Правовая основа управления инновационными технологиями — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Правовая основа управления инновационными технологиями

2019-11-11 243
Правовая основа управления инновационными технологиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовая основа – фундаментальная часть правового регулирования в сфере инновационных технологий, создаваемых и распространяемых государственными, общественными и частными организациями. В составе правовой основы выделим следующие группы нормативно-правовых документов: основополагающие и целеуказующие фундаментальные источники правового регулирования деятельности в сфере инноваций; акты, составляющие нормативно-правовую базу государственной поддержки предпринимательства; законодательные и иные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов, имеющих отношение к управлению инновационными технологиями; нормативно-правовые документы, определяющие стратегию и тактику управления инновационными технологиями; региональное законодательство; подзаконные акты разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности. Особую группу составляют международные договоры и соглашения (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

В составе группы основополагающих и целеуказующих фундаментальных источников правового регулирования следует выделить Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

К числу актов, образующих нормативно-правовую базу государственной поддержки предпринимательства, относится Федеральный закон № 209-ФЗ от 6 июля 2007 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

В группе законодательных и иных правовых актов, регулирующих деятельность государственных органов, имеющих отношение к управлению инновационными технологиями, - документы, определяющие задачи и функции соответствующих государственных органов, задающие конфигурацию системы институтов развития в сфере инноваций, включая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО «Российская венчурная компания»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий. Среди этих актов следует отметить Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753,
от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 14.02.2009 N 134). Здесь же – нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность основных ведомств-координаторов в сфере инновационных технологий - Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, а также иных федеральных органов исполнительной власти, которые в рамках своей компетенции отвечают за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, государственного управления (Минпромторг России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Минспорттуризм России, Минприроды России, Минкомсвязи России, МВД России, МЧС России, Минобороны России).

Основными нормативно-правовыми документами, определяющими стратегию и тактику управления инновационными технологиями, являются Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; и более ранние документы - Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года; Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (распоряжение Президента РФ от 30 марта 2002 г. № Пр-576); План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования (распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2003 г. № 1187-р).

Региональное законодательство в сфере управления инновационными технологиями образуют законы, принятые соответствующими Законодательными собраниями республик и областей, в частности, Закон Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области», Закон Свердловской области "О государственной научно-технической политике Свердловской области", закон республики Башкортостан «Об инновационной деятельности» и др.

В группе подзаконных актов разного уровня, регулирующих отдельные

аспекты инновационной деятельности, - Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, одобрены распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 8632; Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7; форма государственного федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утверждена Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31. Здесь же - специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, коммерческой тайны (Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1;  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных; Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и др.).

Анализ существующей правовой базы управления инновационными технологиями обнаруживает серьезные недостатки в правовом регулировании.

1. Единый федеральный законодательный акт, который определял бы понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, устранял существующие разногласия, а значит, объединял и делал бы более эффективными усилия различных субъектов инновационной деятельности, отсутствует.

2. Обращает на себя внимание разнообразие трактовок и подходов к управлению инновационными технологиями, даже к определению основополагающих понятий в этой сфере в региональном законодательстве.

3. Наиболее детально проработан фрагмент правовой основы, касающийся отдельных аспектов инновационной деятельности – в частности, защиты интеллектуальной собственности, коммерческой тайны, - в ущерб вопросам формирования нового мировоззрения, целеполагания, ведущей роли государства в управлении инновационными технологиями. Вместе с тем, указанные вопросы представляются наиболее важными и требующими особого внимания законодателя.

4. Во многих нормативно-правовых документах чрезвычайно заужено понимание инновационной деятельности, как, направленной на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках (Ст. 2 Закона г. Москвы ≪Об инновационной деятельности в городе Москве). Научным сообществом принято существенно более широкое, понимание инновационной деятельности как деятельности по разработке и внедрению инноваций, процесс создания нового товара от формирования идеи до освоения производства, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта (прибыли).

5. Правовая основа не содержит указаний на особенности организации работы в части, касающейся «особых» технологий, - прорывных, информационных, информационного управления, закрывающих, а также интеллектуальных технологий скрытого назначения.

В этой связи, как представляется, развитие существующей правовой основы управления инновационными технологиями, следует вести в следующих основных направлениях:

1. Принять единый федеральный закон «Об управлении инновациями и инновационными технологиями», в котором дать единое (расширенное) понимание важнейших понятий и категорий, установить единый порядок осуществления инновационной деятельности и управления инновационными технологиями, сформировать систему управления инновационными технологиями, установить правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, компетенцию региональных властей.

2. В указанном федеральном законе постулировать формирование нового мировоззрения как исходный пункт модернизации и перехода страны на инновационный путь развития; обозначить приоритет социальных (процессных)  технологий, заявить о ведущей роли государства в этой сфере, установить приоритет социальных целей в управлении инновационными технологиями (но не целей получения прибыли). Отразить в федеральном законе нацеленность социально-экономических стратегий на:

- приоритетную разработку и распространение инноваций мировоззренческого характера, вытекающих из новых социальных идей (экология, здоровый образ жизни и т.д.);

- новый технологический уклад, ядро который составляют нано-, био- и информационно-компьютерные технологии;

- инновационно-структурную модернизацию экономики. В прогнозируемой новой структуре мировой экономики, самой крупной отраслью экономики становится здравоохранение, резко усиливается значение образования, информационных и телекоммуникационных технологий;

- отказ от привлечения внешних проектировщиков и консультантов к выработке концептуальных решений, связанных с переустройством экономики и общества. Такого рода проекты реализуются до конца и приносят положительные результаты, если воспринимаются обществом как плод собственных поисков[96];

- активизацию социальных факторов развития. Только через заинтересованное участие большинства населения могут быть достигнуты сдвиги в конечной эффективности действий. Надо перейти к более справедливому механизму распределительных отношений, остановить умножение разрывов по уровню доходов между сверхбогатыми и бедными слоями населения (прежде всего, через прогрессивную шкалу налогообложения);

- выход на арену мирового разделения труда с новой моделью использования своих природных ресурсов для реализации этого стратегического преимущества;

 - исправление возникшего крена обучения кадров преимущественно финансовым, юридическим, чисто менеджерским специальностям, что уже не отвечает новым вызовам. Сегодня особенно нужны специалисты, понимающие логику технологических сдвигов, инженеры-системотехники, интеграторы научно-технических и организационных решений;

- использование в управлении экономикой полного, а не урезанного спектра форм и методов воздействия на регулируемые процессы. Не ограничиваться косвенными (экономическими) методами, в полной мере применять современные организационные технологии, административные методы;

- методы проектного управления процессами развития, разработку особых инвестиционных инструментов, базирующихся на использовании в значительной степени «неденежных форм» инвестирования, в частности, клиринговых отношений;

- повышение эффективности государственных структур, контролирующих и организующих внешнеэкономические отношения (в частности, ужесточение контроля за трансграничными финансовыми потоками).

3. Соответствующим образом скорректировать действующие концепции, стратегии, программы – федеральные и региональные. Так, в качестве важного шага к формированию инновационной экономики рассматривается Федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007 – 2012 годы», которая задумана как составная часть выполнения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Повышение роли государственного сектора науки для стимулирования инновационной деятельности достигается в ней за счет новых элементов программы: опережающее развитие среды «генерации знаний»; обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных - направлений; создание эффективной инновационной инфраструктуры; стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации национальных приоритетов технологического развития. Структура программы включает в себя пять основных разделов: - блоки «Генерация знаний», «Разработка технологий, «Коммерциализация технологий», а также новые блоки[97] «Институциональная база исследований и разработок» и «Инновационная инфраструктура». Объявлено, что выполнение программы обеспечит ускоренное формирование научно-технической базы страны и реализацию приоритетных направлений развития науки и технологий. Роль государства в данных условиях состоит в обеспечении баланса интересов бизнеса и общенациональных приоритетов страны.[98] Вместе с тем, сомнительным представляется рассмотрение интересов бизнеса и общенациональных приоритетов страны как равноправных. Более адекватным является безусловное подчинение интересов бизнеса общенациональным приоритетам страны.

4. Сформировать единый государственный орган уровня министерства для осуществления технических функций государственного регулирования в сфере инновационных технологий. Возможно, в этих целях вывести Федеральном агентстве по науке и инновациям из подчинения Минобразования и науки с соответствущей корректировкой его правового статуса.

5. Создать при Президенте России специальный орган – Совет мудрецов, в состав которого должны войти наиболее видные и авторитетные представители конфессий, духовные лидеры. В функции Совет мудрецов вменить формирование нового мировоззрения как исходный пункт модернизации и перехода страны на инновационный путь развития, определение приоритетов в разработке и распространении инновационных технологий.

6. Совместным решением Государственной Думы и Совета Федерации поставить задачу формирования среды взаимодействия духовных лидеров мира, как формы управления развитием нового мировоззрения, которым и будет определяться направленность и приоритеты разработки и распространения инновационных технологий.

7. В подзаконных актах закрепить порядок создания и распространения инновационных технологий особого характера – прежде всего, прорывных, информационных, информационного управления, закрывающих, а также интеллектуальных технологий скрытого назначения.

 

Выводы

1.Субъектами управления инновационными технологиями являются государство, отдельные социальные организации, физические лица. Новым субъектом становится глобальный управляющий класс.

2.Основным субъектом управления инновационными технологиями должна стать государство. В части, касающейся процессных, базисных, стратегических инновационных технологий оно должно выступать в качестве единственного субъекта. Следует форсированно отходить от управления базисными, процессными инновациями в рамках узко понимаемого государственно-частного партнерства на основе так называемого «баланса интересов». Функциями регулирования инновационной деятельности государство может ограничиться только в части, касающейся микроинноваций.

3.Эффективное руководство в сфере управления инновационными технологиями требует особых качеств – масштабности мышления, цельности мировоззрения, интуиции, ответственности и иных.

4.В управлении инновационными технологиями в настоящее время преобладает фактологическая и, в лучшем случае, хронологическая информация, а также прижизненная и социальная информация. Это обстоятельство во многом предопределяет неэффективность этого управления. Основные резервы повышения эффективности управлении инновационными технологиями лежат в использовании методологической информации, а также интуитивного знания и генетической информации.

5.Социальные и технологические инновации тесно взаимосвязаны. Появление социальных инноваций настоятельно требует и неизбежно приводит к возникновению технологических и наоборот. Как продуктовые, так и процессные инновации могут способствовать формированию новых социальных общностей – средний класс, глобальный управляющий класс, «электорат».

6.Инновационная активность западных стран и современной России имеет ярко выраженную направленность на технотронные, биометрические, генетические технологии управления, манипулятивные технологии маркетинга и рекламы, информационные технологии поддержки принятия управленческих решений, военные технологии и технологии повышения эффективности имеющихся вооружений.

7.Главным ограничением для стимулирования создания и распространения инновационных технологий для чиновничества, крупнейших транснациональных корпораций, глобального управляющего класса выступает требование востребованности уже имеющихся у них активов и технологий, а значит, сохранение возможности и в дальнейшем получать от их использования прибыль.

8.Негативной тенденцией в сфере управления инновационными технологиями является увеличение активности и возможностей глобального управляющего класса как субъекта стратегического управления инновационными технологиями.

9.В числе новых, наиболее эффективных форм управления инновационными технологиями на различных этапах инновационного процесса - сообщества практиков, открытые инновации, краудсорсинг, брокеры знаний.

10.Анализ существующей правовой базы управления инновационными технологиями обнаруживает недостатки: отсутствует единый федеральный законодательный акт, посвященный управлению инновационными технологиями; наблюдается разнообразие трактовок и подходов к управлению инновационными технологиями в региональном законодательстве; детально проработан фрагмент правовой основы, касающийся отдельных аспектов инновационной деятельности в ущерб вопросам формирования нового мировоззрения, целеполагания, ведущей роли государства в управлении инновационными технологиями; во многих нормативно-правовых документах чрезвычайно заужено понимание инновационной деятельности по сравнению с пониманием, выработанным научным сообществом.

11.Назрела необходимость принятия единого федерального закона «Об управлении инновациями и инновационными технологиями», в котором дать единое (расширенное) понимание важнейших понятий и категорий, установить единый порядок осуществления инновационной деятельности и управления инновационными технологиями, сформировать систему управления инновационными технологиями, установить правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, компетенцию региональных властей, постулировать формирование нового мировоззрения как исходный пункт модернизации и перехода страны на инновационный путь развития.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.