Человеческий ресурс в управлении инновационными технологиями — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Человеческий ресурс в управлении инновационными технологиями

2019-11-11 222
Человеческий ресурс в управлении инновационными технологиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Распространено мнение, согласно которому для успешной инновационной деятельности вполне достаточно знание основ рыночной экономики, диплома MBA, покровительства чиновников от науки и, главное, строгой нацеленности на коммерциализацию и прибыль. Вместе с тем, практика показывает, что это не вполне так. Рассмотрим исторические примеры. «Основатель корпорации «Сони» Акиа Морита прославился тем, что произвел несколько революций на мировом рынке. С 1950 по 1981 год он смог первым в мире предложить до тех пор невиданное и неслыханное. Тут и переносные радиоприемники-транзисторы на батарейках (1955 г.), и портативные телевизоры (1959), и первые видеомагнитофоны с видеоплейерами, и первые CD-проигрыватели (1979). В 1981-м «Сони» запустила в производство трехсполовинной дюймовые дискеты…. Каждая из таких инноваций была прорывной, она открывала людям целый новый мир. Но… с 1981 года все как обрезало. Почему? Потому что на смену визионеру фантазеру – капиталисту Морите пришли новые управляющие – сухие американизированные маркетологи с дипломами «Эм-Би-Эй». Они-то все и погубили. Бизнес-администрирование совершенно не годится для того, чтобы придумывать прорывные инновации. Все, что оно может – как только обнаружить некоторые возможности на уже существующих рынках».[62]

По мнению М. Калашникова «все, чем прославились японцы, делалось на основе фундаментальных разработок из других стран. Сами они по этой части слабы… В позднем СССР прорабатывалась даже идея некоего блока с японцами: они инвестируют в нашу фундаментальную науку, мы – получаем технологическое воплощение наших смелых разработок…».[63]

«Человек, лишенный доступа к знаниям и источникам сил Творения, обречен исполнять лишь роль Объекта мироздания, не имея ни возможностей, ни способностей влиять на свою Судьбу в созидательном направлении. Он – лишь объект действия сил Зла и Разрушения, обреченный уповать на свою беспомощность перед законами и ситами Разрушения, по своей дремучести списывая их на принадлежность самой Природе Бытия, оправдывая этим свое «добросовестное» исполнение законов Тьмы.»[64]

«Зоркость в поисках проблем» как способность и склонность увидеть то, что не укладывается в трафарет имеющихся представлений, выходит далеко за рамки простой наблюдательности. Дело в том, что в потоке впечатлений большинство людей воспринимают и тем более осознают лишь то, что хорошо укладывается в структуру уже имеющихся знаний, представлений, шаблонов и стереотипов, возможно заблуждений. Иная информация, выходящая за рамки хорошо знакомого и освоенного, бессознательно отбрасывается как малозначимая. На восприятие определяющее влияние оказывают привычные установки, мнения, оценки, чувства, формирующиеся в значительной степени под влиянием господствующих в обществе представлений. Люди, обладающие указанным качеством, не проходят мимо казалось бы случайных и возможно первоначально не вполне понятных явлений, не считают их досадной помехой, но видят в них искомый ключ к разрешению сложных ситуаций и задач, иногда делают неожиданные открытия даже не стремясь к этому. То, что человек воспринимает не просто как раздражитель, но как осмысленную информацию (не просто смотрит и наблюдает, но видит; не только слушает, но слышит и т.д.), зависит, конечно, от времени, в котором он живет, но и от разделяемых им идей, в наибольшей степени от его мировоззрения. По словам Г. Гейне «Каждый век, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза»[65] - отметим, необязательно лучшее зрение. А.Эйнштейну приписывают такие слова: «Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать». Другой пример приводит Т.Кун в сочинении «Структура научных революций»: в течение пятидесяти лет после появления системы Коперника астрономы сделали чрезвычайно много открытий новых небесных тел, тогда как используемые ими методы наблюдений остались неизменными – таким образом, новая теоретическая система Коперника позволила им увидеть то, к чему ранее они были слепы.

«Чувствительность к проблеме» – это свойство индивидуума, проявляющееся в его повышенной готовности к дифференциально-аффективным реакциям при обнаружении противоречия, вербализирующего его в проблему. «Чувствительность к проблеме» способствует проявлению инновационной деятельности, детерминируя развитие инновационного мышления.[66] Анализ сравнительных данных психологических характеристик руководителей в инновационной деятельности с учетом уровня «чувствительности к проблеме» позволил с определенной степенью условности выделить два типа личности руководителей (Крупнов А.И., Дергачева Е.В., 2004):

- первый тип, инновационно-активный, представляют руководители, умеющие оценить новые идеи, их перспективность, быстро находящие нестандартные решения, способные оценить внешнюю ситуацию, владеющие собой в период внедрения нововведений и способные изменить свое поведение, что свидетельствует о способности перестройки сознания на новый лад. Руководители этого типа способны анализировать риск и результаты своей деятельности в точки зрения профессионала, им свойственно видеть проблемы и ошибки, требующие оперативного решения;

- второй тип, активно-исполнительный, представлен руководителями, умеющими выражать мысли, планировать время, считающими важным уметь решить задачу, если этого требует ситуация. Они чувствительны к критике и найденным ошибкам в своей деятельности, в поведении консервативны, поэтому с трудом изменяют свое поведение, если этого требуют обстоятельства, характеризуются стремление выполнить поставленные цели и задачи. Слабое видение проблем и ошибок в своей деятельности может явиться тормозом в инновационной деятельности.

Что касается легкости генерирования идей, то совсем не обязательно, чтобы все без исключения идеи оказывались правильными и продуктивными. Вместе с тем, «можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу».[67]

Способность к «свертыванию» - речь идет о качестве индивидуума, позволяющем ему переходить при необходимости ко все более высокому уровню абстракций, в частности, заменять несколько понятий одним, более общим; о способности к использованию все более емких в информационном смысле символов; об умении заменить длинную цепь рассуждений одной завершающей формулировкой или математической формулой, использовать вместо сложного алгоритма эквивалентную ему операцию, о склонности исследователя к экономному обозначению понятий и отношений между ними, к краткой и одновременно адекватной организации научных результатов, к лаконичному изложению разработанной теории. Так, арифметическая операция деления, записанная в терминах римских цифр, составляла определенную проблему, при переходе к арабским цифрам указанная операция реализуется с помощью набора простейших правил (хотя объем смысловой, содержательной информации остался прежним). В любой формуле из школьного курса физики сконцентрирована колоссальная информация.

Способность к «сцеплению» – имеется в виду объединение субъектом воспринимаемых впечатлений, образов, наблюдений, раздражителей в общей картине, а также степень развитости процессов увязывания появившихся новых данных с информацией, которым он уже располагает (прижизненной, возможно генетической и т.д.). Без этих процессов вновь воспринимаемые данные не могут стать активно используемыми знаниями.

Способность к переносу – так принято обозначать умение и готовность выявить аналогию между различными процессами, событиями, явлениями и успешно применить оказавшуюся эффективной идею или навык, полученный при решении одной задачи, к решению другой. Иначе говоря, способность отделить специфичный аспект задачи (проблемы) от неспецифичного, общего для различных областей жизни и деятельности, а значит переносимого в эти другие области. Так, для целого ряда открытий в области техники характерно использование прототипа, взятого в живой природе.

С. Банах (польский математик) отмечал в этой связи: «математик – это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; лучший математик – тот, кто кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе и такого, кто между аналогиями видит аналогии».[68]

«Боковое мышление». Эту сторону творческих способностей хорошо иллюстрирует известная фраза французского психолога Сурье: «чтобы творить, надо думать около». Вспомним также роман «Анна Каренина», в котором Л. Толстой повествует о живописце Михайлове, которому долго не удавалась композиция новой картины. Нужное решение художнику помог найти случайно брошенный им взгляд на стеариновое пятно причудливой формы.

Континуальное (цельное) восприятие – означает способность воспринимать окружающую действительность целиком, во всех взаимосвязях ее проявлений. В противоположность этому восприятие данных осуществляется мелкими, относительно независимыми частями, порциями, относящимися к отдельным аспектам реальности.

Готовность памяти – речь идет о скорости и глубине реакции памяти на решаемую задачу, о том, насколько информация, отражающая постановку задачи и сложившуюся ситуацию, стимулирует извлечение из памяти индивидуума знания, необходимые для ее разрешения. Частным случаем готовности памяти является сообразительность – способность памяти «выдать» нужные сведения в нужный момент.

Легкость ассоциирования – эта важная составляющая креативности представляет собой способность человека «сближать понятия» и выводить из них новые, правильные заключения. Рассматриваемое качество характеризуется спонтанностью возникновения ассоциаций, отдаленностью ассоциируемых понятий, разнообразием возникающих ассоциаций, «смысловым расстоянием между ассоциируемыми категориями, возможность вызывать у себя поток ассоциаций в нужный момент.

Гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, пусть даже весьма далекому и мало связанному с первым. Частным случаем гибкости мышления является готовность преодолеть при необходимости собственную функциональную фиксированность – восприятие предметов как носителей строго определенных функций (тара, подставка и т.д.). Противоположностью гибкости мышления является качества: «застревание» мышления, его ригидность, застойность, инертность.

Гибкость интеллекта – сторона креативности, состоящая в готовности вовремя отказаться от оказавшейся тупиковой идеи, схемы рассуждений, скомпрометированной гипотезы в пользу иной, более адекватной ситуации или задаче. Дело в том, что длительное упорствование в попытках реализовать заманчивую, но ложную идею, имеет своим следствием неоправданную потерю времени: можно его просто упустить, что в некоторых ситуация является критичным. Вместе с тем, избыточная гибкость мышления и слишком ранний отказ от идеи может означать, что будет упущена возможность решения.

Способность к объективной оценке – создает необходимые предпосылки для адекватного выбора одной из имеющихся альтернатив, а значит, для принятия управленческого решения. Эта способность относительно независима от других сторон творческих способностей и связана с волей субъекта. К чтслу важнейших критериев оценки следует назвать соответствие имеющейся базе данных и ранее приобретенному опыту, внутреннюю непротиворечивость, простоту, изящество решения и иные.

Способность к доведению до результата – ключевыми моментами в рассматриваемом качестве является склонность к доработке деталей, возможно к совершенствованию первоначального замысла. Основой для этого являются волевые качества, настойчивость, целеустремленность. Вспомним в этой связи высказывание Микеланджело: «мелочи создают совершенство, а совершенство – не мелочь». Важность способности доведения до результата подтверждает следующее общеизвестное наблюдение: «во всяком практическом деле идея составляет от 2 до 5%, а остальные 98 – 95% - это исполнение».[69]

Интуитивное мышление. Односторонность узкого рационализма и техницизма, ставшая характерной чертой западного сознания, принявшая форму прагматизма и утилитаризма, стала реальной перспективой формирования сознания и нашего общества.

Современное мышление людей «… жестко сориентированное на рационально-логическое познание, утратило важнейшую способность … интуитивного общения с миром и себе подобными и получения непосредственного (неопосредованного рационально-логическим мышлением) знания о мире. В результате человек западной цивилизации превратился в функцию … рационально-рассудочного мышления и, утратив связь с природой, оказался заложником своего собственного творения – техники. Все более подчиняясь законам технического, машинного мышления, этот современный «разумный механизм» становится неспособным прислушиваться к голосу собственного внутреннего мира и не склонен доверять каким-либо утверждениям, не поддающимся исчислению и рациональному доказательству»[70]. Этому не мешает даже все чаще проявляющаяся нестыковка стереотипных представлений о мире и его реальных проявлений.

Вл. Соловьев «считал необходимым органично соединить достижения рационального познания с религиозным и мистическим знанием, постигаемым интуитивно, как «непосредственное ощущение абсолютной действительности». В «Философских началах цельного знания» он называет три источника познания: опыт, разум и мистическую сферу.»

С. Франк «приходит к выводу об ограниченности применения логических законов, не пригодных для познания области металогического, сверхрационального знания – «непостижимого». Последнее доступно, по его мнению, только «первичному знания», или непосредственному созерцанию, или интуиции.»[71]

Речь идет о знании «более высокого, по сравнению с рассудочным, порядка, как способность человека шагнуть на следующую ступень познания, которая отделит его от простой принадлежности к материально-вещному миру и тем самым обеспечит превращение его из объекта («вещи среди вещей») в субъекта своей собственной жизни, своих стремлений.»[72]

«Разработки психологов, связанные с выявлением арефлексивного (бытийного) уровня сознания, открытия трансперсональной психологии, в частности, опыты С.Грофа, свидетельствующие о связи глубинных слоев внутреннего мира человека со всей остальной Вселенной, фундаментальные физические исследования, позволяющие предположить существование скрытого (неявного) уровня реальности, имплицитно несущего в себе возможность конституирования явных, оформленных миров (в том числе нашего пространственно-временного континуума) и другие данные заставляют задуматься об эвристической роли идей, высказанных русскими философами задолго до появления указанных научных направлений».[73]

Роль интуиции резко усиливается в условиях нарастающего темпа изменений в мире. Интуиция позволяет преодолеть действие факторов:

- экспоненциального роста объемов зафиксированной информации и неспособность современного человека к нему приспосабливаться.

- лавинообразного возрастания «информационного шума». Так, по мнению А.Д. Урсула, «95% научной продукции повторяет то, что уже опубликовано, в 90% заявок на изобретения отсутствует новизна». Даже узкий специалист тратит на поиски необходимой ему информации до 50% своего рабочего времени. Таким образом, человек, мыслящий исключительно рационально-логически, страдает от избытка информации даже в большей степени, чем от е недостатка;

- закономерного, часто неосознанного «давления» научных, политических, экономических и пр. авторитетов в данной области или просто привычки … «оглядываться на авторитете при аргументации, оценке той или иной информации, собственных умозаключениях и пр. вплоть до фанатического следования ему, не взирая ни на какие аргументы…»

- формирования так называемого «общественного мнения» в науке, политике, экономике, «быту» и т.д. не на основе логического обоснования выводов, основывающихся на информации, полученной из всех возможных альтернативных источников, но на основе случайных обрывков знаний, предоставляемых зачастую узкой группой назначенных, ангажированных или самопровозглашенных «ведущих экспертов», их научных, политических и иных личных пристрастий, что способствует тенденциозности, подтасовкам, манипулированию общественным мнением и т.д. [74]

Вместе с тем, преимущества интуитивного мышления не означает полного отказа от рационального мышления, сильные стороны которого становятся очевидны, когда необходимо изложить коллегами или вышестоящему руководству логику рассуждений, содержание идеи или предложения, а также разъяснить работникам (населению) смысл проводимых инновационных преобразований.

Способность к предвидению, иные качества лидера. «Современной и в особенности будущей отечественной экономике нужны не только новые технологии, научные разработки и инновационные предприятия, но и те, кто может обеспечивать реализацию нужной технологии в нужное время, способен не просто смотреть в будущее, но и моделировать это будущее, умеет вести туда людей и руководимые объекты.»[75]

Указанные качества частично «пересекаются» и коррелируют между собой, так, в качествах способность к «сцеплению», к сближению понятий и «боковое мышление» имеется нечто общее. Ими, конечно, полный перечень качеств руководителя - инноватора далеко не исчерпывается.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.