Великие Арканы Таро – системное изложение абсолютных начал эзотеризма. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Великие Арканы Таро – системное изложение абсолютных начал эзотеризма.

2019-11-11 205
Великие Арканы Таро – системное изложение абсолютных начал эзотеризма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что есть истинный эзотеризм? Эзотерическая философия представляет собой синтез трёх мировоззрений: материализма, рационализма и метафизики. Каждое из этих мировоззрений возникает из целого при соответствующем сужении сознания и исключительном утверждении лишь одного определённого вида восприятий. Человек, по своей духовной сущности относится к миру ноуменов, но для реализации потенциально присущего ей целостного самосознания его актуальное сознание эманируется в феноменальный мир и здесь последовательно выявляет и утверждает одну потенцию за другой. В этом состоянии человек является оторванным от мира первообразов, но в то же время он не отождествляется с феноменальной природой. От первого актуальное сознание отделяется своей относительностью, от второго – наличием способности к иерархическому развитию и самосознанием. Благодаря этой обособленности актуальное сознание обладает свободой признания, какой из этих миров является первенствующим, другой же оно может или поставить в соподчинённое положение или даже вовсе отрицать, как иллюзию. Признавая за абсолютную достоверность окружающий внешний мир в согласии с «непосредственной» видимостью, человек тем самым приписывает феноменальному опыту первенствующее значение. Так рождается эмпиризм, в своей гипертрофии приводящий к материализму. Здесь бытие ноуменального мира отрицается вовсе, а человеческое самосознание объясняется простым центрированием опытных данностей. Во втором случае человек признаёт абсолютной достоверностью только своё собственное существование, а потому начинает считать свой разум, как начало образующее и реализующее сознание, первенствующим. Рождающийся таким образом рационализм в своей гипертрофии также отрицает ноуменальный мир как нечто недоказанное, а за миром явлений хотя и признаёт право на самобытное существование, но ограждает его от себя таинственными ширмами «вещь в себе». Наконец, в третьем случае человек приходит к убеждению, что истинной первоосновой может быть только перманентно совершенное в противовес относительно преходящим формам бытия, к которым одинаково относится и внешняя природа, и собственный мир человеческого сознания. Так рождается метафизика, утверждающая, что всё непосредственно наблюдаемое является лишь раскрытием идеального мира ноуменов. В своей гипертрофии метафизика также начинает отрицать другие два мира, считая их бытие лишь иллюзией, Майей, затуманивающей истинную Реальность.

Между тем, с точки зрения эзотеризма вражда между этими тремя мировоззрениями основана на недоразумении, ибо их ошибочно считают рядоположными, а потому и подлежащими оценке путём простого сравнения. На самом деле, всякое мировоззрение есть сложная совокупность весьма многоразличных факторов во всех трёх областях: чувства, разума и воли, – равно как и областей подсознательного и сверхсознательного.

Всякое мировоззрение можно выразить в формах разума, но это есть лишь насильственная и почти всегда бесполезная стилизация. Ни сообщить своё мировоззрение другому человеку, ни тем более выразить его таким путём нельзя: чтобы только понять действительно иное мировоззрение, нужно вжиться в него, воссоединить в себе самом его пафос, тональности бытия и тяготения. Если сказанное безусловно справедливо даже для, вообще говоря, родственных мировоззрений, то вышеупомянутые три основные разветвления философии вовсе несоизмеримы между собой методом рядоположного сравнения. Хотя эти мировоззрения одинаково получают выражение в интеллекте, но их внутреннее естество, вызывающие их к бытию устремления человеческого духа, – глубоко различны, относятся к разным иерархическим поясам. Не ведая закона синархии и гипертрофируя собственную ценность и пределы, интеллект воспринимает эти мировоззрения исключительно по логическому содержанию их словесного выражения, а потому естественно считает их равноценными и рядоположными интеллектуальными величинами. Он начинает их сравнивать и оценивать не только не считаясь с различием их природ, но и не подозревая о нём. И здесь он убеждается, что они совершенно противоречат друг другу, то есть, говоря о тех же проблемах, дают не только различные, но и прямо противоположные решения. Представляется совершенно ясным, что интеллект не может в таком состоянии ни выйти из затруднений путём разрешения противоречий, ни принять их во всём целом, и должен пойти по единственному возможному пути – оказать предпочтение одной системе и попросту отвергнуть другие. На пути умственного развития человечества интеллект и поступал согласно сказанному, последовательно склоняясь то в одну, то в другую сторону, чтобы рано или поздно убедиться в относительности выбранного пути, после чего вернуться к исходной альтернативе, вновь выбрать и т.д.

Здесь именно и приходит на помощь человеку эзотерическая философия. Она не только ничего произвольно не отвергает, но принимает все относительные теории и решения в их полном развитии: она указывает каждому из них надлежащее место в целом, с присущей которому точки зрения данная относительность и имеет право на бытие. Эзотерическая философия рассматривает мир с точки зрения вечной и абсолютной, ибо «мысль вечна, поскольку она воспринимает вещи в облике вечности». Она утверждает, что строить здание можно только на непоколебимом фундаменте, то есть на таких истинах, которые вполне безусловны и всеобщи. В противоположность всем относительным системам она стремится дать общее решение всем мировым вопросам, найти те абсолютные уравнения, которыми определяется вся космическая жизнь. Эзотеризм обращается, прежде всего, к идеальному миру не потому, что он пленяется его гармонической красотой, а потому, что, разрешив проблемы в их самом общем виде, он тем самым предопределяет решение всех конкретных задач. Адепт эзотеризма всегда должен стремиться к такой мудрости, которая, как говорит Плотин, не складывается из теорем, но есть единое целое; она не получается из сочетания многого в одно, а наоборот, предлежит, как единое, для анализа на многое».

Таким образом, идея ноуменального мира, даже в том случае, если она не имела никаких прямых доказательств своей достоверности, необходимо нужна для самой возможности приступить к познанию мира и логически вытекает из механизма нашего разума. Эзотерическая философия есть не только умозрительная система, но и чисто опытная наука, основанная на доступных непосредственной проверке достоверностях. Она присваивает себе гордый титул абсолютного или царственного знания именно потому, что даёт общие решения, обнимающие собой все явления жизни и дающие ключ к разрешению всех конкретных задач. Она представляет собой    изумительно стройное и замкнутое целое, где каждая часть проникнута сознанием всеобщего, а потому всё её целое является совершенным вечно живым организмом. Она даёт решение всем проблемам с абсолютной точки зрения. Благодаря всему этому эзотеризм не может быть противопоставлен ни одной системе, ни одному мировоззрению иначе как целое части. Как целостное выражение истины, эзотеризм отрицает относительные теории лишь постольку, поскольку они стремятся выйти из присущих им границ и занять место целого.

Эзотеризм не есть произведение отдельного человека или даже отдельного народа или периода истории; эзотеризм есть общее достояние человечества, есть хранилище всех наивысших индивидуальных и коллективных достижений. Как сущность и средоточие всего, что есть глубокого и возвышенного, эзотеризм равно проявляется во всяком подлинном творчестве, во всякой живой и вдохновенной мысли. Время и особенности эпох и характеров ложатся только внешним налётом на единую и всегда себе тождественную доктрину. Как целое, она входит во всё единичное, даёт ему жизнь, проникает и просветляет его, но вместе с тем вбирает в себя все проявления частного, все оттенки местного колорита, не подавляя единичных деталей, но, напротив, даёт всему питающие корни в целостном и непреложном. Эзотерическая доктрина едина, но это единство имеет высший порядок соподчиняет в себе всё многообразие частичных элементарных единств. Народы, эпохи и отдельные творческие проявления гениев не повторяют однообразно друг друга; каждая частность имеет полноценный смысл, и они различаются не только формой выражения, но и типом устремления, оттенками ощущения бытия. Эзотеризм не есть всё тот же мотив, однообразно звучащий во всём сквозь различные только вариации. Он динамичен по существу, и его сущность состоит не в формах. Приобщение к нему есть преображение ритма жизни, есть раскрытие под фатаморганой форм единого потока естества, есть погружение в него, есть сосуществование со всеединством в ритме становления его живой стихии, рождающей мир. Эзотеризм не имеет и не может иметь писанного и даже затаённого слова; он невыразим, им можно только жить, но уловить его в фигурах языка и даже звука или света есть безумная и нелепая мечта. Но если человек проникся внутренним чувством бытия, если через тяжёлый покров окостеневших форм стал доноситься до внутреннего слуха гармоничный гул светозарных волн потока жизни, то всё, что бы он ни стал творить, будет символом реального. Как символ, всякое его слово, штрих или аккорд будет влечь к глубинному, рождать в душе призыв. Ценность подлинных творческих произведений и состоит в их силе втягивания из будничного в живое; они сильны не формой выражения, но даром чаровать сердца и пробуждать тоску по жизни непреложной. Вот почему эзотеризм всегда покрыт покровом тайны; он есть не секрет, но мистерия; он затаён не силой предрассудка, но протяжением глубины природы откровенной. Эзотеризм раскрывается в символизме; отсюда цепь ступеней постижения, отсюда путь ученичества и мистерии посвящения; отсюда разделение обыденного, экзотерического знания от динамически возрастающего в глубинности эзотерического.

Высшее царство идеального мира – царство тверди или принципов имеет своим основоположным началом форму. В противоположность феноменальному, эта форма нераздельна и адекватна содержанию, ибо она по существу своему центральна, а не периферична, т.е. проистекает не из внешних взаимоотношений с другими подобными, а непосредственно выражает особенности естества реальности. Формы царства тверди абсолютно недвижны, неизменяемы и органически сопряжены друг с другом;. Они суть вневременные и абсолютные воления Божества; они суть те недвижные и вечные основы, на которых зиждется и эволюционирует космос. Итак, царство тверди есть мир основных форм духа, первоверховных принципов мира, которые, оставаясь вечно недвижными, в то же время являются началом всяческого движения и эволюции.

Эзотерическое учение утверждает, что этих верховных принципов 22, и их система воспринимается совершенным человеческим сознанием в виде Арканов Таро. Это есть верховная доктрина эзотеризма. Неведомый и непостижимый гений в бесконечной дали веков был восхищен духом до слияния с глубинной сущностью бытия и дал людям кристаллы абсолютной истины. Легенда и тайноведение относят это высочайшее достижение человечества к временам Атлантиды, великолепная культура которой целиком вылилась и запечатлелась в нём и оставила его нам как драгоценнейшее наследие и задание на весь путь эволюции нашей расы. Система верховных принципов, объемлющая все ступени и виды бытия, все пути и взаимоотношении, все глубины воспарения духа и последние бездны нисхождения к тёмным истокам жизни, была воплощена в символах воистину бесконечной силы и содержания. Мы встречаем их в основе эзотерической культуры всех народов мира, но в силу исторической преемственности мы приписываем этому памятнику египетское наименование – Священной Книги Тота.

Но как бы ни было повсеместно распространено Таро, система его символов остаётся до сих пор не только не изученной, но и неизвестной громадному большинству. Для того, чтобы сохраниться в череде веков, оно должно было использовать порок и никогда не умирающую жажду легко узнать будущее. Величайшей глубины и святости символы дошли до нас в виде жалких карт для игры и гадания и только очень немногие пытались расшифровать таящееся в них богатство. Но будет день – и человечество поймёт, что все его достижения, как и предстоящее в отдалённом будущем, уже в жуткой и неведомой древности были достигнуты и запечатлены в высочайшем напряжении символического синтеза – в Книге Арканов Таро.

Система первоверховных принципов космоса, - Арканов, дифференцируясь, порождает космическую иерархию принципов последовательно нисходящих порядков. В принципах органически сопряжены все три категории сознания: они обладают совершенной формой и тем служат основанием категории разума, они обладают бесконечным содержанием и тем утверждают возможность бытия категории содержания – мистики; и, наконец, они суть первичные источники активности и воли и этим дают основание бытию категории воли. Но хотя принципам в высшей степени присущи все три категории, всё же примат лежит в воле. Они рождаются из Божества, как Его абсолютные воления, и хотя одновременно с этим рождаются их форма и содержание, но всё же последние сопутствуют их основной волевой природе. Обладая каждый бесконечным содержанием, принципы в то же время органически сопряжены между собой в абсолютной иерархии; принцип этой иерархии принципов, следовательно, единый, вполне абсолютный, активно бесконечный гиперпринцип – и есть закон синархии.

Ясными, резкими гранями системы Арканов разделяется на три части. Первую составляет Аркан 0, гласящий о Божестве и мире и слиянии их в Абсолюте, Сущности Божественной. Вторую часть составляют 21 Аркан, гласящих о целостном человеке, о рождении его из Абсолюта и принципах его существования, определяющих синтез и смысл его жизни. Последние 56 Арканов, в противоположность первым – Великим, называются Малыми, они составляют третью часть и гласят о природе вещей и человеке, как члене и звене в целостной жизни мироздания. Единственная Реальность, Истинная и непреложная, раскрывается по знанию испытующему духу человека в виде системы 21 Аркана, составляющих вторую часть Священной Книги Тота; к первой мы можем лишь приближаться постольку, поскольку мы будем синтезировать воедино знания, полученные из второй части. Третья часть будет становиться доступной пониманию постольку, поскольку мы сумеем общие принципы, подчерпнутые из второй, прилагать в окружающий нас мир. Таким образом, путь к познанию один, он вполне абсолютен для каждого человека и раскрывается его духу Божественным Светом 21 Великого Аркана. Каждый Аркан гласит о трёх мирах; вот почему Наука Царственная постижения Арканов носит имя Науки о Боге, о Человеке и о Вселенной. Система 22-х Великих Арканов представляет собой исчерпывающее, замкнутое целое, - их число и порядок представляются не случайными, а проистекают из чистого разума.  

Отдельный Аркан – это Абсолютное, видимое в зеркале относительного, и тот, кто знает свойства зеркала, присущие ему самому, может пользуясь чувством синтеза, выявить в своём сознании Абсолютное в его истинной природе. Именно благодаря этому, каждый Аркан есть часть и Целое, он заключает как себя самого, так и все другие Арканы. Совершенный Человек, обладающий полнотой чувства синтеза, может одинаково постигать как через любой отдельный Аркан, так и через любые их сочетания. На пути современной истории учения отдельных Арканов, будучи сокровенной сущностью религий, составляли Конечную Науку об Абсолюте и давали полные, исчерпывающие решения. Эти учения были отличны от других подобных только в глазах толпы, ибо высшие представители аристократии духа через развитые чувства синтеза неизменно видели Один и Тот же Абсолют под всеми этими покровами.

Каждый отдельный Аркан в своей истинной природе есть аспект Самосознания Единой Реальности, а потому всякий Аркан есть сама Реальность. Подобно самоутверждающемуся духу, каждый Аркан утверждает свою заповедную сущность в присущем ему метафизическом теле. Будучи субстанцией, Аркан из своего собственного существа развёртывает и эманирует законы и принципы в строгой гармонии с представившимся ему пассивным полем действия. Чем ниже метафизический уровень этого поля, тем дифференциальнее и конкретнее эманируемые Арканом принципы и законы. В силу этого постижение Аркана идёт в строгой зависимости от личности познающего и её особенностей. Аркан всегда будет активен по отношению к воспринимающему сознанию, т.е. иначе говоря, постижение Аркана всегда идёт сверху, но предельная вершина познанной доктрины обусловливается развитием познающего человека. Вселенная в аспекте одного Аркана есть картина, написанная одной краской; совокупность Арканов есть гамма красок духа; система всех Арканов есть многокрасочная картина мира.

Космогония есть творчество человеком мира в своём сознании, как естественный и единственно возможный путь расчленения целостного мироздания в последовательную совокупность Верховных Творческих Космических Принципов по порядку синтеза. Первые 10 Арканов являются мировой космогонией. Аркан 1 учит о Единстве Вселенского Духа и Его Трансцендентальном Бытии. Аркан 2 есть Учение о Его Внутреннем Однородном Трансцендентальном Сознании. Аркан 3 раскрывает Доктрину о Божественной Природе, как Тварном Сознании Космического Духа, представляющем собой по отношению к низшей феноменальной природе Источник Его Произрождения. Аркан 4 есть учение о Логосе, как совокупности единичных индивидуальных монад, эманирующемся во вне Нерасчленённого Божественного Единства для возможности независимых самоутверждений отдельных Первообразов – аспектов Реальности. Аркан 5 учит о сознании и индивидуальности отдельной монады, о расколе и вихревой природе сознания. Аркан 6 представляет собой учение о космической семье монад и подобии мира Божеству. Аркан 7 есть учение о монаде как самоутверждающемся Первообразе. Аркан 8 учит о законах личности и сверхличной природы. Аркан 9 – о человеке, как утверждённом Первообразе. Аркан 10 – о мире как устойчивом и замкнутом вихре – утверждённой Тварной Природе Божества.

Первые 10 Арканов лежат в Мире Принципов и представляют собой Верховные Трансцендентальные Доктрины, в своей совокупности раскрывающие человеку внутреннюю затаённейшую сущность мироздания; эти Арканы неразрывно связаны друг с другом, выливаются один в другой и только в своей полной совокупности представляют полную картину и при том целостную и замкнутую. Вторые 10 Арканов связаны с первыми законом строгой аналогии и являются Активными Космическими Деятелями, реализующими доктрины первого цикла. Первые 10 Арканов суть учение о мире Духа, вторые 10 Арканов учат о космической среде, и, благодаря этому, каждый цикл освещает мир с только одному ему присущей точки зрения. Аркан 0 или Аркан 21 и Аркан 22 представляют в своей совокупности Конечный Синтез. Аркан 0 есть учение об Абсолютной Мировой Первопричине, о Единой Реальности. Аркан 21 есть Самосознание Реальности в аспекте Единого Духа, грезящего о своей Майе, а потому этот Аркан синтезирует цикл первый 10 Арканов. Аркан 22 есть Самосознание Реальности в аспекте мировой среды, единой феноменальной квази-Реальности, а потому этот Аркан является синтезом вторых 10 Арканов.

  

                                                         

                                                         

Будучи венцом всех изысканий человеческого духа на пути веков в области Вечного, – Арканы имеют право на авторитет. Величие и мощь системы Арканов складываются прежде всего в том, что с самых первых шагов пути своего человек получает возможность совершать свою работу по строгой, идеально закономерной системе. Когда человек приступает к сознательному и последовательному постижению мироздания, когда он начинает изучать Великую Книгу Арканов и пред восхищённым взором его раскрываются всё новые законы и принципы, он, вместе с тем, неизменно убеждается, что всё познаваемое им, непонятным для него самого путём, ориентируется в строгой и совершенной системе. Система Арканов есть прежде всего для всякого ученика идеальная философская машина, которая постоянно помогает ориентироваться в новых вопросах, замечать недочёты, сравнивать и оценивать, располагать и синтезировать и намечать на будущее русло своей жизни и течение своего развития.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.