История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-12-21 | 249 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Учебные цели занятия. Студент должен знать:
- этиологию, патогенез по стадиям развития, биологическую роль ОАС и механизмы формирования дисстресса;
- этиологию, патогенез, виды боли и принципы обезболивания;
- этиологию, патогенез и принципы терапии обморока и коллапса;
- этиологию, виды, патогенез и принципы терапии шока;
- этиологию, виды, патогенез и принципы терапии комы.
Студент должен уметь разбираться в особенностях патогенеза различных видов экстремальных состояний и особенностях стратегии их лечения.
Экспериментальная работа. Изучение изменения двигательной и эмоциональной реакции крысы на боль при фармакологической «перерезки» ретикулярной формации аминазином.
Оснащение работы: крысы, шприцы, пинцеты, стеклянные колпаки, 2,5% ампульный раствор аминазина.
Ход работы:
- поместить крысу под стеклянный колпак;
- оценить поведенческую реакцию на новизну ситуации;
- оценить состояние мышечного тонуса;
- оценить реакцию животного на болевой раздражитель (щипок пинцетом хвоста крысы);
- подкожно ввести 2,5% раствор аминазина в дозе 3 – 4 мг/кг (0,15 мл/кг);
- отметить изменения в поведении животного:
- отметить изменения в состоянии мышечного тонуса;
- после развития каталепсии повторно нанести аналогичный болевой раздражитель;
- оценить изменение в характере ответной реакции крысы;
- дать объяснение механизму наблюдаемого феномена и привести пример его использования в медицине.
Самостоятельная домашняя работа
1.Проработать материал занятия по основной литературе (с. 161 – 178) и конспекту лекции.
2.Изучить блок информации и использовать его в ответах на вопросы и решении тестовых заданий.
3.Ответить на вопросы и решить тестовые задания. Ответы и решения представить преподавателю.
|
Вопросы:
1.Назовите основные эндогенные факторы повреждения, активируемые стрессированием. Укажите их специфическую альтерирующую роль.
2.Назовите центральные стресс лимитирующие механизмы и укажите их специфическую роль. Какими способами можно их усилить?
3.Назовите периферические антистрессорные механизмы с указанием их роли в стресс-протекции. Какими путями можно их усилить?
Блок информации
Клинические и экспериментальные наблюдения свидетельствуют, что лица, перенесшие умеренные стрессорные нагрузки, могут приобрести «иммунитет» - устойчивость к последующим стрессовым влияниям. Имеет место и «перекрёстный иммунитет» к стрессу, когда индивиды, адаптированные к одним воздействиям: гипоксии, холоду, голоданию приобретают устойчивость к другим – в частности, к психоэмоциональному стрессированию.
Однако, на фоне чрезмерного действия стрессоров возможна трансформация реакции адаптации в противоположную – дезадаптацию или дистресс, характеризующую 3 стадию ОАС. Она обусловлена прежде всего длительным действием на организм очень высоких концентраций катехоламинов (в 10 раз > нормы) и глюкокортикоидов, опосредующих следующие патологические явления и процессы:
- ишемию слизистой желудка с последующим образованием в ней язвенного дефекта;
- кальциевую перегрузку кардиомиоцитов и формирование сократительной недостаточности сердца;
- атрофию лимфоидной ткани и снижение эффективности иммунного надзора;
- угнетение формирования защитного воспалительного барьера и распространение инфекции;
- жировую дистрофию гепатоцитов атеросклероз сосудов из-за длительной гиперлипидемии;
- активацию свертывающей системы крови с последующим артериальным тромбозом;
- резкую интенсификацию перекисного окисления мембранных липидов (ПОЛ), что является ключевым патогенетическим звеном в повреждении клеток и тканей организма.
|
В настоящее время дистресс считают главным пусковым механизмом в развитии нервных заболеваний, язвенных поражений слизистой желудка и 12-перстной кишки, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, атеросклероза и др.
На вооружении организма имеется многоуровневая система защиты, ограничивающая чрезмерную и длительную активацию стресс-реализующих механизмов. Собственно говоря, именно ее несостоятельность и определяет темпы формирования исстресса. Различают центральные и периферические стресс-лимитирующие механизмы.
Важнейшими центральными стресс-лимитирующими факторами, блокирующими выброс кортиколиберина гипофизом, кортикостероидов адреналина надпочечниками и норадреналина симпатическими терминалями являются:
- опиоидергическая система мозга, представленная эндорфинами и энкефалинами: β-эндорфином, нейротензином и др.;
- системы тормозных нейромедиаторов ЦНС: ГАМК-(γ-аминомасляная кислота), дофамин, серотонин, глицин;
- система оксида азота (NO-система).
К периферическим стресс-лимитирующим механизмам относятся NO-система, система простагландинов, система защитных белков теплового шока и клеточная антиоксидантная система.
Периферические эффекты NO-системы связаны с подавлением свободнорадикального окисления за счет прямой активации антиоксидантных ферментов и усиления экспрессии кодирующих их генов. Оксид азота активирует также синтез цитопротекторных белков теплового шока и тормозит агрегацию тромбоцитов, препятствуя тромбообразованию.
Стресс-протекторные эффекты PgE заключаются в подавлении выброса катехоламинов симпатическими терминалями, прямом мембраностабилизирующем действии и подавлении ПОЛ.
Стресс-белки теплового шока, синтез которых активируется в ответ на любое повреждение, относятся к категории «ремонтных» белков. Они индуцируют программы, устраняющие повреждения в клетке или сами поврежденные клетки. В условиях стресса они блокируют рецепторы стероидных гормонов, препятствуя реализации их действия.
Клеточная антиоксидантная система непосредственно защищает мембраны от ПОЛ и представлена группами ферментных и неферментных антиоксидантов. К ферментным антиоксидантам относятся каталаза, супероксиддисмутаза и глютатионпероксидаза. К неферментным антиоксидантам относятся витамины Е, А, С, К, Р.
|
Таким образом, развитие ОАС и его исход зависят от характера взаимодействия сресс-реализующих и стресс-лимитирующих механизмов. Усиление последних лекарственными препаратами: нейропептидами, производными ГАМК и бензодиазепина, донаторами оксида азота, α-токоферолом, антиоксидантами, препятствует реализации дистресс-реакции.
Тесты для самоподготовки
1.Отметьте гормоны, уровень которых повышается в крови при стрессе: а – инсулин, б – АКТГ, в – андрогены, г – адреналин, д – глюкокортикоиды, е - опиоидные пептиды.
2.Укажите последствия повышения уровня опиоидных пептидов в крови при стрессе: а – снижение порога болевой чувствительности, б – повышение порога болевой чувствительности, в – гипотермия, г – гипертермия, д – анальгезия.
3.Укажите явления, характерные для стадии тревоги при стрессе: а – активация симпато-адреналовой системы, б – снижение активности симпато-адреналовой системы, в – активация надпочечников, г – истощение функции надпочечников.
4.Укажите явления, характерные для стадии резистентности при стрессе: а – повышение секреции глюкокортикоидов, б – понижение секреции глюкокортикоидов, в – усиление глюконеогенеза, г – ослабление глюконеогенеза, д – активация эритропоэза, е – угнетение эритропоэза, ж – активация лейкоцитарного фагоцитоза, з - торможение лейкоцитарного фагоцитоза, и – повышение антителообразования, к - понижение антителообразования.
5.Отметьте основные стресс-лимитирующие системы: а – фибринолитическая система, б – антиоксидантные системы, в – ГАМК-эргическая система, г – система комплемента, д – серотонинергическая система.
6.Укажите влияния опиоидных пептидов на симпатическую нервную систему при стрессе:
а – активируют её, б – тормозят её активность, в – тормозят выход норадреналина из синапсов, г – активируют выход норадреналина из синапсов, д – тормозят взаимодействие нейронов с норадреналином, е – активируют взаимодействие нейронов с норадреналином.
7.Отметьте факторы, усиливающие – А и ослабляющие – Б влияние стрессоров на организм: а – активация опиоидной системы; б – активация симпатоадреналовой системы; в – активация серотонинергической системы; г – усиление секреции кортиколиберина гипоталамусом; д – торможение перекисного окисления липидов в тканях; е – усиление образования в тканях простагландинов; ж – гиперпродукция АКТГ.
|
8.Укажите наиболее характерные последствия длительного патогенного стресса: а – дистрофия коркового слоя надпочечников, б – подавление гуморального и клеточного иммунитета, в – эрозии слизистой желудка и кишечника, г – анемии, д – аллергические реакции, е – артериальная гипертензия.
9.Укажите изменения гемодинамических показателей, характерных для кардиогенного шока: а – снижение ударного и минутного выброса крови, б – повышение ударного и минутного выброса крови, в – повышение АД, г – снижение АД, д – уменьшение ОЦК, е – увеличение ОЦК.
10.Отметьте явления, характерные для А - эректильной и Б - торпидной фазы шока: а – активация симпатоадреналовой системы; б – снижение активности симпатоадреналовой системы; в – активация гипоталамо-гипофизарной системы; г – снижение активности гипоталамо-гипофизарной системы; д – возбужденность больного; е – заторможенность больного; ж – гипорефлексия; з – гиперрефлексия.
11.Отметьте возможные причины и механизмы развития коллапса: а – распространенное артериоло-венулярное шунтирование крови, б – снижение венозного возврата крови, в – уменьшение сердечного выброса, г – гиперволемия, д – гипокортицизм, е – гипоксия, ж – олигурия.
12.Отметьте характерные причины комы: а – аутоинтоксикация продуктами метаболизма и распада тканей, б – экзогенные интоксикации, в – гипоксия, г – гиполипидемия, д – эндокринопатии, е – внеклеточная гипергидратация, ж – нормосмолярная гиперволемия, з – дефицит необходимых субстратов метаболизма.
13.Укажите явления, характерные для коматозных состояний: а – активация симпатоадреналовой системы; б – повышение функций органов; в – недостаточность функций органов; г – возбужденность больного; д – потеря сознания; е – гиперрефлексия; ж – гипо- и арефлексия.
Занятие №18
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!