Свойства, виды и источники информации в управлении инновационными технологиями — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Свойства, виды и источники информации в управлении инновационными технологиями

2019-11-11 210
Свойства, виды и источники информации в управлении инновационными технологиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С развитием средств приема-передачи и обработки информации понятие информации стало общенаучным. Оно широко используется в самых разных областях человеческой жизни и деятельности. Наиболее значимые для управления аспекты понятия информации отражаются в определении: «информация – это определенное свойство материи, присущее не только человеческому сознанию, живым существам, но и неживой природе, в том числе технике, созданной человеком».[56] «Информация не только является категорией, определяемой жесткими техническими характеристиками, но и обладает интеллектуально-духовным потенциалом, воздействующим на человека, на его внутренний духовный мир и сферы его деятельности».[57]

Подчеркнем различие между понятиями «информация» и «знание». Информация нередко определяется как отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации (опубликованное).[58] Более правильным является следующее представление. Знание есть результат процесса познания действительности, результат прилагаемых при этом человеком усилий. Это адекватное отражение действительности в сознании и подсознании человека в виде представлений, ощущений, состояний, понятий, суждений, теорий и т.д. Знание относится не только к интеллектуальной, но в равной степени и к эмоциональной сфере человека. Более точно, знание – это состояние, отражающее тонкую настройку человека на определенное направление, сферу, образ действий, подход к разрешению управленческой ситуации. Это своего рода внутреннее руководство к действию. В основе принятия управленческого решения как волевого акта лежит знание, как состояние субъекта управления.

Свойства информации весьма разнообразны, с позиций настоящего исследования особый интерес представляют следующие. Неисчерпаемость информации – возможность использование ограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в том числе из разных мест и одновременно. После передачи (продажи) информации одним субъектом другому информация появляется у принимающего ее и одновременно остается у передающего. Информация не исчезает и не уменьшается в процессе потребления. Более того, информация может быть размножена. Это основное отличие информации от материи и энергии. Классический пример - многократное прочтение книги, когда каждый раз из нее извлекается информация, но содержание книги остается неизменным. При каждом прочтении книги из нее извлекается новая информация, соответствующая новому качеству восприятия и новому уровню развития читателя.

Относительный характер объективности информации. В ходе информационного процесса (обработки, передачи и т.д.) уровень объективности информации всегда снижается. Это учитывается, в частности, в деятельности следственных и судебных органов, которые по-разному оценивают показания лиц, непосредственно наблюдавших события и получивших информацию об этом событии от третьих лиц, путем умозаключений и т.д. Следователи, сотрудники органов дознания используют в своей деятельности принцип непосредственного восприятия, лично осматривая место происшествия, улики, допрашивая обвиняемого и свидетелей и т.д. Чрезмерный контроль над информацией может привести к искажению ее сущности: если в ней изначально содержались ошибки, они не могут быть исправлены. Будучи точной в момент фиксации, с течением времени информация может устареть. Если информация меняется вне связи с реальностью, она все больше искажает истинную картину происходящего.

Информация имеет в значительной мере субъективную и ситуативную ценность. Ценность информации раскрывается в связи с потребностями человека, который эту информацию потребляет, а также с учетом того, как и где она используется. С другой стороны, различное понимание конкретного слова передающего и принимающего информацию может сильно изменить смысл передаваемой информации. Субъективную оценку информации может значительно изменить и уровень осведомленности воспринимающего ее субъекта. Кроме того, люди читают, видят и слышат, прежде всего, то, что хотят или привыкли читать, видеть и слышать. Восприятие человеком информации зависит не только от его чувствительности, но во многом и от имеющегося у него опыта работы в системе управления. Одним из следствий субъективной ценности информации является ее ограниченная ликвидность.

Кодированность информации. В процессе кодирования и передачи информации часть ее содержания может быть утрачена. Так, письменные замечания руководителя не отражают в точности то, что он чувствует и думает, сталкиваясь с управленческой ситуацией. Личная беседа руководителя с подчиненным помогает разъяснить тот или иной вопрос, однако и в этом случае интонация и выражение лица, поза руководителя существенно корректируют смысл его сообщений. Восприятие смысла, заложенного в информации, требует адекватности используемых при этом методов обработки информации. Одни и те же данные могут поставлять не одинаковую информацию разным воспринимающим их субъектам. Так, для человека, не владеющего азбукой Морзе, услышанная им последовательность точек и тире не несет никакого смысла. Взрослый человек, знающий о существовании азбуки Морзе и умеющий распознать ее применение, способен отслеживать сам факт передачи информации, способ коммуникации, время выхода в эфир и длительность сеанса связи и т.д. Ребенку, которому неизвестен даже факт существования указанного способа связи, соответствующие сигналы покажутся бессмысленными звуками.

Потребление информации требует определенных навыков и усилий: чем сложнее информация, тем большим интеллектом должен обладать ее потребитель. Усвоение многих специальных видов информации требует соответствующих специальных знаний. В этой связи спорным представляется расхожее мнение о том, что информацию невозможно недоиспользовать, а также употребить сверх меры. Так, индивид, мировоззрение которое оказывается настолько узким и приземленным, что в него просто не укладывается часть необходимой для принятия решения информации, не способен ее использовать. Другой пример: информационную перегрузку может испытать не обладающий навыками фильтрации сведений человек, получающий, возможно в сигнальном режиме огромное количество информации, но малозначительной и различной степени достоверности.

Указанные свойства информации являются неизменными, внутренне присущими ей вне зависимости от того, в каком виде существует информация, в частности, закреплена она на материальном носителе или нет. Вместе с тем, в зависимости от сферы использования информации могут быть выделены и иные свойства, отражающие (характеризующие) качество (качественные состояния) информации, не носящие абсолютного характера, в частности, достоверность, своевременность, точность, полнота, новизна, правдивость, глубина, убедительность, доказательность, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность и т.д. Такого рода свойства для конкретной сферы использования приобретают особое значение, по ним субъект (объект) управления оценивают поступающую к нему информацию.

Доступность информации – отражает возможность для пользователя получить ее. Доступность информации определяется, с одной стороны, секретностью информации по существу, а с другой – доступностью адекватных методов ее интерпретации. Секретность информации по существу - степень ограничения распространения сведений. Имеющими ограниченное распространение (иначе говоря, секретными по существу или закрытыми) считаются сведения, которыми их владелец не склонен делиться с партнерами и, тем более, конкурентами, и которые он стремятся скрыть и всемерно защищает от несанкционированной передачи, ознакомления и распространения. На практике такого рода информация в печатном или электронном виде может иметь различные грифы, обозначенные на документе (“секретно”, “для служебного пользования”, “конфиденциально”, “коммерческая тайна”, «фирменный секрет», “для внутреннего использования” и т.д.). При определении степени секретности по существу учитывается способ получения, форма носителя и обозначенный на документе грифом секретности, однако указанные признаки отнюдь не являются при этом определяющими. Истинная степень секретность сообщения определяется, во-первых, значением, которое имеет соответствующая информация для ее владельца, в частности, с точки зрения коммерческих интересов конкурентов. Во-вторых, потерями, которыми грозит для владельца сведений несанкционированное ознакомление с ними конкурентов. В третьих - мерами и усилиями, принимаемыми владельцем для ограничения (исключения) несанкционированного распространения сведений.

Новизна информации носит во многом субъективный характер, представляет интерес с учетом осведомленности воспринимающего ее субъекта. С позиций обывателя, любая информация из незнакомой ему сферы деятельности может оказаться новой. С точки зрения специалиста, обладающего определенными познаниями в соответствующей сфере деятельности, новая информация углубляет его познания и представления, открывает перед ним некие неизвестные ранее аспекты существования объектов, явлений, процессов. Новизна научной информации оценивается новизной последовательного решения совокупности задач теории, методологии и практики и может заключаться в постановке проблемы (которая может быть известной, ранее сформулированной), в разработке методов исследования, в применении известных методов в новой области, в экспериментальном или промышленном внедрении научных результатов, в повышении целевой, экономической или иной эффективности и т.д.

Новая информация по известной проблеме в экономической сфере может отражать развитие неких значимых для организации социально-экономических процессов; реальное или прогнозируемое изменение позиции партнеров и конкурентов по важнейшим проблемам ведения бизнеса; новые идеи, концепции, разрабатываемые внешними организациями по известной проблеме, имеющей значение для собственного предприятия; оригинальные, нестандартные взгляды независимых экспертов по проблемам, представляющим интерес для организации; содержание нового официального закрытого документа конкурента по важнейшим аспектам ведения бизнеса и т.д. Информация вскрывает новую проблему, содержит ее постановку, когда она отражает: появление на рынке нового конкурента; изменение крупной организацией своей конкурентной стратегии; формирование новых социальных идей; идеи и концепции, разрабатываемые внешними организациями по новой проблеме, имеющей значение для собственного предприятия; выявленные причинно-следственные связи социально-экономических явлений и процессов, имеющие значение для организации; новые оценки возможных последствий (позитивных или негативных) для организации внедрения научных изобретений и открытий и т.д.

Информация признается конкретной, если в ней содержатся исчерпывающие ответы на вопросы: кто, что, как, где, когда, почему сделал (делает или будет делать).

Полнота информации - характеризует возможность ее рассмотрения в качестве основы для принятия решения или создания новой информации. Информация всесторонне освещает проблему, если в ней дается история возникновения и развернутая констатация современного состояния проблемы или аргументированный прогноз развития ситуации с ответами на указанные шесть вопросов. Информация затрагивает значимые аспекты проблемы, если в ней проблема последовательно раскрывается в каком-либо одном или нескольких взаимосвязанных важных аспектах, прослеживается влияние аспекта (нескольких аспектов) на состояние и развитие проблемы в целом. Информация содержит отрывочные данные по проблеме, когда в ней представлены общие, неконкретные рассуждения по проблеме, содержатся не новые выводы, заимствованная аргументация, приводятся лишь отрывочные сведения по проблеме в целом или ее малозначимым аспектам и не имеется конкретных фактов, обоснованных выводов, мнений, позиций. Вместе с тем, следует учитывать, что полнота информации не определяет напрямую ее ценность: иногда и отрывочная информация может квалифицироваться как представляющая интерес для субъекта управления или даже как ценная.

Сведения квалифицируются как достоверные, если в них адекватно отображена реальная действительность в фактах, событиях, явлениях, суждениях с исчерпывающей характеристикой их скрытой, внутренней сущности. Как правило, степень достоверности информации устанавливается путем ее сравнения с имеющимся информационным массивом и выявленной (известной) логикой (закономерностями) развития проблемы (события), а также с использованием дополнительных сведений по тому же вопросу. Определение степени достоверности сведений может быть облегчено и ускорено, если они сопровождаются аргументированным анализом и прогнозом развития событий. Если сведения являются новыми и не противоречат сложившимся у специалистов по данному вопросу представлениями, но не сопровождаются развернутой аргументацией, комментарием, анализом или прогнозом, они признаются правдоподобными.

Если поступившая информация принципиальным образом расходится по смыслу с общими, устоявшимися в организации представлениями по какой-то проблеме, они могут быть признаны сомнительными. В таком случае могут быть проведены консультации по содержанию информации у специалистов и экспертов в соответствующих научно-исследовательских институтах и учебных заведениях, министерствах и ведомствах.

На практике в отдельных случаях тон, направленность подготавливаемых сведений «подгоняются» под требования потребителя. В частности, выхватываются фрагментарные события из общего контекста, без привязки ко времени, месту, развитию ситуации. Иногда в поступившей информации обнаруживаются специальным образом подобранные факты, их особая группировка под избранную версию изложения событий, попытка выдать желаемое за действительное, в аргументации обнаруживаются признаки тенденциозности, дезинформации или направленной информации.

Под своевременностью сведений понимают соответствие информации по времени ее получения существующим в данный момент или ожидаемым информационным потребностям различного уровня руководства организации. Понятие «своевременность сведений» включает в себя также такое их свойство как упреждающий характер, т.е. предоставление их потребителю в сроки, оставляющие ему время для принятия решения и адекватного реагирования на складывающуюся управленческую ситуацию.

В процессе аналитической работы сначала осуществляется обобщение имеющихся фактических данных, возможно, поступивших из разных источников. Речь идет, прежде всего, об их группировке, статистической обработке, устранении возможных противоречий, структуризации данных. Вместе с тем простое обобщение не предполагает отражения внутренних связей объектов, фактов, явлений и т.д. Руководитель же обычно особенно заинтересован в информации, отражающей причинно-следственные, ассоциативные и иные связи исследуемых (описываемых) событий, объектов, фактов, явлений. Это, по существу, всесторонний анализ происходящего. Имеющей наиболее высокий уровень аналитичности признается информация, которая, помимо анализа, содержит всесторонне аргументированные выводы относительно будущего (ожидаемого) развития событий, иначе говоря, обоснованный краткосрочный, среднесрочный и особенно долгосрочный прогноз.

С позиций управления инновационными технологиями наибольший интерес представляют следующие основания классификации информации: приоритетность для использования в целях управления, источник возникновения, способ восприятия человеком, способ распространения, функции управления, которую обслуживает информация, направленность движения, степень упорядоченности, кратность возможного использования, характер применения, по характеру влияния на общественное сознание, уровню значимости. По приоритетности для использования в целях управления выделяются следующие виды информации: фиксирующая и методологическая. Фиксирующая информация отражает протекание различного рода социально-политических, социально-экономических и иных процессов, явлений в реальной жизни, фиксирует наличие тех или иных аспектов реально существующих объектов, явлений, событий, процессов.

Методологическая информация дает ключ к пониманию смысла значимых взаимосвязей межу процессами, выявлению соответствующих причин и следствий, позволяет субъекту управления прогнозировать ход развития событий, делать правильный, этичный выбор в конкретных жизненных ситуациях, принять единственно верное управленческое решение. Методологическая информация – это «информация мировоззренческого характера, формирующая методологические стереотипы, методологию. Она позволяет видеть общий и частный ход процессов в мирозданьи и является основой управления» [59]. Мировоззренческое знание руководителя отражает систему его взглядов на объективный мир и место в нем человека, его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Сюда относятся также жизненная позиция руководителя, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Методологическая информация касается принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности человека. В составе методологических знаний особое значение имеют методы, пути достижения истинного и практически эффективного знания, а также внутренние механизмы, логика движения и организации знания. Мировоззренческие и методологические знания являются основой управления социальными процессами. Следует иметь в виду, что подобного рода методологические знания, даже будучи физически доступными для индивидуума, могут оказаться им неусвоенными в полной мере и даже невостребованными в силу непонимания их истинного смысла, недостаточной зрелости его мировоззрения для адекватного восприятия методологии управления, в этом случае информация так и не приобретает для него значения знания. Методологическая информация имеет свою структуру, однако основная ее часть не поддается формализации, моделированию, а значит и обработке с помощью средств вычислительной техники.

В свою очередь, в составе фиксирующей информации различаются хронологическая, фактологическая и экономическая информация. Хронологическая информация – отражает порядок следования фактов и явлений во времени. При условии владения субъектом управления методологией она позволяет выделить из, на первый взгляд, хаотичного набора фактов и явлений частные процессы в составе объемлющих их процессов. Информация данного вида позволяет, в большинстве случаев, субъекту управления установить причинно-следственные связи между происходящими событиями, явлениями, процессами, отдельными фактами. А это – необходимое условие для правильного понимания смысла происходящего. Фактологическая информация представляет собой описание имевших место в действительности фактов, событий, явлений, процессов (как частных, так и объемлющих их процессов) самого разного характера, а также их взаимосвязей. Что касается хронологической и фактологической информации, то речь идет о неискаженной, объективной информации, но не об информации, представленной в выгодном тому или иному субъекту управления свете.

Экономическая информация освещает происходящее в экономическом аспекте. Экономическая информация фиксирует финансовые потоки, обслуживающие продуктообмен в общественном разделении труда и таким образом в деталях отражает малейшие изменения в этом сложившемся общественном разделении труда. «По своей сущности деньги являются наиболее общим носителем экономической информации … и в своем историческом развитии освобождаются постепенно от всех иных потребительских качеств, став в конце концов тем, что они и есть реально: кодовой группой в банковском компьютере, магнитной записью на кредитной карточке, т.е. информацией «в чистом виде».[60]

В зависимости от способа восприятия информациичеловеком различается визуальная информация (видимая, видеоинформация, в частности, документальная, письменная) и звуковая информация (слышымая, аудиоинформация, в частности устная). Вместе с тем, в окружающем нас мире, в природе, в социальных системах содержится нередко информация, не проходящая через сознание, не осознаваемая человеком. Человек не подозревает о ее существовании, не обладает необходимой чувствительностью для ее восприятия, либо не располагает достаточными научными и техническими средствами для того, чтобы ее извлечь и использовать. Такого рода скрытую, неиспользуемую человеком информацию нередко называют потенциальной (иначе говоря, структурной или «информацией в себе»), в отличие от актуальной информации (в другой терминологии, свободной информации), в полной мере используемой человеком. Необходимо отметить, что для разных субъектов управления одна и та же информация может оказаться актуальной, т.е. используемой в процессе управления, и потенциальной, т.е. даже не воспринимаемой и не осознаваемой. Потенциальная информация отражает фрагменты реальности, которые не осознаются огромным большинством людей, тем не менее, влияют на поведение и предпочтения социальных групп и классов и выступают как факторы управления, но лишь как стихийные факторы, не учитываемые сознательно людьми в практике управления. Только отразившись в человеческом сознании в форме идеальных образов (теорий, законов и закономерностей, в понятийном аппарате науки и т.д.) они превращаются в сознательные факторы управления и фиксируются в актуальной информации.

По источнику возникновения управленческая информация подразделяется на следующие основные виды: собственно социальную (важная ее часть – социально-экономическая информация), генетическую [61], а также индивидуально воспринимаемую субъектом управления в процессе его жизнедеятельности и обусловленную его чувствительностью к окружающему миру. Индивидуально воспринимаемая информация (интуитивное знание) отражает способность субъекта управления творчески реагировать на изменение управленческой ситуации, его готовность выйти за рамки сложившихся стереотипов руководства, нередко мешающих адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия и факторы среды. Соответствующая информация содержится в казалось бы случайных совпадениях, обстоятельствах, которые воспринимаются как символические, нюансах, интонациях, недомолвках, мизансценах, мимике, последовательности событий, составляющих управленческую ситуацию. Особенно важна такого рода информация в моменты этического выбора, перед которым оказывается время от времени руководитель любого ранга: либо найти готовое стандартное для подобных ситуаций решение, либо осуществить выработку управленческого решения нетривиально, нестандартно, хотя и опираясь на имеющийся управленческий опыт. Первый из указанных вариантов означает для руководителя пойти по проторенному пути, воспользоваться управленческим клише, сослаться на инструкцию, поступить в соответствии с раз и навсегда отработанными стандартными схемами, возможно не вполне гармоничными для сложившейся ситуации. Второй же вариант диктует необходимость учесть требования «внутреннего голоса» и принимать управленческое решение, прежде всего, исходя из принципов этики соответствующей области управления. Субъект управления, активно использующий индивидуально воспринимаемую информацию, принципиально более точно отслеживает складывающиеся ситуации, адекватно реагирует на тенденции, предвидит развитие событий, на более ранних стадиях гармонично разрешает возникающие управленческие ситуации, не дожидаясь перерастания их в серьезную проблему. Способность руководителя использовать интуитивное знание отражает степень овладения им искусством управления. Интуитивные знания тесно связаны с так называемой прижизненной информацией.

Прижизненная информация составляет определенную часть информационного запаса каждого человека. Это знания, сведения, которые индивид получает сам в результате непосредственного контакта с окружающей его природной и социальной средой. Иначе говоря, это информация, являющаяся результатом личного опыта человека, которая в совокупности с информацией, заимствованной из общечеловеческого информационного запаса, обусловливает специфически индивидуальный характер мышления и поведения конкретного человека, индивидуальную его способность ориентироваться в окружающем мире, воздействовать на этот мир, т.е. управлять собой и воздействовать на окружающие его обстоятельства.

Генетическая информация содержится в подсознании человека, записана в его генах и отражает в обобщенном виде накопленный опыт предыдущих поколений, в частности, его родителей, относительно причинно-следственных связей, свойственных природной и социальной среде. Это знания, сведения, которые получены в процессе жизнедеятельности его предками. Генетическая информация предопределяет предрасположенности, склонности конкретного человека к осуществлению того или иного этического выбора в сложных ситуациях, к определенному стилю поведения и управления. Предрасположенности и склонности, обусловленные генетической информацией, развиваются или, наоборот, блокируются индивидуальным опытом, а также сознательными усилиями, прикладываемыми человеком для собственного развития и совершенствования, формирования соответствующих индивидуальных способностей.

Собственно социальная информация генерируется различными общественными институтами в различных сферах человеческой жизни и деятельности. В зависимости от субъекта, создающего и распространяющего информацию, различают следующие виды информации: государственная; партийная; религиозная; коммерческая; частная и т.д.

Важнейшими источниками возникновения информации являются  общество в целом, протекающие в нем социально-политические и социально-экономические процессы; территориальные единицы государства (в частности, субъекты Федерации, муниципальные образования); сферы общественной жизни – политическая, экономическая, научная, техническая, правовая, медицинская, дипломатическая, военная, финансовая, коммерческая, биржевая и т.д.; отрасли экономики; отдельные организации - государственные, общественные, коммерческие и иные; группы людей (социальные контингенты, страты); отдельные физические лица (духовные лидеры, должностные лица, деятели науки и культуры и т.д.).

Степень использования руководителем в его практической деятельности генетической и интуитивной информации, независимо от уровня управления, определяется тем вниманием, которое он уделяет ее осознаванию, уровнем его духовного развития и во многом обусловлена его чувствительностью к окружающему миру и собственными усилиями.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.