Закон синархии – основа миропонимания искателей истины. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Закон синархии – основа миропонимания искателей истины.

2019-11-11 261
Закон синархии – основа миропонимания искателей истины. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В предыдущей статье мы отметили, что закон синархии есть действительно основной закон мироздания, ибо он связывает систему первоверховных принципов – Арканов – в целое абсолютного единства, развёртывающегося в иерархиях мироздания, и в то же время раскрывается в этой системе, а через нее и во всех иерархиях. Развертываясь из закона, по закону и в законе синархии, мир принципов на высшей ступени выливается в систему Арканов и тем даёт основной тип совершенного упорядоченного множества.

Закон синархии лежит в основе эзотерического миросозерцания. Его бесконечно глубокое содержание чрезвычайно трудно выразить в системе слов и понятий, ибо оно по природе своей лежит выше области действия познавательных и изобразительных способностей интеллекта. Вполне понять разумом Закон синархии – значит не только усвоить всё целостное содержание начала разума, но и исчерпывающим образом воспринять интеллигибельный облик мироздания. Достижение этого идеала может быть лишь конечной целью всей эзотерической школы, к которой она должна неуклонно стремиться во всех своих начинаниях. Если бы этот идеал раскрывался лишь в самом конце пути развития, то он не имел бы никакого реального жизненного значения и являлся бы лишь отвлечённой эмблемой. Но всякий реально существующий идеал, в противоположность вымышленным девизам, оказывает свои воздействия на всём пути приближения к нему.

Стремясь к истине, человек предвосхищает основные её веяния уже с самых первых к ней устремлений. Эзотерическая традиция может дать человеку, как выражение Закона синархии, только ряд символов интеллигибельного порядка, но этим она раскрывает путь к такому глубокому внедрению сознания в этот корень космического бытия, на какое только оно способно. Природа символа глубоко антиномична. С одной стороны, он образован из элементов феноменального мира, а с другой, он причастен к ноуменальному. Символ есть брешь в оковах тварности, через которую тварь получает возможность соприкоснуться с вечным и необусловленным. Символ как бы даёт точку опоры идеальному в области относительного и тем раскрывает относительную свободу видеть идеальное и к нему тяготеть.

Закон синархии есть данность безусловная и общемировая, хотя он и служит первоверховным принципом всего бытия нашего сознания, – и в то же время он является императивом, привходящим в сознание извне. Этот закон есть не только основной закон мира, но и сама его сущность, смысл и оправдание, он есть одновременно и цель и механизм всего бытия. Поэтому познание закона синархии есть также и конечная цель эволюции человека на пути разума, и его собственное содержание. Как всё великое и истинное, закон синархии весьма прост, но именно благодаря этому всё величие и бесконечность его содержания могут быть сколько-нибудь восприняты лишь путём долгого эволютивного подхода. Последовательно изучая одни его аспекты за другими, человек может постепенно асимптотически приближаться к этому океану идей и воспринимать в своём сознании всё яснее и ярче его целостный отблеск.

В наиболее общей и сжатой формулировке должно сказать так: закон синархии есть принцип, в своём синтетическом естестве трансцендентный элементарному разуму, мыслящему в абинерных суждениях; как синтез, закон синархии раскрывается в бинере (антиномии), где тезис есть закон всеединства, а антитезис – закон иерархического строения. Говоря элементарным языком, надлежит формулировать этот комплекс идей так: мир не однопланен, но, напротив, состоит из реальностей и феноменов разного качественного достоинства, а потому расчленяется на сложную иерархию планов, каждому из которых соответствуют ценности определённого качественного достоинства. Каждому плану соответствует особая природа и особые законы, а потому, вообще говоря, они живут самостоятельно, прослаивая друг друга; всякий переход из одного плана в высший есть трансенсус, то есть явление для низшего плана, превышающее его возможности, явление сверх его естества, явление с его точки зрения сверхестественное. Напротив, для высшего плана, объемлющего и покрывающего все возможности низшего плана и сверх того, обладающего новыми и высшими видами возможностей, такой трансенсус есть лишь раскрытие таившихся по тем или иным причинам потенций естества, а потому явление закономерное и естественное. Отсюда – учение о различных видах жизни соответственно довлеющим им системам возможностей и об эволюции как свершении последовательных трансенсусов. Отсюда – учение об интуиции как предвосхищении бытия и возможностей высших планов и учение о гениальности как осуществлённом трансенсусе. Отсюда – учение о благодати как притяжении высших планов. Закон иерархического строения есть закон системы мира, закон являемости реальности в бесконечном многообразии бытия, форм, процессов, видов возможностей, то есть закон космической феноменологии. Но высшее синтетическое Единство, вершина мировой иерархии, Целое бытия, отражается в единичном не только в процессе актуальной жизни по закону космической феноменологии. Оно присутствует в единичном подземными путями во всей своей многогранности, во всей своей полноте. Каждая часть есть не только часть целого, но и целое в части. Ничто не оторвано от Целого навсегда, все дефиниции и разграничения суть только внешний иллюзорный покров. Единое порождает всё, оставаясь единым. Многообразие частного изнутри связано единством, то есть всё в себе всегда остаётся единым, а потому иерархичность космоса есть лишь феноменологическое раскрытие всеединства Реальности. По закону высшей эзотерической логики антитезис есть раскрытие тезиса в актуальной феноменологии. Закон иерархии есть антитезис закона всеединства как тезиса; целое всемирного бытия есть синархия.

Наиболее лёгким для восприятия Закона синархии выражением будет следующее: Закон синархии есть закон иерархического строения космоса. Мировое многообразие не есть простая периферия Абсолюта, раскрывающегося в субстанции, а стройный организм, где отдельные формы расположены по закону бесконечно углубляющегося синтеза. В этом определении неразрывно объединены две основные доктрины эзотеризма:

1. Мир есть организм, то есть нечто единое и целое.

2. Мир есть организм, а потому отдельные части его расположены по закону возрастания типов, то есть по закону иерархии.

Необходим единый принцип, чтобы сделать единым это множественное существо, чтобы сделать из него единый и всемирный организм. Как в человеческом теле каждый орган имеет свою собственную функцию, точно так же и во Вселенной каждое из существ имеет особое назначение.

Мы разделяем природу на царства минералов, растений и животных. Это разделение искусственное, ибо нет в мире ничего мёртвого и все формы жизни непрерывно связаны между собой от простейших до наиболее совершенных, будучи отделены лишь этапами эволюции. Таящаяся в минералах жизнь (рост кристаллов) ярко раскрывается в растениях. В мире животном появляется воля и, наконец, в человеке она становится свободной. Но во всей этой иерархии жизни неизменно соблюдается общий принцип, что каждый внешний вид, хотя бы в конспективной форме, заключает в себе всю эволютивную цепь предшествующих видов. Эволюция вечно идёт вперед, но при этом ничего не утрачивается. Биогенетический закон Геккеля воочию показывает неизменную справедливость принципа, что всякая высшая форма достигается лишь путём эволютивной иерархии низших, как её трансфинитум. Мы видим, что каждая высшая форма получается из низшей через прибавление некоторой новой ценности. На языке эзотеризма можно сказать, что каждая высшая форма синархичнее низшей.

Итак, закон иерархии распространяется не только по количеству, но и по качеству, и именно в последнем случае начинают обнаруживаться его глубины. Цель царств природы есть качественная иерархия, есть постепенное нарастание синархии. Но эту идею мы осветили пока только с внешней стороны, только с точки зрения совершенства форм и механизма жизни. Неизмеримо более интересна синархия духа, иерархия внутреннего содержания форм. Только здесь раскрывается всё величие закона синархии, его достоинство первоверховное.

Интеллигибельный мир, мир ноуменов есть идеальное раскрытие Бога, то есть целостная синархия; это есть мир только взаимно сопряжённых первообразов, но не мир индивидуальных существ, осознавших себя и в своей исключительности, и в своей соподчиненности абсолютному целому. Это есть первообраз синархии, но не синархия реализованная, синархия космоса. Жизнь видимого мира имеет свой конечной целью реализацию мира интеллигибельного. Идеальный мир есть только мир идей, то есть план идеального организма, но не сам организм. В жизни космоса идеи вечно раскрываются, а всё живущее в нём эволюционирует, стремится реализовать актуально свои первообразы. Но космос есть не только мир форм, но и мир индивидуальных сознаний, раскрытий субстанций второго рода – монад. Именно в монадах оба мира – идеальный и проявленный, находятся в неразрывной сопряжённости. Корни монады, её собственная природа, лежат в мире ноуменов, но её сознание и самоощущение находятся в мире феноменов. Путём долгой эволюции сознание постепенно осознаёт содержание своего духовного центра – монады, воспринимая через высшую интуицию – внутренний опыт, а через низшую интуицию – внешний опыт, утверждая соответствующие этим идеям феноменальные формы.

Первоверховная антиномия: единство – множественность одновременно утверждает принцип индивидуальности и принцип группы. Полюсы всякой антиномии абсолютно противоположны друг другу, но в то же время они всегда остаются неразрывно связанными между собой. Такая сопряжённость осуществляется плавной иерархией промежуточных состояний бытия и сознания. Единство сопрягается с множественностью иерархией частных единств и частных множеств, и в этом и состоит закон синархии. Иерархия этих единств находится в ноуменальном мире, иерархия этих множеств – в феноменальном. Потенциально обе эти иерархии сопряжены в интеллигибельном мире, актуально – во вселенской семье монад, образующих космос. Идеальный мир есть средоточие всей реальности, но в нём иерархия монад не имеет перспективы, то есть отдельные звенья её обладают лишь потенциальной возможностью индивидуального самосознания, но не имеют его актуально. Феноменальный мир в том имеет смысл, цель и оправдание своего бытия, что он есть арена, где монады путём постепенной эволюции осознают своё содержание и свою индивидуальность.

Принцип единства по самому существу своего бытия ноуменален, а принцип множественности феноменален. Единство без множественности не может сознавать своего содержания, множественность без единства лишена реального содержания и есть лишь потенциальный образ хаоса. Жизнь космоса есть постоянная реализация содержания единства и гармонизация множественности в единстве. Конечный предел его эволюции есть полная реализация множественности потенций единства и полное объединение всего многообразия в едином центре. Космос стремится к этой цели в двух неразрывно сопряжённых процессах: путём беспредельной дифференциации единства и путём организации множественности. Так возникают две параллельные иерархии: иерархия единств и иерархия множеств.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.