Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-11-11 | 200 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Анализ зарубежной и российской практики позволяет выделить три базовые формы управления инновационными технологиями: административно-хозяйственную; программно-целевую; инициативную. Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпорации, объединяющей под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт продукции. Программно-целевая форма направлена на решение задач научно-технических прорывов в наукоемких отраслях. Она включает в себя координационную форму управления целевыми научно-техническими программами, которая предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой. Инициативная форма предполагает финансирование научно-технической, консультативно-управленческой и административную помощь изобретателям – одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений.
Для всех указанных форм управления инновационными технологиями ключевое значение имеет трансформация знания - мировоззренческого, научного, прикладного и иного. В общем случае такого рода трансформация происходит посредством социального взаимодействия формализованного и неформализованного знания и имеет следующие формы (Nonaka и Takeuchi, 1995):
- из неформализованного в неформализованное – социализация (предполагает создание поля взаимодействия, которое способствует распространению опыта и интеллектуальных моделей среди сотрудников. Речь идет о взаимодействии как внутри корпорации, так и между разработчиками продукта и клиентами);
|
- из неформализованного в формализованное – экстернализация (инициируется диалогом или коллективным размышлением, происходящим с использованием метафор или аналогий, помогающих участникам команды выразить свое неформализованное знание);
- из формализованного в формализованное – комбинация (осуществляется посредством образования связей между только что созданным и существующим знанием, но принадлежащим другим структурам организации, при этом создается новый продукт, услуга или система управления);
- из формализованного в неформализованное – интернализация (тесно связана с обучением на практике. Чтобы облегчить превращение формализованного знания в неформализованное его представляют в вербальной форме, в виде диаграмм, руководств и т.п., - изложение мыслей на бумаге помогает людям интернализировать опыт, обогащая тем самым их неформализованное знание; это облегчает и передачу формализованного знания другим людям, помогая опосредованно перенимать чужой опыт).
Наиболее полные композиции средств для различных типа передачи знаний в рамках модели И.Нонака и Х.Такеучи представлены у исследователей: Р.Майер и др.[76], М. Рао[77], А. Тивана[78], Т. Чини[79] - таблица 3):
Таблица 3
Средства процессов передачи знаний[80]
(Рао, 2005) | «Майер и др., 2005) | (Тивана, 1999) | (Чини, 2004) | |
Социали-зация | Вебкамеры; Видеоконференции; Инструмен-ты виртуальной реальности; | Обмен опытом; Обучение в процессе работы; Мозговые штурмы; Неформаль-ные собрания; | Личное общение; Инструменты видеоконфе-ренций; Вебкамеры; Инструменты виртуальной реальности; | Ученики и наставники; Мозговые штурмы; Ротация персонала; Вспомогатель-ные проекты; |
Экстер-нализа-ция | Сети P2P; Экспертные системы; Он-лайн сообщества практики; | Коммуника-ции субъектив-ного, личного опыта; Метафоры; Аналогии; Физические модели; | Инструменты для документиро-вания; Экспертные системы; Платформы для дискуссий; | Формализация и передача экспертного знания; Системы поддержки решений; Аналогии и метафоры; «Желтые страницы»; Чаты/веб дискуссии; Инструменты совместной работы; |
Комби-нация | Абстракции; Классифи-кации; Кластериза-ция; | Обмен, интеграция знаний; Текстовые/ графические/ аудио/ видео документы; дискуссии; тренинги и обучение; | Систематиче-ские инструменты знаний; Инструменты для совместной работы; Внутренние сети; Дискуссионные листы; Веб форумы; Базы данных лучших практик; | Лучшие практики и кейсы; Базы данных; Веб доступ к информации; Внутренние сети и Интернет страницы; |
Интерна-лизация | Базы данных знаний; Электронное обучение; Визуализа-ции | Избежание «изобретения колеса»: Руководства; Диаграммы; Обучение действием; Рассказы; Исследова-ния; | Коллективная сеть знаний; Заметки; Распознавание образов; Нейронные сети; | Обучение действием; Обучение в процессе работы; Обучение при наблюдении; Личное общение. |
|
Извлечению знаний способствуют различные коммуникативные методы, приемы и способы контакта аналитика с сотрудниками компании, являющимися носителями знаний и делятся на две группы: активные и пассивные методы см. Таблицу 4 [81]:
Таблица 4
Достоинства и недостатки активных и пассивных методов извлечения знаний
Метод | Достоинства | Недостатки | |
Активные методы | |||
Анкетирование | Возможность стандартизированного анкетирования сотрудников | Требует опыта составления анкет Нет обратной связи Вопросы анкеты могут быть неправильно поняты специалистами | |
Интервью | Наличие обратной связи (возможность уточнений и разрешения противоречий) | Требует значительного времени на подготовку вопросов интервью | |
Круглый стол | Позволяет получить более объективные фрагменты знаний Оживляет процедуру извлечения | Большие организационные затраты Сложность проведения | |
Мозговой штурм | Способствует активизации обмена знаниями и опытом между сотрудниками, выявлению неформализованных знаний, генерации новых знаний, гипотез | Применим только при возникновении новых ситуаций, требующих решения Не всегда в процессе мозгового штурма возникают продуктивные решения | |
Свободный диалог | Гибкость Сильная обратная связь Возможность изменения сценария и формы сеанса | Отсутствуют формальные методики Сложность в протоколировании результатов | |
Пассивные методы
| |||
Наблюдение | Отсутствие субъективного влияния аналитика Приближение аналитика к процессу | Нет обратной связи Фрагментарность | |
Мысли вслух | Обнаженность структур знаний Свобода самовыражения для специалиста | Нет обратной связи «Зашумленность» лишней информацией | |
Лекции | Высокая концентрация знаний Отсутствие субъективного влияния аналитика | Мало хороших лекторов Слабая обратная связь |
Новые формы управления инновационными технологиями на различных этапах инновационного процесса носят более частный характер, к их числу относятся: сообщества практиков, открытые инновации, краудсорсинг, брокеры знаний.
1. Часть интеллектуального капитала организации состоит из тацитного знания, которое невозможно формализовать: это интуиция работника, его способность принимать решения в условиях неопределенности, умение определять приоритеты и им следовать и т.д. Знания могут передаваться от одного человека к другому через «коммуникацию-взаимоотношения», в которой учитывается настроение, психологические состояния, эмоции, психологический тип коммуникаторов, умение держать паузу и многое другое из области, не поддающейся формализации. Большая часть подобного рода знаний создается в некотором социальном контексте, в группах, в рамках которых происходит объединение людей, а значит, их знаний, практических приемов работы и интересов. Указанные группы, создаваемые при поддержке руководства организации и действующие на постоянной основе, названы профессиональными сообществами,практикующими сообществами или сообществами практики (communities of practice)[82]. Сообщества практики совместно создают и применяют рабочие приемы, определяют, какие методы работают лучше других, при каких условиях, как и когда их целесообразнее применять. Эти сообщества помогают участникам повышать собственный профессионализм и вносить вклад в работу организации. Сообщества практики – по существу, социальные сети, объединяющие профессионалов из различных областей и организаций для взаимопомощи, обсуждения проблем и передового опыта, это своеобразная форма отношений между индивидуумами, знаниями и миром, взаимодействия с другими смежными и непрофильными сообществами.[83]
|
Сообщества практики, предлагают эффективные способы решения неструктурированных проблем, обмена и хранения знаний. Такие сообщества создают творческую и доброжелательную атмосферу совместного труда, поддерживают новаторскую инициативу, создают условия для установления контакта между новыми и опытными работниками. Исследования показывают[84], что деятельность сообществ приводит к изменениям, в результате чего растут масштабы обмена знаниями, это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на результаты деятельности организации. Создание сообществ практики в организации приводит, в частности, к ускорению и облегчению обучения новых сотрудников, повышению скорости реагирования на запросы клиентов, сокращению числа повторных разработок, повышению уровня инновационности организации.
Эффективные сообщества практики – это самообучающиеся социальные сети, которые характеризуются следующими особенностями[85]: общая идентичность и интересы; взаимное вовлечение индивидуумов в обмен опытом и идеями; опора на общий для участников набор средств, «репертуар» - понятий, подходов, инструментов, рутин, интуиции, артефактов и т.п. Выделяется три вида принадлежности к сообществу: через вовлечение в совместную деятельность (оказание помощи друг другу, участие в совместном обсуждении), через воображение (представление о том, что объединяет участников сообщества – общие цели, ценности, знания) и через координацию (выработку общих норм и правил, согласование отдельных проектов и бизнес-процессов, совместное планирование).
Сообщества практики совершенствуют свои знания и опыт в процессе решения задач, исполнения запросов на информацию, поиска необходимых навыков и опыта, повторного использование активов, координации, обсуждения новинок, документирования работы над проектом (прежде всего, возникших трудности и решений по их преодолению), составления карт знаний и выявления пробелов.[86] Так, в коопорации British Petroleum с 1995 года функционирует виртуальная сеть обмена знаниями, на создание которой затрачено $15 млн. Треть этих средств пошла на оплату услуг организационных психологов и консультантов по организационному развитию, которые помогали работникам корпорации преодолевать нежелание и неумение делиться своими знаниями с другими. Использование сети привело к сокращению затрат рабочего времени за счет более тесного взаимодействия команд на шельфовых платформах и экспертов в штаб-квартире корпорации. Сократилось число вылетов вертолетов с экспертами на нефтяные скважины; сократились простои участков в нефтепереработке за счет дистанционного привлечения экспертов по коррозии с других заводов и центров; уменьшилось число дорогостоящих переделок и корректировок при строительстве объектов, поскольку проектировщики, изготовители конструкций, монтажники и операторы обсуждали проблемы и обменивались знаниями более эффективно. В первый же год работы социальная сеть сократила расходы корпорации примерно на $30 млн.
|
Распространение сообществ практики требует адаптации работников к новым ролям. Анализ показывает, что существуют семь основных ролей: участник сообщества, эксперт в той или иной области, куратор собрания, модератор (редактор) интерактивной дискуссии, системный администратор, информационный редактор и консультант.
2. Прежняя модель, в которой управление инновациями считалось внутрикорпоративным процессом, каждая компания генерировала собственные идеи, разрабатывала их, создавала на их основе продукт и с ним выходила на рынок, занималась его распространением, обслуживанием и финансированием, признается все более непродуктивной[87]. Дело в том, что быстро увеличиваются затраты на исследования, разработки, тестирование новых продуктов, сокращаются сроки действия патентов, происходит снижение гарантированных доходов от инноваций. Как следствие, появилась практика открытых инноваций, в основе которых лежит свободный обмен знаниями, исходящими из различных источников, как внутри, так и вне компании. (Таблица 5). Инновационный цикл разворачивается не только внутри отдельной компании, но в рамках межкорпоративных инновационных взаимосвязей.
Таблица 5
Использование открытых инноваций
Доля инновационных компаний, осуществляющих деятельность в области открытых инноваций | 42 % |
Доля инновационных компаний, осуществляющих разработку исследования и разработки собственными силами | 49 % |
Доля инновационных компаний, финансирующих выполнение исследований и разработок сторонними организациями | 21 % |
Доля инновационных компаний, осуществляющих приобретение знаний в других формах (лицензий, патентов и т.п.) | 24 % |
[ Источник: Гросфелд Т., Роланд Т. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. 2008. №1 (5) ]
Крупные корпорации выступают инициаторами создания сетей знания, привлекая к участию в них учебные заведения, независимые лаборатории, научные учреждения и т.д., становясь при этом их центральным звеном[88]. Компании вынуждены открывать инновационные процессы с тем, чтобы, используя как внутрифирменные, так и заимствованные знания и технологии, получать дополнительные выгоды и преимущества[89]. Модель открытых инноваций исходит из допущения, что для получения дополнительной ценности внутренние идеи можно выводить на рынок и через внешние каналы, не ограничиваясь текущими видами бизнеса компании.[90] Такой подход к созданию инноваций реализует следующие принципы: организация, даже крупная, не имеет возможности развивать и поддерживать в своей структуре все необходимые компетенции, поэтому привлекаются внешние специалисты; внешние исследования и разработки могут создать для фирмы дополнительную стоимость; идеи и разработки не обязательно должны быть внутрифирменными, чтобы стать прибыльными; компании должны капитализировать интеллектуальную собственность, для этого зачастую оказывается полезен интеллектуальный капитал других организаций. Существуют различные формы открытых инноваций: межотраслевые альянсы, сотрудничество поставщиков и потребителей, венчурные инвестиции, совместные предприятия, научно-производственная кооперация.
Так, модель открытых инноваций использует компания Procter & Gamble (P&G). В конце 90-х гг. P&G перестала ограничиваться внутренними НИОКР и обратилась к внешним источникам знаний и технологий. Программа «Connect and Develop” (Присоединяйся и развивайся) для получения инновационных идей нацеливала на интенсификацию связей с внешними организациями. P&G ввела должность директора по внешним инновациям и поставила цель – за пять лет увеличить процент идей, поступающих из внешних источников с 10 до 50 %. P&G исходила из следующего: в ней работает более 8600 ученых, аккумулирующих отраслевые знания, которые позволяют предлагать на рынке новые виды продукции, а за пределами P&G таких профессионалов – более 1,5 млн. Теперь, если сгенерированная в P&G идея, через три года после ее появления не используется в собственном бизнесе, она становится доступным другим фирмам, в том числе конкурентам.[91]
При переходе к новой модели инновационных процессов возрастает роль сотрудников, занимающихся собственными НИОКР. Помимо специализированного знания они вынуждены сканировать широкий диапазон научных направлений и технологий и разбираться в их сущности с тем чтобы интегрировать потенциально полезные открытия в новые системы и схемы. Они способны воспользоваться комбинацией внешних и внутренних знаний, творчески объединив их, создавать инновации. Распознавать, какие собственные знания и технологии могут принести прибыль за счет передачи их внешним участникам рынка. Яркий пример - практика корпорации IBM, создавшей специальное подразделение, занимающееся отысканием внешних организаций, которыми были бы востребованы хотя бы некоторые из огромного числа технологий, имеющихся у IBM, но не используемых ею в бизнесе.
3. Под краудсо́рсингом подразумевается передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц из тех, кто отзовется на сделанное предложение, не предполагающая заключение трудового договора. Необходимую работу делают неоплачиваемые или низкооплачиваемые профессионалы/любители, которые тратят своё свободное время на создание контента, решение проблемы или даже на проведение исследований и разработок. В краудсорсинге инициатор (производитель) полагается на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Работа введется под управлением компании-инициатора, присваивающей и продающей затем результат. Эта форма сотрудничества действует в расчете на стремление потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией, главным образом, из интереса увидеть эти идеи реализованными, в частности, воплощёнными в производстве. Интернет в данном случае – идеальное средство коммуникации с неограниченной аудиторией. Преимущества краудсорсинга перед традиционным наймом в штат заключается в значительном и быстром расширении творчесокого потенциала; в доступе к результатам труда практически неограниченной аудитории, что позволяет быстро создавать глобальный продукт; возможности разделить свои бизнес-риски с исполнителями задачи (в большинстве случаев исполнитель если и получает оплату за свой труд, то уже из прибыли, которую он принес бизнесу); в присущем краудсорсингу бонусном эффекте аутсорсинга – возможности извлечь дополнительную прибыль за счет регионального перепада уровня жизни (использование дешевой удаленной рабочей силы - деньги перетекают из развитых стран в развивающиеся с их достаточно квалифицированными, но недооцененными кадрами). К недостаткам относятся: «шум» бесполезных идей, генерируемый пользователями сети, разнообразие и недостаточная мотивированность волонтеров, возможное снижение качества конечного продукта.
4. Частным (и относительно самостоятельным) случаем краудсорсинга являются компании - брокеры знаний, иначе говоря, инновационные посредники, связывающих посредством сети Интернет потенциальных производителей (исполнителей) и потребителей (заказчиков) инновационных решений. Инновационные посредники предоставляют среду и условия для сотрудничества участников процессов создания инноваций. Их функции предусматривают помощь новаторам в быстром использовании внешних идей или отыскании дополнительных рынков, где их идеи ко взаимной выгоде могут использовать другие организации.
Компания InnoCentive объединяет бизнес с академическими институтами и общественными некоммерческими организациями, создает тем самым открытый виртуальный мировой рынок инноваций. На одноименном интернет-сайте (www. innocentive. com) потенциальные создатели инноваций в лице отдельных ученых, изобретателей, креативных индивидуумов, либо различных исследовательских лабораторий и учебных заведений, объединяются в сообщества по интересам, которые решают поставленные задачи и создают инновации, имея возможность предложить их покупателю. Сообщество Innocentive представлено широким спектром организаций и специалистов[92]: лаборатории, выполняющие исследования по заказам; студенты; профессорско-преподавательский состав университетов; специалисты, вышедшие на пенсию; небольшие фармацевтические фирмы; биотехнологические фирмы; научно-исследовательские институты; ученые и практики, специализирующиеся на других направлениях. Сообщество представлено специалистами более чем из двухсот стран, большая доля приходится на развивающиеся страны.
Крупные корпорации обращаются к услугам InnoCentive, когда их собственные службы не справляются с поставленными задачами. По статистике, 30% задач, которые не удалось решить за счет внутрифирменных ресурсов, поддались усилиям членов сообщества InnoCentive[93].
Ключевыми аспектами деятельности инновационных посредников, является создание двухстороннего рынка и формирование крупного растущего сообщества специалистов. Так, в 2003 г. Innocentive располагало более 25 тысяч независимыми специалистами, зарегистрированными на ее сайте как «решатели». Из этих 25 тысяч более 7 тысяч подписали соглашение с Innocentive, а на веб-сайте Innocentive им выделено более 15 тысяч частных участков - некоторые «решатели» работали более чем над одним «вызовом» (задачей). По двадцати пяти из примерно 750 полученных заявок осуществлены выплаты.
В общем случае существуют три основные модели организации стратегического «брокера знаний», являющегося посредником между компанией и ее целевой аудиторией. Первый тип посредника (чаще всего в сети Интернет), связывает большое количество отдельных людей, тем самым симулируя обширный тестовый рынок для тестирования концепции инновационного продукта или его начального варианта. Второй тип посредника, формирующий интернет-сообщество по интересам для генерации и отбора идей по поводу инновационных товаров и услуг. Третий типом посредника - компании (также в сети Интернет), связывающие потенциальных производителей и потребителей инновационных решений. «Брокером знаний» в этой категории является компания InnoCentive, принадлежащая фармацевтической компании Eli Lilly»[94].
Представление о спектре услуг фирм-брокеров дает Таблица 6.
Таблица 6
Инновационные посредники и их функции[95]
Фирма - посредник | Основное направление деятельности | Основная функция |
InnoCentive | Онлайновый портал обмена | Рыночная площадка для сделок с технологиями/агент |
NineSigma | Запрос предложений через электронную почту | Агент |
Big Idea Group | Разработчик концепций | Агент / один из разработчиков |
InnovationXchange | Инновационное сообщество на основе индивидуального членства | Брокер |
Shanghai Silicon IP Exchange | Хранилище интеллектуальной собственности в полупроводниковой области, полученной законным образом | Брокер |
Ocean Tomo | Коммерческий банкир интеллектуальной собственности | Маркетмейкер |
К числу иных форм управления инновациоными технологиями относятся: использование корпоративного портала, центр знаний и творчества, тематические форумы, блоги, сети знаний и инноваций, внутрикорпоративные печатные издания, использование профайлов работников и т.д. В качестве формы управления инновационными технологиями на высшем (первоначально - государственном, а впоследствии и надгосударственном) уровне, где осуществляется формирование нового мировоззрения, целеполагание, глобальная увязка существующих и разрабатываемых технологий, определение макрокритериев эффективности инновационной деятельности, можно предложить среду взаимодействия духовных лидеров – см. параграф 3.5.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!