История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-10-25 | 192 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Национальным органом по стандартизации (Федеральным агентством по техническому регулированию) разрабатывается и утверждается программа разработки национальных стандартов.
Разработчиком национальных стандартов может быть любое лицо
Технический комитет Федерального агентства организует техническую экспертизу проекта национального стандарта и по результатам экспертизы готовит предложение об утверждении (отклонении) проекта
Национальный орган по стандартизации принимает решение об утверждении (отклонении) национального стандарта.
Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно (включая порядок разработки этих стандартов).
Стандартизация и качество
Качество продукции – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям
Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Требование установлено, если оно четко определено и зафиксировано документально (обычно при заключении контрактов.
Предполагаемые требования – требования, которые должны быть четко определены на основе общепринятой практики, деятельности самой организации, взаимодействия с потребителями и другими заинтересованными сторонами.
Характеристика – отличительное свойство объекта (продукции, персонала, процесса, организации в целом.
Простая характеристика – свойство объекта, которое не может быть подразделено на совокупность менее сложных свойств (например, длина, ширина, высота объекта правильной формы – простые характеристики).
Сложная характеристика – свойство объекта, которое может быть подразделено на два или более других менее сложных характеристик (например, характеристика объема включает два свойства – высоту и площадь, либо три простых свойства – длину, ширину и высоту.
|
Собственная характеристика – характеристика присущая объекту, его объективное свойство.
Присвоенная характеристика – субъективное свойство объекта, (например, цена продукции, владелец продукции, лейбл и т.д.)
Характеристика качества – характеристика, присущая объекту, вытекающая из требования к нему.
Присвоенные характеристики продукции, процесса или системы не являются характеристиками качества этой продукции, процесса или системы.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке (т.е. по отношению к конкретному рынку или конкретной группе потребителей).
Рис.3. Место качества среди факторов конкурентоспособности продукции
Показатели качества
Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
Таблица 1
Классификация показателей качества промышленной продукции
Признак классификации показателей | Группа показателей качества продукции |
По количеству характеризуемых свойств | Единичные Комплексные Интегральные |
По характеризуемым свойствам | Назначения Надежности Экономичности Эргономичности Эстетичности Технологичности Стандартизации и унификации Патентно-правовые Экологичности Безопасности Транспортабельности |
По способу выражения | В натуральных единицах (кг, мм, баллы и др.) В стоимостном выражении |
По этапам определения значений показателей | Прогнозные Проектные Производственные Эксплуатационные |
Показатели качества услуг можно классифицировать на:
|
имеющие непосредственное количественное выражение (время ожидания и предоставления услуги; характеристики оборудования, инструмента, материалов и т.п.; надежность оказания услуги; точность исполнения; полнота; уровень автоматизации и механизации; безопасность; полнота оказания услуги и т.п.);
количественное, выражение которых опосредованно, например, через бальную систему оценок (вежливость, доступность персонала, чуткость, компетентность, доверие персоналу, уровень профессионального мастерства, искренность и т.п.).
Показатели качества услуг так же, как показатели качества продукции, следует подразделить на ряд групп.
Применительно к конкретным видам услуг номенклатура групп и состав их показателей качества может быть иным или может быть дополнительно расширен в зависимости от целей использования и особенностей услуг.
Квалиметрия – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством.
Рис.4. Методы определения численных значений показателей качества продукции
Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значение этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Градация – класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение.
Технический уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, отражающих только техническое совершенство оцениваемой продукции по сравнению с лучшим мировым аналогом.
Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».
|
В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».
Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые по требности».
Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т. е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше.
Общие требования потребителей к объекту (средству удовлетворения потребностей):
· Функциональность;
· Экономичность;
· Безопасность;
· Эстетичность;
· Удобство.
То есть каждая потребность выражается рядом требований, которые
участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению и, следовательно, очерчивают границу качества объекта.
Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.
При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:
• при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);
• при количественной статистической оценке (уровень качества);
• при проведении точной технической оценки (мера качества).
В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется
термином «продукция».
Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или
какой-либо деятельности. Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования).
|
На каждом этапе развития общественного производства существуют специфические требования к качеству продукции. На ранних стадиях становления промышленности основными требованиями к качеству являлись точность и прочность. Масштабы производства позволяли проводить проверку каждого изделия.
По мере развития промышленного производства продукция становилась все более сложной, т. е. число ее характеристик (а следовательно, и требований к качеству) постоянно росло. Встал вопрос проверки не отдельных свойств изделия, а его функциональной способности в целом. Таким образом, начала складываться система контроля качества продукции, суть которой заключалась в обнаружении дефектной продукции и изъятии ее из производственного процесса.
Рост степени насыщения рынка товарами и услугами, усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, под которой понимается способность продукции соответствовать:
1)в определенный период времени сложившимся или предполагаемым требованиям рынка;
2) быть успешно реализованной при наличии предложения других аналогичных товаров.
Для победы в конкурентной борьбе констатирующей системы контроля качества было явно недостаточно. Возникла необходимость в выявлении и анализе причин дефектов, а также разработке мероприятий по предотвращению брака в будущем. После осознания существования процесса «создания качества» сложилась новая концепция — управления качеством. В рамках этой концепции, появившейся на свет в начале 1960-х гг., внимание уделялось каждому этапу создания продукта, а не сосредоточивалось лишь на общем результате производственной деятельности.
В новой концепции контроль продолжает играть весьма существенную роль, но он рассматривается в одном ряду с такими процессами, как Анализ, планирование и прогнозирование качества. Главной целью системы, образованной этими процессами, является обеспечение и совершенствование качества в течение всего процесса создания продукции как средства удовлетворения конкретных потребностей.
Обеспечение качества — планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. Существуют две разновидности обеспечения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность в должном качестве продукции у руководства организации-товаропроизводителя, внешнее — у потребителей.
|
Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимые для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т. д. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях ЖЦП.
При оценке качества используются следующие термины:
• градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам
одинакового функционального назначения, но с различны
ми требованиями к качеству;
• уровень качества (относительная характеристика, являющаяся результатом
сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей) — при количественной статистической оценке;
• мера качества — при выполнении точных технических оценок;
• относительное качество — при сравнении объектов.
Требования к качеству — выражение определенных потребностей
или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Показатели качества — количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможности оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение. Основные разновидности показателей качества приведены в табл. 2. Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Например, долговечность сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрический размер) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).
Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.
Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности,долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.
Таблица 2
Основные типы показателей качества
№ п.п. | Признак классификации | Типы показателей |
1. | Отношение к свойствам продукции | 1.1. Назначения 1.2. Надежности 1.3. Технологичности 1.4. Эргономические 1.5. Эстетические 1.6. Стандартизации 1.7. Патентно-правовые 1.8. Экономические |
2. | Количество отражаемых свойств | 2.1. Единичные 2.2. Комплексные 2.3. Интегральные |
3. | Метод определения | 3.1. Инструментальные 3.2. Расчетные 3.3. Статистические 3.4. Органолептические 3.5. Экспертные 3.6. Социологические 3.7. Комбинированные |
4. | Стадия определения | 4.1. Проектные 4.2. Производственные 4.3. Эксплуатационные 4.4. Прогнозируемые |
5. | Размерность отражаемых величин | 5.1. Абсолютные 5.2. Приведенные 5.3. Безразмерные |
6. | Значимость при оценке качества | 6.1. Основные 6.2. Дополнительные |
Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности,долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.
Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек - изделие - окружающая среда».
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. п.).
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изучаются наукой, называемой квалиметрией.
Тема 3. Качество как соответствие образцам и требованиям потребителей
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!