Особенности информационной телекоммуникационной отрасли — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности информационной телекоммуникационной отрасли

2019-11-11 316
Особенности информационной телекоммуникационной отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Телекоммуникационная отрасль имеет некоторые важные особенности, которые определенным образом влияют на выбор инновационной стратегии для соответствующих предпринимательских фирм.

1. Информационная и телекоммуникационная отрасль представляет на рынок уникальный продукт, который совмещает в себе материальное производство (оборудование), сферу услуг (провайдеры связи) и ноу-хау (технологии). Это значит, что рассматриваемая отрасль функционирует сразу в нескольких сферах экономики.

2. Информационная и телекоммуникационная отрасль характеризуется самыми высокими темпами роста. Указанная отрасль наиболее интенсивно генерирует инновации всех типов, используя их положительный эффект, демонстрирует тем самым эффективность и необходимость осуществления инновационной деятельности в долгосрочной перспективе, предлагая новейшие подходы к системе инновационного менеджмента и формированию конкурентных стратегий.

3. В силу стремительно растущей активности инвесторов в данном секторе экономики информационные и телекоммуникационные фирмы получают весьма значительные возможности для осуществления своей инновационной политики.

4. Инновационный процесс в телекоммуникационной отрасли носит непрерывный характер в силу высокой наукоемкости продукции. Появление очередного нововведения требует перехода всей отрасли к новой технологии, что, в свою очередь, порождает новый виток инноваций.

Инновационная политика становится основополагающим фактором в конкурентной стратегии телекоммуникационных предпринимательских фирм. Крупнейшие телекоммуникационные компании инвестируют в среднем 10 – 14 % от своих доходов в НИОКР и внедрение инноваций. Уровень затрат на разработку и внедрение технологических инноваций выше у производителей телекоммуникационного оборудования. Операторы связи инвестируют большую долю средств в реструктуризацию. Интернационализацию деятельности. а также в маркетинговые исследования.

5. Потенциальным целевым рынком телекоммуникационной продукции является практически все население, все социальные группы. Степень охвата населения зависит от фактора времени, наличия технических возможностей, наличия доступа к новым регионам.

Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий окупается при весьма существенном, в сравнении с существующим в других секторах экономики, увеличением объемов и продаж.

6. Внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий требует повышения квалификации персонала и соответствующего роста уровня оплаты труда, что увеличивает издержки в несколько раз[107].

7. Одной из главных составляющих информационных и телекоммуникационных технологий являются маркетинговые технологии на основе сети Интернет. Их внедрение требует очень больших затрат, а окупаемость достигается при очень больших масштабах проектов. Для любого проекта «новой экономики» абсолютно необходимы колоссальные издержки на построение сети продаж.

Рост прибыли при этом происходит экспоненциально, то есть после достижения окупаемости даже небольшой прирост объема продаж ведет к колоссальному росту прибыли.

8. Масштабы, обеспечивающие окупаемость проекта, автоматически приводят к монополистическим эффектам.

В силу технических характеристик своей продукции для информационных и телекоммуникационных фирм действовать исключительно в национальных рамках оказывается нерентабельным. Анализ практики деятельности западных фирм данного профиля показывает, что они все проявляют стремление к интернационализации своей деятельности.

9. Одним из распространенных способов оптимизации инновационной деятельности является конкурентная политика фирм, направленная на сотрудничество и кооперацию с конкурентами. Слияния становятся глобальным фактором повышения результативности инновационных проектов. Сам процесс слияния также представляет собой нововведение в управленческой деятельности. Для фирм телекоммуникационной отрасли политика слияний и поглощений наиболее актуальна в силу уникальности отраслевого продукта и особенностей государственного регулирования процесса передачи информации.

Как следствие, из сотен и тысяч нынешних продавцов на рынках информационных и телекоммуникационных технологий большинство должны обанкротиться. А вложившие в них инвесторы – потерять. Выживет тот, кто сумеет потратить на собственное развитие больше других [108].

9. Развитие телекоммуникационной отрасли открывает новые возможности эволюционного развития других отраслей мировой экономики (см. параграф 9.1. настоящего пособия). Вместе с тем, перестройка промышленной технологии с учетом достижений информационной и телекоммуникационной отрасли морально устаревает уже на стадии проектирования - успевает смениться несколько поколений компьютеров и программного обеспечения[109]. Ситуация осложняется тем, что смена поколений является непрогнозируемой вследствие высокого уровня монополизации информационных и телекоммуникационных технологий. Как следствие, не происходит существенного воздействия новой информационной и телекоммуникационной отрасли на традиционный, прежде всего, промышленный сектор экономики в смысле существенного увеличения эффективности последнего, роста в нем производительности труда и нормы прибыли.

«…Модели развития «новой» экономики предполагают, что ее услуги должны стать всеобщими уже в ближайшее время. Это предположение играет важную роль при определении будущих потенциальных доходов новой экономики. Дело в том, что одной из ее главных составляющих являются маркетинговый технологии на основе Интернета, которые в случае их внедрения реально обеспечивают колоссальный рост доходов. …Одно из важных свойств этих Интернет-технологий состоит в том, что их внедрение требует очень больших предварительных инвестиций, а окупаемость достигается только при очень больших масштабах развития проектов. При этом рост прибыли зависит от количества продаж экспоненциально, то есть после достижения масштабов окупаемости даже небольшой рост продаж приводит к колоссальному ее увеличению. Кроме того, при нынешнем уровне развития Интернета масштабы, обеспечивающие окупаемость, автоматически приводят к существенному влиянию монополистических эффектов на развитие – настолько сильному, что непонятно, а могут ил вообще в ближайшем будущем существовать окупаемые Интернет-проекты в нормальной конкурентной среде. Иными словами, на начальной стадии любого проекта «новой» экономики абсолютно необходимы колоссальные издержки на построение сети продаж, которые со временем и должны дать прибыль. Избежать этих затрат невозможно, а значит, из сотен и тысяч нынешних продавцов на рынках информационных технологий в ходе конкуренции выживут единицы. Остальные должны умереть, а вложившие в них средства инвесторы – потерять значительную часть своих денег. Шансы выжит имеет только тот, кто сумеет потратить на развитие больше всех».[110]

Под влиянием информационных технологий сильно изменились механизмы управления или маркетинговые технологии. Вместе с тем, эксперты отмечают, что до сих пор не произошло существенного воздействия нового информационного сектора на традиционный, в первую очередь промышленный, в смысле существенного увеличения эффективности последнего, роста в нем производительности труда и нормы прибыли. К числу важнейших причин, по которым соответствующие технологии не внедряются, относятся следующие:

1. «…Гигантское качественное различие временных циклов в новом и традиционном секторах экономики. Любая попытка перестроить промышленное производство с учетом достижений информационных технологий морально устаревает уже на стадии проектирования: за короткий период сменяется несколько поколений компьютеров, существенно расширяется и видоизменяется информационное поле, принципиально меняется программное обеспечение. Эти изменения происходят не только очень быстро, но и зачастую непрогнозируемо, поскольку контролируются несколькими монополистами (типа «Microsoft»).

2. Внедрение новых информационных технологий реально окупается только при существенном, по сравнению с существующим, увеличением объемов производства и продаж.

3. Внедрений этих технологий требует соответствующей квалификации персонала. При этом необходимо повышение уровня оплаты труда, адекватное оплате в информационных секторах (то есть увеличение издержек в несколько раз).

4. Все попытки внедрения новых информационных технологий связаны с высоким уровнем рисков, чрезмерным по понятиям как менеджеров предприятий традиционного сектора, так и, что более важно, финансовых институтов».[111]

 

 

4.3. Виды новейших информационных технологий

Информационные технологии классифицируют по самым различным основаниям, в их числе: степень автоматизации информационных процессов, тип пользовательского интерфейса, степень централизации технологического процесса переработки информации, предметная область, масштабы и способ построения компьютерной сети, вид управляемого объекта.

По степени автоматизации процессов информационные технологии и системы подразделяются на следующие группы:

- традиционные (ручные) - для них характерно отсутствие современных технических средств обработки информации. Все операции выполняются человеком по заранее четко определенным методикам и правилам;

- автоматизированные – это человеко-машинные системы, в которых основной объем работы и основные информационные процессы, рутинные операции реализуются средствами вычислительной техники, вместе с тем, человек принимает самое активное участие в управлении указанными процессами и операциями;

- автоматические – предусматривают, что все процессы и операции по переработке информации выполняются автоматически, без участия человека. За оператором остаются исключительно контрольные функции.

С учетом степени централизации технологического процесса переработки информации в системе управления принято различать централизованные, децентрализованные и комбинированные информационные технологии. Для централизованных технологий характерно то, что обработка информации и решение основных информационных задач производится в информационно-вычислительном центре, либо на центральном сервере существующей на предприятии информационно-вычислительной сети. Особое внимание при такой обработке уделяется разграничению доступа к данным. Децентрализованные технологии предполагают локальное применение компьютерной техники, при этом компьютеры устанавливаются в рабочих кабинетах на рабочих местах пользователей, создаются автоматизированные рабочие места (АРМ). С помощью АРМов решаются соответствующие профессиональные задачи (АРМ юриста, бухгалтера, проектировщика и т.д.). Комбинированнные технологии базируются на интегрированном процессе решения функциональных задач на рабочих местах с использованием совместных баз данных (с разделением прав доступа) и концентрацией основной части информации системы управления в автоматизированном банке данных.

Различия по типу пользовательского интерфейса позволяют группировать компьютерные информационные технологии следующим образом: пакетные (с централизованной обработкой), диалоговые и сетевые (многопользовательские). Для указанных видов информационных технологий различны возможности доступа пользователя к информационным, вычислительным, программным ресурсам, а также к самим информационным технологиям, используемым на объекте управления. Так, пакетная технология дает пользователю минимальные возможности влияния на ход обработки данных: зачастую эти возможности сводятся к запуску, настройке ограниченного набора параметров и остановке компьютерной обработки. По существу предполагается выполнение пользователем роли оператора ЭВМ. Диалоговые информационные технологии позволяют пользователю активно взаимодействовать с компьютером, оказывать существенное влияние на ход обработки информации, в частности, оперативно получать информацию для принятия управленческих решений, т.е. вести работу в так называемом интерактивном режиме. Ключевым признаком сетевых информационных технологий является предоставление в распоряжение пользователя телекоммуникационных средств доступа к территориально удаленным от него информационным и вычислительным ресурсам в реальном масштабе времени.

По масштабам и способу построения компьютерной сети различают локальные, многоуровневые (иерархические) и распределенные сетевые информационные технологии. Способ построения сети зависит, главным образом, от требований субъекта управления к оперативности информационного обмена и управления структурными подразделениями объекта. Использование сетевых технологий позволяет повысить оперативность информационного обмена и управления (см. параграфы 7.5-7.6).

К числу новых информационных технологий относят обычно видеотехнологии, мультимедиатехнологии, нейрокомпьютерные технологии, объектно-ориентированные технологии, технологии управления знаниями, интернет-технологии. Видеотехнологии предполагают обработку и использование в управлении изображений. Эффективность восприятия человеком информации повышается при возможности ее визуализации, вследствие ее наглядности, образности. Речь идет, в частности об организации и проведении видеоконференций, проведением совещаний между удаленными пользователями. При такой организации работы происходит визуализация участниками движущихся изображений коллег в реальном времени.

 Мультимедиатехнологии основаны на комплексном представлении данных различного типа – символов, звука, изображений. Подобного рода технологии обеспечивают совместную обработку текста, таблиц, графиков, документов, изображений, звука, музыки, речи. Таким образом, формируется своего рода мультисреда. Согласно имеющейся статистике, пользователь при работе в мультисреде способен запомнить до 75 % воспринимаемой информации, тогда как из услышанной информации запоминается обычно в пределах 25 %. В это связи использование мультимедиатехнологий особенно эффективно в обучающих системах.

Нейрокомпьютерные технологии базируются на моделировании поведения нервных клеток человека (нейронов). Этот вид информационных технологий широко применяется в системах искусственного интеллекта (см. параграф 7.9.). К числу решаемых задач относятся распознавания образов, управление кредитными рисками, прогноз ситуации на фондовой бирже, определение стоимости недвижимости с учетом состояния здания и его окружения и т.д.

Объектно-ориентированные технологии означают ориентацию цикла обработки информации на выявленные взаимодействия некоторого множества объектов. В качестве объект выступают предметы, события, явления, процессы, которые выполняют определенные функции и являются источником или потребителем информации. К числу объектов могут относиться физические и юридические лица, оборудование, здания и сооружения, а также пользователи, программы, документы, файлы, базы данных и т.д. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений, а также качество проектирования и программирования автоматизированных систем управления (см. параграф 7.4.).

Технологии управления знаниями направлены на создание информационной среды, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех других работников, заинтересованных в использовании этого знания. Это делает значительно более эффективной совместную работу коллектива специалистов, прежде всего, над сложными научно-техническими и иными проектами. Ключевым элементом этих технологий является так называемая база знаний. По своей сущности база знаний - это сложно организованная информация по какой-либо предметной области, которая включает в себя набор данных, знаний (их моделей), а также правил логического вывода для работы со знаниями (см. параграф 7.9.).

Интернет-технологии опираются на объединение информационных сетей в глобальную (в масштабах планеты, страны, региона) информационную структуру. Информационные центры, входящие в сеть Интернет, предоставляют разнообразные информационные базы – новости, рекламную продукцию, официальные документы организаций, материалы нормативно-правового характера, тексты книг, иллюстрации, различного рода официальные, исторические и иные документы, распространяют компьютерные программы, предоставляют коммуникационный сервис, электронную почту и т.д.

В зависимости от предметной области различают информационные технологии банковской деятельности, бухгалтерского учета, страховой деятельности. Сюда же относятся информационные технологии науки, информационные технологии в медицине, в образовании (педагогические технологии - дистантное обучение и т.д.), в искусстве, а также используемые в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях, на транспорте, на предприятиях связи, в правоохранительной сфере, информационные технологии формирования массовой культуры и т.д. Так, технологии паблик рилейшнз (пиар) в классическом понимании представляют собой систему информационно-аналитических действий, направленных на осуществление связей с общественностью и осуществляемых на основе честного и уважительного отношения к реципиенту. Вне такого классического понимания находятся приемы и методы так называемого черного пиара, нарушающие принятые в социуме нормы морали, «правила игры», в ряде случаев допускающие нарушения даже правового характера. В зависимости от решаемых задач выделяются специальные виды пиар-технологий, в их числе: обслуживание связей коммуникатора с государственными и общественными организациями; создание благоприятного образа личности; построение отношений со СМИ; управление процессом восприятия аудиторией и сообщениями; работа с кадрами, персоналом информационных центров; общественная экспертиза; поддержание взаимоотношений с инвесторами; проведение презентационных мероприятий: конкурсов, лотерей и др.; управление кризисными ситуациями и т.д.[112]

В составе рекламных технологий выделяются следующие их виды: аудиореклама – радиорепортажи, рекламные обращения, беседы; видеореклама – телезаставки, теледебаты, видеоролики и т.д.; распространение информационно-аналитических рекламных сообщений – публикация брошюр, статей, обзоров, интервью и т.д.; наружная реклама – афиши, транспаранты, рекламные щиты, листовки, надписи на стенах и т.д.; печатно-изобразительная реклама – плакаты, открытки, письма, обращения, календари, визитные карточки и т.д.; прямая почтовая реклама – рассылка почтовых сообщений конкретным потенциальным покупателям, избирателям и т.д.; распространение рекламных сувениров; компьютеризованные формы рекламы (Интернет, специальные информационные программы) и т.д.

Информационные технологии науки обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе широкого спектра математических методов и моделей. Обучающие информационные технологии используются для подготовки специалистов, при переподготовке и повышении квалификации работников. Информационные технологии в медицине используются для диагностики и лечения самых различных заболеваний. В зависимости от типа предметной области в соответствующих информационных технологиях преобладают чисто расчетные задачи, математическое моделирование, информационное взаимодействие с другими системами управления, справочные или тематические запросы, процедуры идентификации и т.д. Могут использоваться специфичные алгоритмы обработки информации. Назначение, идеологию, структуру всех видов информационных технологий и систем, независимо от их вида, определяет человек.

Организационной формой,своего рода средойдляреализации набора информационных технологий управления является информационная система. Информационную систему не следует отождествлять с системой управления. Система управления включает в себя информационную систему как составную часть: информационная система предназначена для эффективного обеспечения информацией субъектов и объектов управления. По масштабам использования различаются: государственные, региональные, муниципальные информационные системы; информационные системы предприятий, учреждений, организаций; информационные системы индивидуального пользования.

По месту, занимаемому в системе государственного управления:

- информационные системы федерального значения – предназначены для информационного обслуживания аппарата административного управления центральных министерств и ведомств. Системы этого уровня используются, в частности, в подразделениях министерств и  ведомств на местах во всех регионах страны;

- информационные системы регионального значения, иначе говоря, территориальные (региональные) системы – предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата региональных органов власти, а также управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории;

- информационные системы муниципального значения, иначе говоря, муниципальные системы - предназначены для информационного обслуживания управленческого аппарата муниципальных органов власти, используются в органах местного самоуправления.

Особенности закономерностей, действующих в информационных технологиях, определяются, главным образом, спецификой информации как ресурса, а также особенностями объекта информационной технологии.

Возникает зависимость общества, государства, отдельного человека от степени безопасности используемых технологий – от безотказного функционирования информационных и телекоммуникационных систем

 

Выводы

1. Процесс развития информационных технологий, информатизации общества имеет как технологический, так и социальный аспекты.

2. Информационные технологии имеют противоречивое значение для развития индивидуума и общества. С одной стороны, информационные технологии создают новые благоприятные возможности для отдельного человека и общества. С другой стороны – ставят общество в зависимость от степени безопасности используемых технологий.

3. Новые позитивные возможности, создаваемые информационными технологиями:

- более полное раскрытие интеллектуального потенциала человека;

- быстрое распространение знаний и передовых технологий;

- увеличение способности людей воспринимать новые методы и орудия труда, генерировать новые знания;

- стимулирование коллективного творчества людей;

- повышение эффективности производства и экономии труда;

4.Основные угрозы, сопряженные с использованием информационных технологий, заключаются в следующем:

- формируются предпосылки для массированного идеологического воздействия манипулятивного характера и подавления индивидуального творческого начала;

- происходит «атомизация» общества;

- появление «информационной элиты», - социального страта или прослойки людей, владеющих релевантной информацией и определяющих правила доступа к ней;

- возникает зависимость общества, государства, отдельного человека от степени безопасности используемых технологий – в связи с повышением вероятности сбоев по мере роста сложности технических систем, с уязвимостью информации, содержащейся в информационных системах;

- использование информационных технологий в криминальных целях отдельными людьми, а также преступными группами и сообществами; возникновение компьютерной преступности, «информационного терроризма»;

- негативное изменение психологического потенциала – базовой направленности человека, характерологических особенностей и интеллекта, его психофизического состояния (виртуализм, авитализм и т.д.);

5.В управлении инновационными технологиями в настоящее время преобладает фактологическая и, в лучшем случае, хронологическая информация, а также прижизненная и социальная информация. Это обстоятельство во многом предопределяет неэффективность этого управления.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.