Виды инновационных технологий — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Виды инновационных технологий

2019-11-11 431
Виды инновационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время используются два основных понимания инноваций:

- технологические инновации - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим;

- социальные инновации - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание).

Существует тесная взаимосвязь социальной (процессной) инновации и технологической (продуктовой). Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей. В частности, каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники.

Необходим учёт не только материальной стороны инновационной деятельности, но и социальных условий, в которых принимаются нововведения, а также возможные социальные последствия этих нововведений.

Важным параметром инновационной технологии является ее сущностный масштаб или инновационный потенциал. По этому признаку можно выделить: базисные инновационные технологии (в корне меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности), улучшающие технологии, значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда; микроинновационные технологии, в малой степени или локально модифицирующие процесс или продукт; псевдоинновационные технологии (иначе говоря, преждевременные, или разрушающие) - усовершенствующие отжившую, умирающую технологию. Приходится констатировать, что на корпоративном уровне основным предметом интереса оказываются преимущественно улучшающие и псевдоинновационные технологиииВ зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (иногда обозначаемые как базовые или базисные); улучшающие; модификационные (частные). Радикальные инновации соответствуют крупным изобретениям и формированию новых направлений в развитии техники.

По своей стратегической ориентации инновационные технологии  делятся на: направленные на улучшение качества жизни элиты;  направленные на обеспечение выживания всего человечества (в том числе, военные технологи сдерживания Запада, ядерно-космические технологии)[39].

Классификация по сфере применения позволяет выделить следующие основные виды инноваций:  технологические, экологические, организационно-производственные, управленческие, военные (военно-стратегические), экономические, социально-политические, государственно-правовые, инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.). Рассмотрим некоторые из них более подробно. «При сопоставлении технологий как феноменов общественного развития, а не просто натурального производства, необходимо понимать, что на общественные отношения влияет не результат технологии – произведенное изделие, а сама технология, то есть способ его изготовления, и в этом плане самые сложные производства товаров качественно отстают от разработки новых технологических принципов, особенно в сфере общественных отношений (то есть прежде всего в информационно-финансовой сфере)».[40] В современном мире технологическое и социальное лидерство США, как единственной сверхдержавы, основывается на привлечении капиталов со всего мира и инвестировании их в создание новых технологий и массовую разработку новых технологических принципов.

Принципиальное значение для управления в рассматриваемой сфере имеет деление инновационных технологий по их направленности. По этому признаку следует различать продуктовые и процессные инновационные технологии. Продуктовые инновационные технологии («инновационные технологии продукта», технологические инновации) направлены на создание новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, машин и механизмов в целом, получение принципиально новых продуктов. Продуктовая инновация – это новый и оригинальный, не имеющий аналога продукт (технология) на рынке, качественно отличающийся от предшествующего продукта (прототипа) и/или характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами продукта по сравнению с предыдущим аналогом. Инновационный продукт перестает быть инновационным при наполнении рынка продуктами с аналогичными свойствами и характеристиками. Процессные (социальные) инновационные технологии ориентированы на улучшение процесса организации деятельности, изменения в управлении, социально-организационные технологии. Здесь же - аллокационные инновации (новшество в распределении ресурсов фирмы). Социальная, процессная инновация - результат создания и внедрения нового, оригинального интеллектуального продукта (методики, системы, преобразования какого-либо из процессов организации деятельности сообществ, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений), позволяющий качественно улучшить как сам процесс, так и положение сообщества (общества в целом) и, в конечном итоге, улучшающий качество жизни людей. Разработка нового учебного процесса, новой системы управления предприятием, эффективной информированности (информатизации), новшества в организации экономики, искусств, бизнеса, органов власти, благотворительных организаций и т. д. - суть социальные (процессные) инновации.[41] Как продуктовые, так и процессные инновации могут способствовать формированию новых социальных общностей – средний класс, глобальный управляющий класс, «электорат». Так, скачок в развитии транспорта и средств связи во многом способствует формированию так называемого глобального управляющего класса. Технологии рекламы, масс-медиа, маркетинга – играют ключевую роль в образовании массовой культуры, создании класса потребителей, а затем и в управлении «электоратом».

Классификация технологий менеджмента знаний: информационно-коммуникационные технологии; коммуникативные технологии (PR, IR, MR, IMC); организационные технологии; социальные технологии; маркетинговые технологии; технологии управления человеческими ресурсами (HR-технологии); организационная культура, ориентированная на знание[42].

В науке и практике выделяют особые группы инновационных технологий, в их числе: высокие технологии (high-tech, high-hume), прорывные технологии, критические технологии, закрывающие технологии, технологии двойного назначения, технологии скрытого назначения, нанотехнологии, а также технологии взаимодействия власти, бизнеса, общества. Указанные технологии наиболее значимы для жизни общества, требуют значительных затрат ресурсов, а значит повышенного внимания как со стороны государства (региона, муниципалита), так и со стороны отдельных корпораций. Целью создания и распространения особых технологий должны стать развитие и совершенствование человека, окружающего Мира, а также создание для этого наиболее благоприятных условий. Существующие подходы к пониманию понятия «развитие» весьма разнообразны. Приведем в качестве иллюстрации в кратком виде результаты анализа философской литературы (Гераклит, Аристотель, Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Бергсон, М.Хайдегер, В. Соловьев), проведенный в диссертационном исследовании Грековой Т.Н.[43] Аристотель, а за ним Ж.Ламарк и И.Гете рассматривали развитие по принципу «лестницы существ». Августин Блаженный учил о необратимости времени и о необратимости изменений – известный образ «стрелы времени». А.Бергсон связывал эволюционное движение с гранатой, внезапно разорвавшейся на части и образующей множество расходящихся от центра направлений. В экзистенциональной философии развитие рассматривается как процесс становления, самотрансцендирования, обретения Смысла жизни через диалектическое слияние прерывности и непрерывности. Для восточных философских традиций характерно экстенсивное развитие путем все большего охвата объективного мира и включения его в собственное «Я». Русской философской школе более близка идея стадиальности, имеющая смысл последовательного восхождения от земного уровня бытия к небесному, медленный и сложный процесс духовного преображения. Спираль – яркий образ диалектического развития.

Современное философское учение определяет понятия развитие и совершенствование следующим образом. Развитие представляет собой процесс постепенного уменьшения и полной нейтрализации энтропии Жизни любой энергетической структуры человечества и человеческого существа с помощью одухотворения и одушевления ее энергий с целью усиления ее жизнеспособности и увеличения ее силы и мощи. Совершенствование является процессом всеобщего преобразования структуры человечества и человеческого существа с помощью одухотворения и одушевления их энергий с целью формирования в них новых более могущественных Качеств.[44] Это же понимание развития и совершенствования применяется к Миру, Реальности. Данного понимания указанных терминов мы и будем придерживаться в дальнейшем.

Выводы

1.Основными ресурсами развития становятся люди и знания, которыми они обладают, нематериальные активы и прежде всего, человеческий капитал (знания, навыки, творческие и мыслительные способности людей, моральные ценности, культура труда), а также организационный капитал (процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, бренды, корпоративная культура). Научные исследования, инновационные технологии, образовательные, медицинские и иные нематериальные услуги становятся главным инструментом развития мирового сообщества и мировой экономики.

2.Основные признаки инновационной технологии: точно обозначенный конечный (желаемый) результат; алгоритмичность действий, заранее обозначенный путь достижения результата; достижение требуемого результата строго в ожидаемые сроки, с использованием четко определенных ресурсов – по составу и объему; опора на технологические знания; тесная связь с техникой, искусственное происхождение; привязка к конкретной сфере деятельности (отрасли экономики и т.д.) и одновременно диффузия в другие отрасли; применимость для строго определенных условий (при заданных ограничениях, налагаемых на объект воздействия и на внешнюю среду); наличие системы формальных критериев оценки достигаемого результата.

3.Социальные, социально-экономические процессы наиболее инерционны, инновации в социальной сфере наиболее масштабны, требуют повышенных затрат, длительного времени для распространения, в современном мире наиболее актуальны. Рынок нематериальных технологий стал наиболее динамичным сегментом мировой торговли. Повышенные темпы роста характерны также для экспорта изделий повышенной наукоемкости. Бренды составляют важную, все чаще – главную часть в оценках капитализации корпораций на фондовых рынках.

4.Основными факторами, оказывающими влияние на управление инновационными технологиями являются: глобализация, глобальный финансово-экономический кризис, глобальные климатические изменения; нарастание скорости изменения в природе и обществе; тотальная коммерциализация; фетишизация материальных стимулов в ущерб нравственным, формирование нового технологического уклада, кризис инноваций в России; Сопротивление среды при внедрении инноваций на всех этапах пропорционально масштабу инновации. В основе формирования указанных факторов лежит строительство технократической цивилизации, в которой ведущей ценностью становятся деньги и прибыль - вместо жизни во всех ее проявлениях; основными принципами деятельности людей являются борьба, соперничество, конкуренция – вместо свойственного человечеству изначально сотрудничества; все более широкое распространение получает логика «да – нет», «добро – зло». Мир, Реальность воспринимаются людьми в черно-белом цвете; в различных слоях общества усиливается доминирование философии и идеологии прагматизма; нравственность все в большей степени заменяется правом.

5.Важнейшие и во многом противоречивые тенденции в сфере управления инновационными технологиями заключаются в следующем: технологизация человеческой деятельности имеет негативные эффекты, в частности, распространение одноразовых отношений; происходит варваризация общества; нарастают проявления аристофобии в обществе; увеличивается скорость происходящих изменений в природе, обществе, за которыми не успевает развитие возможностей техники (компьютерной и телекоммуникационной) по моделированию этих изменений. С другой стороны, повышается значение человеческого ресурса; возрастает значение социальных инноваций, инноваций в духовной сфере; набирает силу новое мировоззрение, основанное на идее развития и совершенствования человека, Мира, Реальности. При планировании и управлении инновационными технологиями следует учитывать не только факторы экономического характера, но и, прежде всего социальные.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.