Интуиция – путеводная звезда эзотеризма. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Интуиция – путеводная звезда эзотеризма.

2019-11-11 205
Интуиция – путеводная звезда эзотеризма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интуиция – это русло, по которому веяние Высшей Недосягаемой Силы доходит до человека. Интуиция не есть исключение, не есть особый случай действия или тем паче нарушение или обход общих законов, наоборот, это есть основная сущность их всех, их основание и утверждение. Познавая в разуме, человек ещё может, совершая свои логические построения и составляя частные синтезы, базироваться вначале лишь на части первоисходных представлений, а уже затем достроить остальное. Наоборот, при познании интуицией, человек необходимо должен поставить в своём сознании задачу в её полном целостном объёме. Исполнение этого требования не только является необходимым для совершения интуитивного познания, но более того, оно выражает собой саму сущность процесса. Это именно и выражается законом, лежащим в основе всего учения об интуиции. «При всяком интуитивном познании человек должен ясно формулировать свою цель и обнять в своём сознании всю систему представлений, которая к этой цели ведёт. Он должен твёрдо очертить эту первоначальную систему, совершенно оторвать её от всего остального мира, всю силу своей воли сосредоточить на желании данной цели и в момент высшего напряжения этой воли он должен в порыве ввысь оторваться и от цели и от начальной системы, стремясь вглубь собственной сущности. Мгновение спустя он уже будет иметь ответ, а если его не последует, то это покажет лишь то, что средоточие было исполнено с недостаточной полнотой и совершенством».

Познание в разуме и познание интуицией между собой равноправны; как то, так и другое одинаково даются не даром, а являются результатом работы и напряжения сознания. Различие состоит лишь в технике познавания: при познании в разуме человек должен сделать силой своей воли ряд построений по перемещению плоскости сознания; при познании с помощью интуиции эта плоскость сознания только перестраивается, как бы видоизменяется без перемещения силой той же самой воли. Вообще говоря, познания этих двух видов обычно переплетены между собой и при всяком познавании в разуме человек пользуется интуицией, а при познавании силой интуиции он довершает его в разуме. Чем выше человек, тем более способен он познавать интуицией; более того, самое его развитие состоит, прежде всего, в том, что он преобразует метод своих познаваний, всё более и более пользуясь интуицией.

Живя в земной юдоли и проходя скорбный путь своей жизни, человек является вечно рабом, поскольку живёт он свои малым умом. Сколько бы он ни знал, сколько бы ни приобрёл он жизненного опыта, всё равно он беспрестанно наталкивается на ограничения и препятствия. Рано или поздно он неминуемо должен сознать себя слепым орудием неведомых законов, заставляющих не только исполнять непонятную работу, но и самого ковать цепи своей квазисвободной воли. Если человек не пытается бороться, если он смиряет гордый дух свой, то в конце концов он может найти себе удовлетворение в самом процессе жизни, найти в нём её оправдание и цель. Но как бы ни смирялся человек, в недрах души его живет пламенная вера в таящуюся где-то в бездонных глубинах его существа безграничную свободу: он знает, что в нём самом под образом раба смиренного спит властелин, который жив и может проснуться. И вот, подчас под влиянием ничтожной причины, до человека вдруг начинают долетать какие-то смутные образы, грезы и мечтания. Он еще не верит им, не понимает их, но уже жаждет безраздельно всей силой своей души.

Постепенно в человеке просыпается властелин, дремавший дотоле; он начинает жить тем высшим таинственным миром, он становится его сознательным деятелем, он чувствует себя уже иначе в земной юдоли, делается господином своей судьбы, то есть становится Магом. Интуиция – этот высший дар – делается воистину путеводной звездой человека, он начинает видеть всё через её свет; вот почему в традиции эзотеризма интуиции приписывают эпитет «Звезда Магов». Интуиция есть именно сторона существа человека, которая делает его божественным; она приобщает его Горнему Миру и связывает со всем неразрывными узами. При познании интуицией человек прислушивается к высшей силе, он опирается на высшую волю и на высший опыт. Опыт и его производная – мудрость имеют отличительным признаком то, что их скрыть нельзя, как нельзя и подделать. С первого же дуновения внутреннего голоса человек чувствует в нём силу великую, а потому в нём тотчас же рождается доверие, быстро претворяющееся в веру, воистину непоколебимую.

Для человека, познающего интуицией, авторитет того высшего начала, которое эту интуицию осуществляет, стоит на недосягаемой высоте. На пути веков история равно показывает, что люди, которых коснулось веяние внутреннего Гения Божественного, всегда и неизменно свято верили в то, что они открывали другим. Гениальность и вера, откровение и непреложность против напора сомнений всегда и неизменно были неразрывно связаны друг с другом. Когда человек в чём-либо твёрдо убеждён, он тем самым излагает своё знание с убеждением; в свои слова и в свои творения он вкладывает искры своего духа и веры в сообщаемое им знание. Эти искры зажигают в сердцах людей ответный отблеск, и, приобщая к знанию, приобщают и к вере в него. Интуитивное откровение и вера в него непреложная никогда не ограничивались и создавали круг людей, веривших столь же свято, как и первый избранник. Всякое откровение, всякая интуиция всегда создают школу, и только они одни. В них есть жизнь, в них есть нечто неуловимое, что исполняет все формы их великой силой духа и, наоборот, самые хитроумнейшие хитросплетения сухого разума всегда оставались лежать втуне, и фолианты, их вмещавшие, одиноко желтели и пепелились, забытые Богом и людьми.

Возвышаясь над относительным, интуитивное знание тем самым возвышается над временем. Вневременность и внеусловность – суть отличительные признаки интуитивного знания. К какому бы веку человек ни принадлежал, в каком бы периоде истории он ни жил, среди каких бы условий он ни находился, всё равно единство познания тотчас же сказывается и притом самым поразительным образом. Стремясь к одной и той же цели, люди не только постигали те же самые идеи, законы и принципы, но и выражали их в тех же самых мыслях, а сплошь и рядом даже в тех же самых словах. Таким путём интуитивное познание привлекает человека к единству, приближает его к Богу. Человек всегда это сознаёт, а потому познание Высшего Начала, дающего ему ведение, приводит к глубокому самосознанию, к ощущению своего истинного достоинства; связываясь с Высшим, человек связывается со своей истинной сущностью, а потому исполняется совершенным спокойствием. Человек отрывается от суетной жизни, он перестаёт мучиться ею, он приобщается к иному миру, в котором лежит его истинное отечество. Он чувствует, что становится членом особой общемировой семьи людей – избранников, жизнь которых в этой юдоли есть сознательная миссия, есть исполнение предначертанной задачи. Он сознаёт себя посланцем, долженствующим исполнить всё то, что ему предназначено, он делает своё дело, ему безразлично, как его встретят, ибо Его цель, как и он сам, лежат в области Вечного, Торжествующего. И как только достиг он этого сознания, ему уже всё нипочём, всякая мука ничто, всякая смерть красна, он знает свою цель, а потому и жизнь его есть счастье, счастье истинное и бесконечное.

Основоположную доктрину об онтологической природе интуиции В.Шмаков формулирует таким образом: интуиция есть динамическое откровение всеединства в эволютивных тональностях Закона иерархического строения. Сущность космической метаистории он определяет так: закон всеединства вневременно раскрывается в законе иерархического строения, закон иерархического строения вневременно рождается из закона всеединства и интуиция вневременно исходит из закона всеединства. Таким образом, закон всеединства, закон иерархического строения и интуиция образуют онтологическое триединство, аналогичное православному догмату Св.Троицы. Закон всеединства есть раскрытие ипостаси Отца и соответствует макрокосмической всеобщности царства принципов. Закон иерархического строения есть раскрытие ипостаси Сына и соответствует конкретности личного начала царства монад. Интуиция есть раскрытие ипостаси Св.Духа и соответствует динамической природе царства идей. Как известно, преп. Серафим Саровский главным делом жизни христианина полагал «стяжание Духа Святого». Каждой ипостаси свойственны все три пневматологические категории, но у Отца примат лежит в воле, у Сына – в разуме, а у Св.Духа – в мистике. Отсюда вытекает, что, хотя интуиция раскрывается во всех трёх пневматологических категориях, но её исконная природа мистична и примат лежит в мистике. В иерархическом плане эмпирического конкретного сознания интуиция есть всегда сила, преодолевающая мертвенную кристаллизацию иерархического распорядка, есть исходный источник способности к творчеству, есть прямой и единственный двигатель эволюции.

Вот как описывает В.Шмаков свои интуитивные озарения. «Неведомый, неизъяснимый флюид неизменно окружает всякого человека, постигающего дух, создаёт вокруг него ореол и устрояет связи со всеми, кто ему подобен. Таких людей больше, чем обыкновенно думают; своим испытующим духом витая в Области Света, они незримо содействуют друг другу, связываются в один Верховный Орден Рыцарей Истины. То, что я буду говорить теперь, не может быть ни выражено с совершенством, ни доказано; лишь тот, кто своим собственным опытом восчувствует это, признает, что я говорю правду. Уходя в глубь своего существа, забывая внешний мир и погружаясь в океан своего духа, каждый человек, кто бы он ни был, перестаёт чувствовать себя одиноким. Неведомо откуда он слышит братский зов, он чувствует великое стремление к Свету, которое царствует во всём мире и увлекает его за собой. Ему чудится, что в неведомых пучинах мироздания есть Дивный Очаг Слова и Света, сотканный из пламенеющих сердец избранников, влекомых жаждой Истины. Все высочайшие томления, чаяния и вожделения, все виды просветления Откровенного, все гаммы чувств и сладостных томлений экстаза творчества и мук рождения его плода – всё свито здесь в одно Великое Дыхание, могуществом своим пронизывающее мир, повсюду разнося победный звон… Этот Высший Светоч, Незримый Божий Град, Иерусалим Нагорний, Святой Грааль есть Некий Дух Животворящий, зовущий к жизни светлой и бессмертию познавших Жизнь у Самого Святейшего Её Источника… И в этом Стольном Граде Духа есть Храм Истины Победоносной – то Сердце Мира, тот Родник всего того, что движется, стремится, что жаждет, ищет, что даёт…

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.