Куратор РИС                                                       доц. Зотов В.В. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Куратор РИС                                                       доц. Зотов В.В.

2019-11-11 193
Куратор РИС                                                       доц. Зотов В.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Андрей Алексеевич Одинцов,

Андрей Андреевич Одинцов

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ

 ТЕХНОЛОГИЯМИ

Учебное пособие

Москва

МГУДТ 2015

УДК 65.01(075)

О – 42

Куратор РИС                                                       доц. Зотов В.В.

 

Работа рассмотрена на заседании кафедры управления и рекомендована к печати.

 

Авторы:                                               Одинцов Андрей Алексеевич,

д.э.н., профессор

Одинцов Андрей Андреевич

Рецензент                                        Пономаренко Г.В., к.э.н., проф., зав. кафедры экономической теории

 

О–42 Одинцов А.А. Управление инновационными технологиями. / Учебное пособие. М.: РИО МГУДТ. - 2012. – 268 с.

В учебном пособии освещается методология управления инновационными технологиями. Большое внимание уделено прорывным технологиям, новейшим информационным технологиям, технологиям информационного управления, закрывающим инновационным технологиям, технологиям скрытого назначения.

Для студентов и аспирантов, а также практиков, занятых в сфере инновационных технологий.

 

УДК 65.01(075)

Ó А.А. Одинцов, А.А.Одинцов, 2015

Ó Московский государственный университет

дизайна и технологии, 2015


Оглавление

Глава 1. Методология управления инновационными технологиями ………………………………………………...………….6

1.1. Сущность управления инновационными технологиями…………...6

1.2. Факторы управления инновационными технологиями…………...15

1.3.  Мировоззрение как фактор управления инновационными технологиями…………………………………………………………….29

1.4. Виды инновационных технологий…………………………………39

Выводы…………………………………………………………………...44

 

Глава 2. Система управления инновационными технологиями...47

2.1. Уровни управления инновационными технологиями……………47

2.2. Свойства, виды и источники информации в управлении

инновационными технологиями………………………………………..58

2.3. Человеческий ресурс в управлении инновационными технологиями…………………………………………………………….74

2.4. Формы управления инновационными технологиями………….…84

2.5. Правовая основа управления инновационными технологиями...100

Выводы………………………………………………………………….109

 

Глава 3. Прорывные инновационные технологии ……………….112

3.1. Сущность прорывных технологий………………………………..112

3.2. Виды прорывных технологий…………………………………….116

3.3. Технология подрыва экономических основ

наркопреступности……………………………………………………..122

3.4. Технологии планирования геополитических событий………….137

Выводы………………………………………………………………….148

Глава 4. Новейшие информационные технологии …………….…149

4.1. Сущность новейших информационных технологий…………….149

4.2. Особенности информационной телекоммуникационной

 отрасли………………………………………………………………….151

4.3. Виды информационных технологий……………………………..156

Выводы………………………………………………………………….164

Глава 5. Инновационные технологии информационного управления ……………………………………………………………..167

5.1. Сущность технологий информационного управления………….167

5.2. Виды технологий информационного управления……………….170

5.3. Технологии информационного управления как инструмент глобальных взаимодействий…………………………………………..177

5.4. Технологии информационного манипулирования………………181

Выводы………………………………………………………………….191

Глава 6. Закрывающие инновационные технологии …………….193

6.1. Сущность закрывающих технологий…………………………….193

6.2. Виды закрывающих технологий………………………………….199

6.3. Особенности закрывающих технологий в различных отраслях..201

6.4. Стратегия и последствия распространения закрывающих технологий……………………………………………………………...209

Выводы………………………………………………………………….213

Глава 7. Интеллектуальные технологии скрытого назначения..215

7.1. Сущность интеллектуальных технологий скрытого

назначения………………………………………………………………215

7.2. Виды интеллектуальных технологий скрытого назначения……218

7.3. Средства и методы технологий скрытого назначения…………..228

7.4. Технологии лоббирования………………………………………...239

Выводы………………………………………………………………….242

Заключение……………………………………………………………..244

Тематика курсовых работ (рефератов, выступлений)………….……248

Вопросы к экзамену (зачету)…………………………………………. 250

Литература……………………………………………………………...252

Краткий терминологический словарь………………………………...263

 

 


Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Выводы

1.Основными ресурсами развития становятся люди и знания, которыми они обладают, нематериальные активы и прежде всего, человеческий капитал (знания, навыки, творческие и мыслительные способности людей, моральные ценности, культура труда), а также организационный капитал (процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, бренды, корпоративная культура). Научные исследования, инновационные технологии, образовательные, медицинские и иные нематериальные услуги становятся главным инструментом развития мирового сообщества и мировой экономики.

2.Основные признаки инновационной технологии: точно обозначенный конечный (желаемый) результат; алгоритмичность действий, заранее обозначенный путь достижения результата; достижение требуемого результата строго в ожидаемые сроки, с использованием четко определенных ресурсов – по составу и объему; опора на технологические знания; тесная связь с техникой, искусственное происхождение; привязка к конкретной сфере деятельности (отрасли экономики и т.д.) и одновременно диффузия в другие отрасли; применимость для строго определенных условий (при заданных ограничениях, налагаемых на объект воздействия и на внешнюю среду); наличие системы формальных критериев оценки достигаемого результата.

3.Социальные, социально-экономические процессы наиболее инерционны, инновации в социальной сфере наиболее масштабны, требуют повышенных затрат, длительного времени для распространения, в современном мире наиболее актуальны. Рынок нематериальных технологий стал наиболее динамичным сегментом мировой торговли. Повышенные темпы роста характерны также для экспорта изделий повышенной наукоемкости. Бренды составляют важную, все чаще – главную часть в оценках капитализации корпораций на фондовых рынках.

4.Основными факторами, оказывающими влияние на управление инновационными технологиями являются: глобализация, глобальный финансово-экономический кризис, глобальные климатические изменения; нарастание скорости изменения в природе и обществе; тотальная коммерциализация; фетишизация материальных стимулов в ущерб нравственным, формирование нового технологического уклада, кризис инноваций в России; Сопротивление среды при внедрении инноваций на всех этапах пропорционально масштабу инновации. В основе формирования указанных факторов лежит строительство технократической цивилизации, в которой ведущей ценностью становятся деньги и прибыль - вместо жизни во всех ее проявлениях; основными принципами деятельности людей являются борьба, соперничество, конкуренция – вместо свойственного человечеству изначально сотрудничества; все более широкое распространение получает логика «да – нет», «добро – зло». Мир, Реальность воспринимаются людьми в черно-белом цвете; в различных слоях общества усиливается доминирование философии и идеологии прагматизма; нравственность все в большей степени заменяется правом.

5.Важнейшие и во многом противоречивые тенденции в сфере управления инновационными технологиями заключаются в следующем: технологизация человеческой деятельности имеет негативные эффекты, в частности, распространение одноразовых отношений; происходит варваризация общества; нарастают проявления аристофобии в обществе; увеличивается скорость происходящих изменений в природе, обществе, за которыми не успевает развитие возможностей техники (компьютерной и телекоммуникационной) по моделированию этих изменений. С другой стороны, повышается значение человеческого ресурса; возрастает значение социальных инноваций, инноваций в духовной сфере; набирает силу новое мировоззрение, основанное на идее развития и совершенствования человека, Мира, Реальности. При планировании и управлении инновационными технологиями следует учитывать не только факторы экономического характера, но и, прежде всего социальные.

 

Выводы

1.Субъектами управления инновационными технологиями являются государство, отдельные социальные организации, физические лица. Новым субъектом становится глобальный управляющий класс.

2.Основным субъектом управления инновационными технологиями должна стать государство. В части, касающейся процессных, базисных, стратегических инновационных технологий оно должно выступать в качестве единственного субъекта. Следует форсированно отходить от управления базисными, процессными инновациями в рамках узко понимаемого государственно-частного партнерства на основе так называемого «баланса интересов». Функциями регулирования инновационной деятельности государство может ограничиться только в части, касающейся микроинноваций.

3.Эффективное руководство в сфере управления инновационными технологиями требует особых качеств – масштабности мышления, цельности мировоззрения, интуиции, ответственности и иных.

4.В управлении инновационными технологиями в настоящее время преобладает фактологическая и, в лучшем случае, хронологическая информация, а также прижизненная и социальная информация. Это обстоятельство во многом предопределяет неэффективность этого управления. Основные резервы повышения эффективности управлении инновационными технологиями лежат в использовании методологической информации, а также интуитивного знания и генетической информации.

5.Социальные и технологические инновации тесно взаимосвязаны. Появление социальных инноваций настоятельно требует и неизбежно приводит к возникновению технологических и наоборот. Как продуктовые, так и процессные инновации могут способствовать формированию новых социальных общностей – средний класс, глобальный управляющий класс, «электорат».

6.Инновационная активность западных стран и современной России имеет ярко выраженную направленность на технотронные, биометрические, генетические технологии управления, манипулятивные технологии маркетинга и рекламы, информационные технологии поддержки принятия управленческих решений, военные технологии и технологии повышения эффективности имеющихся вооружений.

7.Главным ограничением для стимулирования создания и распространения инновационных технологий для чиновничества, крупнейших транснациональных корпораций, глобального управляющего класса выступает требование востребованности уже имеющихся у них активов и технологий, а значит, сохранение возможности и в дальнейшем получать от их использования прибыль.

8.Негативной тенденцией в сфере управления инновационными технологиями является увеличение активности и возможностей глобального управляющего класса как субъекта стратегического управления инновационными технологиями.

9.В числе новых, наиболее эффективных форм управления инновационными технологиями на различных этапах инновационного процесса - сообщества практиков, открытые инновации, краудсорсинг, брокеры знаний.

10.Анализ существующей правовой базы управления инновационными технологиями обнаруживает недостатки: отсутствует единый федеральный законодательный акт, посвященный управлению инновационными технологиями; наблюдается разнообразие трактовок и подходов к управлению инновационными технологиями в региональном законодательстве; детально проработан фрагмент правовой основы, касающийся отдельных аспектов инновационной деятельности в ущерб вопросам формирования нового мировоззрения, целеполагания, ведущей роли государства в управлении инновационными технологиями; во многих нормативно-правовых документах чрезвычайно заужено понимание инновационной деятельности по сравнению с пониманием, выработанным научным сообществом.

11.Назрела необходимость принятия единого федерального закона «Об управлении инновациями и инновационными технологиями», в котором дать единое (расширенное) понимание важнейших понятий и категорий, установить единый порядок осуществления инновационной деятельности и управления инновационными технологиями, сформировать систему управления инновационными технологиями, установить правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, компетенцию региональных властей, постулировать формирование нового мировоззрения как исходный пункт модернизации и перехода страны на инновационный путь развития.


Виды прорывных технологий

Особое значение для науки и практики имеет, на наш взгляд, различение среди прорывных - процессных (социальных) и продуктовых прорывных технологий. Основными признаками процессных прорывных технологий являются:

- с реализацией технологии связано изменение отношений между людьми – в процессе производственной деятельности или в повседневной жизни;

- масштабность – они нацелены на решение значимых для всего общества или значительной его части задач в их реализации участвуют большие массы людей;

- вовлеченность значительного количества ресурсов – людских, финансовых, материальных;

- достижение результата, на который нацелена технология, требует весьма продолжительного времени (т.е. длительного применения технологии);

- для успешной реализации технологии необходимо взаимодействие различных министерств и ведомств, государственных, общественных и частных организаций;

- освоение технологии сопряжено с изменением, в большей или меньшей степени, мировоззрения людей, их взглядов на мир, на себя, на складывающиеся взаимоотношения в процессе производства (выполнения ими служебных обязанностей);

- распространение инновационной процессной технологии имеет свои следствием формирование нового стиля (образа) жизни.

Принято считать, что процессные инновационные технологиивключают в себя разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Вместе с тем, не меньшее, если не большее значение имеют технологии организации человеческой деятельности, а также практикуемые в иных сферах человеческой жизни и деятельности – в сфере культуры, искусства, организации досуга – в целом в образе жизни.

К числу признаков продуктовых прорывных технологий следует отнести: они нацелены на создание нового продукта; внедрение технологии влечет за собой увеличение производительности труда при создании уже известного продукта; появление нового продукта приводит ко все большей дифференциации материальных потребностей.

Продуктовые и процессные инновационные технологии тесно взаимосвязаны, что проявляется в следующих моментах: появление технологий одного из указанных типов стимулирует создание и развитие технологий другого типа; выводу на рынок нового продукта нередко предшествует разработка и реклама соответствующих изменений в стиле жизни; создание нового продукта может сопровождаться разработкой соответствующих социальных технологий.

В современном мире приоритет имеют продуктовые технологии. Появление нового продукта ведет к формированию соответствующей процессной технологии по его эффективному (оптимальному) использованию. Под влиянием нового продукта изменяются существующие процессные технологии, складывается новые адекватные новому продукту процессные технологии. Инновационные процессные технологии «сопровождают» продуктовые в следующих аспектах;

- формируют новую потребность у потенциальных клиентов (покупателей);

- все более изощренно рекламируют товары;

- «брендируют» предприятия и организации, производящие новый товар;

- развивают организацию производства продукта (реализуют эволюционный путь развития технологий).

Распространение новых продуктов происходит при определяющем влияние СМИ, рекламы, различного рода маркетинговых мероприятий. Сначала новый продукт, являющийся дорогим и недоступным для массового потребителя в силу своей новизны, «осваивают» элиты, затем, по мере удешевления соответствующих технологий, падения спроса среди богатых, исчезновения у продукта признаков «элитарности», создания упрощенных образцов, владелец технологии переходит на массовое производство, продукт распространяется и среди масс населения.

В современном обществе установлен своего рода «диктат продукта», при этом цель экономики – производство и продажа все новых продуктов. Под новый продукт разрабатывают новую культуру потребления, рекламируют ее как непременный атрибут элиты. Это стало одним из важнейших движущих механизмов экономического роста. При таком подходе продукт становится самоцелью и не способствует развитию и совершенствованию человека, общества. А вот процессные технологии, выстраиваемые под цель развития и совершенствования, способны решить эту задачу.

 В этой связи, как представляется, государству в своей инновационной политике следует исходить из приоритетности процессных технологий. Разрабатывать (создавать) их под глобальную цель – развитие и совершенствование человека и общества. Под конкретные процессные технологии (группы технологий) создавать новые продукты и разрабатывать новые продуктовые технологии. Так, здоровый образ жизни основывается на вегетарианском питании, требование постепенности перехода на такое здоровое питание создает потребность в технологиях изготовления соответствующих продуктов, в том числе имитирующих привычные – например, соевого мяса, соевого творога и т.д.

В инновационной сфере, особенно для технологий продукта, наблюдается также своего рода «диктат формы над содержанием», что проявляется в следующем: качество изготовления самых разных изделий постоянно снижается. На момент изготовления «все блестит», через несколько месяцев, недель, даже дней – теряет товарный вид, требует ремонта или замены. Коэффициент запаса прочности для многих изделий существенно снижается; все большее распространение имеют одноразовые продукты; имеет место массовая фальсификация продуктов (подделка продуктов известных брендов), вплоть до лекарственных препаратов; многие продукты все в большей степени играют роль символа принадлежности к определенному социальному классу; происходит осознанное повышение гарантийных сроков работы сложных изделий при одновременном уменьшении этих сроков для наиболее важных и дорогих деталей, даже у ведущих фирм (это наблюдается, в частности, для автомобилей, сложной бытовой техники); конструкции сложных продуктов целенаправленно изменяют таким образом, чтобы каждая из деталей точно соответствовала установленному сроку годности продукта в целом и не превышала его; цена все в большей степени зависит от бренда, но не от качества изготовления продукта. Один и тот же товар под разными брендами реализуется по разной цене (пример - кондиционеры «Хитачи» и «Дайкин»); для изготовления продуктов используются преимущественно искусственные материалы. Увеличивается разрыв в цене между продуктом, изготовленным из естественных и искусственных материалов.

В современном мире как продуктовые, так и социальные технологии строятся на базе технократического принципа иерархии: центр управления – периферия, начальник – подчиненный, работодатель – работник, лидер – ведомый, глава семьи – члены семьи. В масштабах государства: первое лицо страны (президент, генеральный секретарь и т..д.) – ветви власти, государственные органы (чиновники разного уровня) – «рядовые» граждане. В некоторых странах выше президента – духовное лицо или философский орден (США, Иран, Ирак). Альтернативным иерархическому является принцип круга, который означает, что место и роль в социальной системе определяется не формальным (должностным) положением конкретного лица, но уровнем его нравственного развития.

Прорывные процессные технологии могут быть классифицированы следующим образом: опирающиеся на новое мировоззрение. Из их нового представления о мире вытекает и новый образ жизни; опирающиеся на совокупность прорывных продуктовых технологий. Инновации второй группы основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции. Иногда они предназначаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Как представляется, основу развития в будущем мире составят первая из указанных групп технологий - опирающиеся на новое, более высокого уровня мировоззрение, включающего в себя, т.е. объясняющего происхождение, развитие и недостатки (ограничения) всех других известных философских и религиозных систем.

Важными основаниями классификации прорывных технологий являются сфера применения и степень общности. По сфере применения их можно классифицировать на политические, информационные, экономические, научно-технические; технологии в духовной сфере; медицинские, управленческие, финансовые.

По степени общности следует выделять прорывные технологии, предназначенные:

- для всех (большинства) стран (технологии глобальной информационной сети - Интернет, сверхпроводимость и др.);

- для группы стран (технологии добычи сланцевого газа – для стран, не обладающих запасами газа, которые пригодны для разработки традиционным способом и др.);

- для конкретной страны (опережающие технологии для России, некоторые закрывающие технологии; сельскохозяйственные технологии для древнего Китая, после получения которых произошел взрывной рост рождаемости и т.д.);

- для конкретной отрасли (компактный нефтеперерабатывающий завод – для нефтеперерабатывающей отрасли; электронная (компьютерная) биофункциональная органометрия диагностика по Фоллю (вегетативный резонансный тест), «Странник» - для здравоохранения и т.д.);

- для конкретной организации (электро-магнитный импульс для диагностики протечек газовых трубопроводов – для Газпрома; получение технологий глубоководного бурения для Лукойла – смысл возможного сотрудничества с «Би-пи»);

- для индивидуума (который самостоятельно конструирует и осваивает их в процессе работы над собой, самообучения, духовного роста и т.д.).

Выводы

1. Основныепризнаки прорывной технологии: ярко выраженный инновационный характер;новизна подхода к решению производственной или социальной задачи, возможность получения результата, на который нельзя было рассчитывать ранее - при использовании прежних технологий; глобальность использования; появление возможности сделать продукт (услугу) массовой; увеличение скорости получения желаемого результата; значительное увеличение степени достижения желаемого результата; обеспечение «окончательности» результата;возникновение на стыке различных дисциплин, являясь выходом из «узкодисциплинарного» тупика.

2. Актуальной задачей является смена приоритетов в государственной инновационной политике с продуктовых на процессные технологии, которые были бы направлены на развитие и совершенствование человека и общества.

3. Прорывные технологии в ряде случаев приобретают политическое значение, подрывая преимущества естественных монополий, создавая условия для преодоления позиций глобального управляющего класса.

4. Особое внимание следует уделять планированию на государственном уровне создания прорывных технологий, которые способствовали бы снижению влияния глобального управляющего класса, создавали условия для устранения его доминирования в мире.

Выводы

1. Процесс развития информационных технологий, информатизации общества имеет как технологический, так и социальный аспекты.

2. Информационные технологии имеют противоречивое значение для развития индивидуума и общества. С одной стороны, информационные технологии создают новые благоприятные возможности для отдельного человека и общества. С другой стороны – ставят общество в зависимость от степени безопасности используемых технологий.

3. Новые позитивные возможности, создаваемые информационными технологиями:

- более полное раскрытие интеллектуального потенциала человека;

- быстрое распространение знаний и передовых технологий;

- увеличение способности людей воспринимать новые методы и орудия труда, генерировать новые знания;

- стимулирование коллективного творчества людей;

- повышение эффективности производства и экономии труда;

4.Основные угрозы, сопряженные с использованием информационных технологий, заключаются в следующем:

- формируются предпосылки для массированного идеологического воздействия манипулятивного характера и подавления индивидуального творческого начала;

- происходит «атомизация» общества;

- появление «информационной элиты», - социального страта или прослойки людей, владеющих релевантной информацией и определяющих правила доступа к ней;

- возникает зависимость общества, государства, отдельного человека от степени безопасности используемых технологий – в связи с повышением вероятности сбоев по мере роста сложности технических систем, с уязвимостью информации, содержащейся в информационных системах;

- использование информационных технологий в криминальных целях отдельными людьми, а также преступными группами и сообществами; возникновение компьютерной преступности, «информационного терроризма»;

- негативное изменение психологического потенциала – базовой направленности человека, характерологических особенностей и интеллекта, его психофизического состояния (виртуализм, авитализм и т.д.);

5.В управлении инновационными технологиями в настоящее время преобладает фактологическая и, в лучшем случае, хронологическая информация, а также прижизненная и социальная информация. Это обстоятельство во многом предопределяет неэффективность этого управления.

 

Выводы

1. Признаками технологии информационного управления являются: цель воздействия – желаемое поведение объекта; внесение в сознание человека целенаправленной (достоверной или недостоверной) информации; обращение к бессознательному объекта, к сфере эмоций; использование психологических приемов снятия барьеров в восприятии человеком нового; наличие элемента суггестии; использование факторов, провоцирующих изменение сознания; сочетание эмоционального воздействия с физиологическими – цвет, запах, форма, ритм; использование слабостей, склонностей человека, стимулирование иллюзий; главный эффект применения технологии – инстинктивный «автоматический» выбор.

2. В составе технологий информационного управления важное место занимают новые виды маркетинга, такие как нейромаркетинг, когнитивный и сенсорный маркетинг, мобильный, вирусный, buzz- (маркетинг шумом), партизанский (провокационный) и блог-маркетинг, которые связаны, прежде всего, с реализацией концепции Интернет-маркетинга (цифрового маркетинга).

3. Направленность использования технологий информационного управления необходимо изменить с ориентации преимущественно на манипулирование общественным сознанием в целях получения сверхприбыли на формирование нового мировоззрения, адекватного постиндустриальной эпохе, быстро меняющемуся миру.

 

 

Виды закрывающих технологий

Закрывающие технологии можно классифицировать по степени реализации, масштабу и характеру последствий их распространения. По степени реализации следует различать закрывающие технологии:

- существующие (апробированные, реализованные в виде опытного образца, в виде кустарного производства и т.д.);

- перспективные (прогнозируемые в обозримой перспективе).

По масштабу последствий можно выделить технологии:

- существенно уменьшающие потребность в продуктах отрасли (лазерное упрочение рельсов);

- «закрывающие» отрасль – приводящие к отмиранию отрасли экономики, делающие ее более не востребованной;

- упраздняющие (делающие ненужной) технологическую специализацию одной или нескольких стран;

- делающие ненужной некоторую группу изделий.

Ярким примером технологии, делающей ненужной некоторую группу изделий, является пьезоконвертер. Пьезоконвертер функционирует за счет использования пьезоэлектрического эффекта. В 2004 году получил Гран-при ежегодного Конкурса русских инноваций. Широкое использование пьезоконвертер означает переход на электронику без батареек.

Достоинство пьезоконвертера: герметичность (можно бросать в воду). Примеры применения пьезоконвертера: а) Замок, реагирующий на пластиковую карточку – хватает энергии движения самой карточки. Б) беспроводные выключатели - генерируют электричество, достаточное для излучения цифровых кодов управления лампочками – не требуется прокладка проводов, работают за счет энергии нажатия.). в) пульты, калькуляторы, электротермометры, зажигалки (известны давно).

Пьезоконвертер можно разместить в подошве ботинка – будет питать плейер. Можно заасфальтировать, чтобы проезжающие автомобили обеспечивали работу светофоров, либо накапливали электричество где-нибудь в аккумуляторах.

Пьезоконвертер свободен от недостатков батарейки: может отказать в неподходящий момент («сесть»); большие трудозатраты на замену батареек – например, в отелях (замок отказал, клиент ропщет); необходимость проводов для установки выключателей. Микросхемы становятся миниатюрнее, значит потребление энергии – уменьшается.

Принято выделять перспективные закрывающие технологии, в их числе - генная инженерия, а также нанотехнологии (в частности, сборка устройств на уровне атомов). Некоторые эксперты видят в пределе – создание эволюционизирующей промышленности, живущей по законам живой материи, практически без участия человека производящая готовые вещи и изделия из бросового сырья. Состоящие из атомов нанороботов-ассемблеры смогут собирать буквально из мусора все, что угодно: от ракетных двигателей до готовых ботинок, причем очень быстро, экологически чисто и дешево. Для мировой экономики отпадает надобность в «странах – мастерских» с сотнями миллионов рабочих, таких, как Китай.

По мнению экспертов, «…медицинские нанороботы плюс генная инженерия позволят правящему классу обрести здоровье и полноценную жизнь на полтора-два века, де-факто превратившись в «апгейт хомо сапиенс», в следующую расу»[131].

В числе отраслей, сфер деятельности, наиболее чувствительных к внедрению существующих закрывающих технологий, следует выделить: энергетику, металлургию, сталелитейную промышленность, нефте- и газодобычу, нефтепереработку, транспорт, авиастроение, строительство, домостроение, здравоохранение, медицину, образование.

Выводы

1. Основные признаки закрывающих технологий:необходимость отказа от огромного числа уже имеющихся технологий, основанных на устаревших принципах; закрытия, упразднения целых отраслей промышленности, которые становятся ненужными или резкого сокращению производства в соответствующих отраслях; освобождение значительное количество занятых в отраслях, «чувствительных» к данной технологии; создание новой постановки проблемы занятости населения; возникновение значительной экономии человеческого, экологического, материального, финансового ресурсов; участие в разработке технологии специалистовы из смежных областей, не имеющих «привязки» к особенностям и проблемам отрасли.

2. Закрывающие технологии имеют первостепенное значение для структурной перестройки экономик в целях ее оздоровления. Сверхмонополизированная глобальная экономика в лице руководителей государственных органов управления и мегакорпораций тормозит распространение закрывающих технологий.

3. Торможение внедрения закрывающих технологий – процесс субъективный и вполне осознаваемый руководителями корпораций, а также заинтересованных в этом государственных органов. Причиной является их эгоистическая ориентация, несоответствие служебному положению, прежде всего, по психологическим качествам «ответственность» и «креативность», а также по уровню управленческих навыков.

 

Технологии лоббирования

Специфичным видом технологий скрытого назначения представляются современные технологии лоббирования. Изначально смысл технологий лоббирования заключался в том, чтобы эффективно представить интересы заказчика, теперь же - «втюхать» некачественный товар, получить незаслуженные преференции и т.д.

Многоаспектное назначение технологий лоббирования отражается и в многочисленных подходах к рассмотрению этого феномена. Это следует хотя бы из следующего ограниченного перечня определений, которые провозглашают, что лоббирование (лоббизм) - это:

- реализация права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству;[172]

- профессиональная деятельность либо сотрудников либо специальных консультантов, нанятых компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями, профсоюзами и прочими группами для представления интересов этих организаций в процессе формирования государственной политики;

- вид бизнеса;

- совокупность норм, регулирующих деятельность различных групп давления (граждан, ассоциаций бизнеса, профессиональных организаций и т.д.) по продвижению своих интересов в органах государственной власти;[173]

- процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической;[174]

- любая деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, политических партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) в отстаивании своих активных интересов. Сюда включается и деятельность самих субъектов власти по продвижению своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т.д. Значит, допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лобби и т.д.;[175]

- давление бизнеса, общественных организаций и т.д. на государственные органы власти;

- действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями.[176]

В свою очередь, по мнению различных экспертов и организаций, лоббисты – это:

- люди, занимающиеся бизнесом;[177]

- эксперты в вопросах государственного управления – его структуры, программ, политики и законодательного процесса;[178]

- сотрудники либо специальные консультанты, нанятые компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями, профсоюзами и прочими группами для представления интересов этих организаций в процессе формирования государственной политики;

- «ассы кулуарных процессов» – знают нужных людей


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.