Технологии подрыва экономических основ наркопреступности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Технологии подрыва экономических основ наркопреступности

2019-11-11 496
Технологии подрыва экономических основ наркопреступности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема наркомании и наркоторговли присутствует во всех без исключения странах мира, наркоугроза в современном мире носит трансграничный, международный характер. Выгодное геополитическое положение, свободное обращение иностранной валюты, сложности в осуществлении погранично-таможенного контроля привлекают к России интересы международной организованной наркопреступности. Благоприятные условия для распространения наркомании создает экспансия в страну западной потребительской культуры, основанной на жажде наживы любой ценой, бездуховности и насилии.

За 1992 – 2002 г.г. Россия из страны-транзита превратилась в активного потребителя тяжелых наркотиков. Только в течение указанного периода количество ежегодно регистрируемых в России наркопреступлений увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, проявлений групповой наркопреступности - почти в 9 раз. В настоящее время на наркологическом учете состоят свыше 500 тысяч больных наркоманией, а неучтенных наркозависимых, по оценкам экспертов, - от 3,5 до 4 миллионов человек. Неблагоприятно изменятся структура потребления наркотиков: неуклонно увеличивается доля женщин и подростков. Наркоугроза напрямую затрагивает все слои общества, все социальные группы. Расширяется география распространения наркотиков: сегодня в России уже нет ни одного региона, не охваченного этим явлением. Создание в 2003 году Госнаркоконтроля России (ныне ФСКН России) стало адекватной реакцией государства на происходящее.

Вместе с тем, анализ показывает, что поставленная руководством ФСКН России задача по подрыву экономических основ наркопреступности решается на основе стратегии и тактики, не вполне адекватных остроте складывающейся оперативной обстановки. Органы наркоконтроля систематически изымают наркотические средства и психотропные вещества, деньги, оборудование, уничтожают незаконные посевы, задерживают наркокурьеров, пресекают деятельность сбытчиков и т.д. Это наносит определенный ущерб наркосистеме, однако возникающие убытки компенсируются наркодельцами путем повышения цены на наркотики, объем их сверхприбыли сохраняется за счет потребителя, вербуются новые наркокурьеры и сбытчики.

Объемы изымаемых правоохранительными органами наркотиков с течением времени растут в абсолютном исчислении. Вместе с тем, эти объемы не превышают 10 % от наркооборота, который в абсолютных цифрах растет быстрее, чем масштабы изъятий и продолжает оставаться неконтролируемым. Так, при поступлении на нелегальный рынок 100 тонн наркотиков, правоохранительными органами изымается не более 10 тонн, следовательно до потребителя доходит 90 тонн. Если же правоохранительные органы добиваются роста изъятий до 20 тонн, то в соответствии с существующими статистическими пропорциями, это означает, что на рынок поступило до 200 тонн наркотиков, а до потребителя дошло уже 180 тонн. Таким образом, объем немедицинского потребления населением наркотиков не понизился, а увеличился на 90 тонн.

Разоблачение одного и даже нескольких, пусть крупнейших организаторов наркобизнеса, лишь на некоторое время затормаживает деятельность наркосистемы, поскольку на освободившееся место приходят люди из его окружения и продолжают руководить готовой организацией преступного бизнеса. При ином развитии событий конкурирующие группировки осуществляют передел региона деятельности, который контролировал разоблаченный наркобарон. В результате правоохранительные органы выступают в роли своего рода стимулятора для развития форм и методов работы наркосообщества.

Решить таким путем задачу подрыва экономических основ наркопреступности не представляется возможным. Лучшее, на что можно рассчитывать, – увеличение до 15 % изъятий от незаконного оборота наркотиков, что характерно для наиболее продвинутых в этом отношении западных стран. Тупиковый характер рассмотренной затратной стратегии борьбы с наркопреступностью демонстрируют США, которые при миллиардных долларовых затратах добиваются повышения объема изъятий наркотиков лишь в пределах до 15% от предлагаемого на нелегальных рынках и частичной переориентации наркотрафика на другие страны.

Сложившаяся ситуация является следствием преимущественно карательной направленности деятельности оперативных сил и средств, когда основным критерием их успешной работы является выявление тяжких и особо тяжких преступлений, объемы изъятий наркотиков, количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в то время как собственно сокращение масштабов наркомании и наркопреступности выступает в качестве подчиненной задачи.[100] Указанные критерии и показатели деятельности правоохранительных органов, безусловно, важны для управления этой деятельностью, однако они не отражают конечного результата и степени приближения к цели - снижение кардинальным образом потребления населением наркотиков и доведение его до уровня, характерного для наиболее благополучных в этом отношении стран мира, стабильное и достаточно быстрое улучшение наркоситуации в России.

Усиление карательной направленности (вплоть до введения смертной казни за распространение наркотиков) представляется неэффективным не в последнюю очередь, вследствие катастрофически низкого уровня жизни большинства населения России.

Подобной стратегии и тактики борьбы с наркопреступностью придерживаются подавляющее большинство стран мира. Основным условием успешности антинаркотической деятельности считается размер ассигнований из госбюжета на эту деятельность. Подрыв экономических основ наркопреступности сводится, главным образом, к максимизации изъятий наркотических средств из нелегального наркооборота и конфискации имущества наркодельцов в случае их осуждения.

Вместе с тем, опыт работы ФСКН России (и ранее МВД России) показывает эффективность масштабных оперативно-профилактических операций («Канал», «Транзит» и др.). Есть примеры, когда в результате их проведения наблюдалось существенное, хотя и временное, улучшение наркоситуации в конкретном регионе.

В связи с изложенным, существующие стратегия и тактика работы по подрыву экономических основ наркопреступности требуют корректировки. Следует исходить из экономической сущности наркосистемы, существенно расширить понимание подрыва экономических основ наркопреступности, сделав акцент на механизмы подрыва. При этом необходимо учитывать следующее:

- наркосистема представляет собой сложную социально-экономическую структуру, смысл существования и деятельности которой заключается в получении сверхприбыли. Наркотик при этом рассматривается как один из наиболее выгодных и доходных товаров (3000 – 5000% и более);

- наркосистема как бизнес заинтересована в осуществлении постоянного оборота финансовых средств. Именно оборот является главным источником прибыли. При отсутствии оборота в привычных объемах, бизнес деградирует или ищет новые рынки;

- наркосистема включает в себя совокупность материальных, финансовых, людских, информационно-пропагандистских и иных ресурсов. Каждый из указанных ресурсов жизненно необходим для ее функционирования. Отсутствие хотя бы одного из ресурсов означает прекращение ее деятельности и сведение к нулю оборота, а значит и прибыли, т.е. исчезновение смысла ее существования. В наибольшей степени наркосистема, как бизнес, зависит от своей «корневой» основы (потребителей - наркоманов);

- в концентрированном виде наркосистема представлена в городах («наркомания – болезнь городов»). Здесь в наибольшей степени развиты ее основные ресурсы – людской, финансовый, информационно-пропагандистский, материальный (помещения, оборудование, транспорт и т.д.). Расположены, как правило, основные объекты легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находятся важнейшие транспортные узлы. В городских подпольных лабораториях развернуто нелегальное производство синтетических наркотиков. Именно в городах сосредоточена основная масса денежных средств, вовлеченных в преступную деятельность, проживают наиболее крупные контингенты лиц, употребляющих наркотики. Как следствие, усилия спецслужб в городах наиболее эффективны;

- согласно современным научным представлениям генетически предрасположены к наркомании не более 4 – 5 % людей (так называемая «группа риска»).[101] В силу своей предрасположенности они сами, без всякого провоцирующего воздействия извне, ищут возможность получения доступа к наркотикам в целях их немедицинского употребления. В случае заболевания такие люди могут быть возвращены к созидательному труду лишь с помощью медикаментозного лечения, психо- и трудотерапии.

Основная же часть населения по своей природе не склонна к немедицинскому употреблению наркотиков, и вместе с тем, весьма чувствительна к информационно-пропагандистскому, воспитательному и иному профилактическому воздействию. Спрос на наркотики у этой части населения формируется, главным образом, предложением, массированным воздействием наркотической субкультуры, а также негативными социальными факторами[102];

- уровень профессиональной подготовки оперативных сил и средств все еще недостаточен для акцентирования работы по организованным преступным группировкам (ОПГ) и организованным преступным сообществам (ОПС), контролирующим наркотический бизнес. Вместе с тем, он уже вполне отвечает требованиям проведения масштабных мероприятий по звену нелегального производства и сбыта наркотиков.

Исходя из указанных особенностей наркосистемы, имеющихся ресурсных ограничений, уровня подготовки оперативных сил и средств, представляется целесообразным в работе по подрыву экономических основ наркопреступности выделить следующие этапы:

Этап 1. Проведение комплексных оперативно-профилактических операций в городах (в качестве главной цели рассматривать сокращение распространенности в стране наркомании до контролируемых пределов);

Этап 2. Акцентированная работа по наркотрафику (цель – закрытие наркотрафика через Россию);

Этап 3. Постановка потребления наркотиков под полный контроль государства (цель – ограничение немедицинского потребления наркотиков в стране генетически предрасположенными к этому лицами). При необходимости первые два из указанных этапов могут быть частично совмещены. В рамках первого этапа представляется целесообразным осуществить следующее:

- основываясь на имеющихся данных мониторинга наркоситуации, определить на территории России 6 – 8 городов, где оборот наркоторговли максимален или где рынок наркотиков существует длительное время (прежде всего – наиболее крупные города, портовые города, а также города, через которых проходит наркотрафик);

- провести в течение 1,5 – 2 недель в масштабах одного из этих городов силами нескольких территориальных управлений в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами широкомасштабную комплексную антинаркотическую операцию, сочетающую мероприятия операций «Канал», «Транзит», «Рецепт», «Допинг» и др. Объектом операции должны стать все известные правоохранительным органам лица, злоупотребляющие наркотиками, а также наркокурьеры, сбытчики и иные лица, извлекающие доход из наркобизнеса. Без ущерба для эффективности операции организаторы наркобизнеса могут оказаться и вне поля зрения правоохранительных органов.

Тем самым фрагмент наркосистемы в конкретном городе лишается своей основы - людской составляющей (наркоманов и сбытчиков). Поставщики и организаторы наркоторговли столкнутся с ситуацией, когда товар у них имеется, но реализовать его они не в состоянии. Оборот наркотиков в городе сократится в несколько раз, соответствующий фрагмент наркосистемы будет нести большие убытки. При подобном резком сокращении сбыта компенсировать убытки повышением цены невозможно. В течение некоторого времени, необходимого, чтобы организовать новую сбытовую сеть (ориентировочно 3 месяца), наркоторговля совершаться не будет. Начать целесообразно с города из перечня, где наркооборот минимален. Это позволит осуществить операцию меньшими силами и средствами, отработать на практике методику ее проведения;

- провести операцию в другом городе (городах), где потенциал наркосистемы более внушителен, постепенно оттачивая методику ее проведения. Полученные обширные следственные материалы позволят существенно продвинуться в разработке крупных торговцев и организаторов наркобизнеса;

- по каждому из указанных городов повторить операцию 6 – 7 раз. Начинать повторные комплексные операции следует при первых признаках возобновления функционирования в этих городах наркосистемы.

В качестве засекречиваемых данных следует рассматривать перечень городов, последовательность работы по ним и время начала операции. Сама стратегия секрета составлять не должна. Наоборот, в качестве важной составляющей информационно-пропагандистской компании надо рассматривать освещение в СМИ планов по расширению масштабов подобных операций.

Нарушение устойчивых связей и налаженной технологии работы наркодельцов понизит уровень ее конспиративности: поставщики и организаторы наркоторговли будут искать выход на потребителя, все более интенсивно задействовать коррупционные связи. Это позволит ФСКН России и иным правоохранительным органам активизировать работу по борьбе с коррупцией. Указанные комплексные операции правоохранительных органов должны проводиться на фоне прицельной профилактической работы, учитывающей особенности культуры и традиций, свойственных населению соответствующих городов и регионов.

В качестве главного показателя эффективности деятельности территориальных органов целесообразно будет рассматривать степень улучшения наркоситуации в городе и регионе. Ключевыми вопросами, решающим образом влияющими на успех рассмотренных стратегии и тактики, представляются высокий уровень организованности и взаимодействия ФСКН России с другими правоохранительными органами, а также недопущение утечки информации о методике работы, месте и времени начала комплексной антинаркотической операции.

Столкнувшись с периодическим длительным отсутствием сверхприбыли, постоянной угрозой осуществления комплексной антинаркотической операции в различных городах, обвальным падением спроса в конкретных городах и регионах страны, видя перспективы наращивания масштабов мероприятий правоохранительных органов, наркодельцы вынуждены будут отказаться от операций по сбыту сначала в городах, где неоднократно проводились комплексные антинаркотические операции, а затем и на территории России в целом. Этого потребуют от них законы рынка, логика существования наркобизнеса как экономической системы.

Показатели, характеризующие деятельность правоохранительных органов при проведении комплексной антинаркотической операции (количество задержанных, масштабы изъятий наркотических средств, количество возбужденных уголовных дел и т.д.) отражают лишь объем проделанной ими работы, носят вспомогательный характер и должны рассматриваться, прежде всего, как ценный исходный материал для управления имеющимися силами и средствами и совершенствования методики проведения операции. Судить же об успешности реализации стратегии подрыва экономических основ наркопреступности следует преимущественно по тем показателям, которые характеризуют период после завершения операции. Речь идет о длительности периода времени, в течение которого в городе (регионе) сохраняется устойчивое снижение потребления наркотиков, о положительном изменении структуры потребления наркотиков, а также о показателях, характеризующих снижение масштабов немедицинского употребления наркотиков, интенсивности обращения за медицинской помощью по поводу наркотической зависимости.

В качестве индикатора успеха данной технологии в целом по стране следует рассматривать падение, а затем прекращение устойчивого спроса на наркотики со стороны людей, не входящих в группу риска, и укрепление в молодежной среде стереотипа жизни без наркотиков. Для завершения мероприятий по данному этапу работы потребуется предположительно 6 – 7 лет. Важным результатом этого этапа и косвенным показателем эффективности проводимой работы станет значительное уменьшение наркотрафика через Россию вследствие сокращения внутреннего спроса на наркотические средства и психотропные вещества.

Можно будет перейти ко второму этапу - акцентированной работе по наркотрафику через Россию в целях его закрытия. Главным критерием эффективности работы на этом этапе представляется изъятие правоохранительными органами более 50 % от объемов наркотрафика. Это может быть достигнуто при условии повышения уровня оперативных сил и средств, технического дооснащения правоохранительных органов, использования спутников и мобильных групп спецназа для пресечения контрабанды наркотиков, обеспечения полноты выявления незаконных посевов наркосодержащих растений, наращивания интенсивности профилактической работы, более предметной координации антинаркотической деятельности с правоохранительными органами сопредельных государств. Необходимое внимание следует уделить и каналам транспортировки прекурсоров из России в страны, производящие наркотики.

Здесь возможен аналогичный подход, при котором усилия правоохранительных органов последовательно концентрируются на выявленных ими конкретных каналах транспортировки наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.

Об успешности реализации рассматриваемой стратегии на данном этапе работы следует судить по тем, показателям, которые отражают сокращение объема наркотрафика, закрытие отдельных направлений наркотрафика, дальнейшее снижение уровня немедицинского потребления наркотиков населения. Об эффективности работы правоохранительных органов будет свидетельствовать также, возможно временное, улучшение наркоситуации в сопредельных и иных странах, куда направляются наркотики. Необходимо будет уточнить порядок сбора информации и расчета показателей в рамках мониторинга наркоситуации, которые позволили бы с необходимой точностью отследить происходящее изменение наркотрафика. Ориентировочная продолжительность работы в рамках второго этапа – от 4 до 6 лет.

Третий этап мог бы основываться в первом приближении на следующих основных элементах: установлении государственной монополии на продажу легких наркотиков, что приведет к обвалу цен на подпольном рынке психоактивных веществ; формировании сети государственных аптек, в которых представители группы риска имели бы возможность приобрести легкие наркотики; создании сети государственных поликлиник, в которых желающие приобрести легкий наркотик обязаны пройти тестирование на предмет наличия соответствующей генетической предрасположенности, и куда наркозависимые могли бы обращаться в случае отравления, передозировки и т.д. Такого рода сеть поликлиник могла бы стать эффективным средством выявления наркоманов и постановки их на учет; работе правоохранительных органов по фактам обращения в поликлиники и аптеки наркозависимых в случае отравления, передозировки, а также лиц, не входящих в группу риска; плотном оперативном прикрытии всех объектов легального оборота наркотиков; необходимым образом скорректированной профилактической работе, в частности, активизации вторичной и третичной профилактики; повышения эффективности лечения наркозависимых.

Индикаторами успеха на данном этапе могут служить данные о стабилизации количества обращающихся в аптеки лиц, генетически предрасположенных к наркомании, о дальнейшем снижении масштабов немедицинского употребления наркотиков, уменьшении числа случаев отравления и передозировки, степени улучшения наркоситуации и иные показатели подобного рода.

Третий этап ни в коем случае не следует начинать до завершения в основных чертах первых двух в силу того, что иначе легализация продажи легких наркотиков приведет к результатам прямо противоположным ожидаемому.

Принятие изложенной здесь технологии отнюдь не означало бы полное забвение и невостребованность наработанных к настоящему времени традиционных форм и методов противодействия наркопреступности. Эти традиционные формы и методы целесообразно использовать на каждом из выделенных этапов работы как вспомогательные.

Настоящие предложения должны быть проработаны более детально в следующих аспектах: содержания указанных этапов работы; состава показателей, отслеживаемых в ходе мониторинга наркоситуации по каждому из этапов работы; состава индикаторов, по которым оценивается эффективность реализации стратегии и тактики подрыва экономических основ наркопреступности; нормативно-правовой базы антинаркотической деятельности, которая в максимальной степени соответствовала бы каждому этапу работы; уточнения функций окружных и иных территориальных управлений ФСКН России; методики проведения комплексных операций, проводимых по наркопреступности в городах; оптимизации порядка взаимодействия с органами МВД и иными правоохранительными органами при проведении комплексных антинаркотических операций в городах; состава и размещения информационной базы, необходимой для эффективной реализации каждого из трех этапов работы; концепции стратегического планирования и управления деятельностью, направленной на подрыв экономических основ наркопреступности с учетом необходимости кардинальным образом перестраивать организацию работы заинтересованных ведомств, прежде всего, правоохранительных органов, в связи с переходом к очередному этапу работы.

По отдельным вопросам разработки и детализации представленной здесь в общих чертах технологии подрыва экономических основ наркопреступности, прежде всего в части, касающейся мониторинга наркоситуации и содержания третьего из указанных этапов работы, целесообразно привлечь экспертов заинтересованных министерств и ведомств.

Наличие утвержденной в установленном порядке стратегии и тактики подрыва экономических основ наркопреступности составит основу для внесения необходимых изменений в законодательство, корректировки нормативно-правовой базы, аргументации потребности в финансовом обеспечении деятельности правоохранительных органов в соответствующей части, разработки мероприятий государственной целевой программы, формирования и осуществления государственной информационной политики в области борьбы с наркоманией и т.д. Реализация рассмотренной технологии подрыва экономических основ наркопреступности потребует, безусловно, значительно совместных усилий не только правоохранительных органов, но и иных министерств и ведомств при координирующей роли ФСКН России.[103]

 

 

3.4. Технологии планирования геополитических событий

в интересах России [104]

В период реформ для сферы внешних связей России характерны, с одной стороны, наличие специфичных проблем стратегического характера, решение которых требует нестандартного подхода, нетрадиционных форм и методов работы, а с другой – недостаточная эффективность решения такого рода проблем в рамках сложившейся системы внешнеполитической и внешнеэконономической деятельности. На указанные обстоятельства обратил внимание в своем выступлении на одном из заседаний Госсовета В.Путин в свою бытность Президентом России.

В настоящее время существуют, более того, нарастают проблемы геополитического характера, имеющие принципиальное значение для России, а также специфичные проблемы внешней политики России, решение которых требует нестандартного подхода, нетрадиционных форм и методов работы, в их числе: международный терроризм, нелегальная торговля оружием, международная организованная преступность, наркомания, контрабанда; выбор маршрутов транспортировки энергоносителей (в частности, из России в Европу, из Центральной Азии в Европу); растущие разногласия стран по различным вопросам (расширение состава постоянных членов Совета безопасности ООН, Киотский протокол и т.д.); разработка, внедрение и использование «закрывающих технологий»; условия существования и возможной трансформации мировой долларовой системы с учетом того, что все новые позиции завоевывает евро, постепенно укрепляются юань и рупия; согласование условий вступления России во Всемирную торговую организацию; проблема долгов (реструктуризация долгов России перед Западными странами, возврат России долгов со стороны развивающихся стран); остановка оттока капиталов из России, возврат капиталов в страну; ограничение и контроль стратегических вооружений (в частности, ядерные программы Ирана и Северной Кореи, механизмы взаимного контроля ядерных сил России и США); территориальные претензии сопредельных стран (Япония, Китай, Украина, страны Балтии) – так называемые «спорные территории»; аресты российской государственной собственности за рубежом (например, фирмой “Нога”); проблема транзитного перемещения граждан России и российских грузов в Калининградскую область через Литву в связи с ее планируемым вступлением в НАТО; восстановление утраченных Россией внешних рынков, в частности рынка оружия, авиационной и космической техники; восстановление и укрепление влияния России в регионах мира (страны СНГ, страны бывшего соцлагеря, Центральная и Юго-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Ближний и Дальний восток и т.д.); выполнение Россией миротворческих функций, в частности, на Ближнем востоке; нарушение прав русскоязычного населения в странах Балтии; усиление преобладания в мировом информационном пространстве США, которые используют свое преимущество для навязывания общественному мнению выгодных для себя представлений по возникающим и инспирируемым ими проблемам геополитического характера, нередко в ущерб интересам России; - искаженное представление о России и ее внешней политике, сформированное средствами массовой информации Запада и т.д.

Весьма специфичной и важной на современном этапе развития Росси является проблема привлечения в страну и размещения иностранных инвестиций для реализации национальных и совместных проектов, связанных с противодействием террористической угрозе, антинаркотической деятельностью, охраной здоровья населения, разработкой и производством авиакосмической техники, энергетикой, восстановлением экологии среды обитания и т.д.

В целом приходится констатировать, что наблюдается стремительное изменение международной обстановки в мире и в отдельных его регионах, далеко не всегда благоприятное для России. Разрешение возникающих геополитических проблем в соответствии с существующей практикой осуществляется преимущественно с позиции силы, зачастую без должного учета характера возможных долговременных последствий.

Вместе с тем, сложившаяся система внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности России имеет ряд существенных недостатков, в их числе: отсутствие стратегического планирования внешней политики; неэффективность решения специфичных внешнеполитических и внешнеэкономических проблем, возникающих в процессе реформирования страны; отсутствие опоры на потенциал формирующегося гражданского общества при формировании и осуществлении внешней политики.

Традиционные подходы и структуры осуществления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в силу своей специализации не способны исчерпывающим образом использовать новые возможности, становятся недостаточно эффективными в новых условиях и должны быть дополнены новыми адекватными изменяющейся реальности идеями, системами, структурами, технологиями осуществления внешних связей.

Положение усугубляется тем, что у ряда авторитетных зарубежных общественных организаций в настоящее время сформировано устойчивое недоверие к российским государственным структурам. Это произошло, в значительной мере, под влиянием информационной кампании, развернутой западными СМИ, и подкреплено широко известными фактами реальной и мнимой коррупции в органах государственной власти (П. Бородин, О. Сосковец, Б. Березовский и др.).

Вместе с тем, значительное влияние на осуществление внешней политики России в настоящее время оказывают следующие важнейшие факторы: расширяются культурные, торгово-экономические, научно-технические, культурные, религиозные и иные связи между странами, увеличивается их взаимозависимость; растет политический вес структур гражданского общества, насущной потребностью социального развития стала тесная интегрированность общества с государством; увеличивается сложность и масштаб международных проблем; политические проблемы приобретают экономический, экологический, религиозный оттенок; наоборот, экономические, экологические, религиозные, этнические проблемы переходят в политическую плоскость, становятся глобальными; в мире возникает большое количество овладевающих умами новых социальных идей (экология среды обитания, здоровый образ жизни и т.д.), возрастает роль общественных организаций; формируются новые социальные силы и группы, которые стали играть важную роль в жизни общества (в частности, «зеленые», общества миротворцев); растет влияние СМИ и информационного пространства на формирование общественного мнения по различным внешнеполитическим и внешнеэкономическим проблемам; интересы некоторых влиятельных социальных групп, деловых и иных кругов (в том числе, в США и в Западной Европе) в конкретных ситуациях и по конкретным геополитическим проблемам совпадают с интересами России; существуют некоторые социальные группы и отдельные лица, имеющие политический вес, симпатизирующие России – даже в составе традиционно враждебно настроенных социальных общностей, контингентов, групп влияния; некоторые российские общественные деятели, религиозные лидеры, крупные предприниматели, ученые пользуются за рубежом неоспоримым авторитетом в своих областях деятельности; возрастает потенциал неформальных связей России в решении внешнеполитических и внешнеэкономических проблем.

В целях реализации внешней политики могут быть использованы неформальные связи с представителями русских диаспор за рубежом, некоторыми руководителями оппозиционных партий, лидерами мировых конфессий, религиозных общин, отдельными представители крупного бизнеса, журналистских и иных кругов, учеными и общественными деятелями, с уважением относящимися к истории и культуре России, понимающими ее роль в мире.

Видные представители общественности, духовные лидеры стран, располагая обширными связями в деловых, журналистских, религиозных, даже военных и правительственных кругах разных стран, в процессе неформальных контактов в ряде случаев приходят к согласованному пониманию, общей позиции по важным проблемам геополитического характера. Оперативности и эффективности сближения позиций способствует во многом то обстоятельство, что подобные контакты не связаны существующими ограничениями и процедурами согласования и принятия решений, характерными и необходимыми для взаимодействия официальных структур, государственных органов внешних сношений.

В результате через неофициальные связи удается воздействовать на принятие решения официальными государственными структурами, трансконтинентальными корпорациями и в определенной мере гармонизировать складывающуюся ситуацию, добиться разрешения проблемы в ключе, благоприятном для России. Вместе с тем, существенно ослабляет указанные возможности отсутствие устойчивого выхода представителей общественности, духовных лидеров на высшее политическое руководство страны, а также отсутствие координации такого рода деятельности с заинтересованными государственными органами.

В этой связи следует подчеркнуть, что все большее значение в нашей стране и за рубежом приобретают нетрадиционные формы разработки и осуществления внешней политики, в их числе: неформальное взаимодействие руководителей государств, лидеров стран (встречи «без галстуков и т.д.); зондаж мнений и позиций сторон на основе неформальных связей; обмен информацией (не охраняемой государством, но важной для осуществления внешней политики) по неофициальным каналам, в частности продвижение информации, способствующей решению проблем в ключе, благоприятном для страны; лоббирование нужных политических решений местными группами влияния (деловыми кругами, общественностью и т.д.); личные и специальные представители руководителей государств.

Значительным потенциалом в рассматриваемом контексте располагают негосударственные организации - различного рода центры стратегических исследований, Политический консультативный центр и иные подобные организации. По инициативе Президента России создаются Общественная палата, Совет мудрецов в составе организации руководителей стран СНГ.

Таким образом, указанное противоречие между нарастанием геополитических проблем стратегического характера и недостаточной эффективностью их решения в рамках сложившейся системы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, как представляется, может быть разрешено за счет стратегического планирования геополитических событий в интересах России, которое предполагает, в частности:

- формирование среды взаимодействия духовных лидеров стран;

- генерацию принципиально новых социальных идей, внедрение и распространение их в других странах;

- выдвижение новых политических и иных инициатив;

- неформальное взаимодействие духовных лидеров стран;

- разработку и внедрение нестандартных подходов, нетрадиционных форм и методов внешнеполитической и внешнеэконономической деятельности;

- подготовку почвы для принятия важных внешнеполитических решений на основе неформальных связей внутри страны и за рубежом;

Возможность использования такого рода стратегического планирования с учетом геополитических интересов России обусловлена тем, что:

- существующие в мире механизмы выработки важных политических решений все в большей мере учитывают настроения и подходы, складывающиеся в гражданском обществе и мнение соответствующих общественных организаций, влиятельных социальных групп и их лидеров;

- некоторые граждане России, являющиеся видными деятелями в различных сферах общественной жизни, имеют широкие контакты и пользуются заслуженным авторитетом и доверием у духовных лидеров стран, глав конфессий, руководителей влиятельных социальных групп за рубежом.

Указанные контакты и неформальные связи образуются, в частности, по линии различного рода общественных движений и объединений, в том числе бывших работников государственного аппарата, русской и иных диаспор за рубежом, торгово-экономических и научно-технических связей, культурного обмена, взаимодействия конфессий и т.д.

В настоящее время прочные связи имеются с представителями политических, религиозных, деловых, военных, журналистских и иных кругов США, Европы (в том числе, в Евросоюзе), Китая, Индии, стран Ближнего Востока и Центральной Азии и других регионов мира.

В соответствии с изложенным, представляется необходимым осуществить следующее.

1. Внедрить инструментарий стратегического планирования в практику работы органов государственной власти, участвующих в осуществлении внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Сделать это с учетом необходимости более полного использования потенциала гражданского общества, неформальных контактов и связей духовных лидеров стран.

2. Сформировать, возможно, в составе Администрации Президента, группу из 3 – 5 человек для разработки и научного обеспечения внешней политики страны. Эта группа должна генерировать и обосновывать идеи и предложения относительно того, на что надо нацелить внешнюю политику России в ближайшие 10 - 50 - 100 лет.

Информационно-аналитические подразделения МИД, СВР, ФСБ России могли бы во многом обеспечить дальнейшую детальную проработку такого рода идей и направлений деятельности, в том числе, на основе сцен


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.