шмаков: трагедия жизни и триумф творчества. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Введение. Владимир Шмаков: трагедия жизни и триумф творчества.

2019-11-11 404
Введение. Владимир Шмаков: трагедия жизни и триумф творчества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составитель Ерёмин В.И.

Москва, 2015 г.


ХРЕСТОМАТИЯ ФИЛОСОФИИ

ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

Инженера путей сообщения

 

 

Хрестоматия представляет собой сборник тематических статей, составленных на основе трудов В.Шмакова, и предназначена для интересующихся  миропониманием, изложенным В.Шмаковым. Хрестоматия подготовлена к 100-летию первой публикации энциклопедического труда гениального русского мыслителя о Великих Арканах Таро, как абсолютных началах философии эзотеризма.

 

Содержание

Предисловие

Введение. Владимир Шмаков: трагедия жизни и триумф творчества.

1. Великие Арканы Таро – системное изложение абсолютных начал эзотеризма.

2. Закон синархии – основа миропонимания искателей истины.

3. Интуиция – путеводная звезда эзотеризма.

4. Место человека в иерархии космоса. Становление сознания богоЧеловека.

5. Трагедия жизни человека и её преодоление. Проблема зла.

6. Категории сознания человека.

7. Раскрытие основного закона бытия человека в категориях его сознания.

8. Вера и воля совершенного человека.

9. Религия в контексте двойственности Реальности.

10. Психология в контексте двойственности Реальности.

11. Этика в контексте двойственности Реальности. 

12. Эстетика в контексте двойственности Реальности.

13. Учение В.Шмакова об эгрегорах.

14. Виды человеческого познания.

15. Метафизика познания Истины.

16. Гениальность и учительство.

17. Трансцендентный опыт как способ познания ноуменального мира.

18. Основы учения о космической энергии.

19. Антиномичность жизни социального организма.

20. Учение о Логосе.

21. Иерархия сознания человека.

22. Иерархия человеческих сообществ.

Список  литературы.

 

 

                                                         

                                                          Предисловие

Систему эзотерической философии, автором которой является гениальный русский мыслитель Владимир Шмаков, на звёздном небе мировой философии можно соотнести с Полярной звездой, вокруг которой, с точки зрения земного человека вращается звёздный небосвод. Она представляет собой синтез мудрости Востока и Запада в русской культуре. Как отмечал В.Шмаков, истинная природа высшего синтеза – это всеобъемлемость; являясь источником всего, он есть, вместе с тем, каждая частность в отдельности. Синтез есть начало творческое, - будучи единым, он сам из себя порождает множественность, когда начинает объективировать в своём существе частные совокупности своих единичных качествований.

Свою философскую систему В.Шмаков опубликовал с 1916 г. по 1922 г. – в один из самых трагичных периодов истории русского народа, - в частности по этой причине она оставалась в забвении почти 80 лет. Только в середине 1990-х годов, благодаря сотрудникам киевского издательства «София», труды В.Шмакова стали общедоступны для искателей Истины.

В.Шмаков в полной мере соответствует данному им определению гения: «В высшем аспекте гений есть дух, сопричислившийся к Вечному и Божественному и непосредственно черпающий из него свои откровения. Как вечные истины, эти откровения одинаково справедливы для всех веков и народов». Он подчёркивал, что гениальность есть аристократия духа, а гений есть олицетворение синтеза. «Гений всегда выше современности и не по форме, а по самому существу, вследствие чего его мышление доступно лишь немногим избранным… Одним из главнейших признаков гения является непреклонная убеждённость в истинности и правоте своего учения. Имея критерий в себе самом и притом более строгий и возвышенный, чем предлагаемый людьми, такой гений вовсе не считался с встречавшей его критикой и излагал своё дело, не заботясь о результатах и последствиях, ибо они всецело в руках Всемирного Разума. Таким гением являлся, например, Спиноза, вся жизнь которого была страдной и тернистой стезей между лютой ненавистью и безумием человеческих стад.» Игнорирование трудов гениального русского мыслителя представителями «научной» философии, подтверждает их соответствие определению Н.Бердяева: «Научная философия есть философия лишённых дара и призвания – она выдумка для тех, кому философски нечего сказать.»

Осмыслить глубину философских доктрин В.Шмакова в полной мере стало возможным только после начала утверждения в научной среде таких направлений, как ноосферизм и трансперсональная психология. Сопоставление этих доктрин с концепциями исследователей, незашоренных догмами атеизма и материализма, представлено в статьях составителя сборника, список которых прилагается ниже. Актуальность и социальную значимость трудов В.Шмакова подтверждают оценки состояния современной цивилизации известными социологами.

А.Зиновьев – русский логик, философ и социолог, основатель логической социологии. «Реальное будущее человечества я представляю как господство высокотехничных, но примитивных существ, не имеющих ни малейшего понятия даже о том, как устроены и функционируют самые фундаментальные законы человеческого сознания… Реальный интеллект, господствующий в человечестве, на самом деле интеллект дебилов, которые могут всё, не понимая ничего. Наиболее вероятный конец человечества – воинствующая глупость».

И.Валлерстайн - американский социолог и философ – неомарксист, один из основателей мир-системного анализа: «Социальная система заходит в тупик, из которого миру будет очень трудно выбраться… Вопрос в том, что придёт на смену этой системе. Какой порядок вырастет из окружающего нас хаоса.»

1. Забытый русский гений //Дельфис, № 2 (38) /2004, с.29-31.

2. Эзотеризм – философский фундамент Новой науки. //Дельфис, № 1(41) /2005,с.47-51.

3. Учение о становлении сознания богочеловека. //Дельфис, №2 (50)/2007, c/7-12.

4. Духонавтика – смысл бытия Человека. //Дельфис, №3(55)/2008, с.10-13.

5. Философские основы геополитики: российские корни. //Национальная безопасность и геополитика России, №3-4(56-57),2004,с.163-169.

6. Психогенетика: лженаука или основа человековедения? Там же, № 3-4(74-75),2006,с.59-63.

7. Парадоксы судьбы забытого гения России: трагедия жизни и триумф творчества Владимира Шмакова. Там же, с.157-162.

8. Закон синархии В.Шмакова – проявление иерархичного всеединства жизни в сознании человека. Матер. Научной конф. «Этика и наука будущего.» - М., Дельфис, 2005, с.26-30.

9. Возможно ли управление социогенетикой? Там же, 2006, с.68-72.

10. Закон синархии В.Шмакова – основа подобия миров. Там же, 2014. http://www.delhpis.ru.

11. Психогенетика человека в свете философской системы В.Шмакова.// Дельфис, 2010, №3(63), с.46-49.

12.  Русский метанационализм как духовный феномен. // Дельфис, 2015, №4(84), с.49-52.

13.  Метафизика социального бытия в свете философской системы В.Шмакова.// Дельфис, 2016, №1 (85), с.51-55.

 

 

Иерархия сознания человека.

 

    Человек есть микрокосм. В его собственном существе имеются соответствия всем планам мирового бытия. Его сознание не есть нечто элементарно простое, а представляет собою целостную иерархию. Потенциально эта иерархия беспредельна, но актуально она сознается лишь в большей или меньшей степени, соответственно достигнутой человеком степени развития. В каждой из трёх категорий сознание может иерархически возрастать, видоизменяясь при этом качественно и органично. Благодаря этому сознание может становиться имманентным с объектами различных иерархических достоинств. Будучи в себе некоторой уединённой формой бытия, сознание связано через высшую интуицию с ноуменальным миром, а через низшую – с феноменальным.

    Сознание построено по законам организма: оно есть одновременно и единство и множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных единств и частных множеств. Это органическое строение одинаково проявляется и во всём его потенциальном целом, и в сочетаниях утверждённых и реализованных частей. Соответственно изменяя свой синархический уровень, сознание может входить своим целым в частные органические членения как активно, так и пассивно.

    Сообразно характерным уровням синархии и этапам эволюции сознания в каждой из его категорий, эзотерическая философия различает следующие основные состояния. В категории воли: низшая практическая воля, низшая воля, высшая практическая воля и высшая воля. В категории чувства или мистики: низшая мистика и высшая мистика. В категории разума: низший разум и высший разум. Эти основные членения сознания целостного человеческого существа предопределены идеей его бытия и не зависят по существу от опыта в окружающей среде, и только в нём претворяются из потенциального состояния в утверждённое, но иерархичность строения космоса определяет собой иерархию объектов человеческого сознания. Категория воли по существу не включает в себя объекты окружающей среды, другие две категории обладают иерархией состояний соответственно иерархии объектов, эти две иерархии параллельны и аналогичны друг другу.

    Так мы имеем по порядку возрастания – в категории мистики: восприятия, чувствования, переживания, эмоции, иерархизм эмоций и сущность эмоций, а в категории разума: представления, понятия, мысли, идеи, законы идей и принципы. Только что указанные системы понятий характеризуют лишь общую иерархичность человеческого сознания. Отдельные звенья этих систем соответствуют основным членениям космоса и потому улавливают лишь резкие виды изменения иерархического порядка. Между тем, хотя многообразие состояний сознания и расчленяется органически на общие группы, но в то же время они плавно переходят друг в друга и в своих собственных пределах, в свою очередь, имеют иерархическое строение. Иначе говоря, например, в категории разума понятия «высший разум» и «низший разум» ни в коем случае не знаменуют собой того, что наш разум может появляться только в двух определённых видах. Напротив, каждое из этих понятий объемлет собой бесчисленное множество конкретных состояний. Это есть лишь общее наименование группы, но не одного определённого состояния. Всё это одинаково справедливо по отношению ко всем трём категориям. В каждой из них сознание не принимает некоторого ограниченного числа видов, а видоизменяется с дифференциально малыми скачками по состояниям бесконечно развертывающейся иерархии.

    Приведённые выше по трём категориям основные членения иерархии состояний сознания относятся ко всему целостному существу человека, являются общей схемой его эволюции и потому могут быть названы статическими иерархиями.

    Одной из самых глубоких, но в то же время и очевидных ошибок последнего столетия является почти полное забвение иерархичности строения начала разума. Почти исключительно пользуясь в последнее время индуктивным методом, европейская мысль не различала качественного достоинства в своих единичных представлениях. Подобно тому, как с помощью общеизвестных приёмов начертательной геометрии можно всякую, даже самую сложную поверхность представить на плоскости, так и европейская мысль с помощью ряда условных приёмов как бы превращает пространственный космос в плоскостную эпюру. По существу такой приём вполне допустим, ибо он не вносит никаких ошибок, но с другой стороны, облегчая сознанию его работу, он постепенно атрофирует у последнего способность чувствовать эту искусственно устраняемую иерархическую координату.

    Мы привыкли сравнивать всякий последовательный ряд логических умозаключений с «цепью», совершенно упуская из виду, что этот образ существенно неправилен. Раз мыслительный аппарат так устроен, мы можем одновременно мыслить лишь одно представление, закон или соотношение. Когда мы встречаемся со сложной системой представлений, а следовательно, и связей между ними, мы по необходимости должны мыслить одну его часть или совокупность таковых одну за другой. Этим мы вводим в наши концепции элемент последовательности, которая в самом объекте может существовать только в определённых исключительных случаях, например, когда события развиваются во времени. В весьма многочисленных случаях такая временная последовательность вовсе отсутствует или возникает исключительно благодаря частным условиям и обстоятельствам.

    Необходимость мышления в последовательности проистекает из самого механизма нашего сознания и потому мы не можем устранить этот недостаток, но в то же время мы должны о нём твёрдо памятовать и вводить соответствующий поправочный коэффициент. Итак, мы обычно совершаем две ошибки: во-первых, мы не учитываем качественного достоинства отдельных представлений, а во-вторых, мы забываем об условности разложении сложного целого в последовательный ряд его частей. Упущение из виду этих двух сопряжённых ошибок приводит к тому, что начало разума представляется нам простым и как бы однопланным. Нам кажется, что все представления и умозаключения различаются лишь своей сложностью и что эта сложность имеет только количественный смысл.

    Между тем, всё это не только противно истине, но и совершенно противоречит действительному механизму нашего мышления. Во-первых, наше мышление имеет дело с различными величинами по их иерархическому достоинству. Всякая мысль состоит из ряда представлений плюс сознание некоторой кинетической связи между ними; представление всегда статично, мысльже всегда динамична. Такое же различие может быть выявлено между каждыми другими ступенями иерархии состояния разума. Во-вторых, и представление, и понятие, и мысль, и идеи, и принципы в свою очередь различаются между собой по иерархическому достоинству.

     Вообще, когда ряд частных представлений объединяется в одно общее, то в этом общем получаются качества, которые не заключались ни в одном из его элементов, и наоборот, многие, а иногда и все качества отдельных составляющих вовсе н проявляются в целом, взаимно парализуя друг друга. Итак, мнение, что все представления суть величины одного порядка, совершенно ошибочно. Совершенно то же самое должно сказать по отношению и к мыслям, и к идеям, и к принципам. Следовательно, вообще все элементы нашего мышления расположены по различны ступеням иерархии.

    Общий закон иерархии настолько точен, что зная принадлежность элемента к какой-нибудь группе, мы можем точно предугадать его свойства, что блестяще показал Д.Менделеев. Имея уже выработанные предыдущим научным опытом иерархические системы, мы сводим вопрос познания нового к правильной его классификации, т.е. к определению его иерархического достоинства. Поэтому развитость классификации есть правильный показатель развитости науки. Плачевное состояние социальных наук проистекает и обусловливается нашим неумением создать правильные классификации социальных явлений, т.е. неумением устанавливать в каждом отдельном случае иерархическое достоинство встретившегося явления. Итак, в основе всякой науки лежит метод классификации, т.е. умение применять общий закон иерархического строения космоса к определённому виду явлений, событий, или понятий.

    Если закон иерархии через вытекающую из него классификацию есть основа всякой науки вообще, точно так же этот закон лежит  в основании самого мышления как такового. Действительно, как в самых сложных построениях, так и в простейших умозаключениях и мыслях мы пользуемся сопряжёнными методами анализа и синтеза. Если бы все элементы и состояния разума были одного порядка, то ни анализ, ни синтез были бы невозможны. Исключительно благодаря различию их иерархических достоинств возможен и тот и другой. В первом случае мы из более синтетического, т.е. иерархически высшего понятия идеи или мысли выводим более частные, т.е. принадлежащие к низшему иерархическому порядку, а во втором – поступаем обратно. Отвлечённые дедукции и индукции свидетельствуют об иерархическом аппарате самого разума, а возможность применения этих методов к эмпирическому изучению окружающей природы доказывает её собственное иерархическое строение. Таким образом, закон иерархии по отношению к нашему разуму одновременно является и внутренним, и внешним императивом.

    Только благодаря существованию закона иерархии проистекает и гармоничная закономерность вселенной и возможность её познания нашим разумом. Если бы закона иерархии не было в самом мире, он представлял бы полный хаос, а если бы его не было в нашем сознании, то кроме хаотических, разрозненных и взаимно друг друга обессиливающих дифференциально малых единичных представлений наше сознание ничего бы не заключало. Итак, в основе всего мышления лежат способности к синтезу и анализу, т.е. умение изменять иерархический уровень нашего сознания соответственно положениям встречаемых им объектов в иерархии космоса и органически сопрягать их между собой.

    Чем далее идёт развитие сознания, тем более оно становится способным воспринимать причинные системы, тем меньше делается отдельных этапов в последовательной цепи. В пределе – в совершенно развитом сознании последовательная цепь сокращается в одно целостное заключение, благодаря ему мышление переходит в созерцание. Итак, закон иерархии одинаково проявляется и в статике разума, и в его динамике.

    Все только что сказанное одинаково справедливо и по отношению к другим двум категориям сознания. В категории чувства или мистики мы аналогичным образом видим иерархию элементов и состояний как в статике, так и в динамике. Достаточно заменить в предыдущем изложении термин «представление» термином «восприятие», чтобы получить соответствующие выводы. Вместо классификации представлений и понятий мы будем иметь классификацию восприятий и чувствований, а вместо синтеза и анализа в разуме мы получим синтез и анализ чувства. Как мышление сокращением промежуточных этапов при эволюции сознания переходит в созерцание, так интуиция аналогично переходит в ясновидение.

    В категории воли как активной по преимуществу, центр тяжести переносится целиком во внутреннюю иерархию сознания. Воля сама по себе есть начало простое и она одновременно и предшествует в бытии другим двум категориям, и вытекает из них. В первом состоянии она обладает внутренней скрытой иерархией, раскрывающейся лишь в созидаемых ею результатах, а во втором состоянии она определяется в своём иерархическом достоинстве соответствующими состояниями категории разума или категории мистики, или же наконец, их совместным действием.   

    Таким образом, наше сознание построено по закону иерархии во всех трёх его категориях. Благодаря этому мы и имеем возможность имманентно познавать космос как в его целостной иерархии, так и в её отдельных органических членениях.

 

Составитель Ерёмин В.И.

Москва, 2015 г.


ХРЕСТОМАТИЯ ФИЛОСОФИИ

ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

Инженера путей сообщения

 

 

Хрестоматия представляет собой сборник тематических статей, составленных на основе трудов В.Шмакова, и предназначена для интересующихся  миропониманием, изложенным В.Шмаковым. Хрестоматия подготовлена к 100-летию первой публикации энциклопедического труда гениального русского мыслителя о Великих Арканах Таро, как абсолютных началах философии эзотеризма.

 

Содержание

Предисловие

Введение. Владимир Шмаков: трагедия жизни и триумф творчества.

1. Великие Арканы Таро – системное изложение абсолютных начал эзотеризма.

2. Закон синархии – основа миропонимания искателей истины.

3. Интуиция – путеводная звезда эзотеризма.

4. Место человека в иерархии космоса. Становление сознания богоЧеловека.

5. Трагедия жизни человека и её преодоление. Проблема зла.

6. Категории сознания человека.

7. Раскрытие основного закона бытия человека в категориях его сознания.

8. Вера и воля совершенного человека.

9. Религия в контексте двойственности Реальности.

10. Психология в контексте двойственности Реальности.

11. Этика в контексте двойственности Реальности. 

12. Эстетика в контексте двойственности Реальности.

13. Учение В.Шмакова об эгрегорах.

14. Виды человеческого познания.

15. Метафизика познания Истины.

16. Гениальность и учительство.

17. Трансцендентный опыт как способ познания ноуменального мира.

18. Основы учения о космической энергии.

19. Антиномичность жизни социального организма.

20. Учение о Логосе.

21. Иерархия сознания человека.

22. Иерархия человеческих сообществ.

Список  литературы.

 

 

                                                         

                                                          Предисловие

Систему эзотерической философии, автором которой является гениальный русский мыслитель Владимир Шмаков, на звёздном небе мировой философии можно соотнести с Полярной звездой, вокруг которой, с точки зрения земного человека вращается звёздный небосвод. Она представляет собой синтез мудрости Востока и Запада в русской культуре. Как отмечал В.Шмаков, истинная природа высшего синтеза – это всеобъемлемость; являясь источником всего, он есть, вместе с тем, каждая частность в отдельности. Синтез есть начало творческое, - будучи единым, он сам из себя порождает множественность, когда начинает объективировать в своём существе частные совокупности своих единичных качествований.

Свою философскую систему В.Шмаков опубликовал с 1916 г. по 1922 г. – в один из самых трагичных периодов истории русского народа, - в частности по этой причине она оставалась в забвении почти 80 лет. Только в середине 1990-х годов, благодаря сотрудникам киевского издательства «София», труды В.Шмакова стали общедоступны для искателей Истины.

В.Шмаков в полной мере соответствует данному им определению гения: «В высшем аспекте гений есть дух, сопричислившийся к Вечному и Божественному и непосредственно черпающий из него свои откровения. Как вечные истины, эти откровения одинаково справедливы для всех веков и народов». Он подчёркивал, что гениальность есть аристократия духа, а гений есть олицетворение синтеза. «Гений всегда выше современности и не по форме, а по самому существу, вследствие чего его мышление доступно лишь немногим избранным… Одним из главнейших признаков гения является непреклонная убеждённость в истинности и правоте своего учения. Имея критерий в себе самом и притом более строгий и возвышенный, чем предлагаемый людьми, такой гений вовсе не считался с встречавшей его критикой и излагал своё дело, не заботясь о результатах и последствиях, ибо они всецело в руках Всемирного Разума. Таким гением являлся, например, Спиноза, вся жизнь которого была страдной и тернистой стезей между лютой ненавистью и безумием человеческих стад.» Игнорирование трудов гениального русского мыслителя представителями «научной» философии, подтверждает их соответствие определению Н.Бердяева: «Научная философия есть философия лишённых дара и призвания – она выдумка для тех, кому философски нечего сказать.»

Осмыслить глубину философских доктрин В.Шмакова в полной мере стало возможным только после начала утверждения в научной среде таких направлений, как ноосферизм и трансперсональная психология. Сопоставление этих доктрин с концепциями исследователей, незашоренных догмами атеизма и материализма, представлено в статьях составителя сборника, список которых прилагается ниже. Актуальность и социальную значимость трудов В.Шмакова подтверждают оценки состояния современной цивилизации известными социологами.

А.Зиновьев – русский логик, философ и социолог, основатель логической социологии. «Реальное будущее человечества я представляю как господство высокотехничных, но примитивных существ, не имеющих ни малейшего понятия даже о том, как устроены и функционируют самые фундаментальные законы человеческого сознания… Реальный интеллект, господствующий в человечестве, на самом деле интеллект дебилов, которые могут всё, не понимая ничего. Наиболее вероятный конец человечества – воинствующая глупость».

И.Валлерстайн - американский социолог и философ – неомарксист, один из основателей мир-системного анализа: «Социальная система заходит в тупик, из которого миру будет очень трудно выбраться… Вопрос в том, что придёт на смену этой системе. Какой порядок вырастет из окружающего нас хаоса.»

1. Забытый русский гений //Дельфис, № 2 (38) /2004, с.29-31.

2. Эзотеризм – философский фундамент Новой науки. //Дельфис, № 1(41) /2005,с.47-51.

3. Учение о становлении сознания богочеловека. //Дельфис, №2 (50)/2007, c/7-12.

4. Духонавтика – смысл бытия Человека. //Дельфис, №3(55)/2008, с.10-13.

5. Философские основы геополитики: российские корни. //Национальная безопасность и геополитика России, №3-4(56-57),2004,с.163-169.

6. Психогенетика: лженаука или основа человековедения? Там же, № 3-4(74-75),2006,с.59-63.

7. Парадоксы судьбы забытого гения России: трагедия жизни и триумф творчества Владимира Шмакова. Там же, с.157-162.

8. Закон синархии В.Шмакова – проявление иерархичного всеединства жизни в сознании человека. Матер. Научной конф. «Этика и наука будущего.» - М., Дельфис, 2005, с.26-30.

9. Возможно ли управление социогенетикой? Там же, 2006, с.68-72.

10. Закон синархии В.Шмакова – основа подобия миров. Там же, 2014. http://www.delhpis.ru.

11. Психогенетика человека в свете философской системы В.Шмакова.// Дельфис, 2010, №3(63), с.46-49.

12.  Русский метанационализм как духовный феномен. // Дельфис, 2015, №4(84), с.49-52.

13.  Метафизика социального бытия в свете философской системы В.Шмакова.// Дельфис, 2016, №1 (85), с.51-55.

 

 

Введение. Владимир Шмаков: трагедия жизни и триумф творчества.

Биографических сведений о В.Шмакове, подтверждённых документально, практически нет. Единственным источником архивных материалов имеющих отношение к этому выдающемуся мыслителю, является книга известного историка А.Никитина, опубликованная в 2004 году. Возможные причины полного забвения В.Шмакова и его трудов, будут рассмотрены далее.

Как складывалась жизнь гениального русского философа? Попробуем на основе имеющихся сведений воссоздать отдельные этапы его биографии. Как возможную версию его судьбы…

В семье известного юриста А.С.Шмакова, примерно в 1887 году, родился сын, названный Владимиром в честь крестителя Руси. Широкую известность отцу принесла его фундаментальная книга «Международное тайное правительство», впервые опубликованная в 1912 году. В основу книги была положена речь, с которой А.Шмаков выступил на VII Съезде Объединённых дворянских обществ, как представитель московского дворянства. Тема книги – «еврейский вопрос», была особенно актуальна для России, поскольку в 1911 году евреем был убит известный государственный деятель – П.Столыпин. Содержание книги наглядно свидетельствует об энциклопедическом знании А.Шмаковым литературы по истории и современному состоянию проблемы социального статуса евреев в странах Европы и Азии.

Имея под рукой богатую библиотеку отца, В.Шмаков наверное ещё в гимназии увлёкся историей, мифологией и философией Древнего Мира. Обширный список литературы в его книге посвящённой Великим Арканам Таро, красноречиво говорит о его философских устремлениях и предпочтениях. Среди отечественных авторов В.Шмаков наиболее часто цитировал Е.Блаватскую – 15 раз, Вл.Соловьева – 13, П.Успенского – 9. Для сравнения, из немецких мыслителей он отдавал предпочтение И.Канту и И.Гёте – по 10 цитат, А.Шопенгауэру – 7. Возможно, этот период жизни будущего философа был похожим на юность П.Успенского. Одарённый, трудолюбивый, эрудированный молодой человек, хорошо знавший несколько иностранных языков, не выбрал путь своего отца – карьера юриста его не интересовала. Он решил получить техническое образование и закончил Институт путей сообщения – по тому времени один из самых престижных технических вузов страны. Однако увлечение философией, стремление постигнуть тайны Бытия, благоговейное отношение к миссии Христа, не угасли, но подкрепились естественно-научными знаниями. Возможно, ещё в студенческие годы было принято решение стать инженером путей сообщения между Богом и человеком. Но перед этим было необходимо систематизировать знания в этой области, накопленные человечеством и запечатлённые, как полагал этот искатель Истины, в символах Таро, значение которых В.Шмаков оценивал таким образом: «Неведомый и непостижимый гений в бесконечной дали веков был восхищён духом до слияния с глубинной сущностью бытия и дал людям кристаллы абсолютной истины. Будет день – и человечество поймёт, что все его достижения, как и предстоящее в отдалённом будущем, уже в жуткой и неведомой древности были достигнуты и запечатлены в высочайшем напряжении символического синтеза – в Книге Арканов Таро».

Книга отца, опубликованная в 1912 году, когда В.Шмакову было около 25 лет, стала водоразделом в отношении к эзотерической философии между двумя близкими людьми. Сын высоко оценивал достижения эзотерической, в том числе каббалистической традиции, многие из представителей которой были евреями. Для отца наказом были слова Ф.Достоевского: «Жиды погубят Россию». Отрицательное отношение отца к направлению творческих исканий В.Шмакова стало, по-видимому, причиной серьёзного душевного кризиса – об этом можно предположить из слов благодарности Н.С.Мусатову, который «своим пламенеющим духом вырвав меня из бездны, показал мне путь и заложил первый камень настоящего труда». Возможно, по этой причине В.Шмаков решил опубликовать в России свой первый фундаментальный труд в 1916 году – после смерти отца.        

Итак, 1916 год. В полном разгаре мировая война, ситуация в России явно не способствует философским изысканиям, но В.Шмаков продолжает увлечённо и напряжённо трудиться над выполнением своей миссии – созданием системы эзотерической философии. Примерно к 1920 году подготовлено к печати учение о двойственной иерархии монад и множеств, раскрывающее закон синархии – основу эзотерического миропонимания. Но публикация этой книги, явно антимарксистской, антисоветской в условиях Гражданской войны, могла закончиться для автора трагически. В 1922 году были опубликованы «Основы пневматологии» – науки о целостном существе человека в триединстве категорий сознания: мистики, разума, воли. К этому времени В.Шмаков становится хорошо известен в кругу московских философов эзотерического направления, у него дома проходят встречи духовно продвинутых людей, среди которых П.Флоренский. В начале 20-х годов В.Шмаков организовал Московскую школу розенкрейцеров.

После окончания «горячей» гражданской войны начинается «холодная» – идейная. В 1922 году началась планомерная высылка из страны наиболее известных идейных противников большевиков. ГПУ активно выявляет инакомыслящих – возможно философ уже попал в поле зрения как идейно чуждый элемент. Как человек проницательный, понимая, что борьба с инакомыслием будет беспощадной, он не питает иллюзий относительно перспектив жизни в России. Его книги идеологам большевизма вряд ли понравятся. Выход один – эмиграция, тем более у него дружеские отношения с президентом Чехословакии, который может содействовать в получении гражданства. 5 мая 1923 года к нему домой приходит В.Белюстин, который знаком с его книгами, демонстрирует обширные эзотерические знания, в том числе об Арканах Таро. В.Белюстин выражает готовность стать учеником и последователем В.Шмакова, который поручает ему читать курс лекций по арканологии.

Практически все архивные сведения о В.Шмакове основаны на показаниях В.Белюстина, который в 1926 году организовал в Москве орден розенкрейцеров. Статью об этом незаурядном человеке А.Никитин назвал «Московский Сен-Жермен».Есть основания полагать, что В.Белюстин пришёл к В.Шмакову не как самоучка, а как последователь неизвестной эзотерической школы. Это позволило ему, опираясь на предшествующие разработки, отчасти – на собственные идеи, создать свою школу и учение. В.Белюстин занимался, в частности, разработкой эгрегориальной метаистории России, поэтому его, в известном смысле, можно считать предтечей Д.Андреева. Невероятно гуманный приговор В.Белюстину как организатору и руководителю контрреволюционного общества (было арестовано 12 человек) – зачесть в качестве наказания срок предварительного заключения (неполные три месяца), объясняется тем, что он согласился сотрудничать с ГПУ. В книге А.Никитина приведена цитата из документа НКВД от 1938 года, где сказано, что В.Белюстин является квалифицированным секретным сотрудником, работавшим по разоблачению мистических антисоветских организаций. Примечательно, что после отъезда В.Шмакова за границу, его ближайший друг и соратник – В.Жданов, прекратил всякое общение с В.Белюстиным, осознав, по-видимому, что он развивает и реализует не идеи В.Шмакова, с которым он встречался за полтора года всего несколько раз, а свои собственные.

В августе 1924 года В.Шмаков вместе с женой выехал в Германию, а оттуда в Прагу, где получил чехословацкое гражданство. Однако в послевоенной Европе социально-политическая обстановка остаётся тревожной. В.Шмаков принимает решение исполнить мечту юности – побывать на краю света – в Южной Америке. Наиболее подходящая по климату страна – Аргентина, в то время, пожалуй, самая развитая в экономическом отношении страна этого континента. Казалось, все тревоги позади, можно наконец-то приступить к реализации творческих планов по развитию системы эзотерической философии. Но судьба не позволила В.Шмакову реализовать в полной мере свой творческий потенциал – в конце 1930 года, со слов В.Белюстина, пришло известие, что В.Шмаков умер в октябре 1929 года от сердечного удара.

Насколько описанная хроника жизни выдающегося философа соответствует действительности? По иронии судьбы его жизнь стала олицетворением трагедии непонятого и забытого гения, сущность которой он раскрыл в своих книгах. В марте 2004 года автор  обратился к Г.А.Карповой с просьбой узнать какие-нибудь сведения о В.Шмакове по каналу духовидения в виде ответов на ряд вопросов. Из ответов, полученных 22.07.2005 г., следовало, что умер философ в Швейцарии. В Аргентине он никогда не был, а проживая в России, посещал города: Санкт-Петербург, Одессу, Винницу, Кострому. В публичной библиотеке г.Лозанна (Швейцария) имеется его труд «Основные законы архитектоники мира», который был опубликован в журналах на немецком зыке. Далее приведено сокращённое изложение текста, полученного от Г.Карповой.

«Я родился в апреле 1887 года в довольно известной семье. Был горячо любимым сыном в детском возрасте. Свои первые книжки я начал писать после 15 лет, где описывал философские мытарства свободной души. Детское посвящение в рыцари свободного духа мы упражняли с моими сверстниками, так как идеи свободы уже витали в воздухе и человек начал задумываться о своём существовании. Впервые в это время понял, что моё пристрастие к свободе не очень разделяет мой замечательный отец, который боялся, что я вырасту революционером или народником. Однако его волнения были напрасными, так как в 16 лет я был знаком с первосвященником П.А.Флоренским., который укротил мой пылкий дух и в своей мягкой натуре преподал мне некоторые тайные сведения о Разуме, Духе, Божественном Создателе Вселенной. Мне был приятен этот бескорыстный человек, прошедший суровую школу жизни, но не упавший ни сердцем, ни духом. Так под влиянием этой сильной личности я становился другим человеком. А в 1912 году окончательно определились мои привязанности и благодаря приятной для меня неожиданности я стал руководителем одного из обществ «Свободного чтения», куда входили многие известные в то время теософы, философы и продвинутые духовно люди. Создавая новое развёрнутое учение об Арканах Таро, я пользовался древними знаниями мистиков, и, определив наиболее продвинутые теоретические и практические концепции, лежащие в основе ордена Розенкрейцеров, пошёл в своих изысканиях ещё дальше, чем Пифагор.

В 1922 году начали сгущаться тучи над головами многих виднейших ученых. Почувствовал и я слежку за собой, хотя никогда не считал себя учёным, скорее увлечённым человеком, имеющим с


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.