История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-12-21 | 280 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Основные вопросы темы:
- характерные черты и особенности экзогенного повреждения: механического, термического, радиационного, химического, микробного, вирусного и психогенного;
- универсальные механизмы и особенности эндогенного повреждения: свободнорадикальное и перекисное окисление липидов (СПОЛ), чрезмерная активация мембраносвязанных липаз, цитотоксические факторы системы иммунобиологического надзора (ИБН), изменения осмолярности и рН;
- универсальный механизм гипоксического некробиоза.
Экспериментальная работа. Изучение роли нарушений осмотического давления как эндогенного фактора повреждения клетки.
Оснащение работы: эритроцитарная масса или свежая кровь, 1% раствор хлорида натрия, дистиллированная вода, пипетки.
Ход работы:
- приготовить 1% раствор хлорида натрия;
- пипеткой перенести в 6 градуированных пробирок возрастающие объемы: 0,28мл, 0,44мл, 0,48мл, 0,56мл, 0,6мл, 0,7мл приготовленного раствора;
- в каждой из пробирок дистиллированной водой довести объем до 1 мл и перемешать, получив возрастающие концентрации хлорида натрия: 0,28%, 0,44%, 0,48%, 0,56%, 0,6%, 0,7%;
- в каждую пробирку поместить 1 каплю крови;
- визуально определить наличие эритроцитарного гемолиза по появлению розового окрашивания;
- отметить концентрацию, при которой наступает гемолиз эритроцитов;
- объяснить механизм данного гемолиза;
- привести примеры эндогенного повреждения, реализуемые через осмотический механизм;
- привести примеры заболеваний, при которых механизм осмотического цитолиза является ведущим;
- обозначить меры профилактики и лечения осмотического цитолиза.
Самостоятельная домашняя работа
1.Проработать учебный материал по основной литературе (с.31 – 49) и конспекту лекции.
|
2.Изучить блок дополнительной информации и письменно в тетради ответить на вопросы.
3.Выполнить тестовые задания для самоподготовки и представить результаты преподавателю.
Блок информации
Свободнорадикальное и перекисное окисление липидов (СПОЛ) – необходимое звено таких важнейших клеточных процессов, как транспорт электронов в цепи дыхательных ферментов, синтез медиаторов воспаления (простагландинов и лейкотриенов), клеточное обновление (пролиферация и дифференцировка), фагоцитоз, метаболизм катехоламинов, регуляция липидного состава биомембран и активности мембраносвязанных ферментов. Помимо липидов в реакции СПОЛ могут вовлекаться белки и нуклеиновые кислоты. К естественным прооксидантам, индуцирующим образование свободных радикалов, относятся легко окисляющиеся соединения: нафтохиноны, витамины А и D, восстановители – НАДФН2, НАДН2, липоевая кислота, продукты метаболизма простагландинов и катехоламинов. Патологическое увеличение образования свободных радикалов и связанное с этим усиление СПОЛ инициируется самыми разнообразными факторами: ядами, токсинами микроорганизмов, лекарственными препаратами, гипероксией, повышенной температурой, ионизирующей радиацией, ультрафиолетовым облучением, магнитными полями и т.п.
Весь процесс СПОЛ можно условно разделить на три этапа:
1 – кислородный этап или кислородная инициация является начальным звеном эндогенного повреждения клетки и связан с образованием из воды так называемых активных форм кислорода: синглетного кислорода, супероксидного анион-радикала, пероксида водорода и гидроксильного радикала;
2 – свободнорадикальный этап, связанный с образованием свободных радикалов липидов, белков и нуклеиновых кислот под влиянием свободных радикалов 1 этапа;
3 – перекисный этап, связанный с образованием гидроперекисей липидов.
Главным субстратом СПОЛ являются полиненасыщенные жирные кислоты, входящие в состав фосфолипидов биомембран. Образующиеся конечные продукты этого процесса – диеновые и триеновые конъюгаты, малоновый диальдегид вызывают структурные перестройки белково-липидных компонентов биомембран с последующим нарушением их функций. Наиболее ярко и опасно проявляется снижение активности мембраносвязанных ферментов (Na, K-насос, Ca-насос), нарушение медиаторной и гормональной рецепции, нарушение антигенов тканевой совместимости.
|
В физиологических условиях интенсивность СПОЛ лимитируется антиоксидантными ферментными и неферментными системами, действующими на всех трех этапах его формирования.
На первом этапе действуют факторы, уменьшающие содержание О2 в клетке – акцепторы кислорода (аминокислоты метионин и цистеин) и ускоряющие использование кислорода в метаболических реакциях – акцепторы электронов (токоферолы, хиноны, витамин К). Большое значение в «гашении» свободных радикалов имеют также ферменты: супероксиддисмутаза, каталаза и пероксидаза.
На втором этапе действуют ловушки гидроксильного радикала: токоферолы, убихинон, аскорбиновая кислота, блокирующие образование свободных радикалов липидов.
На третьем этапе действуют ферментные и неферментные системы, блокирующие образование перекисей липидов: глутатионпероксидаза, каталаза, фосфолипаза, серотонин, хелаторы металлов (комплексоны). Патологический, характер СПОЛ приобретает, как правило, при несостоятельности антиоксидантной защиты.
Вопросы:
Тесты для самоподготовки
1.Отметьте: А – радиочувствительные и Б – радиорезистентные клетки и ткани: а – красный костный мозг, б – нейроны, в – миоциты, г – лимфоциты, д – эритроциты, е – остеоциты, ж – хондроциты, з – ооциты и сперматоциты, и – почечная паренхима, к – ростковый эпителий кожи и слизистых.
2.Укажите факторы, способствующие радиационному повреждению клеток: а – гипероксемия, б – гипоксемия, в - дефицит витамина Е, г - высокая митотическая активность клеток, д - низкая митотическая активность клеток.
3.Колликвационные некрозы – А и коагуляционные некрозы – Б характеризуются: а – уплотнением тканей, препятствующим углублению поражения; б – растворением тканей, способствующим углублению поражения.
|
4.Эндотоксины реализуют повреждение: а – прямым воздействием на мембранные и ферментные системы клетки – мишени; б – активацией внешней секреции факторов ИБН - цитокинов иммунными клетками.
5.Соотнесити указанные экзотоксины: А – столбнячный, Б – холерный, В – ботулинистический, Г – дифтерийный, Д – дизентерийный
с их повреждающим механизмом:
а – активирует транспорт гидрокарбонатов, натрия и воды в просвет кишки, вызывая обезвоживание организма; б – блокирует Н-холинорецепторы скелетных мышц; в – блокирует рецепторы реципрокного торможения; г – обладая фосфолипазной активностью разрушает эпителий кишечника; д – блокирует синтез белка в клетках макроорганизма.
6.Укажите ведущие механизмы гипоксического некробиоза: а - активация аэробного окисления глюкозы; б - активация анаэробного гликолиза; в – активация образования свободных радикалов кислорода; г – снижение синтеза АТФ; д - сдвиг рН в клетке в сторону ацидоза; е - активация мембранной фосфолипазы; ж – выход в цитозоль лизосомальных гидролаз.
7.Укажите варианты цитотоксического повреждения: А – подавление активности мембранной Na, K-АТФ-азы; Б – подавление активности пируватоксидазы; В – подавление активности цитохромоксидазы; Г – блокада SH-групп ферментов, реализуемые:
а – солями тяжелых металлов; б – цианидами; в – соединениями мышьяка; г – сердечными гликозидами.
8.Укажите последствия патологической активации мембраносвязанных фосфолипаз: а – образование мембранных микроразрывов; б – образование простейших каналов (кластеров); в – повышение входа в клетку ионов Na и Ca; г – повышение входа в клетку воды и набухание ее органоидов.
9.Укажите последствия патологического усиления СПОЛ: а – уплотнение биомембран и снижение входа в клетку неорганических и органических молекул; б - образование кластеров и неконтролируемый вход в клетку неорганических и органических молекул;
в – нарушения структуры и функций мембранных рецепторов; г – нарушения генерации нервных импульсов; д –нарушения внутриклеточного метаболизма; е – снижение активности ресинтеза биомембран; ж - выход лизосомальных ферментов в цитозоль и аутолиз клетки; з – активация транспорта глюкозы в клетку.
10.Укажите последствия внутриклеточного ацидоза: а – понижение проницаемости мембран для воды и электролитов; б – повышение проницаемости мембран для воды и электролитов; в – набухание клетки; г – сморщивание клетки; д – активация лизосомальных ферментов; е – активация аэробного энергообразования; ж – снижение активности синтетических реакций.
Занятие №3
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!