Основные пути конкурентной борьбы производителей за потребителя — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основные пути конкурентной борьбы производителей за потребителя

2019-10-25 178
Основные пути конкурентной борьбы производителей за потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.

    Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

    Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли. В результате – увеличивается выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибыли, а это, в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьшению нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений.

    Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:

наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

постоянному совершенствованию техники и организации труда;

внедрению научно-технических достижений в производство;

снижению издержек производства (уменьшению себестои­мости товаров и услуг путем увеличенияпроизводительно­сти труда и уменьшения производственных затрат);

расширению ассортимента;

улучшению торгового и последующего обслуживания по­купателей;

повышению качества товаров.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в це­лом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конку­ренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспече­нию качества в условиях рыночных отношений должна быть при­оритетной.

Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них такие:

существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техни­ки, производства, экономики и всего мирового сообщества;

совершенствование услуг,конструкций выпускаемых това­ров и повышение значимости выполняемых функций;

увеличение объемов производства товаров иоказываемых
услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и
рекламаций;

неприятие потребителями товаров иуслуг с относительно
невысоким уровнем качества;

ужесточение требований к интенсификации производства
и повышению его эффективности как необходимого фак­тора благополучного существования предприятий.

   Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая  часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6% основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уров­ню соответствуют среднестатистическимпоказателям мирового хозяйства.

В последние годы в России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий, соответствующих лучшим мировым иотечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосхо­дит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые ана­логи. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со сто­роны отечественных потребителей на качество продукции и оказы­ваемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям нормативно-технической доку­ментации и др.).

С переходом к рыночным отношениям процесс вывода на ры­нок новых товаров стал стремительным и, нередко — непредсказу­емым. В товар превратились все предметы обихода, орудия труда, машины, здания и даже земля и рабочая сила, приобретаемые на рынке труда собственника средств производства. В связи с этим нередко выявляются противоречия между производством, распре­делением, обменом и потреблением. Конкуренция вынуждает про­изводителя постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, что способствует быстрому развитию производитель­ных сил, постоянным переворотам в технике, которые сопровож­даются ростом масштабов производства, а также углублением раз­деления труда. В связи с этим анализ конкурентоспособности изде­лия становится необходимым процессом в системе управления ка­чеством товара, анализа конкурентного статуса фирмы, ресурсных рынков.

С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкурен­ции) все больше внимания уделяется методам и приемам законода­тельно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним, среди прочего, относится следующее:

         недобросовестное копирование (имитация) товаров и про­дукции

конкурентов и сбыт по более низким ценам (в ми­ровой практике получившие название пиратства);

         нарушение качества, стандартов и условий поставок това­ров и услуг;

         ложнаяинформация и реклама и др.
         Недобросовестнаяконкуренция в большинстве стран запрещается

 положениями законодательства по борьбе с ограничитель­ной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за
монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами. Наиболее детально Правила конкуренции изложены в ст,85, 86 и91 Римского договора о создании Европейского экономического со­общества.В соответствии с этими статьями запрещаются любыесоглашения между предприятиями,имеющими целью воспрепят­ствовать, ограничить или нарушить конкуренцию внутри Европей­ского сообщества (ЕС).

В истории экономического развития общества можно выде­лить три периода (эпохи), которые послужили материальной базой для формирования разных уровней качества жизни:

    период доиндустриалыюго производства (с начала аграрной
революции — 10 тыс. лет назад, когда возникло сельскохозяйствен­ное производство) с низким уровнем хозяйственного развития и
потребления;

    первая промышленная революция (XVIII—XIX вв.), поро­дившая индустриальное производство, при котором уровень и ка­чество жизни большинства населения стали возрастать;

       переход в развитых странах к постиндустриальному, информа­ционному обществу (в середине XX века), когда резкое повышение
эффективности хозяйственной деятельности в материальном и нема­териальном производстве создает реальные возможности всесторон­него улучшения условий качества жизни широких слоев населения.

       Проблема качества жизни в настоящее время стала играть такую же роль в осмысливании динамики жизни общества, как стремление построить обобщающий показатель развития экономики. В настоящее время таким показателем признан валовой внутренний продукт (ВВП). Однако совершенно ясно, что показатель ВВП нуждается в серьезном дополнении со стороны социальной политики, наиболее функционально связанной с качеством жизни. Социальная политика, как и любая политика вообще, является элементом системы управления. Для проведения социальной политики важно знать в первую очередь тенденции качества жизни. Построение системы управления, таким образом, позволит пе­ренести основные усилия общества на борьбу с негативными про­цессами, а не с их. последствиями. Значительно выгоднее для об­щества не допускать бедность, чем бороться с нею, сократить смер­тность, а не обсуждать желательность миграционного прироста на­селения и. т. д.

Значимость такого направления дел понятна. Концепция ва­лового внутреннего продукта но существу является основой макроэкономики, в которой рассматриваются сугубо экономические от­ношения, в которых человек присутствует только в связи личным потреблением, доходами населения и их влиянием на спрос и на­копления, и наконец, безработицей.

Качество жизни тем выше, чем больше потребностей и инте­ресов людей удовлетворяется. В рамках подхода к каче­ству жизни рассматриваются не только экономические, ни и куль­турные, социальные потребности, потребности в уверенности в   бу­дущем.

Качество жизни отражает закономерное возвышение потребностей  общества, его материальной и духовной культуры, что является следствием роста исовершенствования материального и нематериального производства. Качество жизни выражается через многообразные показатели. К ним относятся:

         качество питания;

         качество и модность одежды;

         комфорт жизни;

         качество здравоохранения;

         качество образования;

         качество сферы обслуживания;

         качество окружающей среды, структура досуга;

         степень удовлетворения потребностей: в содержательном общении; в знаниях; в творческом труде;

         уровень стрессовых состояний;

         структура населения и др.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.