Физическое воспитание как педагогический процесс — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Физическое воспитание как педагогический процесс

2017-11-22 2757
Физическое воспитание как педагогический процесс 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Физическая культура с давних времен использовалась для решения задач физического воспитания. С течением времени сфера ее применения расширилась. В настоящее время физиче­ская культура — непременный компонент трудовой деятельности и организации здорового досуга, но одной из наиболее обширных областей ее использования по-прежнему остается воспитание. В воспитании физическая культура используется в наибольшем соответствии со своими целями, задачами, социальными принци­пами и общепедагогическими требованиями, предъявляемыми к воспитательному процессу. Физическое воспитание наряду с нрав­ственным, умственным, трудовым, эстетическим воспитанием яв­ляется составной частью и одной из сторон воспитания.

Для физического воспитания свойственны общие признаки пе­дагогического процесса, такие, как соблюдение воспитателем и воспитуемым педагогических принципов, учет индивидуальных особенностей занимающихся, конкретная постановка решаемых задач, формирование личности занимающегося и др. От других сторон воспитания физическое воспитание отличает следующие особенности:

оно воздействует преимущественно на двигательные способно­сти человека и служит средством управления их развитием;

дает непосредственный оздоровительный эффект;

включает в себя обучение движениям и воспитание физических качеств.

В физическом воспитании выделяют две специфические сто­роны:

1) воспитание физических качеств, или физическое воспитание в узком понимании;

2) формирование двигательных умений и навыков, или физи­ческое образование.

Такое разделение физического воспитания обусловлено тем, что каждая из его сторон обеспечивается не вполне совпадающи­ми процессами, протекающими в организме человека. Значительно упрощая, можно сказать, что для воспитания физических качеств преимущественное значение имеют биохимические сдвиги и мор-


фологические изменения в организме. Формирование и совершен­ствование двигательных умений и навыков в большой мере зави­сят от процессов, протекающих в центральной нервной системе. Эти различия обусловливают использование разных педагогиче­ских подходов в каждой из сторон физического воспитания и ча­стично решение разных задач.

Цель физического воспитания зависит от общественных по­требностей, которые оно должно удовлетворять. Как основная форма использования физической культуры, физическое воспита­ние удовлетворяет потребность общества в людях со всесторонне развитыми физическими способностями. Поэтому целью физиче­ского воспитания является воспитание физически совершенных людей, активных строителей коммунизма, всесторонне физически подготовленных к труду и защите Родины. Цель физического вос­питания тесно связана с представлением о физическом совершен­стве человека. Под физическим совершенством понимают такой уровень физического развития и физической подготовленности, который обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни. Идеал физически совершенной личности отра­жает представления о прекрасном и целесообразном в физическом состоянии человека. Он отвечает требованиям труда, военного дела, быта, предъявляемым к человеку. Физически совершен­ный — это прежде всего здоровый, физически разносторонне подго­товленный, образованный и развитый человек. Идеал физически совершенной личности тесно связан с образом жизни, соци­альным, моральным обликом человека. Представления о физиче­ском совершенстве изменяются по мере изменения общественно-экономических формаций, условий жизни и деятельности людей.

Для достижения цели в процессе физического воспитания решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и другие задачи, связанные с физическим совершенствованием человека.

Образовательные задачи, решаемые в процессе физического воспитания, включают в себя обучение жизненно важным, спор­тивным, профессионально-прикладным двигательным умениям и навыкам. Обучение движениям является частью физического образования. Это сложный педагогический процесс. Его суть заключается в формировании способности управлять перемеще­ниями своего тела по определенной программе или с учетом из­меняющихся условий двигательной деятельности.

Обучение движениям влияет на уровень развития физических качеств, а он — на успешность обучения движениям. Все это сви­детельствует об их взаимосвязи в процессе физического воспита­ния, Несмотря на различия, они представляют собой единый пе­дагогический процесс физического воспитания.

К образовательным задачам физического воспитания как пе­дагогического процесса относится изучение основ теории и мето­дики физической культуры. На основе знаний, подкрепляемых на практике, формируются убеждения в полезности и необходи­мости регулярных занятий физической культурой и спортом.


Убеждения, в свою очередь, являются основой формирования потребности в таких занятиях в течение всей жизни.

Задачи обучения двигательным умениям и навыкам, их со­вершенствования являются специфическими для физического вос­питания. Задачи, связанные с формированием системы знаний по физической культуре, являются общими для физического и умст­венного воспитания. Это еще одно свидетельство единства различ­ных сторон воспитания в педагогическом процессе физического воспитания.

Оздоровительными задачами физического воспитания являются укрепление здоровья, закаливание организма, повышение его сопротивляемости различным заболеваниям. Успешность решения оздоровительных задач зависит от соблюдения требований прин­ципа оздоровительной направленности физической культуры.

На занятиях по физическому воспитанию решается ряд и других задач, связанных с физическим развитием занимающихся. Под физическим развитием в теории физической культуры пони­мают процесс становления и развития форм и функций организ­ма человека. Он совершается под влиянием наследственности и условий жизни, в том числе воспитания, особенно физического. Физическое воспитание является одним из факторов социально­го влияния на физическое развитие. Под влиянием физического воспитания в определенных пределах могут изменяться отдель­ные показатели телосложения. Поэтому физическое воспитание — один из факторов управления физическим развитием.

Целенаправленно воздействуя на физические и психические функции человека, с помощью физического воспитания можно решать задачи реакреации и реабилитации, В первом случае име­ются в виду развлечения и активный отдых. Во втором подразуме­ваются задачи, связанные с восстановлением утраченных или укреплением ослабленных функций. При определенных условиях физическое воспитание позволяет решать задачи расширения круга общения, усиления контактов человека с природой, обогащения эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, вос­питания бережного отношения к окружающей среде, формирова­ния здорового образа жизни.

Как педагогический процесс, физическое воспитание оказыва­ет разностороннее воспитательно-образовательное воздействие. Среди воспитательных задач есть характерные только для фи­зического воспитания и общие с другими сторонами воспитания.

Характерными для физического воспитания являются задачи воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Общими с другими сторонами воспитания являются задачи нравственного, умственного, трудового и эсте­тического воспитания. Эти задачи связаны с направленным фор­мированием личности в духе коммунистической морали.

Таким образом, физическое воспитание, как педагогический процесс, является неотъемлемой составной частью коммунисти­ческого воспитания. Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полноценная.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что является целью физической культуры в СССР?

2. Какие задачи уточняют цель физической культуры?

 

3. Назовите социальные принципы физической культуры и раскройте их содержание.

4. Перечислите и раскройте требования принципа всестороннего гармони­ческого развития личности.

5. Перечислите и, раскройте требования принципа связи физической куль­туры с трудом и оборонной практикой.

6. Перечислите и раскройте содержание требований принципа оздорови­тельной направленности физической культуры.

7. Почему физическое воспитание является педагогическим процессом?

8. Назовите специфические стороны физического воспитания и дайте ха­рактеристику каждой из них.

9. Какие задачи решаются в процессе физического воспитания?

 

10. Почему взаимосвязаны обучение движениям и воспитание физических качеств?

11. Благодаря чему в процессе физического воспитания можно решать за­дачи направленного формирования личности?

12. Какова роль физического воспитания во всестороннем гармоническом развитии личности?


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.